Урок географии России. 9 класс
Урок географии России. Хозяйство.
9 класс
Тема урока: «Северо-Западный экономический район»
Урок проводится в общеобразовательном классе.
На тему отводится 1 учебный час.
Тип урока – повторение и обобщение знаний, формирование и закрепление умений и навыков составлять характеристику района, читать, сопостав¬лять и анализировать тематические карты с применением дифференцированного подхода.
Форма урока – проблемно-диалоговый с использованием АРТ-педагогики. Урок сопровождается презентацией Power Point. В заключении урока проводится тест, подводится итог работы, выставляются оценки.
Основное содержание урока:
1. Состав, экономико-географическое положение.
2. Особенности природных условий и оценка природных ресурсов.
3. Характеристика субъектов федерации: Ленинградской, Новгородской, Псковской областей.
4. Выявление экономических и экологических проблем и перспективы развития экономического района.
Цель урока: изучить характеристику хозяйства и населения экономического района.
Задачи урока:
Образовательная – изучение состава и географического положения района. Чтение тематических карт и установ¬ление взаимосвязей природно-территориальных комплексов Северо-Запада, использование раз¬личных источников географической информации, нахождение путей решения проблем и перспективы развития экономического района.
Развивающая – установить взаимосвязь между хозяйственной деятельностью и экономическими проблемами региона.
Воспитательная – знание культурно-исторических особенностей экономического района, Псковской области.
Межпредметные связи: география, биология, экология, история, музыка.
Техническое обеспечение:
Компьютер, проектор, интерактивная доска.
Программное обеспечение:
Microsof Power Point, Microsoft Word.
Средства обучения:
Россия. Социально-экономическая карта. Контурная карта-задание, тест.
Презентация «Ленинградская область», «Новгородская область», «Псковская область»; фотографии; музыкальные произведения композиторов Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, С.В. Рахманинова.
Подготовка к уроку:
• предложить индивидуальную и групповую подготовку к уроку;
• заранее задать учащимся домашнее задание – повторить физико-географическое положение Северо-Западного района;
• подготовить дополнительный материал, презентации по Ленинградской, Новгородской, Псковской областям.
• приготовить и размножить тестовые задания.
Учебная деятельность учащихся:
• Выполнение практической работы:
1. Подпишите на контурной карте состав, государства и субъекты России, граничащие с Северо-Западным районом.
2. Обозначьте (значками) природные ресурсы, внутренние воды района Северо-Западного района.
• Прослушивание сообщений учащихся по теме урока и запись в тетради основных выводов.
• Просмотр презентации и проведение промежуточного контроля, выполнение заданий с использованием интерактивной доски.
• Обсуждение экономических и экологи¬ческих проблем Северо-Западного экономического района.
Домашнее задание:
Учебник - §36, вопросы.
Разработать пути решения проблем и экономического развития района.
Составить картосхему «Бальнеологичские курорты Северо-Запада».*
Составить туристический маршрут «Серебряное кольцо Северо-Запада».**
Ход урока:
Тема урока: Северо-Западный экономический район.
Запись темы в тетрадь.
Слайд 1.
Состав, экономико-географическое положение.
Называют состав и черты экономико-географического положения.
Слайд 2.
Цель урока: изучить характеристику хозяйства и населения экономического района.
Определяют задачи урока.
Называют черты экономико-географического положения.
Слайд 3.
Практическая работа.
1. Подписать на контурной карте состав, государства и субъекты России, граничащие с Северо-Западным районом.
2. Обозначьте (значками) природные ресурсы, внутренние воды района Северо-Западного района.
Работа в контурной карте.
Практическая работа.
Слайд 4.
Особенности природных условий и оценка природных ресурсов.
Работа с атласом, контурной картой.
Ленинградская область,
общая характеристика.
Слайд 5.
Презентация «Ленинградская область».
Сообщения учащихся.
Выводы в тетради.
Слайд 6-13.
Новгородская область,
общая характеристика.
Слайд 14.
Презентация «Новгородская область». Сообщения учащихся.
Выводы в тетради.
Слайд 15-20.
Псковская область,
общая характеристика.
Слайд 21.
Презентация «Псковская область».
Сообщения учащихся.
Выводы в тетради.
Слайд 22-28.
Обсуждение экономических и экологи-ческих проблем Северо-Западного экономического района.
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ:
1. Истощение минеральных ресурсов;
2. Сведение лесов, сокращение численности и видового разнообразия животных (норка, ондатра, бобр, куница, лисица, лось, глухарь);
3. Сокращение рыбных запасов (сиг, щука, судак, сом, атлантический лосось – Ленинградская область);
4. Высокий и средний уровень освоенности рекреационных ресурсов (лечебно-грязевых), туристские и религиозные паломнические маршруты по древнерусским православным городам и монастырям – Псков, Новгород, научный туризм – Санкт-Петербург.
СОЦИАЛЬНЫЕ:
1. Смертность выше среднероссийского уровня;
2. Повышенная смертность мужчин трудоспособного возраста (55-58 лет);
3. Низкий уровень продолжительности жизни населения в целом по европейской части России – у женщин 63-70 лет;
4. Преобладание женского населения над мужским;
5. Старение населения;
6. Самый низкий естественный прирост населения: 10-15 человек на 1000 жителей.
Общий вывод урока.
Ответы учащихся:
Заповедники международного (биосферные) и федерального значения: Полистовский, Рдейский (Новгор.о.);
Заказники федерального значения: Ремдовский (Псковско-Чудское оз.);
Национальные парки: Себежский, Валдайский (Новгор. о.).
В силу ряда причин (разрушения Великой отечественной войны, удаленность от крупных экономических центров и др.) область во второй половине 20 века испытала (и продолжает испытывать) интенсивную депопуляцию, связанную с оттоком молодежи и, как результат, старением и естественной убылью населения. Если по переписи 1926 года в нынешних границах области жили 1678 тыс. человек, то к 1990 году население сократилось до 844 тыс., а к началу 2008 — до 705 тыс. При этом по темпам убыли населения Псковскую область превосходят только некоторые регионы крайнего Севера, откуда продолжается массовый выезд населения. В 1990-е годы Псковскую область неофициально называли «столица российской депопуляции», ее демографические показатели (прежде всего, половозрастная структура населения с большой долей старших возрастов) использовались в учебной литературе для иллюстрации соответствующих процессов.
Слайд 29-31.
Тестовые задания.
Итоговый тест
Тест с проверкой
Тест-лабиринт (можно распечатать).
Выполнение тестов.
Слайд 32.
Домашнее задание:
Учебник - §36, вопросы.
Разработать пути решения проблем и экономического развития района.
Составить картосхему «Бальнеологичские курорты Северо-Запада».*
Составить туристический маршрут
« Серебряное кольцо Северо-Запада».**
Основное задание; дифференцированное задание.
Слайд 33.