«Развитие познавательной активности обучающихся на уроках географии»
«Развитие познавательной активности обучающихся на уроках географии»
Актуальность опыта.
Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Их особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно – преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности.
Одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательной активности к предмету. Систематически укрепляя и развивая познавательную активность, можно добиться того, что она станет основой положительного отношения к учению, повлияет на результаты деятельности, на процессы мышления, воображения, памяти, чувств, которые под ее воздействием приобретут особую активность и направленность
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие познавательной активности обучающихся на уроках географии»»
«Развитие познавательной активности обучающихся на уроках географии»
1. Информация об опыте
1.1. Сведения об авторе опыта
Голева Елена Андреевна, учитель географии ГБПОУ «КЛТ», стаж – 31 год, преподаваемые предметы – география, обществознание.
1.2. Тема опыта
Развитие познавательной активности учащихся на уроках географии.
1.3. Условия становления опыта
В Кудымкарском лесотехническом техникуме работаю более 18 лет и достаточно заметно, что в последние годы по различным причинам снижается интерес у учащихся к предмету географии, как, впрочем, и к другим предметам. Компьютер, Интернет уверенно входят в нашу жизнь.
Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению исходного уровня познавательной активности учащихся на уроках географии. Анкетирование показало, что уровень познавательной активности у 30% учащихся – высокий, у 54%-средний, у 16 %-низкий. Эти результаты привели к выводу, что нужно отходить от старых методов обучения.
Для развития познавательной деятельности учащихся на уроках географии необходимо использовать более активные формы, методы и приёмы обучения. В кабинете географии созданы все необходимые условия для развития познавательной деятельности учащихся. Имеются наглядные пособия, дидактический материал, методическая литература, интерактивная доска, мультимедиа.
1.4. Актуальность опыта.
Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Их особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно – преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности.
Одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательной активности к предмету. Систематически укрепляя и развивая познавательную активность, можно добиться того, что она станет основой положительного отношения к учению, повлияет на результаты деятельности, на процессы мышления, воображения, памяти, чувств, которые под ее воздействием приобретут особую активность и направленность.
1.5.Теоретическое обоснование опыта
В основе опыта лежат педагогические идеи выдающихся педагогов:
И.Песталоцци, В.А.Сухомлинского, А.Дистервега и др., общая идея которых заключается в том, что для успешного обучения и воспитания необходимо развитие познавательной активности учащихся, их творческих способностей.
В работе находят отклик и предложения, выдвинутые Ю.К. Бабанским в научных трудах в разделе «Концепция содержания методов и форм организации обучения в современной образовательной школе», одним из его предложений является усиление мотивации учения учащихся и целенаправленное интенсивное развитие личности, её творческого потенциала. Также имеет значение технология развивающего обучения В.В.Давыдова, З.И.Калмыковой.
Обучение техникуме– это совместная деятельность, которая должна научить учащегося навыкам сотрудничества, сотворчества.
Данная проблема привлекает ещё тем, что позволяет соединить элементы других технологий в обучении: технологию опережающего обучения, технологию дифференцированного обучения и др.
Главное в этих технологиях – это идея совместной развивающей деятельности учителя и учащихся, взаимопонимание, общий анализ хода и результата. В реализации этой идеи появляется возможность учителю помочь развивать у учащихся познавательный интерес на уроке.
Основой совокупности компетентностей выпускника являются ключевые компетенции. Они выполняют интегративную роль, объединяя знания, интеллектуальную, ценностную и практическую составляющую.
Интеллектуальные, методологические, мировоззренческие, коммуникативные компетенции являются эффективными для успешной профессиональной деятельности. Обобщенные знания, проявляющиеся в умении решать жизненные и профессиональные проблемы, в способности к общению, в подготовке в области информационных технологий.
1.6.Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для активизации познавательной деятельности учащихся посредством широкого внедрения в учебный процесс активных форм обучения.
Утверждение развивающей направленности образования обусловило изменение в методике преподавания. Задачей учителя сегодня в большей степени является не преподнесение суммы знаний как таковых, а общее развитие учащихся, в частности формирование общеучебных умений как средства усвоения и приобретения знаний.
2. Технология опыта
Цель педагогического опыта: высокое качество знаний учащихся по географии, развитее творческих способностей каждого из учащихся, оптимизация учебного процесса.
Задачами педагогического опыта являются следующее:
формирование географического мышления учащихся ,развитие свободно и творчески мыслящей личности;
передача учащимся всей суммы системных знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире;
формирование у учащихся представления о целостности окружающего мира при его территориальном, социально-экономическом и природном разнообразии;
формирование географической, картографической, геоэкологической и социально-экономической грамотности - важной составляющей культуры каждого человека.
Одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательного интереса к предмету. Систематически укрепляя и развивая познавательный интерес, можно добиться того, что он станет основой положительного отношения к учению, повлияет на результаты деятельности, на процессы мышления, воображения, памяти, чувств, которые под его воздействием приобретут особую активность и направленность.
Какие же формы и методы обучения на уроке географии использую я, для развития познавательного интереса в обучении, чтобы урок был эффективным и современным?
Каждому культурному и образованному человеку нужны географические знания, особенно знания о своей стране, о своем крае. В процессе обучения курсу географии «Региональная география» большое внимание уделяется выполнению практических работ. Они способствуют закреплению географических понятий, учат понимать карты, формируют навыки самостоятельной работы. В результате их выполнения, учащиеся лучше усваивают теоретический и фактический материал, привыкают работать с различными источниками географических знаний, развивают умение сравнивать и анализировать географический материал, высказывать собственное мнение. Наряду с выполнением программных работ, есть и творческие работы. Активная работа учащегося - это подготовка своего творческого задания и стремление к практической деятельности. В такой работе ярко проявляются индивидуальные особенности: интерес к открытиям, исследованиям, путешествиям, к личности ученого, к заповедным местам, памятникам природы. Учащиеся могут выбрать себе задания и применить свои умения по желанию - сделать карту, описать путешествие, нарисовать ландшафтный пейзаж, сделать фотографии, рисунок и т.д.
Практические работы способствуют развитию обще-учебных умений, которые заложены в стандарте по географии – анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать умозаключения, высказывать собственное мнение и обосновывать его, представлять результаты работы в различных формах (выводы, тезисы, логические схемы и др.).
В обучении географии уделяется большое внимание региональному компоненту образования. У учащихся есть возможность, в ходе выполнения творческих работ, показать свои знания. На различных территориальных уровнях: страна - регион - Малая Родина. В ходе изучения регионального компонента «География России» учащиеся выполняют творческие работы о природе, населении, истории образования своего населенного пункта, о замечательных людях края. В своих работах широко используют материалы историко-краеведческого музея г Кудымкара и исторического музея нашего техникума- на основании этого материала разрабатывают проекты :»Как люблю я эту Землю», «Удивительные люди»и др.
С каждым годом дети читают все меньше, говорят все хуже. Для многих из них, главная проблема - выразить свои мысли. Многим сложно ответить на поставленный вопрос, не потому, что они не выучили урок, а потому, что не могут пересказать выученное своими словами.
Чтобы способствовать развитию навыков разговорной речи можно использовать написание сочинений. Например, после изучения каждого региона, страны, я провожу обобщающие проверочные задания сочинения - путешествия. Такая форма учебной деятельности отличается от обычного написания докладов тем, что не требует строгой научности, позволяет наглядно представить описываемые места, предполагает личное участие каждого учащегося в выдуманных им событиях. Это развивает воображение, заставляет обращаться к дополнительным источникам информации, использовать научную литературу, периодику, научно-популярные фильмы, что в свою очередь повышает интерес к географии.
Первые сочинения страдают сухостью, обилием цитат, поэтому при выполнении задания необходимо познакомить с требованиями к сочинениям, нацелить, что они должны представить себя в тех местах, о которых пишут, оговорить объем сочинения. За 3-4 урока до окончания изучения материала, учащимся дается задание написать сочинение о своем путешествии по этой стране . В своей работе нужно рассказать об интересном объекте или встрече, описать свои чувства об увиденном. указать источники дополнительной информации, предложить промежуточные, начальную и конечную точки на маршруте, описать отдельные объекты и явления.
Всякая работа с книгой, газетой, журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, устной речи учащихся, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысли учащихся. Я.А.Каменский писал: «напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют добрые книги, полные благих наставлений, примеров, законов и благочестивых правил». Возможности использования дополнительной литература на уроках не ограничены и предполагают самостоятельный поиск учащихся, степень которых зависит от возраста и их подготовленности к мыслительной деятельности. При изучении темы «Страны Африки» использую произведения А.Сент-Экзюпери «Планета людей», рассказывая о том, как французский летчик-писатель оказывается в пустыне. Далее зачитываю отрывок: «В пустыне, где воздух лишен водяного пара, земля быстро отдает дневное тепло. Становится очень холодно. Встаю, расхаживаю взад, вперед. Меня трясет, зуб на зуб не попадает». Отвечая на вопрос учителя: «Почему по ночам в пустыне так холодно?», учащиеся приходят к мысли, что водяной пар «своеобразное одеяло» планеты. А потому его отсутствие в воздухе, способствует дневному прогреву, и наоборот, - потере тепла ночью.
При изучении материков и океанов, невозможно обойтись без блестящих географических описаний в зарубежной и отечественной литературе - М.Гида, Ф. Купера, Д. Лондона, Жюль-Верна, А.С.Пушкина, И.С.Тургенева и др. Использую на уроках форму вопросов, содержание которых связано с литературными источниками:
1. Определить по карте место положения таинственного острова - последнего пристанища капитана Немо по известным координатам 35 ю.ш., 150 в.д.
2. Обозначьте место крушения корабля капитана Гранта. Его координаты 37 ю.ш., 153 в.д.
При изучении темы «Природные ресурсы» использую пейзажные выдержки из произведения И.С.Тургенева «Записки охотника»: «Глянешь с горы, какой вид: круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними, продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут небольшие дорожки; церкви белеют, между лозинками сверкает река, в четырех местах, охваченная плотинами… Но далее идете Вы. Холмы все меньше, дерева не видно». Предмет нашей науки требует развитого воображения. Как представить себе пространство планеты? Как нарисовать картины природы? Самый древний способ отображения природного разнообразия географическое описание. Поэты и писатели художественными образами помогают освоения пространства планеты, по которому можно путешествовать логикой научного воображения. Использование стихов на уроках повышает интерес к нему, усиливает эмоциональное восприятие, воспитывает чувство прекрасного, помогает научить генерализации, отбору самого важного, характерного, будят фантазию, создают условия, при которых они стремятся к творчеству, испытывают потребность больше читать и больше узнавать.
При изучении темы «Географическое положение России» использую следующие строки К.Симонова:
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов
Непобедима, широка, горда.
При изучении озера Байкал:
Лесистых гор полуовалы,
Касание голубых лекал,
И скалы, срезанные валом,
И небо, павшее в Байкал.
И сам он - величав и вечен,
В гранитной раме вырезной
И весь до донышка просвечен,
И весь до капельки родной.
Курс физической географии знакомит детей с новой интересной и древней наукой. От того насколько ярко и эмоционально начнется это знакомство, зависит дальнейший ход познаний. Поэтому я уделяю большое внимание вводному уроку и читаю учащимся такое стихотворение:
Представьте, ребята, картину вот эту:
Наш дом - это шар - Голубая планета.
Какой он огромный!
Да нет, он малютка!
Вот звезды огромны.
Становится жутко,
Как может такая пылинка родиться,
И не затеряться, и не распылиться?
Мы в доме живем под единою крышей,
Как воздухом общим с природою дышим,
Мы солнечным светом единым согреты.
Земляне! Наш дом - Голубая планета!
Далее прошу ответить учащихся на вопросы:
1. О чем это стихотворение?
2. О какой Голубой планете идет речь?
3. Если земля наш дом, нужно ли знать все о своем доме?
Приведенные примеры доказывают, что использование на уроках дополнительной литературы, поэзии способствует развитию мысли учащихся, дарит бесконечную радость момента открытия истины и дает учителю возможность совершенствовать формы и методы обучения географии.
Метод заполнения таблиц использую при изучении нового материала. В конце прохождения темы урока, учащиеся имеют в таблице ответы на многие вопросы, подлежащие регулярному повторению. Тогда при повторении они с удовольствием отвечают на вопросы. Таблицы являются результатом работы учащихся с учителем, а также самостоятельной работы с учебником, атласом и контурными картами.
Реферат - один из способов, призванных решению задач по формированию научного мировоззрения, высокой нравственности, практической подготовки учащихся к жизни. Написание реферата - это самостоятельная работа, которая активизирует развитие познавательных интересов учащихся к предмету география. Написать реферат непросто. И обучить приемам написания рефератов за короткий срок невозможно. Для написания реферата учащиеся должны иметь определенные знания по теме, уметь самостоятельно ставить и решать проблемы, делать выводы, высказывать собственное суждение, устанавливать причинно--следственные связи, сравнивать, обобщать. Ребята должны иметь навыки работы с различными источниками знаний (учебники, карты, книги, периодическая печать).
Нередко учитель недооценивает учащихся, считая, что только он может доступно объяснить сложное и непонятное. На практике я убедилась, что это могут делать и учащиеся. Некоторые функции учителя нужно и можно передавать учащимся, обеспечивая необходимую помощь и контроль.
Заранее группа делится на 4-5команд, в каждой выбирается лидер. Лидеры - это помощники учителя, вместе готовят необходимое к уроку: карточки для каждой группы, практические задания, оборудование, раздаточный материал.
1 группа.
1. Почему один из самых главных ресурсов Канады - это ЭГП.
2. Оцените природно-климатические условия для рекреационной деятельности.
3. Разработайте проект создания международной Туристической базы.
2 группа.
1. Оцените природно-климатические условия края для хозяйственной деятельности.
2. С чем связано развитие главных отраслей специализации Канады.
3. Охарактеризуйте внешние экономические связи и проблемы страны, предложите пути их разрешения.
3 группа.
1. Дайте характеристику населения страны и сделайте вывод о развитии демографической ситуации.
2. Охарактеризуйте миграционные потоки на территории Канады и за его пределами.
4 группа.
1. Назовите основные источники загрязнения окружающей среды на территории Канады.
2. Пути решения экологических проблем - разработайте проекты методов борьбы с загрязнениями окружающей среды.
Получив задание, учащиеся приступают к работе: читают самостоятельно учебник, советуются, делают записи, готовят вопросы для других групп. Лидер решает, какая из групп будет отвечать или задавать вопросы, тем самым вносится соревновательный интерес.
Одним из самых популярных творческих домашних заданий среди учащихся являются –презентации. В последствии сами ребята с удовольствием комментируют свои работы, отвечают на поставленные ребятами вопросы, это позволяет им в глазах своих однокурсников выглядеть достойно.
Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации учебного процесса. В сочетании с другими методами повышают эффективность преподавания географии, делают процесс обучения более интересным, способствуют усвоению материала, формируют навыки коллективной работы. Учебная игра позволяет использовать знаковые и образные символы как средство обучения, т.е. показать реальные объекты в символическом отображении. Дает возможность детям понять принцип моделирования как способа познания реальности и использовать его в своей познавательной деятельности. В игре учащиеся осознают и свою социальную ответственность. Они выбирают стратегию своего собственного поведения, только, пока на эмоциональном уровне.
Какие же игры, как формы и методы формирования познавательного интереса, я использую на своих уроках:
«Узнай географический объект».
Для этой игры необходимо подготовить силуэты островов, морей, озер и т.д. Учащиеся по силуэту определяют географический объект. Такого рода игры, развивают память, воображение, способствуют запоминанию географической номенклатуры и их географического положения.
Кроссворды, ребусы, шарады.
Это наиболее популярный вид настольной игры. Отвечая на вопросы кроссворда, учащиеся лучше усваивают термины и запоминают географическое название объекта, отыскивают его на карте. Для активизации познавательной деятельности учитель предлагает решить кроссворд, позднее школьники сами составляют их.
Воображаемое путешествие.
Учащимся дается задание совершить воображаемое путешествие в какой-то район планеты, страны, проявив творчество, должны описать эту страну. На контурной карте дается произвольная точка, даются ее координаты, от нее, в указанные учителем стороны горизонта, отмеряется расстояние с учетом масштаба карты, вычерчивается территория. Учащиеся дают характеристику, изображенной территории: географического положения, рельефа, климата.
Географический конкурс - КВН.
Соревнования чаще всего проходят между командами одной группы или группами одной параллели. Каждая команда выбирает знатоков по определенным областям знаний географа, биолога, климатолога, геолога и т.д.
Приветствие команд.
Разминка.
Проверка домашнего задания.
Конкурс капитанов.
Конкурс по заданию жюри.
Конкурс болельщиков.
Поведение итогов, награждение победителей.
Конкурс «Защита проектов».
Для проведения конкурса учащиеся объединяются в группы по 5 человек. В течение трех-четырех недель, они занимаются разработкой проекта по определенной теме. Например: «Проблемы Волги», «Проект создания предприятия», «Наше будущее - океан», «Города будущего» и т.д. Защита проекта сопровождается наглядным оформлением: графики, схемы, рисунки, презентация. В день защиты проекта один из участников группы докладывает о результатах. Жюри подводят итоги.
Викторина.
Одной из популярных и любимых учащимися игр является викторина. Ее основная цель повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, получаемые в процессе обучения географии. Наиболее распространенной формой географических викторин являются устные викторины. Ведущий задает вопрос, отвечает тот, кто первым поднимет руку. Жюри производит оценку ответа. Интересно проходят викторины в форме географического брейн-ринга, где соревнуются две команды одного или параллельного классов.
Олимпиады.
Наиболее популярная форма внеурочной работы по географии. Круг вопросов, затрагивающих на олимпиадах, способствуют приобщению учащихся к самостоятельной работе. Олимпиада проводится в составе «Недели географии», либо как самостоятельное мероприятие.
Использование ИКТ открывает новые возможности для развития самостоятельности мышления детей, повышает их познавательную активность, что в конечном итоге приводит к более высокому качеству образования. Мне в учебном процессе, наиболее часто удается использовать такие элементы ИКТ, как электронные учебники, электронные энциклопедии, образовательные ресурсы Интернета, презентации с фильмами и иллюстрациями, электронные пособия, демонстрируемые с помощью мультимедийного проектора.
При объяснении нового материала использую видео- и фотоматериалы, которые развивают образное мышление, формируют географические представления (горы и равнины, моря и океаны, промышленные предприятия позволяют смоделировать на экране географические процессы и явления, например. Работу со слайдами и картинами дополняю показом схем, таблиц, графиков, текстовыми фрагментами.
Использую частично материалы педагогического программного обеспечения «Экономическая и социальная география мира», «Страны мира. Географический справочник». Через проектор видеослайды и видеофрагменты проецируются на экран по изучаемым темам.
В методике преподавания предмета географии накоплен большой опыт применения элементов технологий, описанных в данном педагогическом опыте.
Применение данных технологий направлено на создание ситуации успеха для каждого учащегося.
Результат своей работы вижу в следующем:
1.Вовлечение в процесс изучения и закрепления нового материала всех учащихся группы 2.Оптимизация использования времени и применения форм и методов работы на уроке через подготовленные заранее опорные схемы.
3.Повышение учебной мотивации учащихся с разным уровнем имеющихся знаний, умений и навыков.
4. Оптимизация процесса восприятия учебного материала всеми учащимися группы независимо от их способностей.
Данные методы обучения повышают эффективность преподавания, развивают творческие способности учащихся, повышают учебную мотивацию ребятам. А это и есть главный результат работы каждого учителя.
Длительность работы над опытом.
В течение нескольких лет я использовала некоторые формы и методы обучения. Более 7-и лет тому назад я начала активно применять формы и методы обучения учащихся по разным темам курсов географии.
Диапазон опыта.
Активные формы и методы обучения, предложенные в опыте, охватывают организацию учебно-воспитательной системы учебного заведения, имеют большие возможности в решении задач и обучении и воспитания на различных этапах урока.
3. Результативность опыта
Подводя итоги своей педагогической деятельности по развитию познавательной активности учащихся на уроках географии, я выделяю следующие положительные результаты:
На протяжении 3-х последних лет наблюдается положительная динамика показателей успеваемости и качества знаний моих учеников по географии. В 2016-17уч.году мои учащиеся стали победителями российской олимпиады по географии
Педагогическая деятельность в данной системе работы позволяет сформировать устойчивый познавательный интерес ребят, способствует осознанному и прочному усвоению знаний, обозначенных в стандарте образовательного минимума, даёт возможность применить эти знания в новой ситуации и реальной жизни, а сам процесс обучения и воспитания проводить в комфортной обстановке. Таким образом, все вышеизложенное позволяет развивать и поддерживать познавательный интерес учащихся к обучению.
4. Литература:
Витейко Т.В., Сдасюк Н.Н. Проблемные и творческие задания как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся в современном уроке. География в школе №1-2.2009.
Душина И.В. Педагогические технологии обучения географии. География в школе №3.2001.
Душина И.В., Летягин А.А., Беловолова Е.А.Практическая составляющая обучения географии – основа формирования компетенций школьников. География в школе №1.2009.
Крылова О.В.Современный урок. География в школе № 2.2006.
Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. География в школе №5.2004.
Пантелеева Н.К. Реферат-Один из активных видов самостоятельной деятельности учащихся. География в школе №7.2001.
Скатова Н.Н., Попова Е.А. Современные педагогические технологии: групповая работа на уроках географии. География в школе №8.2000.
Уткина И.Ю. Развивающее обучение невозможно без карты. География в школе № 4.2001.
Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного методического процессов в школе. 2 изд. Волгоград. Учитель.2008. Интернет-ресурсы: