Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.
Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.
Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности, дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли.
Программа содержит новые направления географического образования:
-комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;
- изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;
- изучение население, особенностей культуры и быта народов мира.
В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков.
Программа содержит практический компонент (20%) около 1/3 содержания. В учебной деятельности учащихся широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии,, различные источники географической информации.
Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии. 7 класс »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнешипкинская средняя общеобразовательная школа»
Заинского муниципального района РТ
«Рассмотрено»
Руководитель МО
Салихова Р.Н.
Протокол № ___ от «__»
__________________2014 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ«Верхнешипкинская СОШ»
Низамиева М.Г.
«__»________________2014 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Верхнешипкинская СОШ»
Ишматов А.Х.
Приказ № ___ от «__»_________________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по предмету
ГЕОГРАФИЯ
7 класс
на 2014/2015 учебный год
Салиховой РанииНаиловны,
учителя первой квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»______________2014г.
ВерхниеШипки, 2014
Пояснительная записка
Статусдокумента
-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта,утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года №1089
- примерная программа по биологии,созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта
- Основная образовательная программа МБОУ «ВерхнешипкинскаяСОШ»Заинского муниципального района РТ.
-Базисный учебный план на 2014-2015 год МБОУ «Верхнешипкинская СОШ»
Срок реализациипрограммы 1 год..
.
Изучение географии в 7 классе школы направлено на достижение следующих целей:
создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами;
сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку;
воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.
Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.
Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности, дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли.
Программа содержит новые направления географического образования:
-комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;
- изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;
- изучение население, особенностей культуры и быта народов мира.
В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков.
Программа содержит практический компонент (20%) около 1/3 содержания. В учебной деятельности учащихся широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, , различные источники географической информации.
Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 –х. учебных часов в неделю. Резервное время, при этом, составляет 3 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.
Оценочные практические работы
Определение по картам расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек.
Тема « Африка»
Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах.
Определение географического положения материка.
Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Тема « Австралия»
5. Сравнение географического положения Австралии и Африки.
Тема «Южная Америка»
6. Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.
7. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки.
8. Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка.
Тема «Северная Америка»
9. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.
10. Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы, населения, его хозяйственной деятельности.
Тема «Евразия»
11. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.
12. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
География как наука. Что изучает география материков. Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйствеПредставление о мире в древности.Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Географические модели. Практическая работа. № 1. Ориентирование по карте; чтение космических и аэрофотоснимков, статистических материалов.
ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК Земля как планета. Эпоха великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и мире. Современные научные исследования космического пространства.Современный облик планеты Земля. Образование и развитие Земли Как планеты. Современные методы определения возраста слагающих земную кору горных пород.
Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие.Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океанах. Территориальные сочетания минеральных ресурсов. Зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры и рельефа.
Атмосфера.Пространственные различия процессов формирования климата. Перемещение поясов атмосферного давление и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климата. Климатическая карта. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы.
Гидросфера.Распределение вод суши по материкам. Зависимость вод суши от количества тепла, осадков, испаряемости, рельефа. Главные речные системы и речные бассейны. Влияние климата на режим рек различных регионов Земли. Водные ресурсы материков и их регионов.
Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характери-стика основных закономерностей развития. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах..
Зональное и азональное распространение растительного и животного мира на материках и в океане. Антропогенные изменения природных ландшафтов. Лесные ресурсы.Особенности почвообразования в различных природных условиях. Агроклиматические ресурсы материков и их регионов.
Взаимосвязи компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах и районах материков. Основные объекты природного наследия.
Практическая работа № 2. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения. Практическая работа № 3. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.
МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ.
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соот-ношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли. Особенности природы океанов: строение рельефа дна; проявление зональности, система течений, органический мир; освоение и хозяйственное использование океана человеком. Сравнение географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов разных материков и океанов.
Население Земли.
Появление человека на Земле. Древняя родина человека, пути его расселения по материкам.Первые цивилизации и государства. Памятники древней культуры. Численность населения Земли. Человеческие расы и этносы. Самые многочисленные народы. География языков и религий. Региональные различия в плотности населения материков и стран.Взаимосвязь материальной и духовной культуры. Влияние окружающей природной среды на типы жилища, одежду, питание, религиозные верования, фольклор, традиции и обычаи, семейный уклад, занятия людей. Взаимопроникновение культурных традиций разных народов. Элементы материальной и духовной культуры как результат жизнедеятельности человека, его адаптации к окружающей среде.
Многообразие стран современного мира. Основные типы стран. Наиболее крупные по площади и численности населения страны, их столицы и крупные города.
Материки и страны.Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы.
Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материков. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества. Типовая характеристика материков (Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды) с учетом их географической специфики по плану: 1) особенности географического положения, основные черты природы, особенности открытия и освоения, деление на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы; 2) численность и размещение населения: историко-географические этапы заселения, географические различия в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт; влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества, адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание); жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде; география основных типов хозяйственной деятельности; крупнейшие города как центры культурного наследия человечества; 3) природно-хозяйственные регионы: влияние природно-исторических условий на формирование хозяйственной специализации различных территорий, географические различия в хозяйственном освоении материков и регионов, природно-хозяйственные регионы материков; 4) страны материков (рекомендуется изучение не менее 20стран, типичных для крупных регионов материков): политическая карта Евразии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Океании; краткая характеристика наиболее крупных и типичных для регионов материка стран с указанием особенностей их географического положения, природы и природных ресурсов, населения и основных видов его хозяйственной деятельности, особенностей материальной и духовной культуры народов, столицы и наиболее крупных городов; основные объекты природного и культурного наследия.
Практическая работа. № 4. Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.Практическая работа №5 Описание географического положения по плану.
Практическая работа №6 Описание рельефа по плану. Практическая работа. № 7. Краткая географическая характеристика материков, их регионов и стран различных типов.
Практическая работа № 8. Изучение политической карты мира и Европы.Практическая работа № 9. Сравнение географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов разных материков и океанов
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем.
Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране почв.
Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Сохранение качества окружающей среды.
Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования.
Практическая работа. № 10. Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений.
Практическая работа. № 11. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды..
Учебно-тематический план
тема
Количество часов
Практические работы
Источники географической информации
Природа земли и человек
Материки, океаны, народы и страны.
Природопользование и геоэкология
2
11
48
9
1
2
6
2
Всего
70
11
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф
.
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Пониманиеосновныхгеографическихвзаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
Полностьюнеусвоилматериал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Кол – во часов
Тип урока
Виды деятельности ученика
Планируемые результаты освоения материала
Практическая работа
Дата проведения
план
факт
Введение (3 часа)
1
Что изучает география материков. Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве
1
Урок изучения нового материала
Урок изучения нового материала
Работа в тетради, к/к
Описание карты по плану, Работа с картами атласа
Знать/ уметь: предмет изучения географии. Части света. Карты материков. Читать и анализировать географические карты.
2.09
2
История открытия и изучения Земли
1
Знать/уметь: основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний; показывать маршруты важнейших путешествий и объяснять результаты путешествий и научных открытий
5.09
3
Карта как источник географических знаний
1
Урок актуализации знаний и умений
Знать/уметь: история создания карт, роль, свойства и виды карт, способы изображения процессов и явлений на картах
Определение по картам расстояний между точками в градусной мере и километрах, координаты различных точек
9.09
Раздел I. Главные особенности природы Земли (9 часов)
Литосфера и рельеф Земли (2 часа)
4
Состояние и строение литосферы. Теория литосферных плит.
1
Урок изучения нового материала
Урок актуализации знаний и умений
работа в тетради, с текстом учебника
Практикум. Составление таблицы, отражающей взаимодействие внутренних и внешних рельефообра
зующих процессов
Знать/уметь: строение литосферы и земной коры; теорию литосферных плит; зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых. Показывать крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма.
Работа с картами атласа
12.09
5
Особенности рельефа Земли
1
16.09
Атмосфера и климаты Земли ( 3 часа )
6
Климатообразующие факторы
1
Урок изучения нового материала
Урок актуализации знаний и умений
Практикум
Работа с текстом учебника, составление схемы в тетради
Знать/уметь: гипотезу происхождения атмосферы; пояса освещенности и тепловые пояса; климатообразующие факторы; типы климатических поясов.
19.09
7
Распределение тепла и влаги у поверхности Земли
1
23.09
8
Климатические пояса
1
26.09
Гидросфера Земли ( 2 часа )
9
Мировой океан
1
Урок актуализации знаний и умений
Урок актуализации знаний и умений
Составление схемы, заполнение таблицы, работа с картами атласа
Знать/уметь: Мировой океан, свойства водных масс, описывать примеры взаимодействия Мирового океана с атмосферой и сушей; объяснять роль в жизни Земли.
30.09
10
Поверхностные течения в Мировом океане
1
3.10
Биосфера Земли ( 2 часа )
11
Географическая оболочка
1
Урок актуализации знаний и умений
Урок актуализации знаний и умений
Знать/уметь: гипотезу возникновения жизни на Земле; расселение по Земле животных и растений; природные комплексы и географическую зональность; анализировать карт природных зон
7.10
12
Географическая зональность
1
10.10
Земля - планета людей ( 2 часа )
13
Земля – планета людей Население земли. Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы.
1
Урок актуализации знаний и умений
Урок-путешествие
Работа с картами
Знать/уметь: показывать крупнейшие народы, крупные страны и их столицы
14.10
14
Итоговый урок по разделу «Главные особенности природы Земли»
1
Обобщающий
17.10
Раздел II. Материки и океаны ( 51 час )
Мировой океан ( 3 часа )
15
Тихий океан Особенности природы:
органический мир, освоение и хозяйственное использование океана человеком.
1
Урок изучения нового материала
Практикум
Практикум
работа с картами атласа
Практикум, работа по к/карте
Практикум
Знать: особенности природы каждого из океанов Земли, рельеф дна, образование течений, влияние океанов на природу материков, ресурсы и будущее океанов.
Уметь: показывать океаны и их части.
21.10
16
Атлантический океан
1
24.10
17
Индийский и Северный Ледовитый океаны Особенности природы: строение рельефа дна; проявление зональности, система течений
1
28.10
Африка ( 11 часов )
18
Африка. Географическое положение и история исследования
1
Урок изучения нового материала
Урок изучения нового материала
Урок актуализации знаний и умений,
Практикум
работа с картами атласа, работа в тетради
Практикум
заполнение таблицы, описание по плану
Практикум
заполнение таблицы, описание по плану
Практикум
работа с картами атласа
Практикум
Заполнение таблицы
Знать: приёмы определения географического положения, имена исследователей континента и результата их работы.
Уметь: определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка
Определение географических координат крайних точек, протяжение материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Определение географического положения материка.
31.10
19
Особенности форм рельефа
1
Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка.
Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождение полезных ископаемых
Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых
11.11
20
Климат Африки
1
Знать: особенности климата материка.
Уметь: показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов
14.11
21
Внутренние воды
1
Знать: основные речные системы, озёра материка.
Уметь: показывать внутренние воды на карте
18.11
22
Природные зоны. Экваториальные леса. Саванны. Разнообразие растительного и животных, особенности их распространения
1
Знать: особенности природных зон материка.
Уметь: объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка
21.11
23
Население Африки.
1
.
Актуализация знаний и умений
Актуализация знаний и умений
Работа с картами, описание по плану
Путешествие
Индивидуальное задание
Знать: численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту.
Уметь: определять по карте географическое положение страны и её столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы
25.11
24
Страны северной Африки. Алжир.
1
Знать: состав территории и её регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия; крупные города.
28.11
25
Центральная и западная Африка. Судан
1
2.12
26
Восточная Африка. Кения
1
5.12
27
Южная Африка
1
9.12
28
Об общение по теме
«Африка»
1
Повторение и систематизация знаний
12.12
Австралия ( 4 часа )
29
Австралия. Географическое положение и история исследования
1
Изучение нового материала
Актуализация знаний и умений
Составление описания по плану
Путешествие
Описание по плану, работа с картами, заполнение таблицы
Знать: приёмы определения географического положения Австралии, имена исследователей континента и результаты их работы.
Уметь: определять географическое положение Австралии, крайних точек, протяжённость с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы Австралии
Сравнение географическогоположеАвстралии и Африки
16.12
30
Особенности компонентов природы Австралии
1
19.12
31
Население Австралии. Австралийский союз Столица и крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества.
1
Актуализация знаний и умений
Практикум:
работа с картами
Знать: численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту.
Уметь: определять по карте географическое положение страны и её столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы
23.12
32
Океания
1
Путешествие
Знать: особенности природы, населения Океании
26.12
Южная Америка ( 6 часов )
33
Южная Америка: географическое положение и история исследования
1
Изучение новой темы. Исследование.
Актуализация знаний и умений
Изучение нового материала
Урок – путешествие
работа с картами, подготовка к пр. работе
Практикум в к/к
Характеристика по плану, работа с картами
Практикум
Заполнение таблицы по картам
Знать: приёмы определения географического положения континента , имена исследователей континента и результаты их работы.
Уметь: определять географическое положение материка, крайних точек, протяжённость с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка
13.01
34
Особенности форм рельефа материка. Размещение полезных ископаемых
1
Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка.
Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождение полезных ископаемых
Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки
16.01
35
Особенности климата. Внутренние воды
1
Знать: особенности климата материка, основные речные системы, озёра материка
Уметь: показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов, показывать внутренние воды на карте
Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки
20.01
36
Природные зоны, ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека Южной Америки
1
Знать: особенности природных зон материка.
Уметь: объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка
23.01
37
Население Южной Америки
Численность и размещение населения Южной Америки. Духовная и материальная культура человека.
1
Исследовани
Обобщение знаний
Работа с картами
Урок применений знаний и умений
Знать: численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту.
Уметь: определять по карте географическое положение страны и её столицы, показывать по карте крупные страны и их столиц
27.01
38
Страны: Бразилия, Аргентина, Перу.
1
Знать: состав терриытории и её регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия; крупные города.
Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности Перу
30.01
Антарктида (2 часа)
39
Антарктида: географическое положение, открытие и исследование.
Изучение нового материала
Конференция
Работа с текстом учебника
Путешествие, инд. Задания
Знать: приёмы определения географического положения континента , имена исследователей континента и результаты их работы.
Уметь: определять географическое положение материка, крайних точек. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка
3.02
40
Природа материка
Знать: приёмы определения географического положения континента , имена исследователей континента и результаты их работы; особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка;
особенности климата; особенности природных зон материка.
Уметь: показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов; объяснять своеобразие природы материка.
6.02
Северная Америка ( 8 часов )
41
Северная Америка: географическое положение и история исследования
1
Изучение нового материала
Актуализация знаний и умений
Практикум
Актуализация знаний и умений
Урок – путешествие
Обзорный урок с элементами беседы и практической частью
Практикум
Характеристика по плану пользуясь картами атласа
Практикум, инд. сообщения
Исследование, Заполнить таблицы «Природные зоны», инд. – доклады, работа в группах- составление характеристики одной из природных зон
Знать: приёмы определения географического положения континента , имена исследователей континента и результаты их работы.
Уметь: определять географическое положение материка, крайних точек, протяжённость с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка
10.02
42
Особенности форм рельефа материка. Размещение полезных ископаемых
1
Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка.
Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождение полезных ископаемых
13.02
43
Климат Северной Америки
1
Знать: особенности климата
Уметь: показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов.
Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий жизни и хозяйственной деятельности населения
17.02
44
Внутренние воды
1
Знать: основные речные системы, озёра материка
Уметь: показывать внутренние воды на карте
20.02
45
Природные зоны Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
1
Знать: особенности природных зон материка.
Уметь: объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка
24.02
46
Население и страны. Канада.столица и крупные города
1
Актуализация знаний и умений
Актуализация знаний и умений
Путешествие,
работа с картами
Знать: численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту, состав территории и её регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия; крупные города.
Уметь: определять по карте географическое положение страны и её столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы
27.02
47
Соединённые Штаты Америки.
1
Составление описания путешествия по США с определением особенностей природы, населения, его хозяйственной деятельностью
3.03
48
Итоговый урок по теме: «Северная Америка»
1
Систематизация и обобщение знаний
6.03
Евразия ( 15 часов )
49
Евразия: географическое положение и история исследования материка
1
Изучение нового материала
Актуализация знаний и умений
Актуализация знаний и умений
Актуализация знаний и умений
Актуализация знаний и умений
Актуализация знаний и умений
Заполнение таблицы
Практикум
Практикум, Заполнение таблицы. Характеристика
климат.пояса по плану
Практикум
Практикум
Практикум
Знать: приёмы определения географического положения континента , имена исследователей континента и результаты их работы.
Уметь: определять географическое положение материка, крайних точек, протяжённость с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка
10.03
50
Евразия как крупный природный комплекс Земли Рельеф и полезные ископаемые
1
Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка.
Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождение полезных ископаемых
13.03
51
Климат Еврази Катастрофические явления природного и техногенного характера
1
Знать: особенности климата
Уметь: показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов.
Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей
17.03
52
Внутренние воды
1
Знать: основные речные системы, озёра материка
Уметь: показывать внутренние воды на карте
20.03
52
Внутренние воды
3.04
53
Природные зоны
1
Знать: особенности природных зон материка.
Уметь: объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка
Сравнение природных зон по 40 параллели В Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения
7.04
54
Высотная поясность
1
10.04
55
Население и страны. Страны Северной Европы.
1
Урок изучения новогоматериала
Практикум
Работа с картами
Работа с картами
Практикум
Путешествие
Лекция
Семинар
Знать: численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту.
Уметь: определять по карте географическое положение страны и её столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы
14.04
56
Западная Европа. Великобритания.
1
Знать: состав территории и её регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия; крупные города.
17.04
57
Франция.
1
21.04
58
Германия.
1
24.04
59
Восточная Европа. Белоруссия. Украина.
1
28.04
60
Южная Европа. Италия.
1
1.05
61
Юго – Западная и Центральная Азия. Казахстан.
1
5.05
62
Восточная Азия. Япония. Китай.
1
8.05
63
Страны Южной и Юго – Западной Азии. Индия.
1
12.05
64
Страны Юго – Восточной Азии. Индонезия.
1
15.05
65
Итоговый урок по теме: «Евразия»
1
19.05
66
Обобщающий урок по разделу «Материки и океаны»
1
Закрепление знаний и умений по разделу: «Материки и океаны».
22.05
Раздел III. Взаимодействие природы и общества ( 4 часа )
67
Закономерности развития географической оболочки
1
Урок изучения нового материала
Творческое задание
Выступление учащихся с сообщениями
Знать: этапы развития географической оболочки.
Уметь: называть состав географической оболочки и объяснять связи между её компонентами
26.05
68
Взаимодействие природы и общества
1
Знать: как взаимодействуют природа и общество, как влияет деятельность человека на природу.
Уметь: объяснять причины географической зональности, значение природных богатств для человека, влияние человека на природу
26.05
69
Итоговый урок по теме
1
Закрепление знаний и умений по теме: «Географическая оболочка»
29.05
70
Итоговый урок по разделу
1
Закрепление знаний и умений по разделу:
«Взаимодействие природы и общества»
29.05
Учебник:
Душина И. В., Коринская В. А., Щенев В. А. Наш дом - Земля.. – М.: Дрофа, 2010.
Используемый УМК:
1. Географический атлас. 7 класс. – М.: Дрофа,2008.
Дополнительная литература:
1. Интернет – ресурсы.
2. Мультимедийные обучающие программы:
География 7 класс. «Наш дом Земля».
Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.
Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами.