Просмотр содержимого документа
«Практическая работа - как основная форма деятельности на уроке географии.»
Практическая работа - как основная форма деятельности на урокегеографии.
В современной методике практическая работа определяется как деятельность, направленная на применение, углубление знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков (самостоятельное использование учебника, карт, статистических материалов географических моделей и приборов и т.д.) Причем являясь составной других видов человеческой деятельности (учебной, познавательной, практической, творческой), умения,наряду со знаниями, определяются как основной компонент содержания школьного образования, как операционная часть знаний и становятся основой для получения учащимися опыта деятельности.
Согласно новым требованиям к результатам обучения, практические работы по географии ориентированы на формирование умений:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
находить и анализировать в разных источниках географическую информацию (для изучения объектов, явлений, территорий, их обеспеченность ресурсами, хозяйственный потенциал, экологические проблемы);
приводить примеры географических объектов, явлений и процессов (использование и охрана природных ресурсов; адаптация человека к условиям окружающей среды на формирование культуры народов; районы специализации, центры производства различной продукции, основных коммуникаций, их узлов; разноуровневые связи России, крупных регионов и стран мира);
-составлять географическую характеристику территорий источников географической информации;
определять на местности, плане, карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;
выявлять эмпирические зависимости.
Выполнение практических работ на географическом материале способствует развитию общеучебных умений как компонента стандарта по географии - анализировать, сравнивать сопоставлять, оценивать, делать умозаключения, высказывать собственное мнение и обосновывать его, представлять результаты работы в различных формах (выводы, тезисы, логические схемы и др.).
Вторая задача - обеспечение формирования специфических умений (применять теоретические географические знания на практике, вооружить жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление карт различной тематики, статистических материалов и т.п.).
В- третьих, система практических работ, предусмотренных стандартом, располагает большими возможностями для более полного ознакомления и овладения школьниками методами географической науки (традиционные - картографический, описательный, сравнительно - географически, новые и новейшие - статистический, моделирование, прогнозирование, геоинформационный, геоэкологический мониторинг; методы полевых исследований). Вместе с тем наиболее важным является значимость практических работ в формировании умений использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, например,
для ориентирования на местности и проведения съемок;
определение поясного времени;
проведения наблюдений за объектами, процессами, явлениями, их изменениями в результате природного и антропогенного воздействия; оценка последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы своей местности.
Согласно новым требованиям к результатам обучения, практические работы по географии ориентированы на формирование умений:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
находить и анализировать в разных источниках географическую информацию (для изучения объектов, явлений, территорий, их обеспеченность ресурсами, хозяйственный потенциал, экологические проблемы);
приводить примеры географических объектов, явлений и процессов (использование и охрана природных ресурсов; адаптация человека к условиям окружающей среды на формирование культуры народов; районы специализации, центры производства различной продукции, основных коммуникаций, их узлов; разноуровневое связи России, крупных регионов и стран мира);
-составлять географическую характеристику территорий источников географической информации;
определять на местности, плане, карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;
выявлять эмпирические зависимости.
Выполнение практических работ на географическом материале способствует развитию общеучебных умений как компонента стандарта по географии - анализировать, сравнивать сопоставлять, оценивать, делать умозаключения, высказывать собственное мнение и обосновывать его, представлять результаты работы в различных формах (выводы, тезисы, логические схемы и др.).
Вторая задача - обеспечение формирования специфических умений (применять теоретические географические знания на практике, вооружить жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление карт различной тематики, статистических материалов и т.п.).
В- третьих, система практических работ, предусмотренных стандартом, располагает большими возможностями для более полного ознакомления и овладения школьниками методами географической науки (традиционные - картографический, описательный, сравнительно - географически, новые и новейшие - статистический, моделирование, прогнозирование, геоинформационный, геоэкологический мониторинг; методы полевых исследований). Вместе с тем наиболее важным является значимость практических работ в формировании умений использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, например,
для ориентирования на местности и проведения съемок;
определение поясного времени;
проведения наблюдений за объектами, процессами, явлениями, их изменениями в результате природного и антропогенного воздействия; оценка последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы своей местности.
Практические работы по географии весьма разнообразны по содержанию, по используемым для их выполнения источникам географической информации, по уровню самостоятельности школьников, по форме фиксации результатов. Это разнообразие определяется, прежде всего, особенностями содержания изучаемого материала, используемыми источниками географической информации, уровнем предшествующей подготовки школьников. В современной методической науке сложилась следующая классификация практических работ школьного курса географии.
Виды классификации практических работ.
1. По видам деятельности:
А) тренировочные – когда отрабатываются определенные навыки. Например: определение координат на карте, знание условных знаков;
Б) проверочные – применяются для проверки определённых знаний и понятий. Например, знание географических объектов на карте или новых понятий;
В) индивидуальные - это может быть работа по карточкам или отдельные задания для сильных или слабых учащихся;
Г) групповые – различные игровые моменты на уроке : работа в группах, в парах по 3-5 человек.
Практические работы можно проводить как обычный урок практической работы, а можно провести в форме игры. Например, урок - путешествие, где учащиеся выполняют различные задания по карте. Практические работы могут не оцениваться. Если эта работа является тренировочной, то её можно не оценивать. Такие работы обычно проводятся в начале изучения темы или раздела. Эти работы выполняются при помощи учителя. Если проверочные работы выполняются учащимися самостоятельно, то, естественно, они подлежат оцениванию.
2. По методам деятельности:
1.Репродуктивный метод, т.е. предполагающий воспроизведение знаний в знакомой учащимся ситуации или умение ученика действовать по образцу;
2.Частично-поисковый, т.е. предполагающий умение учащегося осуществить перенос знаний и умений, применить знания при решении задач с несколько изменёнными условиями;
3.Творческий. Когда учащиеся проявляют творчество, фантазию при выполнении работ. Это могут быть работы, выполненные в виде презентаций, различных проектов, творческих отчётов (экспедиции, кругосветные плавания).
3 . По месту выполнения:
Классные, т.е. они выполняются непосредственно в классе;
- Домашние работы. Они выполняются дома, в библиотеке, компьютерном клубе;
- На местности – это практические работы в 5 классе, где необходимо провести глазомерную съёмку, определить стороны горизонта, провести нивелировку холма и другие.
4. По продолжительности:
- небольшие (до 5 минут) – определение по карте координат какой-либо точки, знание условных знаков.
На весь урок или его часть – групповые задания, задания по карте (описание объектов природы).
Длительные – это в основном домашние задания, требующие поиска дополнительного материала и оформления работ.
5. По источнику информации:
- поиск дополнительной информации – на уроке это может быть работа с атласом, статистическими данными, таблицами, схемами.
- без источника информации опираясь на собственный опыт и знания. Это могут быть ответы на вопросы знания номенклатуры по карте, знание понятий и терминов…
- на основе одного или нескольких источников - атлас, таблицы, учебник.
Источники информации, как потенциальные источники знаний, можно разделить натекстовые и нетекстовые.
Ученики могут работать с учебными, художественными, научными и научно-популярными текстами, представленными как в печатном виде, так и на электронном носителе. Среди многочисленных нетекстовых источников знаний можно выделить:
картографические: глобусы, планы местности, карты (в том числе мультимедийные) и атласы, картограммы и картодиаграммы;
статистические материалы;
натуральные объекты, например, образцы горных пород, гербарии. К нетекстовым источникам относятся изобразительные средства: учебные рисунки, фотографии (в том числе космические) или слайды, представляющие собой реальные изображения объектов и явлений, видеоизображения, художественные живописные произведения и их репродукции, другие произведения искусства.
Можно выделить графические источники информации: графики, диаграммы, климатограммы , розы ветров.
Наконец, сама местность, выбранная для проведения практических занятий, может служить источником новых знаний. В качестве самостоятельного источника информации с некоторой долей условности можно назвать веб-сайты, в содержании которых текст и нетекстовые компоненты взаимно дополняют друг друга. Приборы — термометры, барометры и прочее, применяемые для получения статистических данных, являются средствами обучения.
Подбор источника информации, способного обеспечить учащихся необходимыми знаниями на доступном им уровне восприятия, — один из самых сложных организационных вопросов подготовки практической работы, так как от наличия такого источника и от реальной возможности обеспечить ими учеников во многом зависит и содержание, и форма проведения работы.
Форма представления результата практической работы:
• Текстовые работы. При этом ожидаемые ответы на задания могут состоять из отдельных предложений или словосочетаний, а могут представлять связный текст — описательный, характеризующий объекты и (или) явления, объяснительный. Текстовый ответ может быть записан в форме таблицы. (Например, столь любимые многими поколениями учителей покомпонентные характеристики природных зон.) Кроме того, в последние годы в перечень «программных практических работ» стали попадать «Сообщения о…» и даже рефераты.
• Картографические работы, в том числе на контурных картах или на собственноручно нарисованных. Это могут быть карты как реально существующих, так и вымышленных, гипотетических территорий. Сюда же можно отнести и картосхемы, картодиаграммы, планы местности.
• Графические работы в форме учебных рисунков, схем и т.д.
• Статистические материалы, представленные в форме таблиц, графиков, диаграмм.
• Фотографии, видеоматериалы.
• Мультимедийные продукты, например, компьютерные презентации или веб-сайты. (Последние встречаются все чаще.)
Естественно, что возможен и синтез разных форм представления результатов.
По форме речи практические работы могут быть устными и письменными.
Далеко не полное перечисление классификаций видов практических работ лишь укрепляет во мнении о многозначности термина «практическая работа по географии».
Оценка практических работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме, самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5»,но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
Оценка «1» ставится, если учащийся не выполнил работу.
Таким образом, практические работы являются важнейшим средством воспитания и образования, усиления практической значимости школьной географии. Они способствуют реализации новой структуры ценностей современного общества, основу которой составляет позиция компетентности.
Данные формы и методы проведения практических работ предназначены для того, чтобы активизировать усвоение учебного материала, разнообразить проверку знаний, осуществлять индивидуальный подход к учащимся, разрабатывать и совершенствовать определённую систему проведения практических работ