kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В период перехода общеобразовательной практики в России на государственные стандарты 2-го поколения (ФГОС -2)

возрастает ответственность учителя за организацию учебной деятельности школьников, обеспечивающую социализацию детей и развитие их творческого потенциала.

Усвоение ребенком способов практической и интеллектуальной деятельности признается ведущей целью школьного образования, а развивающий эффект учебного процесса по новым стандартам обеспечивается на основе развития самостоятельной познавательной активности обучающихся.

Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как бы не старался учитель, если школьники не работают – процесса познания нет.

Главное - приучить детей трудиться самостоятельно. Учитель настоящий не тот, кто учит, а тот,

у кого дети учатся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ» »

« РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ » Учитель географии Готовщик М.В.

« РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ »

Учитель географии Готовщик М.В.

В период перехода общеобразовательной практики в России на государственные стандарты 2-го поколения (ФГОС -2) возрастает ответственность учителя за организацию учебной деятельности школьников, обеспечивающую социализацию детей и развитие их творческого потенциала. Усвоение ребенком способов практической и интеллектуальной деятельности признается ведущей целью школьного образования, а развивающий эффект учебного процесса по новым стандартам обеспечивается на основе развития самостоятельной познавательной активности обучающихся.

В период перехода общеобразовательной практики в России на государственные стандарты 2-го поколения (ФГОС -2)

возрастает ответственность учителя за организацию учебной деятельности школьников, обеспечивающую социализацию детей и развитие их творческого потенциала.

Усвоение ребенком способов практической и интеллектуальной деятельности признается ведущей целью школьного образования, а развивающий эффект учебного процесса по новым стандартам обеспечивается на основе развития самостоятельной познавательной активности обучающихся.

«Страшная это опасность – безделье за партой, безделье 6 часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ничто не может возместить того, что упущено в главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли». Шаталов.

«Страшная это опасность – безделье за партой, безделье 6 часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ничто не может возместить того, что упущено в главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли».

Шаталов.

«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно». Дистерверг  «Знания не могут быть сообщены, человек приобретает их в результате собственной активности » Гербарт  «Плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить» Дистерверг

«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно». Дистерверг

«Знания не могут быть сообщены, человек приобретает их в результате собственной активности » Гербарт

«Плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить» Дистерверг

Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как бы не старался учитель, если школьники не работают – процесса познания нет. Главное - приучить детей трудиться самостоятельно. Учитель настоящий не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся.

Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как бы не старался учитель, если школьники не работают – процесса познания нет.

Главное - приучить детей трудиться самостоятельно. Учитель настоящий не тот, кто учит, а тот,

у кого дети учатся.

«Пирамида обучения» В результате люди способны Выступление с «театрализованным действием» Участие в дискуссии Участие в дискуссии Выступление с речью Имитация реальной деятельности Выступление с «театрализованным действием» Имитация реальной деятельности Наблюдение за конкретным действием Выполнение реального действия Выполнение реального действия Наблюдение за конкретным действием Выступление с речью Наблюдение за демонстрацией Наблюдение за демонстрацией Взгляд на экспонат/образец Взгляд на экспонат/образец Просмотр видео Просмотр видео Взгляд на рисунок Взгляд на рисунок Слушание Слушание Чтение Чтение Люди запоминают Высокий определять, перечислять, описывать, пояснять 10% прочитанного 20% услышанного 30% увиденного демонстрировать, применять,  выполнять Уровень абстракции 50% услышанного и увиденного 70% сказанного и написанного анализировать, разрабатывать, создавать, оценивать 90% сделанного и сказанного  ими по поводу их действий Низкий

«Пирамида обучения»

В результате люди способны

Выступление с «театрализованным действием»

Участие в дискуссии

Участие в дискуссии

Выступление с речью

Имитация реальной деятельности

Выступление с «театрализованным действием»

Имитация реальной деятельности

Наблюдение за конкретным действием

Выполнение реального действия

Выполнение реального действия

Наблюдение за конкретным действием

Выступление с речью

Наблюдение за демонстрацией

Наблюдение за демонстрацией

Взгляд на экспонат/образец

Взгляд на экспонат/образец

Просмотр видео

Просмотр видео

Взгляд на рисунок

Взгляд на рисунок

Слушание

Слушание

Чтение

Чтение

Люди запоминают

Высокий

определять, перечислять, описывать, пояснять

10% прочитанного

20% услышанного

30% увиденного

демонстрировать, применять,

выполнять

Уровень абстракции

50% услышанного и увиденного

70% сказанного и написанного

анализировать, разрабатывать, создавать, оценивать

90% сделанного и сказанного ими по поводу их действий

Низкий

«Конус опыта» Групповое обсуждение Лекция Обучение других/ Непосредственное применение Выполнение конкретной практики Выполнение конкретной практики Групповое обсуждение Обучение других/ Непосредственное применение Демонстрация Демонстрация Аудиовизуальзация Аудиовизуальзация Чтение Чтение Лекция 5%  10%  20%  30%  50%  75%  90%

«Конус опыта»

Групповое обсуждение

Лекция

Обучение других/ Непосредственное применение

Выполнение конкретной практики

Выполнение конкретной практики

Групповое обсуждение

Обучение других/ Непосредственное применение

Демонстрация

Демонстрация

Аудиовизуальзация

Аудиовизуальзация

Чтение

Чтение

Лекция

5%

10%

20%

30%

50%

75%

90%

Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся является организация различных самостоятельных работ. Они занимают исключительное место на уроке, т.к.ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности.  Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания.  Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом . Самостоятельная работа вынуждает, приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, думать и искать, т. e. добывать знания.

Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся является организация различных самостоятельных работ. Они занимают исключительное место на уроке, т.к.ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности.

Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания.

Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом .

Самостоятельная работа вынуждает, приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, думать и искать, т. e. добывать знания.

Функции самостоятельной работы

Функции самостоятельной работы

  • выработка способности работать самостоятельно;
  • развитие познавательной активности;
  • стимулирование творческого мышления;
  • повышение культуры умственного труда, интереса;
  • осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается");
  • формирование умения планировать время;
  • выработка ответственности и инициативности.
Самостоятельная работа важнейшая и неотъемлемая частью любого урока, позволяет исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал. К.Д. Ушинский: “ …дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью”. 7

Самостоятельная работа важнейшая и неотъемлемая частью любого урока, позволяет исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал.

К.Д. Ушинский: “ …дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью”.

7

Под самостоятельн ой учебной работой понимают любую организованную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний . Розенштейн 7

Под самостоятельн ой учебной работой понимают любую организованную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний . Розенштейн

7

Требования к организации самостоятельной работы на уроке 1.Наличие конкретной цели и ученик должен знать пути ее достижения. 2.Наличие конкретного задания 3.Четкая форма выражения результата, критерии оценки 4.Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика. 5.Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным. 6.Учитель обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы. 7.Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо основная ее задача-развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика. 7

Требования к организации самостоятельной работы на уроке

1.Наличие конкретной цели и ученик должен знать пути ее достижения.

2.Наличие конкретного задания

3.Четкая форма выражения результата, критерии оценки

4.Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика.

5.Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным.

6.Учитель обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы.

7.Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо основная ее задача-развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.

7

Планируя самостоятельную работу необходимо:  предусматривать ее место в структуре урока; оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности учеников и сложности изучаемого материала; предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении работы; определять форму заданий; устанавливать оптимальную длительность работы; предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников. 7

Планируя самостоятельную работу необходимо:

предусматривать ее место в структуре урока;

оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности учеников и сложности изучаемого материала;

предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении работы;

определять форму заданий;

устанавливать оптимальную длительность работы;

предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.

7

виды самостоятельной работы по дидактической цели 1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания; 2) закрепление и уточнение знаний; 3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач; 4) формирование умений и навыков практического характера; 5) формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

виды самостоятельной работы по дидактической цели

1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;

2) закрепление и уточнение знаний;

3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;

4) формирование умений и навыков практического характера;

5) формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

В зависимости от целей самостоятельные работы : Обучающие.  Тренировочные.  Закрепляющие. Повторительные  Развивающие.  Творческие.  Контрольные. 7

В зависимости от целей самостоятельные работы :

Обучающие.

Тренировочные.

Закрепляющие.

Повторительные

Развивающие.

Творческие.

Контрольные.

7

задания для самостоятельной работы можно разделить: 1.По методу самостоятельной работы учащихся: наблюдение; упражнение; работа с текстом учебника  2.По звеньям учебного процесса задание на восприятие задание на систематизацию задание на закрепление учебного материала задание на повторение учебного материала 3.По характеру познавательной деятельности обучаемого репродуктивные задание творческие (продуктивные) 4.По характеру руководства подробные инструкции менее подробные инструкции. 7

задания для самостоятельной работы можно разделить:

1.По методу самостоятельной работы учащихся:

наблюдение;

упражнение;

работа с текстом учебника

2.По звеньям учебного процесса

задание на восприятие

задание на систематизацию

задание на закрепление учебного материала

задание на повторение учебного материала

3.По характеру познавательной деятельности обучаемого

репродуктивные задание

творческие (продуктивные)

4.По характеру руководства

подробные инструкции

менее подробные инструкции.

7

В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы: Работа с книгой :  рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками. Упражнения:  ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения. Решение задач и практические , лабораторные работы. Проверочные, самостоятельные работы (сочинение, диктант). Доклады и рефераты, проектные работы (презентации) Ответы на вопросы по видеофильму Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях. Домашние лабораторные опыты и наблюдения. 7

В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:

Работа с книгой : рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками.

Упражнения: ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения.

Решение задач и практические , лабораторные работы.

Проверочные, самостоятельные работы (сочинение, диктант).

Доклады и рефераты, проектные работы (презентации)

Ответы на вопросы по видеофильму

Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях.

Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

7

Работа с книгой Для развития умения работы с книгой важно систематически работать с учебником на уроках. При объяснении учебного материала книгу не следует закрывать, потому что техника чтения у многих учеников низкая,  поэтому необходимо детям 1.внимательно читать вместе с учителем определения 2.выделять главные мысли параграфа 3.работать с рисунками, схемами, таблицами Задание может быть направлено на 1. подготовку по учебнику ответов на вопросы 2.составление плана параграфа или его части 3.нахождение основных терминов, выделенных курсивом 4.составление схем и таблиц на основе текста учебника. 7

Работа с книгой

Для развития умения работы с книгой

важно систематически работать

с учебником на уроках.

При объяснении учебного материала книгу не следует закрывать, потому что техника чтения у многих учеников низкая,

поэтому необходимо детям

1.внимательно читать вместе с учителем определения

2.выделять главные мысли параграфа

3.работать с рисунками, схемами, таблицами

Задание может быть направлено на

1. подготовку по учебнику ответов на вопросы

2.составление плана параграфа или его части

3.нахождение основных терминов, выделенных курсивом

4.составление схем и таблиц на основе текста учебника.

7

По стр. 42 (учебника) осадочные ? осадочные ?

По стр. 42 (учебника)

осадочные

?

осадочные

?

Какова соленость Балтийского и Красного моря и почему ?   (назовите не менее  5 ответов)

Какова соленость Балтийского и Красного моря и почему ? (назовите не менее 5 ответов)

Течение реки ? ? ? Что такое река? ? Река  – это ………? Речная система – ? ? 19

Течение реки

?

?

?

Что такое река?

?

Река – это ………?

Речная система – ?

?

19

Какие бывают реки? Их типы, их характерные черты 19

Какие бывают реки?

Их типы,

их характерные черты

19

Классификация гор по высоте  (заполните таблицу, пользуясь атласом) высокие средние Более 2000м низкие 1000-2000 До 1000

Классификация гор по высоте (заполните таблицу, пользуясь атласом)

высокие

средние

Более 2000м

низкие

1000-2000

До 1000

Классификация гор по возрасту Признаки/типы старые Высота новые Вершины Склоны Есть снег Растет лес Есть вулканы Степень освоения людьми

Классификация гор по возрасту

Признаки/типы

старые

Высота

новые

Вершины

Склоны

Есть снег

Растет лес

Есть вулканы

Степень освоения людьми

Мировой круговорот воды Конденсация водяного пара И выпадение осадков Просачивание вглубь Земли и сток с суши в океан Задание: Распределите происходящие процессы  в правильном порядке Испарение с поверхности Мирового океана Перенос воды на сушу воздушными потоками Испарение с поверхности Мирового океана

Мировой круговорот воды

Конденсация водяного пара

И выпадение осадков

Просачивание вглубь Земли и сток с суши в океан

Задание:

Распределите

происходящие процессы

в правильном

порядке

Испарение с поверхности

Мирового океана

Перенос воды на сушу воздушными потоками

Испарение с поверхности

Мирового океана

Расставьте цифры соответствующим на рисунке процессам Мирового круговорота воды  испарение –  выпадение осадков –  подземные воды –  перенос влаги –  сток с суши -

Расставьте цифры соответствующим на рисунке процессам

Мирового круговорота воды

испарение –

выпадение осадков –

подземные воды –

перенос влаги –

сток с суши -

Впиши недостающий текст. 1. Течение - это…… 2. Течение возникает под действием ……….. 3. Холодное течение обозначается стрелкой …….. Теплое ……… 4. У холодного течения температура воды ………, чем у окружающего водного потока. 5. назови течения из карты (по три примера)

Впиши недостающий текст.

1. Течение - это……

2. Течение возникает под действием ………..

3. Холодное течение обозначается стрелкой …….. Теплое ………

4. У холодного течения температура воды ………, чем у окружающего водного потока.

5. назови течения из карты (по три примера)

  • теплые  
  • холодные  
Закрепление полученного материала Я Х М А И В К Н Т А Л Т С Б В Ж И И Л М М Г П И Я О О Р С Т И Д С Д Ф Ф Д О Р Р С Е К Е О О Р У Р Ф Р Ц Е А С А З Ф Ъ Е Ш Н Р Я А Е А М С Р Х Д Н З Р А Е Ж Е Ф А Р П Я Э Ф Ф С Ф О Ы Ж И Л Г О Й К С И Л О Т Б Р З А Й

Закрепление полученного материала

Я

Х

М

А

И

В

К

Н

Т

А

Л

Т

С

Б

В

Ж

И

И

Л

М

М

Г

П

И

Я

О

О

Р

С

Т

И

Д

С

Д

Ф

Ф

Д

О

Р

Р

С

Е

К

Е

О

О

Р

У

Р

Ф

Р

Ц

Е

А

С

А

З

Ф

Ъ

Е

Ш

Н

Р

Я

А

Е

А

М

С

Р

Х

Д

Н

З

Р

А

Е

Ж

Е

Ф

А

Р

П

Я

Э

Ф

Ф

С

Ф

О

Ы

Ж

И

Л

Г

О

Й

К

С

И

Л

О

Т

Б

Р

З

А

Й

Послушайте сказку и ответьте на вопрос –  в каких агрегатных состояниях бывает вода?   У матери было 3 сына. Всем хороши сыновья, только друг друга признавать не хотели. Ничего схожего между собой не видели.  Уж если кого и вздумаю братом назвать, говорил 1 – то стекло.  А я белому дыму брат – говорил 2. Недаром нас с ним путают.  А я ни на кого не похож – говорил 3. и некого мне братом назвать, разве что слезы.  Так по сей день и спорят 3 родных брата : Синий лед, Густой туман, Частый дождь.  Друг друга братьями не называют, а матушку воду все трое родной зовут. бывает же такое на свете.

Послушайте сказку и ответьте на вопрос – в каких агрегатных состояниях бывает вода? У матери было 3 сына. Всем хороши сыновья, только друг друга признавать не хотели. Ничего схожего между собой не видели. Уж если кого и вздумаю братом назвать, говорил 1 – то стекло. А я белому дыму брат – говорил 2. Недаром нас с ним путают. А я ни на кого не похож – говорил 3. и некого мне братом назвать, разве что слезы. Так по сей день и спорят 3 родных брата : Синий лед, Густой туман, Частый дождь. Друг друга братьями не называют, а матушку воду все трое родной зовут. бывает же такое на свете.

Заполните кроссворд п о г о д а и к л и м а т

Заполните кроссворд

п

о

г

о

д

а

и

к

л

и

м

а

т

Анализ половозрастного состава осуществляется по половозрастной пирамиде. Индии Германии

Анализ половозрастного состава осуществляется по половозрастной пирамиде.

Индии

Германии

Приведите примеры стран по каждому показателю

Приведите примеры стран по каждому показателю

1. Выберите страну, в которой доля детей составляет около 40% населения, а доля пожилых возрастов - около 6%: 1 Япония 2 Канада 3 Мексика 4 Португалия 5 Австралия 6 ФРГ 2. Возрастная структура населения с высокой долей пожилых людей и низкой долей детей свойственна странам: 1 развитым 2 развивающимся 3. Страна, возрастной состав населения которой изображен на диаграмме Алжир Афганистан Парагвай Дания

1. Выберите страну, в которой доля детей составляет около 40% населения, а доля пожилых возрастов - около 6%:

1

Япония

2

Канада

3

Мексика

4

Португалия

5

Австралия

6

ФРГ

2. Возрастная структура населения с высокой долей пожилых людей и низкой долей детей свойственна странам:

1

развитым

2

развивающимся

3. Страна, возрастной состав населения которой изображен на диаграмме

Алжир

Афганистан

Парагвай

Дания

Пользуясь интернет- ресурсами,  письменно ответьте на вопросы:   1. Какие моря омывают Антарктиду и почему они так названы?  2. Какой пролив отделяет Антарктиду от ближайшего материка?  Почему он так назван?  3. Что вы знаете о Земле Грейама?  4. Как называются горы в Антарктиде, протягивающиеся с запада на восток?  5. Как называется климат в Антарктиде?  6. В чем особенность оазиса Ширмахера?  7. Самый большой ледник в Антарктиде?

Пользуясь интернет- ресурсами, письменно ответьте на вопросы: 1. Какие моря омывают Антарктиду и почему они так названы? 2. Какой пролив отделяет Антарктиду от ближайшего материка? Почему он так назван? 3. Что вы знаете о Земле Грейама? 4. Как называются горы в Антарктиде, протягивающиеся с запада на восток? 5. Как называется климат в Антарктиде? 6. В чем особенность оазиса Ширмахера? 7. Самый большой ледник в Антарктиде?

Ожидаемые результаты: 1. Успешное обучение большинства обучающихся. 2. Выполнение каждым обучающимся установленного стандарта. 3. Положительное отношение к предмету. 4.Умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности. 5.Умение вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнении практических работ, т. е. умение объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища. Если создать условия, помогающие раскрыться потенциальным возможностям обучающихся, исключить методы принуждения, использовать разнообразные формы работы на уроке, то это облегчает усвоение обучающимся программного материала, и сделает изучаемый предмет интересным.

Ожидаемые результаты:

1. Успешное обучение большинства обучающихся.

2. Выполнение каждым обучающимся установленного стандарта.

3. Положительное отношение к предмету.

4.Умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

5.Умение вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнении практических работ, т. е. умение объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища.

Если создать условия, помогающие раскрыться потенциальным возможностям обучающихся, исключить методы принуждения, использовать разнообразные формы работы на уроке, то это облегчает усвоение обучающимся программного материала, и сделает изучаемый предмет интересным.

Практический опыт учителей показал, что:

1. Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний , чем при сообщении учителем готовых знаний. 2. Организация выполнения учащимися разнообразных самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления. 3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера , что оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков. 4. при систематической организации самостоятельной работы у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают меньше времени по сравнению с учащимися классов, где самостоятельная работа не организуется или проводится нерегулярно .

Это позволяет наращивать темпы изучения материала, увеличить время на выполнение работ творческого характера.

Схема ДЛЯ СБОРА ДАННЫХ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ПОСТАНОВКУ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ ( По Шамовой Т.И.) ·  Цель : проанализировать, является ли самостоятельная работа учащихся на уроке средством включения каждого ученика в деятельность + реализовано полностью  реализовано частично  - не реализовано. 1. Была ли на уроке самостоятельная работа? 2. Сколько времени она занимала?   3. На каких этапах была самостоятельная работа: при проверке домашнего задания (время); при подготовке к усвоению новых знаний (время); при изучении нового (время); при закреплении (время). 4. Подготовлена ли она всеми предшествующими этапами работы? 5. На какой характер деятельности учащихся рассчитана самостоятельная работа? репродуктивный (время); частично-поисковый (время); исследовательский (время). 6. Формы организации самостоятельной работы: общеклассная; групповая; парная; индивидуальная. 7. Эффективно ли подведены итоги самостоятельной работы? 8. Оценить значение самостоятельной работы в достижении дидактической цели урока.

Схема ДЛЯ СБОРА ДАННЫХ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ

ПОСТАНОВКУ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ

( По Шамовой Т.И.)

· Цель : проанализировать, является ли самостоятельная работа учащихся на уроке средством включения каждого ученика в деятельность

  • + реализовано полностью
  • реализовано частично

- не реализовано.

1. Была ли на уроке самостоятельная работа?

2. Сколько времени она занимала?

 

3. На каких этапах была самостоятельная работа:

  • при проверке домашнего задания (время);
  • при подготовке к усвоению новых знаний (время);
  • при изучении нового (время);
  • при закреплении (время).

4. Подготовлена ли она всеми предшествующими этапами работы?

5. На какой характер деятельности учащихся рассчитана самостоятельная работа?

  • репродуктивный (время);
  • частично-поисковый (время);
  • исследовательский (время).

6. Формы организации самостоятельной работы:

  • общеклассная;
  • групповая;
  • парная;
  • индивидуальная.

7. Эффективно ли подведены итоги самостоятельной работы?

8. Оценить значение самостоятельной работы в достижении дидактической цели урока.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Список используемых источников:

1.Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Педагогика, 1982. - с.251-300.

2.Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. - М.: Педагогика, 1981.

3.Временные требования к обязательному минимуму содержания образовательной области “ Технологии ” (Технология, трудовое обучение, черчение). - М.: Дрофа, 2001.

4.Гуревич М.И. Директору школы об образовательной области “ Технология ” . - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999. - с.13-20.

5.Данюшенков B.C. Целостный подход к методике формирования познавательной активности учащихся при обучении физике в базовой школе. - М.: Прометей, 1995. - с.86-130.

6.Марченко А.В. Важная веха в реализации образовательной области. //Школа и производство. - 2000.- № 4. - с.15.

7.Методика обучения технологии: Книга для учителя / Под ред.В.Д. Симоненко. - Брянск; Ишим: НМД “ Технология ” , 1998.

8.Марченко А.В. Важная веха в реализации образовательной области. //Школа и производство. - 2000.- № 4. - с.15.

9.Маслоу Абраахам. Новые рубежи человеческой природы / Под ред. Балла Г. А. и др. - М.: Смысл, 1999. – с.276.

10.Методика обучения технологии: Книга для учителя / Под ред.В.Д. Симоненко. - Брянск; Ишим: НМД “ Технология ” , 1998.

11.Наймушин А.Д. Основы организации рекламы. - М.: Внешторгиздат, 1992. - с.21-30.

12.Нильсон О.А. “ Теория и практика самостоятельной работы учащихся ” -Тал., 1976.

13.Орлов В.Н. “ Активность и самостоятельность учащихся ” - 1998.

Интернет ресурсы

14. http://www.ref.by/refs/62/13615/1.html

15. http://xreferat.ru/71/5690-1-samostoyatel-naya-rabota-uchashihsya-na-uroke.html

16. http://www.coolreferat.com/

17.http://nsportal.ru/shkola/biologiya/blog/samostoyatelnaya-rabota-uchashchikhsya-na-urokakh-biologii

18. http://referatwork.ru/refs/source/ref-4526.html

19. http://referat.resurs.kz/ref/samostoyatelnaya-rabota-uchaschihsya-na-uroke/3/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»

Автор: Готовщик Марина Викторовна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126789

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Мастер - класс "Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики" "
    ["seo_title"] => string(88) "mastier-klass-razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "228931"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441550550"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Статья.  «Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского и литературы с использованием семи модулей Программы курсов». "
    ["seo_title"] => string(145) "stat-ia-razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-i-litieratury-s-ispol-zovaniiem-siemi-moduliei-proghrammy-kursov"
    ["file_id"] => string(6) "119526"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413455561"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "«Развитие познавательной активности обучающихся на уроках географии»"
    ["seo_title"] => string(73) "razvitie_poznavatelnoi_aktivnosti_obuchaiushchikhsia_na_urokakh_geografii"
    ["file_id"] => string(6) "536905"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579677575"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: Развитие познавательной активности у подростков с помощью метода проектов на уроках географии"
    ["seo_title"] => string(80) "kursovaia_rabota_na_temu_razvitie_poznavatelnoi_aktivnosti_u_podrostkov_s_pomosh"
    ["file_id"] => string(6) "515388"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1560930673"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок географии 7 класс по специальной программе 8 вида "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-ghieoghrafii-7-klass-po-spietsial-noi-proghrammie-8-vida"
    ["file_id"] => string(6) "142591"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418317532"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства