kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по предмету "География" 8 класс по ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе программы «География. Программа 5-9 классы. ФГОС». Авторы: А.А.Летягин, И.В.Душина, Е.А.Таможняя, 2013 г. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя. География России. Природа. Население. 8 класс ФГОС.

Рабочая программа по географии для 8 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "География" 8 класс по ФГОС»

Рабочая программа

География России. Население 8 класс. ФГОС.


(70 часов, 2ч в неделю)

Статус программы


Рабочая программа разработана на основе программы «География. Программа 5-9 классы. ФГОС». Авторы: А.А.Летягин, И.В.Душина, Е.А.Таможняя, 2013 г. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя. География России. Природа. Население. 8 класс ФГОС.

Рабочая программа по географии для 8 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:


  1. Федеральный закон от 29.12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки Российской федерации. - М.: просвещение, 2011.-48с.

  3. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного, среднего общего образования( Приказ от 31 марта 2014г.№253).

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача российской Федерации от 30 апреля 2010г.№48 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2./2.4.2620-10 «Изменение №2 к СанПин 2.2.2./2.4.1340-03».

  5. Учебник. География России. Природа. Население. 8 класс. ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. Издательский центр «Вентана- Граф» 2016.

6. География. Программа 5-9 классы. Алгоритм успеха. ФГОС. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2013

7.СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12. 2010 №189;

8. Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования, утвержденным Распоряжением Министерства образования Ульяновской области от 15.03.2012 №929-р;



Пояснительная записка по географии в 8 классе

Настоящая программа по географии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по географии 5-9 класс. Авторы –составители: Летягин А.А. ,Душина И.В., Пятунин В.Б., Таможня Е.А. Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципов комплексности, экологизации, историзма. Важнейшим принципом построения курса является интеграция, которая проявляется в попытках объединения в единую систему физико-географических и социально-экономических составляющих. В реализации этого принципа особое место принадлежит комплексным природно-хозяйственным регионам.

Курс «География России» занимает важное место в структуре школьных курсов географии. С одной стороны, он завершает базовое географическое образование школьников. С другой стороны, в данном курсе формируются знания и умения, которые служат основой для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».Особая роль курса определяется его большим мировоззренческим значением и тесными связями изучаемого содержания с современностью и личным опытом учащихся.



Цель и задачи курса

Главная цель курса заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у школьников целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.

Задачи:

-сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства страны;

-сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном мире;

-научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;

-развивать картографическую грамотность школьников;

-сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны

-показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).





Место учебного предмета в учебном плане

  Рабочая программа  по предмету География курс  «Природа .Население.»

  полностью соответствует требованиям ФГОС

 Согласно учебному плану, на изучение географии  в 8 классе отводится 70 часов в год :

-2 часа в неделю.   Учебный  год рассчитан на 35 недель. 


           

Структура программы


Рабочая программа по географии представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.


           

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА      курса  «Природа. Население»

Курс «Природа. Население» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «Природа. Население» завершает блок основного общего образования в средней школе. ). В структурном отношении курс состоит из пяти разделов: «Географическое положение и формирование

государственной территории России», «При рода России», «Население России», «Природный фактор в развитии России», «Географическое краеведение». Кроме основного содержательного блока (инвариантная часть примерной программы), содержание некоторых тем расширено за счёт включения историко-географических, культурологических, этногеографических, геоэкологических знаний, знаний об источниках географической информации и методах исследования географии. Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, на основе комплексного, системно-деятельностного и историко-географического подходов. Важнейший подход при построении курса — комплексный — реализуется через объединение взаимодействующих и взаимосвязанных компонентов «природа — население — хозяйство» в географическом пространстве России. Особое место в реализации комплексного подхода принадлежит региональной части курса, в которой рассматриваются комплексные природно-хозяйственные регионы. При построении содержания курса «География России» особый акцент сделан на темах, характеризующихся мировоззренческим значением и тесными связями изучаемого содержания с современностью и личным опытом учащихся.

Методы обучения предмета: 

-словесный  (рассказ, беседа, дискуссии, работа с текстом);

- наглядный (демонстрация картин, карт, таблиц, презентаций, видео, работа с компьютером);

- практический (упражнения, игры).

 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Фронтальная,  индивидуальная, групповая, парная, коллективная.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по географии

Оценка “5” ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. 

 Оценка “4”:

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.




3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. 

 Оценка “3” (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. 


Оценка “2”:

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

 Оценка “1”:

Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.

 

Устный ответ.

Оценка “5” ставится, если ученик:

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; 

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и 
внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники. Применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

 Оценка “4” ставится, если ученик:

1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ. 

Оценка “3” ставится, если ученик:

1
усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2
материал излагает бессистемно, фрагментарно, не всегда последовательно; 

3
показывает не достаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 

4
допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; 



5
не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении; 

6
испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; 

7
отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; 

8
обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну, две грубые ошибки.


Оценка “2” ставится, если ученик:

1
не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; 

2
не делает выводов и обобщений. 

3
не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; 

4
или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; 

5
или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.


Оценка “1” ставится, если ученик:

1
не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2
полностью не усвоил материал.


 3. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка “5” ставится, если ученик:

1
выполнил работу без ошибок и недочетов; 

2
допустил не более одного недочета.


Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1
не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 

2
или не более двух недочетов.


Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1
не более двух грубых ошибок; 

2
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 

3
или не более двух-трех негрубых ошибок; 

4
или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 

3
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.


Оценка “2” ставится, если ученик:


1
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”; 

2
или если правильно выполнил менее половины работы. 


Оценка “1” ставится, если ученик:

1
не приступал к выполнению работы; 

2
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.


Требования к работе в контурных картах:

- Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.

- При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.

- Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.

- Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.

- Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.

- В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.

Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ

Отметка «5».

Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка «4».

Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.). Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, стра- ницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3».

Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

Отметка «2»

Выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА   «Природа. Население.»

 Предметные результаты обучения

 Учащийся должен уметь:

- называть различные источники географической информации и методы получения географической информации;

-  определять географическое положение России;

- показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;

- определять поясное время.

-называть и показывать крупные равнины и горы; выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;

-показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;

-объяснять закономерности их размещения; приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;

-делать описания отдельных форм рельефа по картам; называть факторы, влияющие на формирование климата России;

-определять характерные особенности климата России; иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;

-давать описания климата отдельных территорий; с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.;

-приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;

-называть и показывать крупнейшие реки, озера; используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;

-оценивать водные ресурсы; называть факторы почвообразования;

-используя карту, называть типы почв и их свойства; объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;

-объяснять видовое разнообразие животного мира; называть меры по охране растений и животных.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

-объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;

-объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;

-объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы,

-приводить ---соответствующие примеры.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- ставить учебные задачи;

-вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

-выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

-планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

-оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

-классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;

-сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

-систематизировать информацию; структурировать информацию;

-формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

-владеть навыками анализа и синтеза;

-искать и отбирать необходимые источники информации;

-использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;

-представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;

-работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы --выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);

использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

-создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;

-составлять рецензии, аннотации; выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог;

-находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

-российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;

-ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

-целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;

-гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

-пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

-основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ:

  • учительский контроль,

  • самоконтроль

  • взаимоконтроль.

  ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:   

Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (тестирование), что позволяет:

  • определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся  по предмету;

  • установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

  • осуществить контроль за реализацией программы учебного курса. 

 

Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные  работы, тестирование и т.п. в рамках урока.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную работу, тестирование выставляется в классный журнал к следующему уроку.

  Учебно- тематический план


№ раздела

Наименование разделов и тем

Всего часов


Введение

1

1.

Географическое положение и формирование государственной территории России:

13

Тема 1. Географическое положение и его виды

9

Тема 2. История заселения, освоения и исследования территории России

4

2.

Природа России

35

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы

6

Тема 2. Климат и агроклиматические ресурсы

6

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы

6

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы

3

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

3

Тема 6. Природные различия на территории России

11

3.

Население России

10

4.

Природный фактор в развитии России

4

5

Географическое краеведение

7


Итого

70

Содержание  программы География

«Природа.Население»

                                                                 

Введение (1 час)

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.

Раздел I. Географическое положение и формирование государственной территории России

(13часов)

Тема 1. Географическое положение России (9 часов). Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Морские и сухопутные границы России, недра, континентальный шельф, экономическая зона Российской Федерации. Часовые пояса. Территория и акватория. Экономически эффективная территория.

Практикум: Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран. Определение поясного времени для различных пунктов России. Анализ карт административно-территориального и политико- административного деления страны

Тема 2. История заселения, освоения и исследования территории России (4 часов). Заселение и освоение территории России в IX- XVII вв. Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII-XIX вв. Географическое исследование территории России в XVIII-XIX вв. Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в.

Раздел II. Природа России (35 часов)

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (6 часов). Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма. Стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой.

Практикум: Анализ физической карты России. Анализ карт «Тектоника и минеральные ресурсы». Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Тема 2. Климат и агроклиматические ресурсы (6 часов). Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата. Чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса

Практикум: Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Анализ климатической карты: выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны (своего региона) для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности человека.

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (6 часов). Виды вод уши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота, подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны. Особая роль воды в природе и хозяйстве.

Практикум: Анализ карты «Водные ресурсы». Составление характеристики одной из рек с использованием климатических карт и климатограмм. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Определение возможности ее хозяйственного использования. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (3часа). Почвы и почвенные ресурсы. Почвы- основной компонент природы. В. В. Докучаев- основоположник почвоведения. Размещение основных типов почв. Почвенные ресурсы, меры по сохранению почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Практикум: Анализ почвенной карты. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 часа). Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование меры по охране растительного и животного мира.

Практикум: анализ карт «Растительность» и «Животный мир». Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природы.

Тема 6. Природные различия на территории России (11 часов). Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно- хозяйственные зоны? Характеристика арктических пустынь, тундр, и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологически е проблемы. Характеристика лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы. Характеристика лесостепей, степей, полупустынь. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Природно- хозяйственное различие морей России.

Практикум: Анализ карты «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия».

Раздел III. Население России (10 часов)

Население России. Численность, естественное движение, типы воспроизводства. Половой и возрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и его определяющие факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян. Народы и основные религии. Россия- многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими, социально- экономическими факторами. Зоны расселения. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции; причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы.

Практикум: Анализ карт населения. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий. Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.

Раздел IV. Природный фактор в развитии России (4часов)

Влияние природной среды на исторический процесс развития.

Резерв 7ч

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ  


Планируемые результаты обучения (требования к уровню подготовки)

В результате изучения географии в 8 классе

 Ученик научится:

Оценивать и объяснять:

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

 

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, экологических проблем;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.                   



  Учебно- тематический план


№ раздела

Наименование разделов и тем

Всего часов


Введение

1

1.

Географическое положение и формирование государственной территории России:

13

Тема 1. Географическое положение и его виды

9

Тема 2. История заселения, освоения и исследования территории России

4

2.

Природа России

35

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы

6

Тема 2. Климат и агроклиматические ресурсы

6

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы

6

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы

3

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

3

Тема 6. Природные различия на территории России

11

3.

Население России

10

4.

Природный фактор в развитии России

4

5

Географическое краеведение

7


Итого

70



Календарно- тематическое планирование по географии 8 класс ФГОС



№ п.п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

Фактически

Введение (1ч)

1

 .

Введение.

Введение в курс «География России»

Практическая работа №1 (о)

Наносить на контурную карту пограничные государства России, стран СНГ.

1



Раздел 1. Географическое положение и формирование государственной территории России (13ч)

Географическое положение России (9ч)

2

Географическое положение и его виды.

Практическая работа №2 (о)


Обозначать на контурной карте страны-члены

НАТО, ЕС, АТЭС

1



3

Размеры территории и природно- географическое положение России

Практическая работа№1

(и).

Обозначать объекты, характеризующие географическое положение России, на контурной карте по плану

1



4

Экономико- географическое и транспортно-географическое положение России

1



5

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.

1



6

Государственная территория России. Типы российских границ

1



7

Сухопутные и морские границы России.

Практическая работа №3

(о). Обозначать на контурной карте сухопутные и морские границы РФ, Крупнейшие

Морские порты России

1



8

Различия во времени на территории России.  Практическая работа №2 (и).

«Решение задач на определение поясного времени для разных пунктов России»

1



9

Государственное устройство и территориальное деление РФ. Практическая работа «Выявление на карте специфики административно-территориального устройства России»

1



10

Повторение и обобщение темы «Географическое положение России»

1



История заселения, освоения и исследования территории России (4ч)

11

Заселение и освоение территории России в 19– 17 вв.

1



12

Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII -  XIX вв.

Практическая работа №4

(о)

Заполнение таблицы « Отечественные путешественники и их вклад в развитие географических знаний о территории России»

(9-17вв), (18-19 вв),

(20вв)

1



13

Географическое исследование территории России в XVIII -  XIX вв.

1



14

Территориальные изменения и географическое изучение России в   XX в.

1



Раздел 2. Природа России (35ч)

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (6ч)

15

Геологическая  история.

1



16

Развитие земной коры

1



17

Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры. Практическая работа №5 (о)

Определять особенности рельефа региона проживания, выявлять техногенные формы рельефа

1



18

Формирование рельефа под воздействием   внешних геологических процессов.

1



19

Литосфера. Рельеф. Человек

1



20

Повторение и обобщение темы «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»

1



Климат и агроклиматические ресурсы (6ч)

21

Условия формирования климата

1



22

Движение воздушных масс.

Практическая работа №6 (о)

Прогнозировать по синоптической карте погоду на ближайшие сутки в различных пунктах.

1



23

Закономерности распределения тепла и влаги. Практическая работа №3 (и).

Выявлять закономерности

В распределении климатических показателей и объяснять их


1



24

Климатические пояса и типы климатов. Практическая работа №7. (о).

Определять тип климата по климатическим диаграммам

1



25

Климат и человек.

Практическая работа №4(и).

Характеризовать по климатическим картам климатические условия и тип климата региона проживания

1



26

Повторение и обобщение темы «Климат и агроклиматические ресурсы»

1



Внутренние воды и водные ресурсы (6ч)

27

Состав внутренних вод.  Реки, их зависимость от рельефа.

Практическая работа № 5. (и).

Составлять характеристику одной из

Крупных рек по плану

1



28

Зависимость речной сети от климата.

1



29

Озера, болота, ледники, подземные воды.

1



30

Многолетняя мерзлота

1



31

Воды и человек. Водные ресурсы.

1



32

Повторение и обобщение темы «Внутренние воды и водные  ресурсы»

1



Почвы и почвенные ресурсы (3ч)

33

Почва как особое природное образование

1



34

Главные типы почв и их размещение по территории России. Практическая работа

№8 (о). Анализ почвенной карты

1



35

Почвенные ресурсы. Почвы и человек.

Практическая работа №6.

Составление характеристики одного из зональных типов почв по плану.

1



Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3ч)

36

Растительный и животный мир.

1



37

Биологические ресурсы.

1



38

Повторение и обобщение тем: «Почвы и почвенные ресурсы», «Растительный и животный мир. Биологические  ресурсы»

1



Природные различия на территории России (11ч)   

39

Природные комплексы

1



40

Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс.

Практическая работа №9 (о). Анализ карты природных зон

1



41

Северные безлесные природные зоны

1



42

Лесные зоны. Тайга

1



43

Смешанные и широколиственные леса

1



44

Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни.

1



45

Высотная поясность.

1



46

Моря как крупные природные комплексы.

Практическая работа №10

(о). Обозначать на контурной карте названия морей, омывающих территорию России

1



47

Природно-хозяйственное значение российских морей.

Практическая работа №7. (и) Составление характеристики одного из морей России

1



48

Особо охраняемые природные территории

России

1



49

Повторение и обобщение темы «Природные различия на территории России»

1



  Раздел 3. Население  России (10ч)

 5о

Численность и воспроизводство населения России.

1



51

Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни

1



52

Этнический и языковой состав населения России. Практическая работа №8 (и).

Определять

Особенности размещения крупных народов России, сопоставлять с особенностями территориального деления РФ.

1



53

Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий.

1



54

Особенности урбанизации  в России. Городское население.

Практическая работа №9 (и).

Определять и сравнивать показатели соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим материалам

1



55

Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения.

Практическая работа №11

(о).

Обозначать на контурной карте города-миллионики РФ.

1



56

Миграции населения в России

1



57

Размещение населения России.

1



58

Занятость населения. Человеческий капитал

1



59

Повторение и обобщение раздела «Население России»

1



Раздел 4. Природный фактор в развитии России (4ч)

60

Влияние природы на развитие общества

1



61

Природные ресурсы

Практическая работа №12

(о)

Составлять характеристику одного из видов природных ресурсов


1



62

Природно-ресурсный потенциал России.

Практическая работа №10

(и).

Выявлять характер использования природных

Ресурсов своей местности

С помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ

1



63

Повторение и обобщение раздела «Природный фактор в развитии России»

1



Географическое краеведение (7ч)

64

Физико-географические условия Ульяновской области

1



65

Тектоническое и геологическое строение

1



66

Рельеф. Полезные ископаемые

1



67

Климат Ульяновской области

1



68

Внутренние воды

1



69

Особенности почвенного покрова Ульяновской области

1



70

Растительный и животный мир

1



 

 УМК

Учебник: Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. География. 8 класс. География России. Природа и Население.Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. Москва.Издательский центр « Вентана-Граф», 2016.

Учебник по предмету включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях  (п

Атлас и контурные карты:

Атлас: География России. Природа и население. 8 класс. Изд-во ДИК Дрофа, 20116.

Контурные карты: России. Природа и население. 8 класс. Изд-во ДИК Дрофа, 2016.

Методические пособия для учителя:

Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. География. Примерное поурочное планирование. – М.: Вентана-Граф, 20016.

Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии. – М.: Вентана-Граф, 20015.

Основные дидактические материалы:

Чичерина О. В. Контрольные и проверочные работы по географии. 8 класс. – М.: Экзамен, 2014.



Учебно-методические средства обучения

  • Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.Б., Бахчиева О.А., Таможняя Е.А. География. Программа для 5-11  классов общеобразовательных учреждений.  - М.: Вентана-Граф, 2015.

  • В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя.  География России. Природа. Население: 8 класс: Примерное поурочное планирование: Методическое пособие.- М.: Вентана-Граф, 2016

  • В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя.  География России. Природа. Население: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2014.

  • В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя.  География: 8 класс: тестовые задания к учебнику В.Б.Пятунина, Е.А. Таможней «География России. Природа. Население»:- М.: Вентана-Граф, 2015.

  • Атлас и контурные карты по  географии 8 класс.- М.: Дрофа, 2016


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ



www.pogoda.ru

www.nationalgeographic.ru

www.geography.about.com

www.nature.com

www.krugosvet.ru

www.ocean.ru

www.google.com

www.geo.ru

http://www.ndce.ru/

http://www.ufomistery.com

http://astromet.narod.ru/clouds/atlas.htm http://students.russianplanet.ru/geography/atmosphere/06.htm

http://nauka.relis.ru/04/0105/04105000.htm

http://egornature.by.ru/

http://www.abratsev.narod.ru/hydrosphere/hydrosphere.html

http://www.vitiaz.ru/

www.videodive.ru/scl/ocean.shtml

www.rgo.ru/geo.php?k=slovar/fizgeo&f=podvzvo1

www.geo-tur.narod.ru/moria.htm

100 дорог http://100dorog.ru/

http://www.flags.ru/

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Инзенская средняя школа №3 имени Д.П. Ознобищина

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

На заседании ШМО Зам. дирек. по УВР Директор МКОУ Инзенская сш№3

Учителей ест. мат. цикла _______Н.А.Шанина ___________С.А. Яковлев

Протокол №1 30.08.2017г. Приказ №

От 29 августа 2017 от 01.09.2017г.



Рабочая программа

Наименования курса: география

Класс: 8

Учебный год: 2017-2018.

Количество часов по учебному плану: 70ч, 2часа в неделю

Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. 5-9 классы. Алгоритм успеха. ФГОС. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2013

Учебник: География России. Природа. Население. 8 класс. Алгоритм успеха. ФГОС. Москва. Издательский центр «Вентана -Граф» 2016

Рабочую программу составила

Учитель географии

Багрянская Т.В. 1 кв. категория



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Рабочая программа по предмету "География" 8 класс по ФГОС

Автор: Багрянская Тамара Валентиновна

Дата: 13.09.2017

Номер свидетельства: 428084

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Рабочая программа по географии (по ФГОС), 6 класс"
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-po-fgos-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "264766"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449764562"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Рабочая программа по географии по учебнику А.А. Летягина "География. Начальный курс. 5 класс""
    ["seo_title"] => string(89) "rabochaiaproghrammapoghieoghrafiipouchiebnikuaalietiaghinagieoghrafiianachalnyikurs5klass"
    ["file_id"] => string(6) "338132"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1469577923"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Рабочая программа по географии 7 класс к учебнику А.И.Алексеева (ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-7-klass-k-uchiebniku-a-i-alieksieieva-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "120530"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413731712"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Рабочая программа по географии для 5 класса в соответствии с ФГОС "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-dlia-5-klassa-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "183504"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425894514"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Рабочая программа по географии 7 класс к линии учебников "Сферы" "
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-7-klass-k-linii-uchiebnikov-sfiery"
    ["file_id"] => string(6) "127475"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415304693"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства