Пояснительная записка
В системе основного общего образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
- комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определённым законам.
- социально значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнёрство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
Школьный курс географии призван также способствовать предпрофильной ориентации учащихся.
Данная рабочая программа (далее Программа) раскрывает содержание обучения географии учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- фундаментального ядра содержания общего образования;
- примерной программы основного общего образования по географии.
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- основной образовательной программой МОУ «СОШ №2 г. Ершова»;
- учебным планом основного общего образования МОУ «СОШ №2 г. Ершова».
Структура данной программы: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, перечень учебно-методического обеспечения, список литературы, приложения.
География в основной школе – учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Целями изучения географии в основной школе являются:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области практической деятельности;
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.
В Блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Блок «География России» - центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию.
Главная цель курса – формирование географического образа своей Родины во всём его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трёх основных компонентов – природы, населения и хозяйства.
Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Ведущие формы и методы обучения
Обучение несет деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу уч-ся в малых группах, развитие самостоятельности уч-ся и личной ответственности за принятие решений. Предусмотрено на уроках применение информационно-коммуникативных технологий, личностно-ориентированного подхода, технологий проблемного обучения, технологии проектной деятельности. Ведущее место в системе методов обучения на уроках занимают словесные методы: рассказ, беседа, учебная дискуссия. Все формы обучения, включая активные, нацеливают на развитие навыков и умений самостоятельной деятельности, обеспечивают переход обучения в самообразование. Особая роль принадлежит проектной технологии, технологии дебатов, технологии развития критического мышления. На уроках используются следующие педагогические технологии: выступления, диспуты, деловые игры.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса географии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и биологии, экологии, поскольку в основе многих географических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общегеографических теоретических понятий межпредметны по своей сущности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практикумы и географическая исследовательская деятельность (предусмотренные программой).
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения конце учебного года в каждом классе выделяются специальные часы из резервного времени. Каждая тема тоже завершается повторением пройденного материала. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
Программа составлена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению. Содержание работы по повторению спланировано конкретно в рабочей программе.
Материал в рабочей программе расположен с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Виды и формы контроля обучающихся 5-9 классов:
-письменные контрольные работы (самостоятельные работы, контрольные работы, практические работы, письменные домашние задания)
-тестирование
-устный опрос (собеседование, зачет)
- географическая исследовательская практика.
Формы промежуточной и итоговой аттестации в 5-9 классах следующие:
- диагностическая работа
- географический диктант
- тест;
- проверочная работа с выборочным ответом;
- практическая работа.
Программа по географии составлена из расчета 280 часов, из них 19 часов отведено на резервное время, 42 часа на географический практикум в том числе
в 5 классе 35 часов (в объеме 1час в неделю), 3 часа резервное время, П/Р - 6
в 6 классе 35 часов (в объеме 1час в неделю) , 3 часа резервное время, П/Р - 8
в 7классе -70 часов (в объеме 2 часа в неделю) , 3 часов резервное время, П/Р - 12
в 8 классе - 70часов (в объеме 2 часа в неделю), 5 часов резервное время, П/Р - 8
в 9 классе - 70часов (в объеме 2 часа в неделю), 5 часов резервное время, П/Р - 8
Данная программа реализована в следующих учебниках:
География. 5 – 6 классы: учебник для общеобразоват. учреждений/ А. И. Алексеев, Е. К. Липкина, В. В. Николина и др.; под ред. А. И. Алексеева; Рос. акад. Наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М. Просвещение, 2012. – 192 с.: (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
География. Страны и континенты: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ А. И. Алексеев, В. В. Николина, С. И. Болысов и др.; под ред. А. И. Алексеева; Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008 – 255 с.: (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
География. Россия: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ А. И. Алексеев, В. В. Николина, С. И. Болысов и др.; под ред. А. И. Алексеева; Рос. акад. Наук, Рос. акад. Образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008, - 271 с.: (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
География. Россия. 9 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений/А. И. Алексеев, С. И. Болысов, В. В. Николина и др.; под ред. А. И. Алексеева; Рос. акад. Наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2009. – 240 с.: (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
Учебно-тематический план.
5класс
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | Планируемые результаты |
Теорети-ческие | Практи-ческие | Контроль-ные | |
I | Источники географической информации | 20 | | | | Использовать источники для извлечения необходимой информации. |
1 | Развитие географических знаний о Земле | 5 | 5 | | | Формирование умения анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию. |
2 | Глобус | 3 | 2 | 1 | | Пользоваться источниками для извлечения необходимой информации. |
3 | План местности | 8 | 4 | 4 | | Формирование умения ориентироваться на местности, определять азимут. |
4 | Географическая карта – особый источник информации | 3 | 3 | | | Формирование картографической грамотности. |
5 | Географические методы изучения окружающей среды | 1 | 1 | | | Использование различных методов, необходимых для решения учебных и практико-ориентированных задач. |
II | Природа Земли и человек | 7 | | | | Использовать знания по географии в повседневной жизни. |
6 | Земля – планета Солнечной системы | 3 | 3 | | | Сопоставление географических следствий движений Земли, географических явлений и процессов в геосферах. |
7 | Географическая оболочка | 4 | 4 | | | Формирование представлений о географической оболочке и её свойствах. |
III | Население Земли | 5 | | | | Сравнивать население отдельных регионов и стран. |
8 | Заселение человеком Земли. Расы | 2 | 2 | | | Показывать предполагаемые пути расселения человека по материкам. |
9 | Размещение людей на Земле | 1 | 1 | | | Знать и показывать районы повышенной плотности населения на Земле. |
10 | Городское и сельское население | 2 | 1 | | 1 | Различать городские и сельские поселения. |
| Резерв | 3 | | | | |
| Итого: | 35 | 27 | 6 | 2 | |
6 класс
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | Планируемые результаты |
Теорети-ческие | Практи-ческие | Контроль-ные | |
I | Источники географической информации | 10 | | | | Использование различных источников географической информации для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач. |
1 | Изучение и преобразование Земли | 1 | 1 | | | Формирование умения анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию |
2 | План местности | 6 | 3 | 3 | | Определять направления сторон горизонта по компасу, Солнцу, местным признакам. Составлять простейший план местности. |
3 | Глобус и географическая карта | 3 | 3 | | | Определение направлений и расстояний, географических координат объектов на глобусе и карте. |
II | Природа Земли и человек | 22 | | | | Проводить измерения температуры и влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направлений и скорости течения водных потоков. |
4 | Земля как планета жизни | 1 | 1 | | | Объяснение сути основных географических понятий. |
5 | Земная кора и литосфера. Рельеф Земли | 6 | 3 | 2 | 1 | Выявление закономерностей географического распространения землетрясений и вулканизма; определение по картам количественных и качественных характеристик гор и равнин. |
6 | Гидросфера – водная оболочка Земли | 6 | 4 | 2 | | Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки; давать характеристику объектам гидросферы. |
7 | Атмосфера – воздушная оболочка Земли | 7 | 5 | 1 | 1 | Проводить измерения температуры и влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра. |
7 | Биосфера Земли | 1 | 1 | | | Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек. |
8 | Почва как особое природное образование | 1 | 1 | | | Понимать условия образования разных типов почв. |
| Резерв | 3 | | | | |
| Итого: | 35 | 25 | 8 | 2 | |
7 класс
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | Планируемые результаты |
Теорети-ческие | Практи-ческие | Контроль-ные | |
I | Источники географической информации | 3 | | | | Анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию. |
1 | Методы географических исследований | 3 | 2 | 1 | | Находить и подбирать различные источники информации, извлекать из них необходимое. |
II | Население Земли | 5 | | | | Сравнивать население отдельных регионов и стран. |
2 | Народы и религии мира | 1 | 1 | | | Приводить примеры различий между народами, отличать мировые религии |
3 | Городское и сельское население | 4 | 3 | 1 | | Приводить примеры различных видов деятельности людей и объяснять различия между ними |
II | Материки, океаны и страны | 59 | | | | Оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах конкретных территорий. |
4 | Современный облик планеты | 2 | 2 | | | Объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков. |
5 | Основные черты природы материков | 17 | 16 | | 1 | Развитие картографической грамотности, выделение и объяснение признаков географических объектов и явлений |
6 | Материки, океаны и страны | 40 | 29 | 11 | 1 | Оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах конкретных территорий. |
| Резерв | 3 | | | | |
| Итого: | 70 | 56 | 12 | 2 | |
8 класс
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | Планируемые результаты |
Теорети-ческие | Практи-ческие | Контроль-ные | |
I | Особенности географического положения России | 6 | | | | Оценивать особенности влияния географического положения на природу, жизнь и хозяйственную деятельность населения. |
1 | Географическое положение России | 1 | 1 | | | Называть особенности ГП России. Высказывать оценочные суждения с позиции выстраивания взаимоотношений со странами и регионами мира. |
2 | Границы России | 3 | 1 | 2 | | Давать оценку участкам сухопутных и морских границ. Показывать основные пограничные природные объекты. |
3 | История освоения и изучения территории России | 1 | 1 | | | Уметь приводить примеры и объяснять расширение и сокращение территории страны на разных исторических этапах её развития. |
4 | Современное административно-территориальное устройство страны | 1 | 1 | | | Знать современное административно-территориальное устройство России. |
II | Население России
| 8 | | | | Сравнивать население отдельных субъектов РФ. |
5 | Численность населения | 1 | 1 | | | Знать численность населения страны, факторы, влияющие на численность. |
6 | Половой и возрастной состав населения страны | 1 | 1 | | | Объяснять различия в естественном приросте, половом и возрастном составе по отдельным территориям. |
7 | Народы и религии России | 1 | 1 | | | Знать народы, населяющие страну, языковые семьи и группы, основные религии. |
8 | Особенности размещения населения России | 2 | 2 | | | Знать особенности размещения населения России. Анализировать карту плотности населения. |
9 | Миграции населения России | 1 | 1 | | | Уметь приводить примеры миграций. |
10 | Человеческий капитал страны | 2 | 1 | | 1 | Знать особенности неравномерного распределения трудоспособного населения. |
III | Природа России | 28 | | | | Оценивать состояние природных условий и ресурсов на территории России. |
11 | Природные условия и ресурсы России | 1 | 1 | | | Приводить примеры ресурсов разного происхождения и классификации их по различным категориям. |
12 | Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые | 4 | 3 | 1 | | Читать и анализировать тектоническую, геологическую карту, геохронологическую таблицу. |
13 | Климат и климатические ресурсы | 7 | 4 | 3 | | Уметь объяснять на примерах изменчивость климатических условий вследствие циркуляции атмосферы и сезонности изменений воздушных масс. Различать типы климатов. |
14 | Внутренние воды и водные ресурсы | 6 | 5 | 1 | | Объяснять размещение внутренних вод по территории страны. |
15 | Почвы | 2 | 2 | | | Объяснять существенные признаки почв. Анализировать карту почв. |
16 | Растительный и животный мир. Биологические ресурсы | 1 | 1 | | | Формирование географического мышления на основе использования территориального подхода и осознание целостности и многообразия окружающего мира. |
17 | Природно-хозяйственные зоны | 5 | 4 | 1 | | Составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников. |
IV | Хозяйство России | 26 | | | | Давать характеристику направлениям развития природно-хозяйственного комплекса страны. |
18 | Особенности хозяйства России | 2 | 2 | | | Уметь приводить примеры отраслей, входящих в состав сфер и секторов хозяйства. |
19 | Производственный капитал | 6 | 6 | | | Оценивать тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России. |
20 | Топливно-энергетический комплекс | 3 | 3 | | | Объяснять различия условий и факторов размещения, выделять существенные признаки географических объектов и явлений. |
21 | Машиностроение | 1 | 1 | | | Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления. |
22 | Металлургия | 2 | 2 | | | Оценивать состояние металлургической отрасли. Прогнозировать перспективы развития. |
23 | Химическая промышленность | 1 | 1 | | | Давать характеристику направлениям развития. |
24 | Лесная промышленность | 1 | 1 | | | Оценивать состояние лесных ресурсов. Знать центры лесной промышленности. |
25 | Агропромышленный комплекс | 5 | 5 | | | Прогнозировать перспективы развития отрасли в условиях рыночной экономики. |
26 | Сфера услуг | 4 | 3 | | 1 | Оценка степени доступности сферы услуг и удовлетворение потребностей различных слоёв населения. |
| Резерв | 5 | | | | |
| Итого: | 70 | 60 | 8 | 2 | |
9 класс
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | Планируемые результаты |
Теорети-ческие | Практи-ческие | Контроль-ные | |
I | Районы России | 60 | | | | Объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны. |
1 | Природно-хозяйственное районирование | 2 | | | | Овладение основами картографической грамотности, основными терминами и понятиями темы. |
2 | Крупные регионы и районы России | 8 | 7 | | 1 | Объяснять особенности природы географических регионов и районов России. |
3 | Характеристика регионов и районов
| 50 | | | | Объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны. |
3.1 | Центральная Россия | 8 | 7 | 1 | | Объяснять особенности ГП, природы, населения и хозяйства. Находить в разных источниках и анализировать информацию, презентация информации. |
3.2 | Северо-Запад | 5 | 4 | 1 | | Выделять особенности ГП, населения и хозяйства. Применять приобретённые знания в практической деятельности. |
3.3 | Европейский Север | 4 | 3 | 1 | | Знать основные понятия и термины темы. Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды. |
3.4 | Северный Кавказ | 5 | 4 | 1 | | Описывать особенности ГП, природы, населения и хозяйства территории. Знать центры производства важнейших видов продукции. |
3.5 | Поволжье | 5 | 4 | 1 | | Находить в разных источниках необходимую информацию. Оценивать обеспеченность природными и человеческими ресурсами данной территории. |
3.6 | Урал | 6 | 4 | 1 | 1 | Уметь выделять особенности ГП, населения и хозяйства. Знать центры производства важнейших видов продукции. |
3.7 | Сибирь | 10 | 9 | 1 | | Объяснять особенности ГП, населения и хозяйства. Использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни. |
3.8 | Дальний Восток | 7 | 5 | 1 | 1 | Объяснять особенности ГП, населения и хозяйства Дальнего Востока. Знать основные центры важнейших видов продукции. Использование приобретённых знаний в повседневной жизни. |
II | Россия в современном мире | 5 | 4 | | 1 | Оценивать роль и место России в мире по основным показателям качества жизни и уровню социально-экономического развития. |
| Резерв | 5 | | | | |
| Итого: | 70 | 58 | 8 | 4 | |
Содержание тем учебного курса
5 класс
Раздел 1. Источники географической информации
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле
Что изучает география. Как люди открывали Землю. Великие географические открытия, Открытия материков. Современный этап научных географических исследований.
Практикум. 1. Анализ источников географической информации. 2. Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни».
Тема 2. Глобус.
Градусная сеть. Географические координаты.
Практикум.1. Определение географических координат по глобусу и карте.
Тема 3. План местности.
Стороны горизонта. Ориентирование на местности. Земная поверхность на плане. Масштаб. Изображение неровностей земной поверхности.
Практикум. 1. Ориентирование на местности. 2. Ориентирование по Солнцу и местным признакам. 3. Чтение плана и карты. 4. Построение простейшего плана.
Тема 4. Географическая карта – особый источник информации
Географическая карта. Измерение расстояний с помощью масштаба. Масштаб, условные знаки.
Тема 5. Географические методы изучения окружающей среды
Описательный и сравнительный методы.
Раздел 2. Природа Земли и человек
Тема 6. Земля – планета Солнечной системы
Земля – планета Солнечной системы. Движения Земли. Распределение тепла и света на Земле.
Практикум. 1. Подготовка сообщения «Земля во Вселенной». 2. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. 3. Составление схемы «Тепловые пояса Земли».
Тема 7 Географическая оболочка Земли
Географическая оболочка Земли. Природные комплексы. Природные зоны Земли. Культурные ландшафты.
Практикум. 1. Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах». 2. Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения.
Раздел 3. Население Земли
Тема 8. Заселение человекам Земли. Расы.
Как люди заселяли Землю. Расы и народы.
Тема 9. Размещение людей на Земле.
Государства на карте мира.
Практикум. 1. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц. 2. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.
Тема 10. Городское и сельское население
Городское и сельское население. Крупные города.
6 класс
Раздел 1. Источники географической информации
Тема 1. Изучение и преобразование Земли
Современная география и её значение для изучения и преобразования Земли.
Тема 2. План местности
Топографические планы местности и их применение. Выбор масштаба плана в зависимости от размера территории. Определение сторон горизонта с помощью компаса и плана местности.
Практикум. 1. Расчёт азимутов направления движения на видимые предметы. 2. Изображение на плане неровностей местности. 3. Составление простейшего плана местности.
Тема 3. Глобус и географическая карта
Использование градусной сети на глобусе и картах для определения расстояний. Географические координаты. Изображение высот и глубин на физической карте.
Раздел 2. Природа Земли и человек
Тема 4. Земля – как планета жизни
Виды и следствия вращения Земли.
Тема 5. Земная кора и литосфера. Рельеф Земли.
Внутреннее строение Земли. Виды движения земной коры. Равнины их основные виды. Горы их различие по высоте.
Практикум. 1. Изучение свойств горных пород и минералов. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов. 3. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений. 4. Описание по карте равнин и гор по плану. 5. Описание рельефа своей местности.
Тема 6. Гидросфера – водная оболочка Земли
Состав и строение гидросферы. Мировой океан. Движение воды в океане. Реки. Озёра и болота. Подземные воды и ледники.
Практикум. 1. Описание реки и озера по плану. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира. 3. На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с другими оболочками Земли.
Тема 7. Атмосфера - воздушная оболочка Земли.
Состав и строение атмосферы. Температура воздуха и её изменение. Атмосферное давление. Ветер. Вода в атмосфере. Погода и климат. Атмосфера и человек.
Практикум. 1. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды. 2. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра. 3. Построение и анализ розы ветров. 4. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей.
Тема 8. Биосфера Земли
Биосфера – земная оболочка.
Тема 9. Почва как особое природное образование
Почвы.
7 класс
Раздел 1. Источники географической информации
Тема 1. Методы географических исследований
Взаимодействие человека с окружающей средой. Географические карты.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Анализ фотографий, рисунков, картин.
Практикум. 1. Описание одного из видов особо охраняемых территорий (по выбору) по плану: а) название; б) географическое положение; в) год создания; г) объект охраны (кто или что находится под охраной); д) уникальность объекта или вида; д) меры, принимаемые заповедником (заказником) для сохранения объекта или вида. 2. Анализ карт географического атласа.
Раздел 2. Население Земли.
Тема 2. Народы и религии мира.
Народы и религии
Тема 3. Городское и сельское население.
Города и сельские поселения. Страны мира. Экономически развитые страны мира.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 2). Изучение населения по картам и диаграммам: численность, размещение и средняя плотность.
Практикум. 1. Анализ карты «Народы и плотность населения мира». 2. Определение на карте крупнейших городов мира. 3. Составление таблицы «Самые многонаселенные страны мира».
Раздел 3. Материки, океаны и страны
Тема 4. Современный облик планеты Земля
История формирования рельефа Земли. Материки и океаны на поверхности Земли.
Тема 5. Основные черты природы материков
Земная кора на карте. Природные ресурсы земной коры.
Практикум. 1. Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и горных систем. 2. Определение по карте строения земной коры закономерностей размещения топливных и рудных полезных ископаемых.
Распределение температур на Земле. Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре. Общая циркуляция атмосферы. Климатические пояса и области Земли. Практикум. 1. Анализ карты «Среднегодовое количество осадков». 2. Анализ карты «Климатические пояса и области Земли». 3. Описание одного из климатических поясов по плану: а) название; б) положение относительно экватора и полюсов; в) господствующие воздушные массы; г) средние температуры января и июля; д) годовое количество осадков; е) климатические различия и их причины; ж) приспособленность населения к климатическим условиям данного пояса. 4. Изучение климатической диаграммы. 5. Анализ погоды в различных частях земного шара на основе прогнозов Интернета, телевидения, газет.
Океанические течения. Реки и озёра Земли. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 3). Поиск информации в Интернете.
Практикум. 1. Характеристика течения Западных Ветров с использованием карты по плану: а) географическое положение; б) вид течения по физическим свойствам воды (холодное, теплое); в) вид течения по происхождению; г) вид течения по устойчивости (постоянное, сезонное); д) вид течения по расположению в толще вод (поверхностное, глубинное, придонное). 2. Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер Земли.
Растительность и животный мир Земли. Почвы. Природные зоны Земли. Практикум. 1. Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зоны Земли». 2. Описание природных зон по плану.
Океаны. Практикум. 1. Описание океана по плану. 2. Сравнение океанов (по выбору).
Материки. Сходства и различия материков.
Практикум. Установление сходства и различия материков на основе карт и рисунков учебника.
Тема 6. Материки, океаны и страны
Африка
Особенности географического положения, рельефа. Особенности земной коры. Особенности климата и внутренних вод Африки. История освоения, население. Путешествие по Африке. Маршрут Томбукту – Лагос. МаршрутЛагос – озеро Виктория. Египет
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 4). Разработка проекта «Создание национального парка в Танзании».
Практикум. 1. Определение: а) географических координат крайних точек Африки; б) протяженности Африки в градусах и километрах (по градусной сетке) по 20° в. д. 2. Обозначение на контурной карте Африки изучаемых географических объектов. 3. Описание по климатической карте климата отдельных пунктов (температура января и июля, продолжительность зимы и лета, господствующие ветры, годовое количество осадков и распределение их по временам года). 4. Описание Египта по типовому плану. 5. Работа с картами путешествий.
Австралия
Особенности географического положения, рельефа. Климат, внутренние воды, природные зоны. История освоения материка, Австралийский Союз. Путешествие по Австралии и Океании.
Практикум. 1. Сравнение географического положения Африки и Австралии. 2. Обозначение на карте географических объектов маршрута путешествия.
Антарктида
Антарктида: образ материка. Открытие материка, Особенности природы.
Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Как использовать человеку Антарктиду?».
Практикум. Определение по карте крайних точек Антарктиды.
Южная Америка.
Географическое положение, рельеф. Климат и внутренние воды. Латинская Америка в мире, природные ресурсы и население. Маршрут Огненная Земля – Буэнос-Айрес – Рио-де-Жанейро. Амазония. Бразилия.
Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Хозяйственное освоение Амазонии с учетом сохранения ее животного и растительного мира».
Практикум. 1. Описание Амазонки по плану. 2. Описание страны (по выбору) по плану.
Северная Америка
Географическое положение, особенности рельефа. Климат, внутренние воды. Англо-Саксонская Америка. Маршрут Сан-Франциско – Чикаго – Нью-Йорк.
Практикум. 1. Сравнительная характеристика природных богатств горного пояса и равнин Северной Америки (по выбору). 2. Составление описания путешествия по одной из стран континента.
Евразия
Особенности географического положения, рельеф. Особенности климата. Крупнейшие реки и озёра материка, природные зоны. Европа в мире. Маршрут – Исландия – Пиренейский полуостров. Маршрут Лиссабон – Мадрид. Маршрут Стокгольм – Севастополь. Маршрут Шварцвальд – Сицилия. Германия, Франция, Великобритания. Азия в мире. Путешествие по Азии. Япония, Китай, Индия.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 5). Участие в проекте «Традиции и обычаи народов мира».
Практикум. 1. Составление по картам сравнительного географического описания стран (по выбору). 2. Знакомство с туристической схемой столицы одного из государств Евразии (по выбору). 3. Установление различий в численности и плотности населения различных регионов Азии.
8 класс
Раздел 1. Особенности географического положения России
Тема 1. Географическое положение России
Россия на карте мира.
Тема 2. Границы России
Государственные границы России. Россия на карте часовых поясов.
Тема 3. История освоения и изучения территории России
Формирование территории России.
Тема 4. Современное административно-территориальное устройство страны
Современное административно-территориальное деление страны.
Практикум. 1. Обозначение на контурной карте государственной границы России. 2. Определение разницы во времени на карте часовых поясов. 3. Ориентирование по физической карте России. 4. Сравнение способов районирования (природного и экономического). 5. Подготовка доклада о русском первопроходце (по выбору).
Раздел 2. Население России
Тема 5. Численность населения России
Численность населения
Тема 6. Половой и возрастной состав населения страны
Воспроизводство населения
Тема 7. Народы и религии России
Этнос. Россия – многонациональное государство.
Тема 8. Особенности размещения населения России
Размещение населения. Плотность населения. Расселение и урбанизация. Города и сельские поселения.
Тема 9. Миграции населения России
Миграции
Тема 10. Человеческий капитал страны.
Рынок труда; трудовые ресурсы.
Практикум. 1. Анализ графиков рождаемости и смертности в России. 2. Построение графика численности населения своего района (области). 3. Анализ половозрастных пирамид России и отдельных ее регионов. 4. Анализ карты народов России. 5. Выявление на основе опроса рейтинга профессий и их соотношения на рынке труда в своем регионе.
Раздел 3. Природа России
Тема 11. Природные условия и ресурсы России.
Природные условия и природные ресурсы.
Тема 12. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.
История развития земной коры. Особенности рельефа России. Полезные ископаемые.
Практикум. 1. Описание рельефа России по плану. 2. Определение по картам закономерностей размещения основных месторождений полезных ископаемых. 3. Изучение по различным источникам (газеты, журналы, научно-популярная литература) стихийных природных явлений, имевших место на территории России в различные исторические периоды.
Тема 13. Климат и климатические ресурсы.
Климат России. Солнечная радиация. Атмосферная циркуляция. Влияние на климат России её географического положения, изучение синоптической карты. Климатические пояса и типы климата России. Климат своего региона. Коэффициент увлажнения.
Практикум. 1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России. 2. Анализ прогноза погоды за определенный период (неделю, месяц) по материалам средств массовой информации. 3. Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения. 4. Анализ агроклиматических ресурсов своей местности для развития сельского хозяйства.
Тема 14. Внутренние воды и водные ресурсы.
Россия – морская держава.
Практикум. 1. Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России. 2. Описание одного из российских морей по типовому плану.
Реки России. Озёра России. Значение рек в жизни общества. Болота, подземные воды, ледники.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Решаем проблему: преобразование рек.
Практикум. 1. Обозначение на контурной карте крупных рек России. 2. Определение падения и уклона одной из российских рек (по выбору). 3. Описание одной из российских рек с использованием тематических карт; выявление возможностей ее хозяйственного использования. 4. Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным путям России. Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России.
Тема 15. Почва и почвенные ресурсы.
Почва – особое природное тело. Почвообразующие факторы, типы почв.
Практикум. 1. Анализ земельных и почвенных ресурсов по картам атласа. 2. Ознакомление с образцами почв своей местности.
Тема 16. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.
Растительный и животный мир России и своей местности.
Тема 17. Природно-хозяйственные зоны.
Зональность в природе и жизни людей. Северные безлесные зоны. Лесные зоны. Степи и лесостепи. Южные безлесные зоны. Субтропики.
Практикум. 1. Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану. 2. Описание зависимости жизни и быта населения от природных условий зоны (природная зона по выбору). 3. Описание природно-хозяйственной зоны своей местности.
Раздел 4. Хозяйство России
Тема 18. Особенности хозяйства России.
Этапы развития хозяйства России. Экономико-географическое положение России как фактор развития её хозяйства.
Тема 19. Производственный капитал.
Цикличность развития хозяйства.
Практикум. 1. Выделение циклов в развитии экономики своего региона. 2. Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности».
Территориальная организация общества. Природно-территориальные и социально-экономические комплексы. Природное и культурное наследие России. Стратегия развития России и своего региона.
Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Сохранение природного и культурного наследия России — наш нравственный долг».
Тема 20. Топливно-энергетический комплекс
Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика.
Географическая исследовательская практика. Выбор места для строительства электростанции с учетом факторов, влияющих на размещение (на примере ГЭС).
Практикум. Составление схемы «Структура ТЭК».
Тема 21. Машиностроение.
Машиностроение.
Практикум. Составление характеристики машиностроительного предприятия своей местности.
Тема 22. Металлургия
Металлургия
Практикум. Установление основных факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии.
Тема 23. Химическая промышленность.
Химическая промышленность
Тема 24. Лесная промышленность.
Лесопромышленный комплекс.
Тема 25. Агропромышленный комплекс.
Сельское хозяйство. Растениеводство, Животноводство. Агропромышленный комплекс. Пищевая и лёгкая промышленность. АПК своего региона.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 2). Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Взаимосвязь отраслей АПК. Проблемы АПК. Практикум. 1. Обозначение на контурной карте главных сельскохозяйственных районов страны. 2. Установление по материалам периодической печати проблем сельского хозяйства.
Тема 26. Сфера услуг (инфраструктурный комплекс)
Транспорт и связь. Практикум. Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).
Состав и значение сферы услуг.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 3). Особенности развития сферы услуг своей местности.
Практикум. Оценка степени доступности сферы услуг и удовлетворения потребностей различных слоев населения на примере своей местности.
9 класс
Раздел 1 Районы России
Тема 1. Природно-хозяйственное районирование России
Подходы к районированию. Районирование и административно-территориальное деление.
Тема 2. Крупные регионы и районы России
Крупные регионы России: Европейская Россия, Азиатская Россия. Особенности природных регионов России. Великие равнины России – Восточно-Европейская и Западно - Сибирская. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток. Экологическая ситуация в России.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1, 2 и 3). Готовимся к экзамену. Изучаем изображения Земли из Космоса. Анализируем проблему.
Практикум. 1. Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков и компьютерных программ. 2. Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты, материалов периодической печати.
Тема 3. Характеристика регионов и районов
Европейская Россия (западный регион)
Тема 3.1 Центральная Россия
Состав территории; своеобразие географического положения. Особенности природы: природные ресурсы, крупнейшие реки.
Освоение территории и степень заселенности, специфика населения.
Центральный район, географическое положение, особенности развития хозяйства.
Волго-Вятский район. Своеобразие района.
Москва — столица России.
Центрально-Черноземный район.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 4 и 5). Работаем с текстом. Готовимся к дискуссии.
Практикум. Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации.
Тема 3.2 Северо-Запад
Географическое положение, состав и соседи района. Природа района.
Отрасли специализации, население.
Особенности географического положения Калининградской области.
Санкт-Петербург – вторая столица России.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 6). Создаем электронную презентацию «Санкт-Петербург — вторая столица России».
Практикум. Сравнение ГП и планировки двух столиц Москвы и Санкт-Петербурга.
Тема 3.3 Европейский Север
Географическое положение, состав и соседи района.
Этапы освоения территории, население. Специализация района. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 7). Составляем карту.
Практикум. 1. Оценка природно-ресурсного потенциала района на основе тематических карт. 2. Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района.
Тема 3.4 Северный Кавказ
Географическое положение, состав и соседи района.
Этапы освоения территории, этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа.
Особенности современного хозяйства. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 8). Разрабатываем проект «Развитие рекреации на Северном Кавказе»
Практикум. 1. Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт. 2. Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства.
Тема 3.5 Поволжье
Географическое положение, состав и соседи района, природные условия и ресурсы.
Освоение территории и население; этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья.
Хозяйственное развитие района.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 9). Готовимся к дискуссии «Экологические проблемы Поволжья».
Практикум 1. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.
Тема 3.6 Урал
Своеобразие географического положения, состав и соседи района.
Этапы освоения территории и развития хозяйства Урала.
Население. Крупные города Урала
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 10). Анализируем ситуацию «Специфика проблем Урала».
Практикум. Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала.
АЗИАТСКАЯ РОССИЯ
Тема 3.7 Сибирь
Состав территории, географическое положение. Природные условия и ресурсы Сибири.
Заселение и освоение территории, население.
Хозяйственное развитие, отрасли специализации.
Западная Сибирь. Состав района. Отрасли специализации Западной Сибири. Проблемы и перспективы развития.
Практикум. Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири.
Восточная Сибирь. Состав района. Отрасли специализации Восточной Сибири.
Крупные города: Красноярск, Иркутск. Проблемы и перспективы развития района.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 11). Разрабатываем проект «Путешествие по Транссибирской железной дороге».
Практикум. 1. Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства (с использованием географических карт). 2. Создание (описание) образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и дополнительной литературы.
Тема 3.8 Дальний Восток
Уникальность географического положения, состав и соседи района. Особенности природы, природные контрасты.
Освоение территории, население.
Основные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 12). Разрабатываем проект «Развитие Дальнего Востока в первой половине XXI века»..
Практикум. 1. Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияния на хозяйство региона (с использованием географических карт). 2. Разработка и обоснование варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку.
Раздел 2 Россия в современном мире
Соседи России, место России в мире.
Сфера влияния России. Геополитическое и экономическое влияние.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 13 и 14). Готовим реферат. Изучаем свой край.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностными результатами обучения географии является формирование всестороннее образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических, этических принципов и норм.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профессионального образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности и поиска средств ее осуществления;
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе и проектные;
формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность и ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных УУД; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной изобретательности, этики;
умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработки общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свое мнение и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о ЗОЖ, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картинны мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи сохранения окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, много образном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик географической среды, в том числе ее экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Перечень учебно-методического обеспечения
Баранчиков Е. В. Сборник заданий и упражнений по географии: 6 кл.: - М.: Издательство «Экзамен», 2006.
Крылова О. В. Физическая география. Начальный курс. 6 класс. М.: Просвещение, 2005.
Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: ВАКО, 2007.
Антушева О. В. География России. Природа 8 класс: поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2007.
Жижина Е. А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2005.
Николина. В. В. География. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010.
I. Раздел
Источники географической информации
Обеспечение уроков |
Презентации. Демонстрационный материал: Глобусы; Земная сфера; Компасы; Комплект портретов выдающихся географов и путешественников. Картографические пособия: Великие географические открытия Физическая карта полушарий Физическая карта мира Географический атлас школьника |
II Раздел
Природа Земли и человек
Обеспечение уроков |
Презентации. Таблицы: Строение Земли и земной коры Вулканизм и землетрясения Постоянные ветры Земли Классификация горных пород Модели Глобусы Демонстрационный материал: Коллекция минералов, горных пород, полезных ископаемых Гербарии дикорастущих и культурных растений Картографические пособия: Карта звёздного неба Строение земной коры Полезные ископаемые мира Мировой океан Почвенная карта мира Народы мира Природные зоны мира Географический атлас школьника Солнечная система. Атлас |
III Раздел
Население Земли
Обеспечение уроков |
Презентации Таблицы Человеческие расы Картографические пособия: Политическая карта мира Народы мира |
IVРаздел
Материки, океаны и страны
Обеспечение уроков |
Презентации Таблицы: Строение Земли и земной коры Распределение солнечного тепла и света Воздушные масс и климаты Земли Постоянные ветры Земли Картографические пособия: Политическая карта мира Народы мира Зоогеографическая карта мира Климатическая карта мира Природные зоны мира Почвенная карта мира Физическая карта мира Африка. Физическая карта Австралия и Океания . Физическая карта. Антарктида. Комплексная карта. Арктика. Физическая карта. Северная Америка. Физическая карта. Южная Америка. Физическая карта. Евразия. Физическая карта. Мировой океан |
V раздел
Особенности географического положения России
Обеспечение уроков |
Презентации Таблицы Административно-территориальное устройство РФ Картографические пособия: Физическая карта России Атласы школьника Политическая карта мира |
VI раздел
Природа России
Обеспечение уроков |
Презентации Таблицы Картографические пособия: Физическая карта России Атласы школьника Центральная Россия. Физическая карта Северо-Запад России. Физическая карта Европейский Север. Физическая Карта. Европейский Юг, Физическая карта Поволжье. Физическая карта. Урал. Физическая карта Западная Сибирь. Физическая карта. Восточная Сибирь и Дальний Восток. Физическая карта Тектоника и минеральные ресурсы России |
VII раздел
Население России
Обеспечение уроков |
Презентации Таблицы Воспроизводство населения Миграции населения Картографические пособия: Физическая карта России Географический атлас школьника Религии народов России Народы России Плотность населения России |
VIII раздел
Хозяйство России
Обеспечение уроков |
Презентации Таблицы Факторы размещения промышленного производства Отраслевая структура хозяйства России Картографические пособия: Географический атлас школьника Социально-экономическая география. Атлас Социально-экономическая карта России Топливная промышленность России Электроэнергетика России Машиностроение и металлообрабатывающая промышленность России Чёрная и цветная металлургия России Химическая и нефтехимическая промышленность России Лесной комплекс России Агропромышленный комплекс России |
IX раздел
Районы России
Обеспечение уроков |
Презентации Таблицы Административно-территориальное устройство РФ Картографические пособия: Физическая карта России Атласы школьника Центральная Россия. Социально-экономическая карта Северо-Запад. Социально-экономическая карта Европейский Север. Социально-экономическая карта Европейский Юг. Социально-экономическая карта Урал. Социально-экономическая карта Западная Сибирь. Социально-Экономическая карта. Восточная Сибирь и Дальний Восток. Социально-экономическая карта |
X раздел
Россия в современном мире
Обеспечение уроков |
Презентации Таблицы Политическая карта мира Картографические пособия: Физическая карта России Атласы школьника |
Компьютерное обеспечение уроков.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации настоящей программы.
Аппаратные средства:
· мультимедийные компьютеры,
· мультимедиа проектор;
Программные средства:
· операционная система Windows;
Компьютерные диски:
Комплект демонстрационных материалов по курсу географии
- Земля во Вселенной
- План и карта
- Литосфера
- Гидросфера
- Географическое положение России
Комплект мультимедийных средств обучения по географии
- Атлас Земли
- Библиотека электронных наглядных пособий 6 – 10 класс
- География в школе. Австралия, Океания, Арктика, Антарктида
- География в школе. Азия
- География в школе. Африка
- География в школе. Европа
- География в школе. Северная и Южная Америка.
- Россия
Комплект интерактивных карт по географии
- Австралия. Социально-экономическая карта
- Антарктида
- Арктика
- Африка. Политическая карта
- Африка. Физическая карта
- Великие географические открытия
- Евразия. Политическая карта
- Евразия. Физическая карта
- Зарубежная Европа. Социально-экономическая карта
- Зоогеографическая карта мира
- Карта океанов
- Климатическая карта мира
- Климатические пояса и области мира
- Политическая карта мира
- Почвенная карта мира
- Природные зоны мира
- Северная Америка. Политическая карта
- Северная Америка. Физическая карта
- Строение земной коры и полезные ископаемые мира
- Физическая карта мира
- Физическая карта полушарий
- Южная Америка. Политическая карта
- Южная Америка. Физическая карта.
- Агроклиматические ресурсы России
- Агропромышленный комплекс России
- Политико-административная карта России
- Водные ресурсы России
- Восточная Сибирь. Физическая карта
- Геологическая карта России
- Дальний Восток. Физическая Карта
- Европейский Север и Северо-Запад России Социально-экономическая карта
- Европейский Север России. Физическая карта
- Северо-Запад России. Физическая карта
- Европейский Юг России. Социально-экономическая карта
- Европейский Юг России. Физическая карта
- Западная Сибирь. Социально-экономическая карта
- Западная Сибирь. Физическая карта
- Земельные ресурсы России
- Климатическая карта России
- Лесная промышленность России
- Машиностроение и металлообработка России
- Народы России
- Плотность населения России
- Поволжье. Социально-экономическая карта
- Поволжье. Физическая карта
- Почвенная карта России
- Природные зоны и биологические ресурсы России
- Растительность России
- Социально-экономическая карта России
- Тектоника и минеральные ресурсы России
- Топливная промышленность России
- Транспорт России
- Урал. Социально-экономическая карта
- Урал. Физическая карта
- Физическая карта России
- Химическая промышленность России
- Центральная Россия. Социально-экономическая карта
- Центральная Россия. Физическая карта
- Чёрная и цветная металлургия России
- Экологические проблемы России
- Электроэнергетика России.
Список литературы
Основная:
Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы. – М. : Просвещение, 2011 – (Стандарты второго поколения).
Географический атлас школьника: атлас для 6 – 11 класса, общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2008.
География. 6 – 11 классы: технология решения творческих задач /О. Н. Горбатова. – Волгоград: Учитель, 2010.
География. 7-10 классы: активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, уроки, проекты/ авт. – сост. В. Н Иванова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
Кошевой В. А., Душина И. В., Лобжанидзе А. А. Мир Земли: Учебник по географии для 6 класса общеобразовательной школы / Под ред. В. А. Кошевого. - М.: Баласс, 2005.
Крылова О. В. Физическая география. Начальный курс. 6 класс. М.: Просвещение, 2005.
Крылова О. В. География: материки и океаны. 7 класс. – М.: Просвещение, 2005.
География. 6-9 классы: тесты, викторины /авт.-сост. Т. К. Торопова. – Волгоград: Учитель, 2009.
География. 9 класс. Проверочные работы. Макарцева Л. В. – Саратов: Лицей, 2004.
Дополнительная:
За страницами учебника географии, - М.: Дрофа,2005.
География: уроки-игры в средней школе/ сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Тесты по географии для поступающих в вузы. – М.: Айрис-пресс, 2004.
Я познаю мир: География: Дет. Энцикл./Авт.-сост. В. А. Маркин и др. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2003.
Предметные недели в школе: География/сост. А. Ф. Романова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Реки, моря, озёра, горы России / Сост. И. Ф. Яценко. – М. : ВАКО, 2011. – Школьный словарик.
Школьные олимпиады, География. 6 – 10 классы / В. А. Низовцев, Н. А. Марченко, - М.: Айрис-пресс, 2008.
Интернет – ресурсы.