Лекция на тему " Региональный компонент в школьном курсе географии " является особо актуальным в школьнеом курсе географии при переходе на ФГОС. Данная лекция раскрывает понятие " регаиональная географи", раскрывает цели регионального компонента школьной географии, указывает цели и основные задачи регионального образования. В данной лекции отмечены результаты изучения регионального компонента- предметные, метапредметные, личностные.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Региональный компонент в школьном курсе географии»
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
Каждому живущему в той или иной местности надо хорошо знать ее, свое природное и экономическое окружение, понимать , почему люди живут здесь так, а не иначе, каковы возможности ее изменения к лучшему. Региональная география раскрывает перед учащимися те стороны окружающей среды, которые особенно дороги каждому и близки нашему сердцу, нуждаются в заботе и внимании.
Необходимость выделения регионального компонента содержания географического образования связана с тем, что краеведческий материал позволяет с одной стороны, создать зримую, целостную картину мира, дать представление о связях в природе, и в обществе в целом, а с другой стороны , помогает увидеть их взаимодействие на определенной, конкретной территории –территории родного края .География своего края является логичным и необходимым элементом всего школьного образования и географического в частности.
Содержание регионального компонента географии имеет большие воспитательные возможности в воздействии на личность школьника, на становление его мировоззрения, дает возможность расширить и углубить основные базовые знания географического образования. В процессе такого обучения реализуются установки, характерные для краеведческого принципа- следовать в обучении от частного к общему, вести учащихся от доступных для непосредственного наблюдения объектов и явлений к выводам и обобщениям.
Целями регионального компонента географического образования являются
- формирование целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства своего края,
- воспитание человека данной территории, духовно связанного с ней, знающего и понимающего ее проблемы, с сформированной потребностью быть нужным, востребованным , значимым в своем регионе,
- развитие и закрепление навыков адаптации социально-ответственного поведения в географическом пространстве места своего проживания.
Основные задачи регионального курса географии-
- сформировать географический образ своего края на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов природы, населения и хозяйства,
- создать условия для овладения учащимися навыками самостоятельной практической работы с источниками географической информации, как традиционными , так и современными, а также прогностическими, природоохранными и поведенческими умениями,
- расширить географические и экологические знания учащихся в решении проблем окружающей действительности, адаптации к условиям современной рыночной экономики, воспитания у учащихся любви к Родине, своему родному краю,
- научить школьников решать доступные им географические проблемы,
- способствовать выбору жизненного пути и профессии.
Активные формы обучения при изучении географии своего края.
- ролевые игры - коллективные формы работы. Отличие ролевых игр состоит в том, что при их проведении необходимо больше самостоятельности и инициативности школьников,
- дискуссии - коллективное обсуждение, во время которого происходит борьба мнений, возникают противоречивые суждения, что в большой мере развивает диалектическое мышление учащихся. Дискуссия воспитывает умение слушать и слышать собеседника, уважать чужое мнение,
- практические работы на местности - их особенностью является закрепление теоретических знаний и формирование географических умений , эти работы необходимы для показа школьникам практической значимости географии своего края, раскрытия ее роли в повседневной жизни человека.
- экскурсии – способствуют распространению мировоззренческих взглядов на жизнь, пропаганде знаний о природе своей местности .
- метеорологические и гидрологические наблюдения на местности- при наличии метеостанций или метеоприборов позволяют проводить исследования непосредственно ребятами, что позволяет закрепить теоретические знания о погоде, климате, водах края, полученные на уроках географии
- использование ИКТ - трудно переоценить значимость использования ИКТ в изучении своего региона - это и возможности интерактивной доски, электронные учебники, Интернет, создание презентаций , рефератов, проектов,
-туристические походы - одно из эффективных средств комплексного изучения географии своего края, туристическая деятельность расширяет умственный кругозор учащихся, имеет экологическую и эстетическую направленность.
-семинары – это не способ проверки или оценки учебный достижений учащихся, а специфическая форма организации учебно-познавательной деятельности школьников. Семинар дает возможность закрепить знания, осуществить самоконтроль приобретенных знаний.
И , конечно, в условиях перехода на ФГОС необходимо сказать о планируемых результатах при изучении регионального компонента – личностных , метапредметных и предметных.
Личностным результатом является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой ценностных ориентаций, культурных и этнических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии своего региона-
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях( житель планеты, гражданин РФ, житель региона)
- представление о своем крае как субъекте Российской Федерации, его месте и роли в жизни страны,
- осознание единства географического пространства края как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб,
-осознание значимости и общности всех проблем края,
-эмоционально- ценностное отношение к природным богатствам края, их сохранению и рациональному природопользованию,
- патриотизм, любовь к своей « малой родине»
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни народов своего региона, толерантность,
К метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в школьном региональном компоненте курса географии-
- умение организовывать свою деятельность, определять цели и задачи, выбрать средства их реализации ,
- умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации краеведческого материала,
- уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей,
- умение ориентироваться в окружающем мире, принимать решения.
Предметными результатами освоения учащимися программы регионального компонента являются-
- понимание роли и места современной географии в решении практических задач и проблем своего региона,
- умение работать с разными источниками географической информации ,
- умение выделять ,описывать и объяснять существенные признаки географических объектов края,
- владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения характеристик компонентов природы своей местности,
- умение вести наблюдения за объектами , процессами и явлениями географической среды регион а ,их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий , оценивать их последствия,
- умение соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Чтобы действительно любить и гордиться своей « малой родиной» , нужно знать ее! Создание образа своего родного края, воспитание любви к окружающей местности, формирование гражданской позиции школьника-это одна из основных задач учителя географии. Именно география помогает учащимся увидеть мир таким,
какой он есть, сделать правильный выбор жизненного пути в этом мире.