География — единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественно-научного знания. В ней реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, которые должны способствовать формированию общей культуры молодого поколения. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии для основной школы, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется огромное образовательное, развивающее и воспитательное значение географии, позволяющее формировать у учащихся:
География в основной школе изучается с 6 по 9 классы. Общее число учебных часов за четыре года обучения — 238, из них 35 ч (1 ч в неделю) в 6классе.
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествуют курсы «Окружающий мир» и «Естествознание», включающие определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данные курсы являются пропедевтическими.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной
Место предмета в базисном (учебном плане)География в основной школе изучается с 6 по 9 классы. Общее число учебных часов за четыре года обучения — 238, из них 35 ч (1 ч в неделю) в 6классе.
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествуют курсы «Окружающий мир» и «Естествознание», включающие определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данные курсы являются пропедевтическими.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
комплексное представленное о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйство людей в разных географических условиях;
социально значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
Содержание курса географии в основной школе позволяет формировать и использовать разнообразный спектр видов деятельности и соответственно учебных действий, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приёмы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей. Школьный курс географии призван также способствовать предпрофильной ориентации учащихся.
География в основной школе изучается с 6 по 9 классы. Общее число учебных часов за четыре года обучения — 238, из них 35 ч (1 ч в неделю) в 6классе.
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествуют курсы «Окружающий мир» и «Естествознание», включающие определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данные курсы являются пропедевтическими.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс по ФГОСу»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ПЕРВОМАЙСКОЕ
РОВЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_______Соломенцева Т..Г.
протокол № 1
от 28.. 08.2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР
МБОУ СОШ с. Первомайское
_________ Солонина М.В.
от « 29 » августа 2015 г.
от «____» __________2015 г.
от «____» __________2016 г.
от «____» __________2016 г.
«Утверждаю»
директор
МБОУ СОШ с.Первомайское
________ Мулдагалиева Т.К.
Приказ №106 от 31.08.2015 г.
от «____» __________2015 г.
от «____» __________2016 г.
от «____» __________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ГЕОГРАФИИ
ДЛЯ 5 КЛАССА
ПРОГРАММА ТИПОВАЯ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ
Солониной
Марины Васильевны
ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
Протокол № 1 от «29» августа 2015 г.
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии для 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по географии в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 – 9 классов линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.
Рабочая программа по географии составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014);- Примерной программы основного общего образования. География.- Образовательной программой МБОУ СОШ с.Первомайское;- Авторской рабочей программы курса географии в соответствии с ФГОС, разработанной к учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов, допущенных Министерством образования и науки РФ под редакцией В.В.Николиной, А.И.Алексеева, Е.К.Липкиной - М.: Просвещение, 2011 г.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Актуальность программы заключается в том, что она направлена на развитие и воспитание всесторонне развитой и коммуникативной личности, на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении. Программа нацелена на формирование ключевых компетенций: готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач; привитие общих умений как существенных элементов культуры. География– это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Практическая значимость школьного курса географии обусловлена тем, что объектом изучения этой науки является природа Земли и окружающий нас мир. География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, проблемах взаимодействия природы и общества, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Основными целями изучения географии в основной школе являются:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование целостного географического образа планеты Земля на разных уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона);
-понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
-понимание основных природных, социально-экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России и мира;
-формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных, учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
-формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
-формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человеческие научные, общекультурные достижения (карта, космические снимки, наблюдения, путешествия, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
-формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных приборов (план, карта, объекты природы), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
-формирование опыта творческой деятельности, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, карты, компьютерные программы, презентации);
-понимание закономерностей размещения населения и территориальных организации хозяйства в связи с природными, социально- экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
-всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимосвязи, ориентацию в разнообразных природных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание их истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
- выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
География — единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественно-научного знания. В ней реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, которые должны способствовать формированию общей культуры молодого поколения. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии для основной школы, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется огромное образовательное, развивающее и воспитательное значение географии, позволяющее формировать у учащихся:
География в основной школе изучается с 6 по 9 классы. Общее число учебных часов за четыре года обучения — 238, из них 35 ч (1 ч в неделю) в 6классе.
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествуют курсы «Окружающий мир» и «Естествознание», включающие определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данные курсы являются пропедевтическими.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной
Место предмета в базисном (учебном плане)География в основной школе изучается с 6 по 9 классы. Общее число учебных часов за четыре года обучения — 238, из них 35 ч (1 ч в неделю) в 6классе.
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествуют курсы «Окружающий мир» и «Естествознание», включающие определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данные курсы являются пропедевтическими.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
комплексное представленное о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйство людей в разных географических условиях;
социально значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
Содержание курса географии в основной школе позволяет формировать и использовать разнообразный спектр видов деятельности и соответственно учебных действий, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приёмы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей. Школьный курс географии призван также способствовать предпрофильной ориентации учащихся.
География в основной школе изучается с 6 по 9 классы. Общее число учебных часов за четыре года обучения — 238, из них 35 ч (1 ч в неделю) в 6классе.
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествуют курсы «Окружающий мир» и «Естествознание», включающие определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данные курсы являются пропедевтическими.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации
Место курса географии в учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 280, из них 35 часов (1 час в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 часов (2 часа в неделю) в 7, 8 и 9 классах.
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени начального общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Разработанная рабочая программа реализуется по учебнику А. И. Алексеева, В. В. Николиной, Е. К. Липкиной и др. «География. 5-6 классы»: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2012, рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю) и направлена на базовый (общеобразовательный) уровень изучения предмета.
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общностью их исторических судеб;
осознание ценности географической среды во взаимосвязи природы, населения, хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности; патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
уважение к природе истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Программа обеспечивает достижение обучающимися 5 класса следующих результатов.
Личностными результатами изучения предмета «География» являются следующие:
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; формирование основ экологической культуры;
осознание российской гражданской идентичности; чувства патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметным результатом изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
управлять своей познавательной деятельностью;
организовывать свою деятельность;
определять цели и задачи учебной деятельности;
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
выдвигать версии решения проблемы;
составлять индивидуально или в группе план решения проблемы (выполнения проекта);
выбирать средства достижения цели и применять их на практике;
оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
анализировать, структурировать информацию, факты и явления;
выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, простые и сложные планы изученного текста;
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. п.);
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
представлять собранную информацию в виде выступления или презентации.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса «География» является сформированность следующих умений:
объяснять, для чего изучают географию;
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации при решении учебных и практико-ориентированных задач;
по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
строить простые планы местности;
моделировать географические объекты и явления с помощью компьютерных программ;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации;
называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками;
называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время;
показывать по карте маршруты и называть результаты географических открытий и путешествий;
описывать представления древних людей о Вселенной;
называть и показывать планеты Солнечной системы, звезды и созвездия;
описывать уникальные особенности Земли как планеты;
ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
называть и показывать по карте основные географические объекты;
наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
объяснять значение ключевых понятий.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«География», 5 класс
(35 часов в год, 1 час в неделю)
Раздел 1. Источники географической информации (19 часов)
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (4 ч)
Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды.
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Практикум. 1. Анализ источников географической информации. 2. Составление таблицы «Путешественники и учёные». 3. Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни».
Тема 2. Земля – планета Солнечной системы (4 ч)
Земля — одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнце — источник тепла и жизни на Земле. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Формы и размеры Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Северный полюс. Южный полюс. Экватор, тропики, полярные круги. Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь. Пояса освещённости, тепловые пояса.
Практикум. 1. Подготовка сообщения «Земля во Вселенной». 2. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. 3. Составление схемы «Тепловые пояса Земли».
Тема 3. План и карта (11 ч)
Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирования по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения Земли на плане. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба. Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Абсолютная высота. Относительная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности. Чтение плана местности. Топографическая карта. Профессии топографа и геодезиста. Съемки местности. Составление простейшего плана местности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Географическая карта — особый источник информации.
Глобус — объёмная модель Земли. Масштаб и его виды. Древние карты. Эратосфен, Птолемей. Способы отображения поверхности Земли на древних картах. Отличия карты от плана. Свойства географической карты. Легенда карты. Виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. Градусная сетка и её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте. Географические координаты. Географическая широта и долгота. Определение географических координат, направлений и расстояний по карте. Современные способы создания карт. Часовые пояса. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод.
Практикум. 1. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута. 2. Топографический диктант. 3. Ориентирование по плану города. 4. Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте. 5. Составление описания местности по планам и картам, чтение космических снимков и аэрофотоснимков.
Раздел 2. Природа Земли и человек (14 часов)
Тема 4. Человек на Земле (3 ч)
Основные пути расселения людей по Земле. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Создание человеком материальных и духовных ценностей в процессе освоения территории Земли. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Практикум. 1. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц. 2. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.
Тема 5. Литосфера – твёрдая оболочка Земли (11 ч)
Литосфера — каменная оболочка Земли. Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, её строение под материками и океанами. Литосфера, её соотношение с земной корой. Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр, методы изучения.
Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Практикум. 1. Изучение свойств горных пород и минералов. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов. 3. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений. 4. Описание по карте равнин и гор по плану. 5. Описание рельефа своей местности.
Резервное время – 2 часа.
Оценочные практикумы:
Построение плана местности.
Определение по карте расстояний и направлений.
Определение по карте и глобусу географических координат объектов.
Сравнение стран мира по политической карте.
Описание гор и равнин по плану.
Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов.
Выполнение проектного задания в сотрудничестве
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 5 класса:
Учащиеся должны знать:
основные географические понятия: план местности, азимут, масштаб, географическая карта, литосфера, земная кора, горы, равнины, гидросфера, океан, море, река, озеро, ледник, атмосфера, ветер, осадки, погода, климат, биосфера, природный комплекс, раса;
различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам изображения;
результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
природные и антропогенные причины геоэкологических проблем на локальном уровне; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных бедствий и техногенных явлений;
Учащиеся должны уметь:
читать планы местности и географические карты;
строить простые планы местности;
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
проводить с помощью приборов измерения различных показателей географических явлений;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;
сохранения окружающей среды и социально ответственного поведения в ней;
адаптации к условиям проживания на определенной территории;
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Календарно-тематическое планирование
«География», 5 класс
(35 часов в год, 1 час в неделю)
№ урока
Изучаемая тема
Характеристика деятельности учащихся
Универсальные учебные действия
Сроки изучения
План
Факт
Раздел 1. Источники географической информации (19 часов)
Развитие географических знаний о Земле (4 часа)
1
Географические методы изучения окружающей среды
Знакомство с учебником, атласом, электронным приложением к учебнику. Работа с картой, сравнение современной карты с древними.
Поиск информации по накоплению географических знаний
Коммуникативные: продолжить обучение в эвристической беседе.
Регулятивные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель.
Познавательные: уметь объяснять особенности явлений, классифицировать факты и явления
2
Как люди открывали
Землю.
Урок с использованием ИКТ
Работа с учебником, с атласом. Систематизация информации о путешественниках и открытиях.
Выполнение практической работы: нанесение на контурную карту маршрутов путешествий.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель.
Познавательные: уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, уметь отображать информацию в графической форме.
3
Великие географические открытия.
Урок с использованием ИКТ
Работа с учебником, с атласом. Систематизация информации о путешественниках и открытиях.
Выполнение практической работы: нанесение на контурную карту маршрутов путешествий.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности Познавательные: уметь выявлять различие и сходство признаков, составлять схемы, уметь выделять главную мысль в тексте параграфа.
4
География сегодня
Урок с использованием ИКТ
Определение значения географических исследований для жизни общества.
Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт. Работа с учебником, с атласом.
Обсуждение значения географической науки в парах, группах
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: самостоятельно организовывать свою деятельность.
Познавательные: уметь добывать недостающую информацию с помощью карт атласа, электронных образовательных ресурсов.
Земля – планета Солнечной системы (4 часа)
5
Мы во Вселенной
Работа с текстом учебника, картами атласа. Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы. Описание уникальных особенностей Земли как планеты
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности.
Познавательные: обобщать, преобразовывать информацию, уметь добывать недостающую информацию с помощью карт атласа
6
Движение Земли
Урок с использованием ИКТ
Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Анализ положения Земли в определённых точках орбиты и объяснение смены времён года. Составление и анализ схемы «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца»
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать.
Регулятивные: самостоятельно планировать и оценивать свою деятельность.
Познавательные: уметь преобразовывать текст в схему и анализировать ее, уметь работать с различными источниками информации.
7
Солнечный свет на Земле
Работа с текстом учебника, картами атласа. Анализ иллюстративно-справочных материалов. Определение высоты Солнца и продолжительности дня и ночи на разных широтах в разное время года.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к себе как субъекту деятельности
Познавательные: уметь производить поиск и обработку информации
8
Обобщение по теме «Земля – планета Солнечной системы»
Обобщение и практическая отработка знаний и умений: выполнение тестовых заданий
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: самостоятельно планировать и оценивать свою деятельность.
Познавательные: уметь производить поиск и обработку информации
План и карта (11 часов)
9
Ориентирование на местности
Работа с различными видами изображения земной поверхности.Сравнениеплана и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.
Определение по компасу направления на стороны горизонта по Солнцу по Полярной звезде и «живым ориентирам»
Определение азимута с помощью транспортира
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: самостоятельно планировать и оценивать свою деятельность.
Познавательные: уметь анализировать, сравнивать, классифицировать факты, делать выводы и строить умозаключения; формулировать алгоритм работы с компасом; формулировать алгоритм работы с планом и картой, сравнивать план и карту, делать описание местности
10
Земная поверхность на плане и карте. Условные знаки. Масштаб
Работа с картографическими источниками. Определениеобъектов местности на плане с помощью условных знаков, видов масштаба.
Чтение топографической карты.
Решениепрактических задач по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: самостоятельно организовывать и оценивать свою деятельность.
Познавательные: овладевать основами картографической грамотности и использования плана местности и географической карты; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.
11
Изображение неровностей земной поверхности наплане и карте.
Работа с топографическим планом. Определениеотносительной и абсолютной высоты, направления повышения и понижения местности
с помощью горизонталей.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: самостоятельно организовывать и оценивать свою деятельность.
Познавательные: овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.
12
Практическая работа №1. «Построение плана местности»
Групповая работа по построению и чтению простейшего плана местности с использованиемоборудования для глазомерной съемки
Коммуникативные: определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы.
Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью.
Познавательные: формулировать алгоритм работы с оборудованием, овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.
13
Географическая карта
Работа с различными географическими картами, глобусом, чтение легенды и анализ карт, сравнение карт по масштабу
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью.
Познавательные: извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий, сравнивать и анализировать.
14
Градусная сетка
Урок с использованием ИКТ
Работа с различными географическими картами, глобусом. Определение направления по параллелям и меридианам на карте и глобусе
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, определять общие цели, способы взаимодействия.
Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, оценивать себя и свою деятельность.
Познавательные: овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.
15
Практическая работа № 2. «Определение по карте расстояний и направлений»
Самостоятельная работа с различными географическими картами, глобусом.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, оценивать себя.
Познавательные: овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.
16
Географические координаты. Широта
Работа с различными географическими картами, глобусом. Определение географической широты по параллелям на карте и глобусе
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, оценивать себя.
Познавательные: овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.
17
Географические координаты. Долгота
Работа с различными географическими картами, глобусом. Определение географической долготы по меридианам на карте и глобусе
Коммуникативные:
организовывать и планировать учебное взаимодействие в группе.
Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, выделять необходимую информацию
Познавательные: овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.
18
Практическая работа № 3. «Определение по карте и глобусу географических координат объектов»
Самостоятельная работа с различными географическими картами, глобусом.
Коммуникативные:
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью.
Познавательные: овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.
19
Обобщение по теме «План и карта»
Обобщение и практическая отработка знаний и умений: выполнение тестовых заданий, топографический диктант
Коммуникативные:
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью.
Познавательные: извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий
Раздел 2. Природа земли и человек (14 часов)
Человек на Земле (3 часа)
20
Как люди заселяли Землю
Урок с использованием ИКТ
Работа с текстом учебника и электронными ресурсами.
Определение по карте гипотетических мест происхождения человека и путей расселения людей на Земле
Коммуникативные:
организовывать и планировать учебное взаимодействие в группе.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности. Познавательные: извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий, делать выводы, сравнивать
21
Расы и народы
Урок с использованием ИКТ
Работа с текстом учебника и электронными ресурсами.
Анализ карты «Плотность населения мира»
Коммуникативные:
организовывать и планировать учебное взаимодействие в группе.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности. Познавательные: извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий, делать выводы, сравнивать
22
Практическая работа № 4. «Сравнение стран мира по политической карте»
Определение страны мира по описанию.
Создание проектного продукта в форме открытки другу
Коммуникативные:
организовывать и планировать учебное взаимодействие в группе.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности. Познавательные: извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий, делать выводы, сравнивать; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.
Литосфера – твердая оболочка Земли (11 часов)
23
Земная кора – верхняя часть литосферы
Работа с текстом учебника (выделение опорных слов в тексте), работа с картой, составление схемы «Внутреннее строение Земли»
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, оценивать себя.
Познавательные: научиться выделять главные слова в тексте, сравнивать и определять различия, преобразовывать текст в схему
24
Горные породы, минералы и полезные ископаемые
Анализ текста и иллюстраций учебника, определение по алгоритму горных пород и минераловОписание по плану минералов и горных пород школьной коллекции
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, оценивать себя.
Познавательные: находить причинно-следственные связи, определять ключевые слова в тексте, формулировать алгоритм определения горных пород по свойствам
25
Движения земной коры. Землетрясения
Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Установление с помощью географических карт сейсмических районов и поясов Земли.
Нанесениена контурную карту районов землетрясений
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, оценивать себя и свою деятельность.
Познавательные: овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; находить недостающую информацию с помощью карт атласа и преобразовывать ее
26
Движения земной коры. Вулканы
Работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа с картой, работа с электронным приложением. Установление с помощью географических карт районов вулканизма. Нанесениена контурную карту крупнейших вулканов
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, оценивать себя.
Познавательные: овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; находить недостающую информацию с помощью карт атласа и преобразовывать ее
27
Рельеф Земли. Равнины
Работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа с картой, работа с электронным приложением. Составление описания равнины по плану. Нанесениена контурную карту крупнейших равнин
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, оценивать себя.
Познавательные: овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; находить и преобразовывать информацию
28
Рельеф Земли. Горы. Практическая работа № 5. «Описание гор и равнин по плану»
Работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа с картой. Сравнение по плану горных систем. Описание рельефа своей местности по плану Нанесениена контурную карту крупнейших горных систем мира и России.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, оценивать себя.
Познавательные: овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; находить и преобразовывать информацию
29
Практическая работа № 6. «Обозначение на контурной карте гор и равнин, районов землетрясений и вулканов».
Самостоятельная работа с картами атласа и контурными картами. Решение практических задач по карте
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, выделять необходимую информацию, оценивать себя.
Познавательные: овладеть основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
выделять признаки понятий, делать выводы
30
Практическаяработа № 7. «Скульптурный портрет Земли»
Выполнение проектного задания в сотрудничестве.Разработкана основе проектного задания туристического маршрута «Скульптурный портрет Земли»
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное взаимодействие в группе.
Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, выделять необходимую информацию, оценивать себя и свою деятельность, научиться самодиагностике и самокоррекции.
Познавательные: выделять признаки понятий, делать выводы, сравнивать, анализировать
31
«Скульптурный портрет Земли». Защита проектов
Презентация проектных работ и их обсуждение
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, научиться самодиагностике и самокоррекции.
Познавательные: находить причинно-следственные связи, делать выводы, сравнивать, обобщать, анализировать и оценивать информацию
32
Литосфера и человек
Урок с использованием ИКТ
Работа с текстом учебника и электронными ресурсами. Выявление способов воздействия человека на литосферу и характера изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности.
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации
Регулятивные: определять новый уровень отношения к себе, научиться самодиагностике и самокоррекции.
Познавательные: находить причинно-следственные связи, делать выводы, сравнивать, обобщать
33
Обобщение знаний по изученному курсу
Индивидуальные виды деятельности
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации
Регулятивные: определять новый уровень отношения к себе, научиться самодиагностике и самокоррекции.
Познавательные: находить причинно-следственные связи, делать выводы, сравнивать, обобщать
34-35
Резервное время
Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Примерная программа основного общего образования по географии в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К. и др. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2014.
Николина В.В. География: 5-6 кл.: Методические рекомендации: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2014.
Николина В. В., Липкина Е. К. География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.
Географический атлас. 5 класс. – М.: Дрофа, изд-во «ДИК», 2014.
Контурные карты, 5 класс. – М.: Дрофа, изд-во «ДИК», 2014.
Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/