Рабочая программа в школе по географии 5 класс ФГОС
Рабочая программа в школе по географии 5 класс ФГОС
Изучение географии направлено на достижение следующих основных целей: знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретения человечества – географической картой, с взаимодействием природы и человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа в школе по географии 5 класс ФГОС»
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯАДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА «ГАЗИМУРО – ЗАВОДСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТРУБАЧЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрено/принято на Согласовано ЗДВР Утверждено
Утверждено
заседании методического _______/Широкова А.С./
объединения «__» ___________2015г. «___» _______2015 г
Руководитель МО __________
«___» _____________ 2015 г.
ПРОЕКТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС
Составитель программы:
Муратова Марина Юрьевна
Учитель биологии, географии
2015 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «География» составлена на основе:
Закон об образовании от 29.12.2012 г. №273 ФЗ:
ст.47 п.4 - право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания;
ст. 37 п.2 –предоставление обучающимся условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья;
ст. 37 п.3 –обучение по индивидуальному учебному плану;
Приказ Министерства труда от 18.10.2013г. №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог»;
Приказ от 24.03.2010г. №209 «О порядке аттестации педагогических работников в государственных и муниципальных образовательных учреждениях».
Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень);
с учётом: «Образовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Трубачевской основной общеобразовательной школы для учащихся 5 классов», Примерной программы основного общего образования по географии, авторской программы под редакцией Т. П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. «Начальный курс географии»: Программа курса для 5 классов общеобразовательных учреждений», Учебного плана МБОУ Трубачевской ООШ на 2015/2016 учебный год
Изучение географии направлено на достижение следующих основных целей:
-Знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретения человечества – географической картой, с взаимодействием природы и человека;
-Пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;
-Формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
При изучении курса решаются следующие задачи:
-Знакомство с одним из интереснейших школьных предметов – географией, формирование интереса к нему;
-Формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многим тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.
Характеристика учебного предмета:
География. Начальный курс –первый систематический курс новой для школьников учебной
дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследованию местности проживания, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем освоении курса географии.
Место предмета «География» в учебном плане МБОУ Трубачевской ООШ
В соответствии с БУП, примерной программой «География 5 класс», авторской программы под редакцией Т. П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. «Начальный курс географии» Программа курса для 5 классов общеобразовательных учреждений» в Учебном плане МБОУ Трубачевской ООШ на изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.
Связь программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами:
При составлении программы учитывались базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5 классах при изучении «Начального курса географии». Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой внутрепредметные и межпредметные связи. Внутрепредметные связи наиболее четко прослеживаются в постепенном усложнении сведений на основе сформированных понятий. Межпредметные связи прослеживаются в интеграции с курсом истории, алгебры, культурологи, экологии, зоологии и ботаники.
- Называть и показывать по карте основные биологический объекты;
- Обозначать на контурной карте географические объекты;
- Называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
- Приводить примеры основных форм рельефа суши и дна океана;
- Объяснять особенности строения рельефа суши и Мирового океана;
- Измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру за сутки, месяц с использованием различных источников информации;
- Описывать погоду своей местности;
- Вести простейшие наблюдения элементов погоды; вести полевой дневник.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение географии в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств
•воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а так-
же на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
•формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
•формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
•освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
•развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
•формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
•формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
•осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
•развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Мета предметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий(УУД)
Регулятивные УУД
•самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
•выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
•составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
•работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
•в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД
•анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
•выявлять причины и следствия простых явлений;
•осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
•создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
•составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);
•преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);
•определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД
•самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
•в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
•учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения и корректировать его;
•понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
•уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
•объяснять, для чего изучают географию;
•использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных и практико-ориентированных задач;
•по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
•составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
•строить простые планы местности;
•моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;
•различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
•создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
•описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
•называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
•называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
•показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
•описывать представления древних людей о Вселенной;
•называть и показывать планеты Солнечной системы;
•приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;
•описывать уникальные особенности Земли как планеты;
•находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
•работать с компасом;
•ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
•называть и показывать по карте основные географические объекты;
•наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
•приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
•объяснять особенности строения рельефа суши;
•описывать погоду своей местности;
•объяснять значение ключевых понятий.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
•сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;
•сохранения окружающей среды и социально ответственного поведения в ней;
•адаптации к условиям проживания на определенной территории;
•самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Содержание учебного предмета
Что изучает география (5 ч)
Мир, в котором мы живём. Мир живой и неживой природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономии. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География –наука о Земле. Физическая и социально экономическая география – два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Статистический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
приводить примеры географических объектов;
называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
объяснять, для чего изучают географию.
Как люди открывали Землю (5 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытия Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытие русских путешественников. Открытие и освоенное Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
Земля во Вселенной (9 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представление древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника да наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды.Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звёзд. Солнце. Многообразие звёзд. Созвездия.
Уникальная планета – Земля. Земля – планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных учённых К. Э. Циолковского, С. П. Королёва в развитии космонавтики. Первый космонавт Земли – Ю. А. Гагарин.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
описывать представления древних людей о Вселенной;
называть и показывать планеты Солнечной системы;
называть планеты земной группы и планеты-гиганты;
описывать уникальные особенности Земли как планеты.
Виды изображений поверхности Земли (4 ч + 1 ч из резервного времени.)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
показывать по карте основные географические объекты;
наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
объяснять особенности строение рельефа суши;
описывать погоду своей местности.
Критерии оценивания:
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Исходя из поставленных целей, учитывается:
Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
Самостоятельность ответа.
Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не приступал к выполнению работы;
Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.