Просмотр содержимого документа
««Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по предмету».»
Тема занятия: «Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по предмету».
Предмет: география, 6 класс,
Тема урока: «Озера и болота»
Цели и задачи учебного занятия.
Цели:
- формирование системы знаний об озерах и болотах как объектах гидросферы, их разнообразии и значении.
- формирование системы знаний о строении грибов и процессов их жизнедеятельности;
- формирование умений объяснять роль грибов в природе и жизни человека;
сформировать представления
Задачи урока:
- способствовать приобретению знаний обучающимися о грибах, их признаках (подчеркнуть особое положение грибов в системе органического мира; выделить характерные признаки грибов( их строение, питание, размножение); определить их роль в природе и жизни человека);
- воспитание биологически грамотной личности при изучении биологических понятий в теме: «грибы»;
- способствовать освоению приемов работы с биологической информацией (о строении грибов, роли грибов в природе и жизни человека)
Планируемые результаты обучения.
ПЕРДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- применять биологические термины и понятия (микология, царство, грибы)в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
- различать и описывать грибы по изображениям, схемам, муляжам;
- выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов:
- проводить описание и сравнивать между собой грибы по заданному плану; делать выводы на основе сравнения;
- раскрывать роль грибов в природных сообществах, в хозяйственной деятельности человека и его повседневной жизни;
- использовать методы биологии: проводить наблюдения за грибами, описывать их; ставить простейшие биологические опыты и эксперименты;
- владеть приёмами работы с биологической информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения информации из нескольких (2—3) источников; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (грибов);
- устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов) (грибов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
Базовые исследовательские действия:
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;
Работа с информацией:
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления;
-находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
-запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
-воспринимать и формулировать суждения,
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
Совместная деятельность (сотрудничество)
- участвовать в групповых формах работы (обсуждение, обмен мнениями)
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Ценности научного познания:
- ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
- развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.
Формирование культуры здоровья:
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
Экологическое воспитание:
- ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды;
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- адекватная оценка изменяющихся условий;
- принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации;
- планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей.
3. Виды организации учебной деятельности.
Выявление отличительных признаков царства Грибы.
Описание строения и жизнедеятельности одноклеточных, многоклеточных грибов.
Установление взаимосвязи между особенностями строения шляпочных грибов и процессами жизнедеятельности.
Определение роли грибов в природе, жизни человека.
Овладение приёмами работы с биологической информацией о грибах и её преобразование
Краткое учебное содержание.
Положение грибов в системе органического мира.
Отличительные признаки царства грибов
Сходство грибов с растениями и животными
Строение грибной клетки.
Питание грибов
Размножение грибов: спорами, частями мицелия, почкованием
Учебные задания для разных этапов учебного занятия.
«Проблематизация, актуализация, мотивация»
Отгадать загадку
Что за чудище такое?
То поменьше, то большое.
Можно встретить под берёзой,
На пеньке, среди травы.
Можно в баночке литровой,
И на хлебе те дары.
Могут паразитом быть-
Злаков урожай сгубить.
Могут портить древесину,
Поселившись на стволах.
Могут в тесте размножаться,
Если тесто на дрожжах.
Есть плодовые тела
И разросшиеся клетки.
Так о ком же речь была?
Догадались ли, вы, детки?
2.Отвечают на вопрос - А что вы знаете о грибах?
По цепочке дети делятся своими знаниями.
Как вы считаете, ваши знания полные? А хотелось бы вам узнать о грибах больше? Что именно? (Составляем план изучения грибов - к какому царству принадлежат,
строение грибов, как размножаются грибы, какие грибы съедобные, а какие ядовитые, как правильно собирать грибы)
«Первичное ознакомление»
Знакомство с информацией в учебнике (параграф 5, стр. 18) и работа в паре – заполнение схемы по сравнению грибов с растениями и животными (один из пары ищет сходство с растениями, второй с животными, затем обмен информацией и совместное заполнение):
Сходство грибов
с растениями с животными
Изучив информацию, предложенную в учебнике на стр. 18-19, вставьте пропуски в тексте
Работа с текстом – Строение грибов: «Вставьте пропуски»
Вы уже знаете, что грибы существенно отличаются от организмов других царств строением тела. Оно состоит из множества переплетенных нитей, называемых _______________. Вся масса нитей составляет вегетативное тело, называемым также ___________ или грибницей. Гифы имеют стенку, в состав которой входит хитин. Он и придает нити жесткость. У некоторых видов грибов нити плотно прилегают друг к другу и образуют плодовые тела, например у шляпочных грибов.
Грибы, как и все живые организмы имеют клеточное строение. Клетка грибов имеет клеточную стенку, что делает ее похожей на представителей двух царств живых организмов _____________и ______________. Из-за _____________ клеточной стенки грибы являются неподвижными или малоподвижными организмами. Носители наследственной информации - ____________________ расположены в________________ (которых в клетке может быть несколько).
Питание грибов
Изучив информацию в учебнике на стр. 19, установите соответствие (стрелочками) между: Группа грибов- Описание питания - рисунок, а затем на основании полученной информации сформулируйте определение –гетеротрофные организмы
Гетеротрофные организмы-…..
Группа грибов
Описание питания
рисунок
Сапрофиты
Высасывают соки из живых тканей, селятся на живых организмах
симбионты
Питаются мертвым органическим веществом, используя в пищу навоз, перегной, пищевые продукты
паразиты
Нити грибницы переплетают корни деревьев, образуя микоризу (происходит обмен веществами между грибом и деревом)
Размножение грибов (работа с информацией в учебнике стр.19-20)
Коллективное обсуждение вопроса: «Чем споры грибов отличаются от спор растений»
«Отработка и закрепление»
Ответить на вопросы на листочке: «Верно-неверно»
«Обобщение, систематизация, применение»
1.Составить кластер по теме: «Грибы»
2. Найдите три ошибки в тексте «Грибы». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
«Рефлексия»
Заполнение таблицы: «Правила сбора грибов» в ходе коллективного обсуждения:
(ребята высказывают свои предложения, о том, как нужно собирать грибы и заполняют первый столбик таблицы. Далее, изучив текст на стр. 21, заполняют вторую колонку):
Правила сбора грибов
Я знаю
Я узнал
Диагностические материалы для оценивания результатов обучения.
Верно – неверно.
1. Грибы не имеют хлоропластов и других пластид.
2. Гифы - это корни.
3. Все грибы растут в лесах.
4. Грибы имеют грибницу, состоящую из белых тонких нитей (гифов).
5. Все грибы - это многоклеточные организмы.
6. Тело шляпочного гриба состоит из переплетенных нитей (гифов).
7. Все грибы – паразиты.
8. В клеточных стенках грибов, как в покровах тела раков, насекомых, имеется органическое вещество- хитин.
10. Среди грибов встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные.
Да - 1, 4, 6, 8, 9, 10
Нет - 2, 3, 5, 7
Текст с ошибками
(1) В состав клеточной стенки грибов входит хитин — вещество, из которого построен наружный скелет большинства членистоногих. (2) Грибы питаются автотрофно. (3) Питательные вещества грибы всасывают из окружающей среды всем телом. (4) Размножение у грибов происходит половым путём, вегетативно и с помощью спор. (5) У всех грибов тело представлено одной сильно ветвящейся клеткой. (6) Запасное питательное вещество у грибов — крахмал. (7) Грибы обладают неограниченным ростом