kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: Развитие познавательной активности у подростков с помощью метода проектов на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Развитие  познавательной  активности  у подростков  с помощью  метода проектов  на уроках географии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: Развитие познавательной активности у подростков с помощью метода проектов на уроках географии»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БИРСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СОЦИАЛЬНО­ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра психологии и педагогики



















КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Развитие познавательной активности у подростков с помощью метода проектов на уроках географии









Выполнила: студентка

4 курса ОЗО Бикбулатова З.Х.

Научный руководитель: к.псих.н., доцент Зинова И.М.







Бирск ­ 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВА-ТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ 6

1.1 Проблема познавательной активности в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе 6

1.2 Особенности познавательного развития в подростковом возрасте 11

1.3 Развитие познавательной активности подростков с помощью метода проектов на уроках географии 18

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 26

2.1 Организация и методы исследования 26

2.2 Результаты исследования познавательной активности подростков, занимающихся и не занимающихся проектной деятельностью 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 44

ПРИЛОЖЕНИЯ 46







ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования. Обучение в средней школе – необходимый этап подготовки каждого человека ко взрослой жизни, нелегкий процесс формирования личности, обеспечивающий ее образование, развитие, а также воспитание. Современная теория обучения и воспитания детей подросткового возраста при анализе педагогических явлений все в большей мере обращается к личности подростка, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением и различными педагогическими влияниями. В связи с этим достаточно актуально, что в XXI веке педагоги и психологи уделяют внимание познавательной активности детей подросткового возраста, которые в становлении личности играют роль ценных мотивов деятельности.

Важно отметить, что вопросы развития познавательной активности детей подросткового возраста являются одними из наиболее актуальных, в связи с тем, что активность представляет собой требуемое условие формирования умственных качеств личности каждого ребенка. Организация познавательной рабо­ты детей-подростков, формирование большого багажа знаний, умений высо­кого уровня обобщения возможно на основе применения метода проектов.

Проект в контексте образования есть результативная деятельность, совершаемая в специально организованных учителем условиях, что дает подростку возможность действовать самостоятельно и самостоятельно получать результат. При проектном обучении деятельность подростков имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного представления.

Метод проектов ориентирован на интерес подростков, на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, творческих способностей в процессе деятельности по поиску решения на какую-либо проблему.

Проблема проектной деятельности подростков не является совершенно новой в педагогической теории и практике. В трудах как отечественных, так и зарубежных педагогов конца XIX-начала XX веков (Дж.Дьюи, В.Х.Килпатрик, С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин и др.) раскрываются различные стороны организации проектной деятельности обучающихся. В последнее время проектная деятельность школьников исследуется со стороны педагогических закономерностей (В.П.Бедерханова, А.В.Бычков, Г.К.Селевко и др.), психологических (Н.В.Матяш, В.А.Моляко и др.), познавательных (С.Г,Щербакова, И.С.Сергеев и др.).

Психологический аспект вопросов повышения познавательной активности рассматривался в работах Г.И. Щукиной, Л.С.Выготского, Г.Крайг, Г.А.Кураева, А.Н.Леонтьевым, Т.И.ШАмовой и др. 

Формирование познавательной активности в подростковом возрасте оказывает положительное влияние на развитие личности. В связи с этим важна, по нашему мнению, целенаправленная психолого-педагогическая деятельность по развитию познавательной активности у детей подросткового возраста.

Цель исследования: изучить развития познавательной активности у подростков с помощью метода проектов на уроках географии.

Объект исследования: познавательная сфера подростков.

Предмет исследования: процесс развития познавательной активности у подростков с помощью метода проектов на уроках географии.

Гипотеза исследования: мы предположили, что у подростков, занимающихся проектной деятельностью уровень познавательной активности выше, чем у подростков, не занимающихся проектной деятельностью на уроках географии.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы нами были разработаны следующие задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить проблему познавательной активности в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.

3. Выявить уровень познавательной активности у подростков, занимающихся и не занимающихся проектной деятельностью на уроках географии.

4. Выявить различия в уровне познавательной активности у подростков, занимающихся и не занимающихся проектной деятельностью на уроках географии.

Методы исследования: теоретико-аналитический обзор научно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы: наблюдение, опрос, анализ продуктов деятельности; методы математической статистики: качественный и количественный анализ данных.

База исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 7 г.Бирск Республики Башкортостан.

Выборка: В исследовании принимали участие 40 подростков, в возрасте 13-14 лет.



ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ

1.1 Проблема познавательной активности в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе


В современных условиях социуму особенно важны лица, которые имеют повышенный общеобразовательный уровень и профессиональную степень подготовки, лица, которые способны к нахождению ответов на сложные социально-экономические, политические, научно-технические проблемы. Познавательная активность считается общественно-значимым качеством личности и складывается у подростков в учебной работе. Проблема становления познавательной активности подростков, как свидетельствуют научные работы ученых, пребывала в центре интересов педагогов с давних лет. Педагогическая реальность ежедневно подтверждает то, что образовательный процесс проходит более эффективнее в том случае, если подросток проявляет познавательную активность. Познавательную энергичность знатоки изучат со различных сторон, но  обучающихся, развивая лестный настрой и воспитывая интенсивное отношение к собственной жизни. Исследование литературных источников демонстрирует, собственно что в педагогической науке познавательная энергичность почаще всего понимается как «качество работы обучающегося, которое имеет место быть до этого всего в его отношении к содержанию и процессу учения, а еще в влечении к больше действенному изучению познаний и методик работы за наименьший отрезок времен.

Прежде всего, следует рассмотреть термин «активность», а затем обратиться к выяснению сущности понятия «познавательная активность». Выше указанные определения достаточно обширно описываются в психолого-педагогической и методической литературе. Следует отметить, что несмотря на популярное оперирование в психолого-педагогической теории и практике термином «активность», этот термин представляется достаточно сложным и неоднозначным в трактовке множества ученых-исследователей.

Первые исследователи сравнивают активность с деятельностью, вторые исследователи понимают активность как результат деятельности, следующие отмечают, что активность представляет собой более объемное понятие, чем деятельность1.

Лексика русского языка трактует общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и домашней речи термин «активность» нередко употребляется как синоним термина «деятельность». В физическом смысле термин «активность» чаще всего рассматривается как всеобщая черта живых существ, их личная динамика, как ключ поддержания ими актуально весомых связей с окружающим человека миром. Активность в данном случае соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её самостоятельного движения.

Понятием общей активности объединяется группа личностных качеств, обуславливающих внутреннюю потребность, тенденции индивида к эффективному освоению внешней действительности, внешнего мира2.

Активность личности приобретает особенную роль как важнейшее качество индивидуума, как «способность его менять находящуюся вокруг реальность в согласовании с личными необходимостями, взорами, целями»3.

По воззрению А.Н. Леонтьева активность представляет собой термин, указывающий на «способность живых созданий выполнять спонтанные движения и переменяться под действием внешних и внутренних стимулов – раздражителей»4. Познавательную энергичность знатоки изучат со различных сторон, но  обучающихся, развивая лестный настрой и воспитывая интенсивное отношение к собственной жизни. Исследование литературных источников демонстрирует, собственно что в педагогической науке познавательная энергичность почаще всего понимается как «качество работы обучающегося, которое имеет место быть до этого всего в его отношении к содержанию и процессу учения, а еще в влечении к больше действенному изучению познаний и методик работы за наименьший отрезок времен.

Активность, по воззрению Н.С. Лейтиса, выступает как «фактор, характеризующий психические процессы и свойства личности». При этом «под психической активностью – в самом общем облике – можно понимать меру взаимодействия субъекта с находящейся вокруг реальностью,… как в форме внутренних процессов, так и ряда внешних проявлений»5.

Рассмотрев варианты трактовки «активность», перейдем к рассмотрению термина «познавательная активность».


Познавательную активность специалисты исследуют со всевозможных сторон, но каждое из исследований оценивает активность как определенную долю от проблемы воспитания и развития. Сейчас проблематика познавательного интереса в образовательной школе все более обширно изучается в контексте различной деятельности обучающихся, что дает возможность творчески настроенным педагогам все успешнее создавать и развивать интересы обучающихся, развивая положительный настрой и воспитывая активное отношение к своей жизни6.

Изучение литературных источников показывает, что в педагогической науке познавательная активность чаще всего понимается как «качество деятельности обучающегося, которое проявляется прежде всего в его отношении к содержанию и процессу учения, а также в стремлении к более эффективному освоению знаний и способов деятельности за минимальный отрезок времени»7. Познавательную энергичность знатоки изучат со различных сторон, но  обучающихся, развивая лестный настрой и воспитывая интенсивное отношение к собственной жизни. Исследование литературных источников демонстрирует, собственно что в педагогической науке познавательная энергичность почаще всего понимается как «качество работы обучающегося, которое имеет место быть до этого всего в его отношении к содержанию и процессу учения, а еще в влечении к больше действенному изучению познаний и методик работы за наименьший отрезок времен. о утверждению М.И. Лисиной, познавательная энергичность занимает «структурное пространство, обозримое к уровню необходимости. Это состояние готовности к познавательной работы, то положение, которое предшествует работы и порождает ее».

Следует также отметить, что Г.И. Щукина раскрывает «познавательную активность» как качество личности школьника, которое включает стремление ребенка к познанию, и собственно выражает умственный отклик на процесс познания. В качество личности «познавательная активность» преобразуется только при устойчивом проявлении стремления к знанию8.

По утверждению М.И. Лисиной, познавательная активность занимает «структурное место, ближайшее к уровню потребности. Это положение готовности к познавательной деятельности, то состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее»9.

В основе формирования познавательной активности ребенка по мнению В.С. Ильина, лежит преодоление школьников противоречий между постоянно увеличивающимися познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в настоящий момент10. Познавательную энергичность знатоки изучат со различных сторон, но  обучающихся, развивая лестный настрой и воспитывая интенсивное отношение к собственной жизни. Исследование литературных источников демонстрирует, собственно что в педагогической науке познавательная энергичность почаще всего понимается как «качество работы обучающегося, которое имеет место быть до этого всего в его отношении к содержанию и процессу учения, а еще в влечении к больше действенному изучению познаний и методик работы за наименьший отрезок времен.

Как отмечает в работе Т.И. Шамова, важно понимать познавательную активность как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ребенка-школьника к собственно содержанию, а также процессу деятельности, в желании его к эффективному освоению знаний и способами деятельности за необходимое время»11.

Другой исследователь - Т.И. Зубкова дает следующую трактовку понятию познавательная активность. Так, Т.И.Зубкова понимает познавательную активность как естественное стремление личности к познанию, характеристика деятельности, её интенсивность и интегральное личностное образование12.

Приведем и другое определение Э.А. Красновского, по мнению которого познавательная активность это «проявление всех сторон личности подростка: это и интерес к новому, стремление к успеху, а также радость познания, это и установка к поиску ответов на задачи, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения»13.

Анализ литературы по вопросам формирования познавательной активности говорит о том, что термин этот ученые-исследователи трактуют с различных точек зрения. Одни из них отождествляют активность с деятельностью, другие исследователи считают активность результатом деятельности, некоторые считают, что активность представляет собой – более широкое понятие, чем деятельность. Включая в себя признаки интереса, внимания, готовности к действию, познавательная активность близка к понятиям любознательности, любопытства, поиска, где подчеркивается потребность в новой информации, готовность к ее переработке, инициативный и целеустремленный поиск. Она характеризуется тенденцией на достижение конечного итога, который должен привести к чувству удовлетворения от достижения намеченного, к чувству выполнения долга и утверждению себя в осуществляемой деятельности. Ее реализация зависит от уровня притязаний, потенциальных возможностей личности и внешних требований к результату14.

Фундаментальные исследования в области обучения детей подросткового возраста раскрывают процесс становления познавательной активности учащихся средней школы и определяют изменения содержания образования, формирование обобщенных способов учебной деятельности и приемов логического мышления.

В целом, педагоги-ученые определяют процесс познавательной активности подростков как целенаправленную деятельность, направленную на личностное развитие школьника и ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе.

Д.Б. Эльконин отмечает, что «развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями психических функций, возникновением в ней определенных новообразований. Развитие состоит в качественных преобразованиях различных системных процессов, что приводит к возникновению отдельных структур, когда одни из них отстают, другие забегают вперед». Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта15.

Согласно точке зрения А.Н. Леонтьева, познавательная активность побуждается потребностью подростка, то есть состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида16. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. На различных возрастных ступенях оперативно меняются виды и характер деятельности.

По мнению Н.В.Мутлу, развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде17. Познавательную энергичность знатоки изучат со различных сторон, но  обучающихся, развивая лестный настрой и воспитывая интенсивное е всего понимается как «качество работы обучающегося, которое имеет место быть до этого всего в его отношении к содержанию и процессу учения, а еще в влечении к больше действенному изучению познаний и методик работы за наименьший отрезок времен.

На основании проведенного анализа, мы определяем познавательную активность подростка как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность школьника в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности.

Итак, в завершении проведенного обзора литературных источников, можно сделать следующий вывод, что познавательная активность подростков представляет собой один из важнейших факторов повышения и одновременно показатель эффективности и результативности образовательного процесса, в связи с тем, что познавательная активность стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, а также побуждает детей подросткового возраста к самообразованию.


1.2 Особенности познавательного развития в подростковом возрасте


Процесс обучения в подростковом возрасте характеризуется введением новых предметов, наиболее сложных по содержанию и восприятию материала.

Младший подростковый возраст мы можем охарактеризовать возрастанием познавательной активности (при этом «пик любознательности» приходится на 11-12 лет), а также обогащением различных познавательных интересов.

Кроме того в данном возрасте мыслительные процессы подростка достаточно активно совершенствуются. Следует отметить, что в западной психологии развитие интеллекта в подростковом возрасте раскрывается с точки зрения совершенствования его структуры: происходит переход к формально-логическим операциям (Ж. Пиаже). В отечественной психологии в рамках системно-функционального подхода отмечается, что в подростковом возрасте главной функцией выступает развитие мышления, функция образования понятий. Как отмечает И.В.Шаповаленко, в процессе обучения, а также усвоения более обобщенных знаний и основ наук высшие психические функции понемногу преобразуются в достаточно организованные, произвольно управляемые процессы18. Изменения в когнитивной сфере оказывают влияние на отношение подростков к окружающей их действительности, а также на развитие личности подростка в целом.

Следует отметить, что восприятие в подростковом возрасте становится избирательной, целенаправленной, аналитико-синтетической деятельностью. Так, качественно улучшаются такие основные параметры внимания, как объем, устойчивость, а также интенсивность и возможность распределения и переключения. Внимание становится контролируемым, а также произвольным процессом. Важно указать и на то, что память внутренне опосредствована логическими операциями, при этом запоминание и воспроизведение приобретают смысловой характер. В тоже время повышается объем памяти, избирательность, включая и точность, мнемической деятельности подростка.

Достаточно интенсивно в этот возрастной период развивается логическая память, и в итоге это приводит к тому, что подросток все чаще прибегает к более частому использованию логической памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти.

Как отмечает А.Г.Кураев, развитие памяти определяется не только усложнением, но и повышением объема изучаемого материала, что приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. При этом его процесс запоминания сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям19.

Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти. Вследствие появления в школе многих новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запоминать подросток, в том числе механически, у него возникают проблемы с памятью, и жалобы на плохую память в этом возрасте встречаются намного чаще, чем у младших школьников.

Наряду с этим появляется интерес подростков к способам улучшения запоминания. Активно осваиваются мнемонические приемы; если же они были сформированы в начальной школе, теперь автоматизируются, становятся стилем деятельности учеников.

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане.

Как отмечает И.В.Шаповаленко, подростки способны формулировать гипотезы, рассуждать предположительно, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач. В подростковом возрасте развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и другие. Устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: школьники анализируют операции, которые они производят, способы решения задач20.

В.А.Аверин отмечает, что особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связано с интеллектуальным развитием21.

Постепенно перестраиваются процессы мышления – оперирование конкретными представлениями сменяется теоретическим мышлением. Теоретическое дискурсивное (рассуждающее) мышление строится на умении оперировать понятиями, сопоставлять их, переходить в ходе размышления от одного суждения к другому. В связи с развитием самостоятельного мышления, переходом к инициативной познавательной активности усиливаются индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности.

Связано с общим интеллектуальным развитием и развитие воображения. По мнению Г.Крайга, сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т.п. Воображение подростка, конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка22.

Отметим, что в подростковом возрасте существует и вторая линия развития воображения. Далеко не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата (создают пьесы или строят летающие авиамодели), но все они используют свое творческое воображение в процессе фантазирования. Это похоже на детскую игру. Как считает Л.С. Выготский, игра ребенка перерастает в фантазию подростка. Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Следует отметить, что фантазирует не счастливый, а неудовлетворенный человек, а в связи с тем, что в подростковом возрасте много острых личных проблем, воображение в этом возрасте становится на службу бурной эмоциональной жизни, выполняя при этом компенсаторную функцию. Но, как отмечает Г.А.Кураев, игра воображения не только доставляет удовольствие и приносит успокоение, ведь в своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь23.

Представленная выше идеальная модель того уровня психического и личностного развития, которого при благоприятных условиях (обучения и воспитания) должен достигнуть каждый подросток, реализуется далеко не всегда.

Комплексное исследование, проведенное в средних и старших классах школы, показало, что достижения многих школьников весьма далеки от теоретически возможных.

Реальные семиклассники имеют невысокий уровень общего психического развития.

Познавательная потребность у них бедна и однообразна, преобладают занимательные и пассивные формы ее удовлетворения. Общекультурные интересы достаточно широки и неустойчивы. Школьники опираются на способы механического запоминания, недостаточно используя приемы смыслового запоминания. Они не владеют в достаточной мере интеллектуальными приемами и умениями (вербального анализа, обобщения, образного анализа и синтеза). Теоретическое понятийное мышление развито слабо. И.В.Шаповаленко пишет, что личностные особенности средних школьников свидетельствуют о низком уровне саморегуляции, о выраженной школьной тревожности, неуверенности в себе, эмоциональной усталости, несоответствии уровня притязаний возможностям учащихся24.

Не умея и/или не желая учиться, не понимая необходимости этого, подросток тратит много времени и сил на домашние задания, испытывает перегрузку, отсутствие радости и отрицательные чувства к учению. Причины неуспеваемости в средних классах связаны с отсутствием адекватной мотивации учения, со смещением акцентов на формальные элементы учебной деятельности. Клеймо «неперспективных», обвиняющая позиция учителей и самообвиняющая позиция детей довершают «проблемность» успешного обучения и интеллектуального развития в подростничестве.

Старшие подростки (9-10-й класс) в целом проявили несколько более высокий, но совершенно недостаточный уровень интеллектуального и личностного развития. При этом индивидуальные результаты отдельных школьников могут быть весьма впечатляющими25.

Решающее значение для развития теоретического мышления и логической памяти имеет организация и мотивация учебной деятельности в средних классах школы, содержание учебных программ, система методов подачи учебного материала и контроля за его усвоением.

Многочисленное изучение деятельности подростка и его развития выявили особенности ребенка в этом возрасте. Одной с главных проблем в процессе обучения следует считать снижение интереса к учению. То есть, когда школа носит для ребенка второстепенный смысл, перестает быть центром духовной жизни. А. Н. Леонтьев считает, что в данной ситуации: «происходит внутренний отход от школы»26. Это может быть связано с несформированными у школьников навыками учебной деятельности. Они не дают возможности удовлетворить потребность в самоутверждении. Если учащиеся могут самостоятельно определять задачи на уроке, выбирать определенные и приемы и способы решения, то учебную деятельность можно считать сформированной. В данном случае выявляется очень важная задача для педагога — обучить способам, методам, приемам учебной деятельности, повышая тем самым интерес к предмету. Однако, даже при владении ключевыми навыками обучения, подросток не всегда способен правильно их реализовать и применять в практической деятельности. Как показали исследования Г. И. Щукиной, познавательные интересы у подростков, учащихся в одном классе, могут различаться. У некоторой части учеников могут преобладать стержневые, доминирующие признаки. У второй части интересы могут носить аморфный характер, то есть преобладание изменчивости и ситуативности. А у третьей части основополагающим будет широкой круг учебных предметов27. Следует отметить, что интерес также имеет различие в направленности учебной деятельности. То есть, одни будут выбирать для своей деятельности разбор сущности тех или иных явлений, другие стремятся к активному применению в практической деятельности полученных знаний. Все эти различия связаны с формирование у школьников мотивов к учебной деятельности. Если подростка привлекают возможности обогащения знаниями, то при его удовлетворении познавательной потребности формируются устойчивые познавательные интересы. Таким образом, удовлетворение потребностей подросткового возраста зависит от формирования мотивов учения.


1.3 Развитие познавательной активности подростков с помощью метода проектов на уроках географии



Метод проектов возник еще в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую подростки выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению28.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В других - тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Как указывает А.В.Бычков, по признаку доминирующей в проекте деятельности можно выделить следующие типы проектов29.

Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

Творческие. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Ю.А.Ермизина отмечает, что оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.30

Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Практико-ориентированные (прикладные). С.Г.Щербакова отмечает следующие отличительные особенности: прикладные проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, т.е. оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта31.

По предметно-содержательной области можно выделить следующие два типа.

Монопроекты. Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. Работа над монопроектами предусматривает часто применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам, форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно32.

По продолжительности выполнения проекты бывают:

- краткосрочными, которые могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные;

- средней продолжительности (от недели до месяца);

- долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).

Проектная деятельность способствует развитию познавательных навыков подростков, умению ориентироваться в информационном пространстве, умению искать направления и методы решения проблем, развитию критического мышления. Она предполагает формирование у них широкого круга исследовательских умений: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы. Указанные действия также являются значимыми для осуществления активного познания старшеклассниками.

Проектная деятельность способствует не только формированию умений осуществлять познание, но и открытию учащимися нового содержания географии, пока неизвестного им. Сам факт познания того, что выходит за рамки школьных учебников географии, может вызывать интерес. Содержание географического материала может удивить и озадачить, привлечь внимание, явиться серьезной мотивацией для дальнейшего изучения материала. Проектная деятельность предусматривает достижение познавательных целей, воплощенных в виде конкретного результата, имеющего теоретическое или практическое значение33.

При выборе темы проекта учителю следует понимать, что она должна быть интересна учащимся, должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, так как познание начинается с удивления.

В.Н.Рязанова, организуя проектную деятельность на уроках географии отмечает, что в 8-9 классах темы проектов более серьезные и требуют серьезной работы над литературными источниками. Эти проекты уже можно называть исследовательскими и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся34.

9 класс

№ п/п

Тема проекта

Краткое описание проекта

1

Морские ресурсы России

Чем богаты моря России? Чем грозит истощение морских ресурсов человеку? Что может вызвать истощение ресурсов и как этого избежать? Экологические проблемы морей, их влияние на ресурсы морей.

2

Открытие и освоение территории России

Забытые страницы истории освоения территории страны. Причины, побудившие людей искать новые земли. Кем были первооткрыватели земли русской?

3

Влияние человека на рельеф, последствия этого воздействия

Антропогенные ландшафты, эрозионные процессы как следствие воздействия человека на природу.

4

Климатические ресурсы России

Что мы понимаем под климатическими ресурсами? Богата ли Россия этими ресурсами? Как изменятся климатические ресурсы России в результате глобального потепления?



В старших классах проекты могут носить прикладной характер (веб-сайты, газеты, фильмы и др.), некоторые используются для проведения лекции на уроке географии (проекты-лекции), есть чисто исследовательские работы, которые ребята могут выставить на городскую конференцию «Шаг в будущее». В курсе «Экологический проект» в 9 классе ребята знакомятся с методикой создания исследовательского проекта и защищают свои проекты, например «Влияние транспорта на здоровье человека и животных».

Повысить познавательную активность на уроках географии можно через создание мультимедийных презентаций. Создание презентаций — это творческий процесс с элементами проектной деятельности. Подростки с удовольствием создают такие проекты и с ещё большим удовольствием и вниманием смотрят работы своих одноклассников, анализируют их и оценивают. В этом случае у них возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках, формируются познавательно-информационная и коммуникативная компетенции. Презентация позволяет подростку реализовать свое «я», создает для него ситуацию успеха. Презентации создают мои ученики уже с 5 класса, т.к. на уроках информатики освоили правила работы с Рower Point. Темы презентаций различны – «Лекарственные растения», «История географических открытий», «Планеты и звезды» и др.

В 9 классах по курсу «Экономическая и социальная география мира» крайне мало материала по странам. Подростки выполняют проекты по изучению стран и современным проблемам международной политики.

Более широкое изучение материала представляет интерес по ряду причин:

- знакомство с различными странами интересно и увлекательно для учащихся, они получают возможность познакомиться с особенностями каждой страны;

- созданные презентации становятся визуальным демонстрационным материалом для уроков географии;

- ученики овладевают навыками самостоятельной работы, методикой, которую смогут применить в своей будущей деятельности.

Особенно интересным является для старшеклассников и учеников среднего звена создание проектов, направленных на образное представление объектов исследования. Примером таких работ является создание образа материка Антарктиды (7 класс), гербов Западной, Восточной Сибири и Дальнего Востока (8 класс), образов стран Европы (11 класс).

З.Х.Бикбулатовой в 2016-2017 учебном году поставлена цель: формировать систему знаний о малой родине, природных условиях, ресурсах, научить учащихся давать хозяйственную оценку природных условий и окружающей среды, воспитать гражданина патриота.

Для достижения поставленной цели выдвинуты задачи: рассмотреть особенности природы родного края; изучить природу, хозяйство, население своей местности, конкретизировать общечеловеческие ценности на примере краеведческого материала: родной край, сохранение родного края, лимитирование потребностей в ресурсах, культ предков, национальных традиций, готовность к трудовой деятельности.

ФИ учащегося

Название работы

Участие в конкурсах

1

Лилия В.

«Виды почв нашей местности»

Совенок

2

Екатерина К.

Теории о происхождении Земли

Совенок

3

Аделина Г.

«Иноземцы в нашем саду»

Совенок, Малая академия

4

Вероника Ю., Юлия Н.

«Как изучали и исследовали территорию Башкортостан»

Совенок

5

Азалия Г.

Народы г.Бирска

Рефераты

6

Регина С.

Горячие точки планеты. Международные отношения в нашей жизни

Рефераты

7

Даниил А.

Описание одного из производств г. Бирска

Рефераты

8

Ляйсан Г., Диана Г.

Сфера услуг в г. Бирске

Рефераты

9

Арина А., Артем М.

Рефераты «Путешествия по Башкортостан»

Совенок

10

Лиана М.

«Промышленные предприятия Башкортостан»

Рефераты

11

Виталина А.

Путешествия по рекам Башкирии

Совенок

12

Регина Б.

Урбанизация в Башкортостане

Рефераты

13

Милена А.

Демографическая ситуация в городе Бирск

Рефераты

14

Николай М.

Чудеса света на карте мира

Рефераты

15

Илья Ч.

Дороги города Бирска

Совенок

16

Дмитрий М.

Жемчужина г.Бирска (Озеро Тауш)

Совенок

География – наука многогранная, в которой тесно переплелись многие науки: этнография, биология, экология, история, медицина, экономика, политика, астрономия. Поэтому диапазон выбора проблем для научной работы огромен. Работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом.

Таким образом, все сказанное свидетельствует о том, что проектная деятельность на уроках географии обладает широкими возможностями развития познавательной активности подростков в современной системе образования.



ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ

2.1 Организация и методы исследования


Исследование познавательной активности в подростковом возрасте позволяет эффективно определить ее влияние на дальнейшее развитие личности ребенка и способность к межличностному общению. Это очень важно, когда в настоящее время, среди молодых людей наблюдается рост негативных социальных и психологических явлений: увеличение стрессовых ситуаций, усиление неуверенности в завтрашнем дне, утрата перспектив и идеалов.

Результаты, полученные в ходе данного исследования, могут быть использованы в работе с подростками, в области познавательного, личностного развития, а также в психологическом консультировании.

Для достижения цели исследования и подтверждения выдвинутой гипотезы, нами была разработана программа исследования, состоящая из следующих этапов:

1 этап – подбор методик, подготовка к их проведению.

2 этап – исследование особенностей познавательной активности подростков, занимающихся и не занимающихся проектной деятельностью на уроках географии.

Изучение особенностей осуществлялось по следующим параметрам:

- исследование особенностей познавательной активности у подростков;

- исследование особенностей познавательной активности и мотивации у подростков.

3 этап – выявление качественных и количественных особенностей познавательной активности у подростков, занимающихся и не занимающихся проектной деятельностью на уроках географии.

Выборка: В исследовании принимали участие 40 подростков, из них 20 человек занимаются проектной деятельностью на уроках географии.

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 7 г.Бирска Республики Башкортостан.

Психологическое тестирование осуществляли в соответствии с нормами профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик: с соблюдением принципов конфиденциальности получаемой информации, обеспечения права индивида отказаться от участия в обследовании; информирования индивида об использовании получаемой информации.

Анкетирование проводилось в школе, во время перемены и во время классного часа. Каждому испытуемому был выдан листочек для записей, вопросы задавались либо автором работы вслух, либо испытуемые выполняли самостоятельно. После заполнения анкеты, листочки собрала автор работы. Ответы были подсчитаны и проанализированы, результаты отображены в диаграммах и прокомментированы.

Все испытуемые с пониманием отнеслись к исследованию, испытуемые с интересом расспрашивали о теме и целях работы, отвечали быстро, эмоционально обсуждали вопросы и комментировали их.

Все испытуемые так же проявляли интерес к теме работы и серьёзно отнеслись к выполнению своей задачи, некоторые испытуемые отвечали на вопросы в тишине и с предельной серьёзностью. На некоторые вопросы, некоторые из испытуемых затруднились ответить и либо не писали ничего, либо отвечали «не знаю», такие ответы приравнивались ответу «ничего» (т.е. всё устраивает). Все подростки идут на контакт.

Методики исследования.

Методика 1 «Диагностика уровня познавательной активности» (Г.И. Щукина, Т.И. Шамова).

Цель: выявить уровень познавательной активности подростков.

Ход проведения. Подростков предлагается ответить на вопросы анкеты, выбрав один из трех предложенных ответов.

Вопросы представлены в Приложении 2.

Критерии оценки.

9-13 – низкий уровень познавательной активности. Воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствием вопросов типа: «Почему?».

14-20-средний уровень познавательной активности. Интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

21-27-высокий уровень познавательной активности (творческий). Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.

Методика 2. Опросник изучения познавательной активности учащихся

Цель: выявить уровень познавательной активности подростков.

Инструкция: Прочитайте приведенные ниже вопросы. На листе для ответов запишите номер вопроса и букву варианта ответа, который наиболее вам подходит. Будьте внимательны, не пропустите ни одного вопроса.

Ход проведения. Подростков предлагается ответить на вопросы анкеты, выбрав один из двух предложенных ответов.

Вопросы представлены в Приложении 3.

Обработка результатов тестирования

Опросник состоит из двух групп вопросов:

- 42 вопроса, которые направлены на изучение познавательной активности;

- 10 вопросов, с помощью которых исследуется показатель неискренности или социальной желательности ответа. Варианты индивидуальных ответов сравниваются с «ключом ». За каждое совпадение ответа с « ключом » насчитывается 1 балл. Общая сумма полученных баллов сравнивается с имеющимися нормами для соответствующих возрастных групп.

«Ключ»

Познавательная активность: 16, 2а, 36, 5а, 66, 7а, 8а, 10а, 116, 12а, 136, 156, 166, 17а, 186, 20а, 21а, 226, 23а, 256, 266, 276, 286, 30а, 316, 326, 33а, 35а, 366, 37а, 38а, 40а, 41а, 426, 436, 45а, 46а, 476, 486, 506, 51а, 52а.

Шкала неискренности: 46, 9а, 146,19а, 24а, 296, 346, 396, 44а, 49а. При совпадении 6 и более ответов с «ключом» «шкалы неискренности» результаты исследования считаются недействительными для возрастного диапазона учащихся 13-17 лет.

Критерии оценки:

0-12 баллов - низкий уровень познавательной активности: Вынужден учиться так как требуют родители, учителя и т.д. Ситуативное и кратковременное осознание цели обучения. Владение системой ведущих знаний на уровне представлений и фактов. Фрагментально сформированные учебные умения, которые действуют лишь при поддержке и помощи учителя. Волевую сферу характеризуют: пассивность, непостоянство. Осуществляется эпизодический самоконтроль по эталону.)

13-25 баллов - средний уровень познавательной активности. Учение и труд выступают для учащегося в качестве средства достижения личного благополучия. Все положительные мотивы связаны с результативной стороной процесса обучения, ориентированы на успех, достижение результата. Мотивация еще не устойчива, учащийся ожидает воздействия

извне, от учителя, и подчиняется указанному пути. Владеет системой ведущих знаний на уровне оперирования понятиями, учебные умения сформированы на уровне самоуправления деятельностью по алгоритму.

Волевую сферу характеризуют качества: исполнительность, прилежность. Осуществляется систематический самоконтроль по эталону.

26-42 балла - высокий уровень познавательной активности. Сформированная устойчивая положительная мотивация учения и труда. Учащийся, выделяя то, что для него важно и интересно, сознательно стремится достичь высоких показателей в процессе обучения. Работает организованно и собранно, сознательно вместе с учителем участвует в постановке целей учения и поиске рациональных способов их достижения. Владеет системой ведущих знаний на уровне оперирования законами, самостоятельно выполняет учебно-трудовые задания. Волевую сферу характеризуют такие качества как целеустремленность, ответственность, самостоятельность. Осуществление самоконтроля.

С целью выявления достоверности выявленных различий нами был применен расчет t-критерия Стьюдента.

t-критерий был разработан Уильямом Госсетом (1876-1937) и направлен на оценку различий величин средний значений двух выборок, которые распределены по нормальному закону. Одним из главных достоинств критерия является широта его применения. Он может быть использован для сопоставления средних у связных и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине.




2.2 Результаты исследования познавательной активности подростков, занимающихся и не занимающихся проектной деятельностью


Результаты методики «Диагностика уровня познавательной активности» (Г.И. Щукина, Т.И. Шамова) подростков, не занимающихся проектной деятельностью.

Результаты методики представлены на рисунке 2.1.

Самые высокие показатели были получены по шкале «низкий уровень познавательной активности» (у 50% испытуемых).

По шкале «высокий уровень познавательной активности» показатели находятся на самом низком уровне (10%), по шкале «средний уровень познавательной активности» - на уровне 40%.

Для большей наглядности представим результаты в виде гистограммы на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 Процентное соотношение уровней познавательной

активности подростков, не занимающихся проектной деятельностью

Подростки с низким уровнем познавательной активности отличаются неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний по географии, отсутствием вопросов типа: «Почему?». На уроках географии выполняют задания, данные педагогом, однако данные подростки стремятся выполнить поставленные задачи по заданному шаблону, не прилагая к этому какого-либо интереса.

Подростки со средним уровнем познавательной активности отличаются достаточной устойчивостью волевых усилий, которая проявляется в том, что подростки стараются доделать начатое задание до конца, при этом в случае затруднений не отказывается от выполнения поставленной задачи, а стремятся найти возможные пути решения. На уроках географии подростки стараются выявить и понять смысл изучаемого географического материала, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Подростки с высоким уровнем познавательной активности проявляют на уроках географии высокие волевые качества, упорство, а также настойчивость в достижении поставленных перед ними цели, широкие и устойчивые познавательные интересы в области географии.

Результаты методики «Опросник изучения познавательной активности учащихся» подростков, не занимающихся проектной деятельностью.

Результаты методики представлены на рисунке 2.2.

Самые высокие показатели были получены по шкале «низкий уровень познавательной активности» (у 45% испытуемых).

По шкале «высокий уровень познавательной активности» показатели находятся на самом низком уровне (15%), по шкале «средний уровень познавательной активности» - на уровне 40%.

Для большей наглядности представим результаты в виде гистограммы на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 Процентное соотношение уровней познавательной

активности подростков, не занимающихся проектной деятельностью

Подростки с низким уровнем познавательной активности владеют системой ведущих знаний по географии на уровне представлений и фактов, их волевую сферу можно охарактеризовать как пассивную, непостоянную. Задания учителя выполняют по эталону.

Подростки со средним уровнем познавательной активности владеют системой ведущих знаний по географии на уровне оперирования понятиями, учебные умения по географии сформированы на уровне самоуправления деятельностью по алгоритму. Мотивация данных подростков на уроках географии связана с результативной стороной процесса обучения, ориентирована на успех, достижение результата, при этом мотивация еще не устойчива, подростки ожидают воздействия извне, от педагога, и подчиняются указанному пути. Характерными качествами волевой сферы подростков со средним уровнем познавательной активности можно описать такими качества, как исполнительность, прилежность.

Подростки с высоким уровнем познавательной активности владеют системой ведущих знаний по географии на уровне оперирования законами, самостоятельно выполняют учебно-трудовые задания. У данных подростков сформирована устойчивая положительная мотивация учения и труда. Подростки с высоким уровнем познавательной активности, выделяя то, что для него важно и интересно, осознанно стараются достичь высоких показателей в процессе обучения.

Обобщая полученные данные, можно сказать, что для подростков, не занимающихся проектной деятельностью по географии характерен низкий уровень познавательной активности.

Результаты методики «Диагностика уровня познавательной активности» (Г.И. Щукина, Т.И. Шамова) подростков, занимающихся проектной деятельностью, принимающих участие в «Малой Академии наук», «Совенок» и др.

Результаты методики представлены на рисунке 2.3.

Самые высокие показатели были получены по шкале «высокий уровень познавательной активности» (у 65% испытуемых).

По шкале «средний уровень познавательной активности» показатели находятся на втором уровне (35%). Низкий уровень познавательной активности не выявлен.

Для большей наглядности представим результаты в виде гистограммы на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 Процентное соотношение уровней познавательной

активности подростков, занимающихся проектной деятельностью

Подростки со средним уровнем познавательной активности отличаются достаточной устойчивостью волевых усилий, которая проявляется в том, что подростки стараются доделать начатое задание до конца, при этом в случае затруднений не отказывается от выполнения поставленной задачи, а стремятся найти возможные пути решения. На уроках географии подростки стараются выявить и понять смысл изучаемого географического материала, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Подростки с высоким уровнем познавательной активности проявляют на уроках географии высокие волевые качества, упорство, а также настойчивость в достижении поставленных перед ними цели, широкие и устойчивые познавательные интересы в области географии.

Результаты методики «Опросник изучения познавательной активности учащихся» подростков, занимающихся проектной деятельностью.

Результаты методики представлены на рисунке 2.4.

Самые высокие показатели были получены по шкале «высокий уровень познавательной активности» (у 60% испытуемых).

По шкале «средний уровень познавательной активности» показатели составили 40%. Низкий уровень познавательной активности не выявлен.

Для большей наглядности представим результаты в виде гистограммы на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4 Процентное соотношение уровней познавательной

активности подростков, занимающихся проектной деятельностью

Подростки со средним уровнем познавательной активности владеют системой ведущих знаний по географии на уровне оперирования понятиями, учебные умения по географии сформированы на уровне самоуправления деятельностью по алгоритму. Мотивация данных подростков на уроках географии связана с результативной стороной процесса обучения, ориентирована на успех, достижение результата, при этом мотивация еще не устойчива, подростки ожидают воздействия извне, от педагога, и подчиняются указанному пути. Характерными качествами волевой сферы подростков со средним уровнем познавательной активности можно описать такими качества, как исполнительность, прилежность.

Подростки с высоким уровнем познавательной активности владеют системой ведущих знаний по географии на уровне оперирования законами, самостоятельно выполняют учебно-трудовые задания. У данных подростков сформирована устойчивая положительная мотивация учения и труда. Подростки с высоким уровнем познавательной активности, выделяя то, что для него важно и интересно, осознанно стараются достичь высоких показателей в процессе обучения. На уроках данные подростки работают организованно и собранно, сознательно вместе с учителем участвуют в постановке целей учения и поиске рациональных способов их достижения. Их волевую сферу характеризуют такие качества как целеустремленность, ответственность, самостоятельность.

Обобщая полученные данные, можно сказать, что для подростков, занимающихся проектной деятельностью по географии характерен высокий уровень познавательной активности.

Применим методы математической статистики для выявления достоверности полученных различий.

С этой целью применим t-критерий Стьюдента.

Таблица 2.1

Результаты методик для расчета t-критерия Стьюдента.

Методика 1

Методика 2

Методика 1

Методика 2

уровень

балл

уровень

балл

уровень

балл

уровень

балл

высокий

21

высокий

27

высокий

24

высокий

38

низкий

9

низкий

2

средний

18

средний

24

низкий

14

средний

13

высокий

25

средний

23

низкий

10

низкий

3

средний

19

средний

22

низкий

9

низкий

4

высокий

24

высокий

35

средний

16

высокий

28

средний

20

средний

21

низкий

10

низкий

3

высокий

25

высокий

30

средний

15

средний

14

средний

20

средний

22

низкий

11

низкий

4

высокий

24

высокий

33

средний

14

средний

14

высокий

25

высокий

36

низкий

9

низкий

5

высокий

21

высокий

32

высокий

22

высокий

26

средний

19

средний

23

низкий

10

низкий

4

высокий

23

высокий

29

низкий

11

низкий

3

высокий

24

высокий

30

низкий

9

низкий

2

высокий

25

высокий

31

средний

15

средний

15

средний

18

средний

24

средний

14

средний

15

высокий

26

высокий

32

низкий

11

средний

17

средний

20

высокий

34

средний

16

средний

16

высокий

22

средний

25

средний

17

средний

20

высокий

23

высокий

33


Проведем расчет t-критерия Стьюдента по методике «Диагностика уровня познавательной активности» (Г.И. Щукина, Т.И. Шамова).

Таблица 2.2

Расчет t-критерия Стьюдента по методике «Диагностика уровня познавательной активности» (Г.И. Щукина, Т.И. Шамова)

Выборки

Отклонения от среднего

Квадраты отклонений

В.1

В.2

В.1

В.2

В.1

В.2

1

21 

24 

7.85 

1.75 

61.6225 

3.0625 

2

18 

-4.15 

-4.25 

17.2225 

18.0625 

3

14 

25 

0.85 

2.75 

0.7225 

7.5625 

4

10 

19 

-3.15 

-3.25 

9.9225 

10.5625 

5

24 

-4.15 

1.75 

17.2225 

3.0625 

6

16 

20 

2.85 

-2.25 

8.1225 

5.0625 

7

10 

25 

-3.15 

2.75 

9.9225 

7.5625 

8

15 

20 

1.85 

-2.25 

3.4225 

5.0625 

9

11 

24 

-2.15 

1.75 

4.6225 

3.0625 

10

14 

25 

0.85 

2.75 

0.7225 

7.5625 

11

21 

-4.15 

-1.25 

17.2225 

1.5625 

12

22 

19 

8.85 

-3.25 

78.3225 

10.5625 

13

10 

23 

-3.15 

0.75 

9.9225 

0.5625 

14

11 

24 

-2.15 

1.75 

4.6225 

3.0625 

15

25 

-4.15 

2.75 

17.2225 

7.5625 

16

15 

18 

1.85 

-4.25 

3.4225 

18.0625 

17

14 

26 

0.85 

3.75 

0.7225 

14.0625 

18

11 

20 

-2.15 

-2.25 

4.6225 

5.0625 

19

16 

22 

2.85 

-0.25 

8.1225 

0.0625 

20

17 

23 

3.85 

0.75 

14.8225 

0.5625 

Суммы:

263

445

-0

0

292.55

131.75

Среднее:

13.15

22.25

 

 

 

 


Результат: tЭмп = 8.7

Критические значения

tКр

p≤0.05

p≤0.01

2.02

2.71



Полученное эмпирическое значение t (8.7) находится в зоне значимости.


Проведем расчет t-критерия Стьюдента по методике «Опросник изучения познавательной активности учащихся».

Таблица 2.3

Расчет t-критерия Стьюдента по методике «Опросник изучения познавательной активности учащихся»

Выборки

Отклонения от среднего

Квадраты отклонений

В.1

В.2

В.1

В.2

В.1

В.2

1

27 

38 

15.25 

9.15 

232.5625 

83.7225 

2

24 

-9.75 

-4.85 

95.0625 

23.5225 

3

13 

23 

1.25 

-5.85 

1.5625 

34.2225 

4

22 

-8.75 

-6.85 

76.5625 

46.9225 

5

35 

-7.75 

6.15 

60.0625 

37.8225 

6

28 

21 

16.25 

-7.85 

264.0625 

61.6225 

7

30 

-8.75 

1.15 

76.5625 

1.3225 

8

14 

22 

2.25 

-6.85 

5.0625 

46.9225 

9

33 

-7.75 

4.15 

60.0625 

17.2225 

10

14 

36 

2.25 

7.15 

5.0625 

51.1225 

11

32 

-6.75 

3.15 

45.5625 

9.9225 

12

26 

23 

14.25 

-5.85 

203.0625 

34.2225 

13

29 

-7.75 

0.15 

60.0625 

0.0225 

14

30 

-8.75 

1.15 

76.5625 

1.3225 

15

31 

-9.75 

2.15 

95.0625 

4.6225 

16

15 

24 

3.25 

-4.85 

10.5625 

23.5225 

17

15 

32 

3.25 

3.15 

10.5625 

9.9225 

18

17 

34 

5.25 

5.15 

27.5625 

26.5225 

19

16 

25 

4.25 

-3.85 

18.0625 

14.8225 

20

20 

33 

8.25 

4.15 

68.0625 

17.2225 

Суммы:

235

577

0

-0

1491.75

546.55

Среднее:

11.75

28.85

 

 

 

 


Результат: tЭмп = 7.4



Критические значения

tКр

p≤0.05

p≤0.01

2.02

2.71



Полученное эмпирическое значение t (7.4) находится в зоне значимости.



Заключение



Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Развитие познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности – одна из вечных проблем педагогики.

Под познавательной активностью мы понимаем сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов – субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.) и объективных (окружающие условия, личность учителя, приемы и методы преподавания).  Активность подростка проявляется в волевых действиях, деятельном состоянии, которому свойственны глубокий интерес к учению, усиление инициативы. Познавательную энергичность знатоки изучат со различных сторон, но любое из изучений рассматривает энергичность как конкретную долю от трудности воспитания и становления. В данный момент проблематика познавательного внимания в образовательной школе все больше широко исследуется в контексте разной работы обучающихся, собственно что выделяет вероятность творчески настроенным воспитателям все успешнее делать и развивать интересы обучающихся, развивая лестный настрой и воспитывая интенсивное отношение к собственной жизни.
Исследование литературных источников демонстрирует, собственно что в педагогической науке познавательная энергичность почаще всего понимается как «качество работы обучающегося, которое имеет место быть до этого всего в его отношении к содержанию и процессу учения, а еще в влечении к больше действенному изучению познаний и методик работы за наименьший отрезок времен. Идет по стопам еще обозначить, собственно что Г.И. Щукина открывает «познавательную активность» как качество личности подростка, которое подключает влечение малыша к знанию, и именно выражает интеллектуальный резонанс на процесс знания. В качество личности «познавательная активность» преобразуется лишь только при устойчивом проявлении влечения к познанию .
По утверждению М.И. Лисиной, познавательная энергичность занимает «структурное пространство, обозримое к уровню необходимости. Это состояние готовности к познавательной работы, то положение, которое предшествует работы и порождает ее».

Исследование познавательной активности в подростковом возрасте позволяет эффективно определить ее влияние на дальнейшее развитие личности ребенка и способность к межличностному общению.

Для достижения цели исследования и подтверждения выдвинутой гипотезы, нами была разработана программа исследования, состоящая из следующих этапов:

1 этап – подбор методик, подготовка к их проведению.

2 этап – исследование особенностей познавательной активности подростков, занимающихся и не занимающихся проектной деятельностью на уроках географии.

Изучение особенностей осуществлялось по следующим параметрам:

- исследование особенностей познавательной активности у подростков («Диагностика уровня познавательной активности» (Г.И. Щукина, Т.И. Шамова);

- исследование особенностей познавательной активности и мотивации у подростков (Опросник изучения познавательной активности учащихся).

3 этап – выявление качественных и количественных особенностей познавательной активности у подростков, занимающихся и не занимающихся проектной деятельностью на уроках географии.

Обобщая полученные данные, можно сказать, что для подростков, не занимающихся проектной деятельностью по географии характерен низкий уровень познавательной активности. Для подростков, занимающихся проектной деятельностью по географии характерен высокий уровень познавательной активности. Полученное эмпирическое значение по методике «Диагностика уровня познавательной активности» t (8.7) находится в зоне значимости, полученное эмпирическое значение по методике «Опросник изучения познавательной активности учащихся) t (7.4) находится в зоне значимости.

Следует отметить, что подростки с высоким уровнем познавательной активности, занимающиеся проектной деятельностью, владеют системой ведущих знаний по географии на уровне оперирования законами, самостоятельно выполняют учебно-трудовые задания. У данных подростков сформирована устойчивая положительная мотивация учения и труда. Подростки с высоким уровнем познавательной активности, выделяя то, что для него важно и интересно, осознанно стараются достичь высоких показателей в процессе обучения. На уроках данные подростки работают организованно и собранно, сознательно вместе с учителем участвуют в постановке целей учения и поиске рациональных способов их достижения. Их волевую сферу характеризуют такие качества как целеустремленность, ответственность, самостоятельность.

Таким образом, развитие познавательной активности школьников возможно за счет расширения поисково-исследовательского характера учебной деятельности учащихся, превращения ее в индивидуальную форму учебной активности каждого учащегося.






СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



  1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков. - М., 2014. - С.76.

  2. Балабаева, Н.В. Понятие и сущность познавательной активности младших школьников // Вестник Щадринского государственного педагогического университета. - 2015. - № 2 (26). - С. 32-36. - С.33.

  3. Бедерханова, В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. - 2011. - № 1. - С.24-36.

  4. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2015. – 247с.

  5. Гуленко, И.Л. Проблемы внедрения метода проектов в школе // Образование в современной школе. - 2014. - №12. – С. 31-37.

  6. Зубкова, Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся / Т.И. Зубкова. – Екатеринбург, 1993. – 24 с. - С.11.

  7. Ильин, В.С. Формирование личности школьника: целостный процесс / В.С. Ильин. – М. : Педагогика, 1984. – 144 с. – С.59.

  8. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2001. – 176 с. – С.11.

  9. Крайг, Г. Психология развития - 9-е изд. - СПб: Питер, 2010. - С.106.

  10. Красновский, Э.А. Показатели в образовании / Э.А. Красновский // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2012. – № 5. – С. 53-57. – С.55.

  11. Кураев, Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. - М., 2012. - С.115.

  12. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. – С.14.

  13. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2001. – 511 с. – С.43.

  14. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками. // Вопросы психологии., 1982. №4. – С.24.

  15. Марцинковская, Т.Д. История детской психологии : учебник для студентов пед. вузов / Т. Д. Марцинковская. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 272 с. - С.147.

    1. Мутлу, Н.В. Исследование познавательного интереса и поисковой активности у подростков // [Электронный ресурс] /http://worldofteacher.com/2073-667.html (Дата обращения: 28.08.2017).

  16. Организация проектной деятельности в школе: система работы, Автор -составитель С.Г. Щербакова. - Волгоград: Учитель, 2012. – 145с.

  17. Психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Политиздат, 1990. – 494 с. – С.47.

  18. Рязанова, В.Н. Метод проектов – приоритетная технология обучения в профильной школе /Современные системы и технологии обучения. Сб.мат. обл. науч.-практ. конф.-Тамбов: ТОИПКРО, 2012. – С.62.

  19. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., и доп.- М.: АРКТИ, 2014. – 240 с.

  20. Хайкин, В.Л. Активность (характеристики и развитие). М., 2000. – С.65.

  21. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М. : Педагогика, 1982. – 209 с. – С.36.

  22. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология. - М., 2013. - С.92.

  23. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности. - М.: Омега-Л, 1995. - 356 с.- С.289.

  24. Щукина, Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г.И. Щукина. – М. : Педагогика, 2001. – 351 с. – С.17.

  25. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 6-20. – С.11.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

План работы НОУ по географии

на 2016-2017 уч. год



Сроки

Мероприятия

Сентябрь







Октябрь





Ноябрь





Декабрь









Январь















Февраль









Март









Апрель







Май

- Выявление направленности интересов и склонностей школьников

- Утверждение плана работы на год

- Выбор тем исследовательских работ



- Подбор литературы

- Собрание НОУ «Типы исследовательских работ»



- Проведение исследования, обработка полученных результатов

- Собрание НОУ «Распространенные ошибки в исследовательских работах»



- Работа над исследованием

- Подача заявок на участие в конкурсах исследовательских работ

- Подача заявок и текстов работ на Всероссийский конкурс Олимпус, «Совенок», «Юный интелектуал»

- Собрание НОУ «Оформление исследовательских работ»



- Собрание НОУ «Экспертиза исследовательских работ 8-11 кл.»

- Оформление исследовательской работы в электронном и текстовом виде, подготовка к защите,

создание презентации

- научно-практическая конференция «Совенок»

- Предоставление исследовательских работ в электронном и текстовом виде



- Экспертиза исследовательских работ уч-ся 7-11 кл.

- Предоставление заявки и текстов исследовательских работ на республиканский конкурс «Малая академия»

- Районная научно-практическая конференция «Малая академия 8-11 классы»



- Экспертиза исследовательских работ учащихся 6-7кл.

- Районная научно-практическая конференция для 6-7 кл.

- Предоставление заявки и текстов исследовательских работ на краевой конкурс

«Моё отечество»



- Реализация проектов

- Неделя науки

- Конкурс «Ученик года» (школьный уровень)

- Утверждение плана работы на год - Выбор тем исследовательских работ - Подбор литературы - Собрание НОУ «Типы исследовательских работ» - Проведение исследования, обработка полученных результатов - Собрание НОУ «Распространенные ошибки в исследовательских работах» - Работа над исследованием - Подача заявок на участие в конкурсах исследовательских работ - Подача заявок и текстов работ на Всероссийский конкурс Олимпус, «Совенок», «Юный интеллектуал» - Собрание НОУ «Оформление исследовательских работ» - Собрание НОУ «Экспертиза исследовательских работ 8-11 кл.» - Оформление исследовательской работы в электронном и текстовом виде, подготовка к защите, создание презентации

- научно-практическая конференция «Совенок» - Предоставление исследовательских работ в электронном и текстовом виде - Экспертиза исследовательских работ уч-ся 7-11 кл. - Предоставление заявки и текстов исследовательских работ на республиканский конкурс «Малая академия»

- Районная научно-практическая конференция «Малая академия 8-11 классы» - Экспертиза исследовательских работ учащихся 6-7кл.

- Районная научно-практическая конференция для 6-7 кл. - Предоставление заявки и текстов исследовательских работ на краевой конкурс «Моё отечество» - Реализация проектов

- Неделя науки - Конкурс «Ученик года» (школьный уровень) - Собрание НОУ «Анализ работы ШНОУ. Предварительный план на следующий год» - Слет эрудитов - Обновление страницы «ШНОУ» школьного сайта

- Собрание НОУ «Анализ работы ШНОУ. Предварительный план на следующий год»

- Слет эрудитов

- Обновление страницы «ШНОУ» школьного сайта






Руководитель НОУ Бикбулатова З.Х.



1 Марцинковская, Т.Д. История детской психологии : учебник для студентов пед. вузов / Т. Д. Марцинковская. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 272 с. - С.147.

2 Хайкин, В.Л. Активность (характеристики и развитие). М., 2000. – С.65.

3 Психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Политиздат, 1990. – 494 с. – С.47.

4 Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2001. – 511 с. – С.43.

5 Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. – С.14.

6 Балабаева, Н.В. Понятие и сущность познавательной активности младших школьников // Вестник Щадринского государственного педагогического университета. - 2015. - № 2 (26). - С. 32-36. - С.33.

7 Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2001. – 176 с. – С.11.

8 Щукина, Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г.И. Щукина. – М. : Педагогика, 2001. – 351 с. – С.17.

9 Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками. // Вопросы психологии., 1982. №4. – С.24.

10 Ильин, В.С. Формирование личности школьника: целостный процесс / В.С. Ильин. – М. : Педагогика, 1984. – 144 с. – С.59.

11 Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М. : Педагогика, 1982. – 209 с. – С.36.

12 Зубкова, Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся / Т.И. Зубкова. – Екатеринбург, 1993. – 24 с. - С.11.

13 Красновский, Э.А. Показатели в образовании / Э.А. Красновский // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2012. – № 5. – С. 53-57. – С.55.

14 Хайкин, В.Л. Активность (характеристики и развитие). М., 2000. – С.88.

15 Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 6-20. – С.11.

16 Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2001. – 511 с. – С.91.

17 Мутлу Н.В. Исследование познавательного интереса и поисковой активности у подростков // [Электронный ресурс] /http://worldofteacher.com/2073-667.html (Дата обращения: 28.08.2017).

18 Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М., 2013. - С.92.

19 Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. - М., 2012. - С.115.

20 Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М., 2013. - С.93.

21 Аверин В.А. Психология детей и подростков. - М., 2014. - С.76.

22 Крайг Г. Психология развития - 9-е изд. - СПб: Питер, 2010. - С.106.

23Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. - М., 2012. - С.116.

24 Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М., 2013. - С.95.

25 Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. - М., 2012. - С.117.

26 Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2001. – 511 с. С.138.

27 Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности. - М.: Омега-Л, 1995. - 356 с.- С.289.

28 Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. - 2011. - № 1. - С.25.

29 Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2015. – С.104.

30 Ермизина Ю. А. Пути развития познавательного интереса у подростков // Молодой ученый. – 2016. – №9. – С. 1108.

31 Организация проектной деятельности в школе: система работы, Автор -составитель С.Г. Щербакова. - Волгоград: Учитель, 2012. – С.76.

32 Ермизина Ю. А. Пути развития познавательного интереса у подростков // Молодой ученый. – 2016. – №9. – С. 1109.

33 Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., и доп.- М.: АРКТИ, 2014. – С.116.

34 Рязанова В.Н. Метод проектов – приоритетная технология обучения в профильной школе /Современные системы и технологии обучения. Сб.мат. обл. науч.-практ. конф.-Тамбов: ТОИПКРО, 2012. – С.62.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бикбулатова Зимфира Ханифовна

Дата: 19.06.2019

Номер свидетельства: 515388


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства