kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс формирования знаний длительный и сложный, через восприятие, осмысление, запоминание и применение их. Он усложняется еще и тем, что само по себе «знание», в том числе и географическое, представляет собой сложный конгломерат структурных элементов - понятий, категорий, законов и т.д. Для получения хорошего результата в процессе обучения - формирование качественных знаний - необходима правильная организация этого процесса.   Одним из способов повышения интереса к урокам географии, углубления знаний учеников по этому предмету является использование современных информационных технологий, в частности компьютерных, на различных стадиях учебного процесса. Статья соответсвует ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ »

Булгакова Любовь Михайловна,

учитель географии МАОУ «Гимназия №6» города Губкина

Белгородской области

8-952-437-37-65

[email protected]

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Процесс формирования знаний длительный и сложный, через восприятие, осмысление, запоминание и применение их. Он усложняется еще и тем, что само по себе «знание», в том числе и географическое, представляет собой сложный конгломерат структурных элементов - понятий, категорий, законов и т.д. Для получения хорошего результата в процессе обучения - формирование качественных знаний - необходима правильная организация этого процесса. Одним из способов повышения интереса к урокам географии, углубления знаний учеников по этому предмету является использование современных информационных технологий, в частности компьютерных, на различных стадиях учебного процесса.

Компьютерные технологии обучения - это процессы сбора переработки хранения и передачи информации обучаемому, посредством компьютера. К настоящему времени наибольшее распространение получили такие технологические направления, в которых компьютер является:

- Средством для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;

- Средством информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации;

- Средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала;

- Универсальным тренажером для приобретения навыков практического применения знаний;

- Средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр по предмету изучения.

Изменение технологии получения знания учащимися на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности, ведёт к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль по­мощника, консультанта, навигатора как в мире знаний, так и в становлении у ученика «целостного качества быть Личнос­тью». Лозунг образования «Учить знаниям» также трансформируется через «Учить учиться» к актуальному для информационного общества «Учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута» и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании», а может быть, и ещё шире — выбору образа жизни, области саморазвития.

В зависимости от методического построения занятия компьютер способен работать в режиме разных технологических парадигм:

  • репродуктивной («педагогика Упанишад»: следуй за мной, делай, как я);

  • интерактивной («педагогика Сократа»: движение к истине через размышление ученика, отвечающего на вопросы учителя);

  • развивающей («педагогика саморазвития», «индиви­дуальная образовательная программа»: преподаватель опре­деляет цель и средства познания, ученик сам избирает пути и способы, которые ведут к цели);

  • парадигмы саморазвития — свободного путешествия в пространстве культуры.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материла, закреплении, применении, систематизации и обобщении, контроли и коррекции знаний и способов действий.
На основе имеющихся в школе мультимедиа- учебников можно выделить шесть основных направлений использование компьютерных технологий для развития творческих способностей учащихся на уроках географии и во внеурочное время: демонстрация материалов (наглядных пособий, карт и т.п.), показ процессов, геоинформационное обучение, проверка знаний, умение и навыков, самостоятельная работа, подготовка к олимпиадам.

1. Демонстрация наглядных материалов

Главным наглядным пособием в географии являются настенные демонстрационные карты. Однако не все они соответствуют современному уровню развития географических знаний. С помощью мультимедиа карты небольших размеров взяты из новых атласов, из научных публикаций, из Интернета можно легко превратить в самые разные демонстрационные геоизображения: статичные и динамичные, плоские и объемные.

С помощью мультимедиа возможны переход от одних объектов к другим в любой последовательности, увеличение фрагментов, наложения друг на друга. Компоновка на одном экране несколько сюжетов позволяет сопоставлять представляемые объекты, а, следовательно, способствует развитию творческого мышления учащихся.

Кроме того, с помощью мультимедиа легче создать целостный образ территории, что чрезвычайно важен при изучении страноведения.

Наряду с картами, можно показывать аэрокосмические и фотоснимки, фильмы, схемы, графики и диаграммы.

2. Показ географических процессов

Мультимедийное представление разнообразных и многочисленных географических процессов даёт возможность показать их в динамике. Особенно эффективно является сопоставление этих процессов методом наложения. Одним из важных направлений развитий творчества ребёнка здесь является самостоятельное моделирование географических процессоров на компьютере при выполнении представленных в мультимедиа-учебниках творческих заданий.

3. Геоинформационное обучение учащихся

В учебном плане по географии пока нет уроков, направленных на изучение географической информатики, но дети сами тянутся к освоению компьютерных технологий. Поэтому уроки, направленные на обучение умениям готовить сообщения, доклады, рефераты, слайдовые презентации, так же вводятся мною программы обучения географии.

4. Проверка знаний, умений и навыков учащихся

Эффективность компьютерного тестирования заключается в том, что за короткое время можно проверить достаточно большой по объему блок знаний и умений, а получение компьютерной оценки за работу способствует формированию интереса у школьников к изучению географии, организации своеобразного творческого общения с «умной» машиной. Тестовые задания имеют разный уровень сложности, поэтому учитель по своему усмотрению дифференцирует и индивидуализирует процесс проверки знаний и способов действий. Имеются варианты тестовых заданий, в которых верный ответ может быть получен в результате построения дедуктивного умозаключения, что является, по мнению И.Я. Лернера, одной из творческих процедур: на полуострове Индостан максимум атмосферных осадков приходится на: 1) Зиму; 2) Весну; 3) Лето; 4)Осень. Предпосылки успешного выполнения задания - наличие знаний о положении территории в субэкваториальном поясе, о режиме выпадения осадков, о главных особенностях циркуляции воздушных масс. В мультимедиа тестовый контроль сочетается с другими формами проверки. Приведём примеры заданий, выполнение которых основано на переносе знаний в новую ситуацию: для того чтобы промышленное предприятие загрязнял воздушный бассейн Москвы в наименьшей степени по отношению к городу оно должно располагаться на: 1) Севере; 2) Юге; 3) Западе; 4) Востоке. Посредством этого задания контролируется понимание учащимися основных особенностей циркуляции атмосферы. Примеры заданий, связанные с необходимостью установить причинно- следственные связи: - главная причина преобладания женского населения над мужским в разных странах связана с тем, что : 1) девочек рождается больше, чем мальчиков; 2) женщины живут дольше; 3) среди эмигрантов преобладают женщины.
- причиной кислотных дождей является присутствие в атмосферном воздухе оксидов: 1) углерода; 2) серы; 3) хлора; 4) водорода.

Н.Н. Баранский считал географическую карту одним из основных методов и средств географического исследования, поэтому не случайно проверка знаний учащихся с помощью карты помогает им не только лучше запомнить географическую номенклатуру, определить точное географическое положение объектов, но и выявить уровень сформированности умений учащихся работать с картой творчески.

Проверка знаний, умений и навыков учащихся с помощью таблицы наилучшим способом систематизирует знания учащихся, развивает логическое и творческое мышление. Компьютерный географический профиль, как и обычный, представляет географический разрез в вертикальной плоскости по заданному направлению, показывающий часть географической оболочки Земли. Анализ профиля учащимися - это исследовательская работа, создающая условия для повышения уровня сформированности творческих способностей.

5. Самостоятельная работа учащихся ( практикум)

Составление таблиц, схем, графические работы с контурными картами, с диаграммами способствуют развитию самостоятельного творческого мышления. Особую роль в этом играют самостоятельные работы напрогнозированием и моделирование. Например, ученикам может быть предложена программа, требующая творческого решения проблем: «продумайте, где в пределах Дальнего Востока можно построить предприятие чёрной металлургии полного цикла, и обоснуйте целесообразность его строительства». При этом формируются задачи, в ходе решения которых ученики должны обосновать выбор места строительства предприятия с точки зрения наличия сырьевой базы. Транспортно-географического положения, возможности использования производимой продукции в условиях Дальнего Востока.

6. Подготовка учащихся к олимпиадам.

Компьютерные технологии очень эффективны при организации индивидуальной работы с одаренными детьми. Цель их применения при этом является стремление не столько дать общий объём знаний, сколько развить вкус учащихся к исследовательской деятельности, способность к выполнению сложных заданий в нестандартных ситуациях, к видению новых качеств в изучаемом объекте. Система использования заданий повышенной сложности для развития творческих способностей детей, проявляющих повышенный познавательный интерес к изучению географии включает в себя:

- задания на моделирования географических ситуаций и явлений.

Примеры:

1.Как располагались бы климатические пояса в Африке, если бы она пересекалась экватором в северной части?

2.Где бы в таком случае в Африке был бы самый влажный климат (покажите синей штриховкой на схеме), а где самый сухой (покажите красной штриховкой)?

3.Где вдоль берегов Африки проходили бы теплые течения, а где холодные?

- задания на группировку объектов:

1.Разделите на группы объекты, расположенные в Южной Америке. Дайте название каждой группе, состоящей из не менее, чем 2-х объектов, групп должно быть как можно больше. В основу группировки положите зависимость этих объектов от климата: Гвианское плоскогорье, Амазонская низменность, Ла-Платская низменность, Оринокская низменность, Бразильское плоскогорье, река Ориноко, река Амазонка, льяносы, сельва, кампос, пампа, Патагония.

2. Проведите группировку животных и растений Северной Америки по их принадлежности к природным зонам: белый медведь, бизон, койот, лось, овцебык, олень, карибу, олень вапити, кактусы, типчак, бизонова трава, дуб, мхи, магнолия, клён, лишайники.

- задания на поиск причинно-следственных связей, в том числе и на составления причинно-следственных цепочек:

Пример. Составьте причинно-следственную цепочку из следующих утверждений:

1.Австралия продаёт на экспорт баранину и шерсть.

2.Австралию почти посередине пересекает южный тропик.

3.В Австралии велика площадь саванн, полупустынь и пустынь.

4.Австралия - достаточно жаркий и самый сухой материк.

5.Ведущее место в сельском хозяйстве Австралийского Союза занимает овцеводство.

- задания на узнавание объектов, явлений по данным признакам: работа с климатическими диаграммами и т.д.

- задания-тесты проверочного характера на развитее способности запоминать важные сведения, знание географической номенклатуры:

1.Начертите по памяти контур Южной Америки.

2.Проведите на нем примерно границы всех стран, расположенных на этом материке.

3.Напишите названия стран и их столиц.

- задания на сопоставление, сравнение изученных объектов, моделирование, прогнозирование географических ситуаций:

1.Приведите примеры рек мира, имеющих режим, сходный с режимом Нигера. Назовите причины сходства.

2. Где, в Австралии или Южной Америке, большую площадь занимает пустыни, где - меньшую и почему?

- задания на прогнозирование географических ситуаций:

1. Подумайте, к каким последствиям приведет создание на месте Гибралтарского пролива сухопутного моста (дамбы).

2.Известно, что Ниагарский водопад, расположенный между озерами Эри и Онтарио, из-за размыва горных пород водой постепенно отступает к озеру Эри. Что может произойти, когда водопад достигнет этого озера.

3.Спрогнозируйте, какие экологические последствия могут произойти, если реку Обь «повернуть» и направить для орошения пустынь Средней Азии.

Применение компьютерных технологий и мультимедиа при изучении географии даёт наибольший эффект в том случае, когда сами ученики участвуют в разработке некоторых тем к обучающим программам по географии.

Учитель должен не только понимать, какие знания и в каком виде передаются ученику, как можно проверить полно­ту знаний, какую роль должны и могут сыграть компьютер­ные средства, но и продумать и организовать сам процесс об­щения учеников с компьютером, сопоставить функции ком­пьютерных средств и действия ученика, виды представления и способы подачи учебного материала с помощью компью­терных средств.

Конечно, должно быть разнообразие педагогических технологий, из которых учитель имел бы возможность выбирать те, которые более соответствуют особенностям его мировоззрениям и его личности. Однако хотим мы того или нет, нам приходится обращаться к компьютерным технологиям, к информационно-образовательным ресурсам Internet . Широкое внедрение компьютера в учебный процесс изменят схему традиционной технологии обучения, а это ведет к пересмотру многих подходов к построению современного урока географии, одной из главных целей которого остается развитие творческих способностей учащихся.

Созданная мною система использования информационных технологий позволяет добиваться качественного улучшения образовательного процесса. В результате опросов, анкетирования, учащиеся называют географию одним из самых интересных и любимых предметов, стремятся реализовать себя в разнообразных мероприятиях по предмету. Учащиеся гимназии выступают на Международных, Всероссийских научно-практических конференциях наряду со студентами, аспирантами, молодыми учеными, которые организуются при Белгородском университете на геолого – географическом факультете, при Белгородском технологическом университете имени Шухова, где ребята выступают успешно и награждаются дипломами высоких степеней. Учащиеся гимназии более 10 лет участвуют в Межрегиональных экологических экспедициях школьников России. Показателями роста интереса обучающихся к географии является положительная и результативная динамика качества знаний по географии (91 %), участия детей в олимпиадах по географии. За три, последних года 31 учащийся стали победителями и призерами муниципального уровня Всероссийской олимпиады по географии. Средний балл ЕГЭ по географии вот уже много лет превышает средний балл по России и составляет 88 баллов.

Я считаю, применение информационных технологий необходимым и мотивирую это тем, что они способствуют:

- совершенствованию практических умений и навыков;

-эффективной организации самостоятельной работы ииндивидуализировать процесс обучения;

- повышению интереса к урокам географии;

- активизированию познавательной деятельности учащихся;

- делать урок и внеклассные мероприятия современными.

Список литературы

1. Баранов В.В., Поддерегин А.Ю. ЭВМ на уроках географии.//География в школе. -1986. №5 - С. 51

2. Володина Г.В. Электронно-вычислительная техника в обучении географии./В кн. «Методика обучения географии в школе». М.: Просвещение, 1997. - С. 165.

3. Высоцкий И.Р. Компьютер в образовании//Информатика и образование. – 2000. - №1 – С. 17-19

4. Гутгарц Р.Д. Чебышева Б.П. Компьютерная технология обучения//Информатика и образование. – 2000. - №5. - С. 45-49

5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения/ Давыдов В.В. - М.:ИНТАР, 1996. - 542 с.

6. Иванов Ю.П. Развитие творческой деятельности в школьных курсах географии при традиционной и инновационных системах обучения. //География в школе. 2000. - № 2. - С. 67.

7. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения/ Е.И. Машбиц.- М.: Педагогика, 1988. - 192 с.

8. Новенко Д.В. О новых технологиях в преподавании географии.//География в школе. 1999. - № 7. - С.53

9. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании/ И.В. Роберт М.: Школа-ПРЕСС, 1994. - 205 с.

10. Шейнис А.И. Обучение через Интернет: механизмы эффективного поиска географической информации.//География в школе, 1994. - №4.- С.54


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Булгакова Любовь Михайловна

Дата: 06.02.2015

Номер свидетельства: 168605

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "использование информационных технологий на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(69) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "124583"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414745761"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Игровые технологии как средство мотивации учащихся на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(87) "ighrovyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-motivatsii-uchashchikhsia-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "176084"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424360184"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "презентация к уроку географии в 7 классе на тему: "Разнообразие природы Южной Америки""
    ["seo_title"] => string(84) "priezientatsiiakurokughieoghrafiiv7klassienatiemuraznoobraziieprirodyiuzhnoiamieriki"
    ["file_id"] => string(6) "271669"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1451731039"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Использование ИКТ на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(42) "ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "235274"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443637440"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Техническая поддержка процесса обучения детей - инвалидов с применением дистанционных образовательных технологий. "
    ["seo_title"] => string(134) "tiekhnichieskaia-poddierzhka-protsiessa-obuchieniia-dietiei-invalidov-s-primienieniiem-distantsionnykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "123474"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414506076"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства