Просмотр содержимого документа
«Организация патриотической работы на уроках географии.»
Организация патриотической работы на уроках географии
А.В. Вахрушева, учитель географии
МКОУ «СОШ № 3 р.п. Линево»
В современном школьном образовании одной из наиболее актуальных задач является воспитание гражданина-патриота. В каждом учебном заведении проводятся разнообразные мероприятия, направленные на воспитание школьника-гражданина.
В настоящее время воспитание патриотизма имеет особое значение, ведь современный человек – это человек, обладающий, во-первых, чувством самоуважения и уважаемый другими, во-вторых, толерантностью.
Школьная география располагает большими воспитательными возможностями для формирования патриотизма и гражданского самосознания, а учителя географии способны прививать любовь к малой Родине, так как содержание учебного предмета позволяет проводить патриотическое воспитание не только на уроках, но и во внеурочное время.
Что же такое патриотизм? Прежде всего, это любовь к своей стране, Родине и чувство гордости за нее. Советский экономико-географ Н.Н. Баранский сказал: «Чтобы любить свою Родину, надо хорошо ее знать». Но каким образом обучающийся должен проникнуться любовью к тому, о чем имеет отдалённое представление?
При осуществлении патриотического воспитания учителям географии предстоит решить следующие задачи:
воспитывать бережное отношение к природным богатствам и созданным трудом человека объекты;
показывать могущество России через раскрытие разнообразия, красоты и богатства природы;
знакомить с героической историей нашей страны, боевыми подвигами народа в годы Великой Отечественной войны, местами боевой славы;
освещать новейшие достижения географической, геологической, экономической и других наук, с достижениями НТР;
использовать материалы СМИ.
Патриотизм будет сформирован только в том случае, когда воспитательные и образовательные задачи систематически решаются по тщательно продуманному плану, а не из отдельных удачливых моментов, вносимых от случая к случаю в отдельные уроки.
Я рассмотрю воспитание патриотизма в начальном курсе физической географии, при изучении которого особую важность играют такие слова, как Родина, Отечество. Во введении, в части о накоплении географических знаний о Земле и о современных исследованиях, следует рассказывать о путешествиях Афанасия Никитина, Н.М.Пржевальского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, приводя пример мужества и целеустремленности. Изучая тему «План и карта», рационально предложить задания, имеющие познавательную направленность:
В 1648 г. экспедиция С. Дежнева открыла остров, который носит имя мореплавателя, совершившего первое русское кругосветное путешествие. Его координаты – 65 с.ш. 168 з.д. (остров Крузенштерна).
Обозначьте на карте маршрут первой русской кругосветной экспедиции.
На уроке по теме «Литосфера» важно рассказать об огромном вкладе в мировую науку русских учёных и инженеров, создавших новый способ и технику бурения. Самая глубокая скважина – 12262 м, расположена на Кольском полуострове. В процессе изучения землетрясений обучающиеся узнают о трагических моментах в истории страны и мира, но чтобы появилась гордость за свою Родины необходимо рассказать о том, насколько быстро приходит помощь со стороны нашей страны. При изучении темы «Горы» необходимо применять все основные методы обучения (словесный, практический и наглядный), а заслушать впечатление детей, побывавших в горах, чтобы создать образ гор. В теме «Равнины» можно ознакомить учащихся с неповторимым разнообразием наших равнин. Равнина раскрывает в человеке чувство необычайной широты и свободы.
Изучая тему «Мировой океан» рационально дать возможность обучающимся подготовить материал о способах изучения океанов и морей, а также о вкладе русских учёных в изучении Арктики, в исследовании вод Мирового океана. Урок о реках очень насыщен. Нужно раскрыть много понятий, связанных с речной системой, характером течения. Провести описание реки по картам, лучше это сделать на примере Оби, реки, на которой мы живём. При работе с картой, важно обратить внимание, что ни в одной стране нет такого огромного количества равнинных и горных рек.
С большим воодушевлением учащиеся слушают рассказы об исследования Н.Н. Миклухо-Маклая, доказавшего равенство всех человеческих рас. Они познакомятся, какой ценой заслужил доверие и признательность этот выдающийся путешественник.
Курс «География материков и океанов», на первый взгляд, обладает меньшими возможностями для воспитания патриотизма, хотя нужно показать роль и значение выдающихся русских путешественников и исследователей (С. Дежнёв, Н.М. Пржевальский, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев, Е.П. Ковалевский, А.В.Елисеев, Н.И. Вавилов, В. Беринг, А.И. Чириков, П.П. Семёнов-Тян-Шанский). Необыкновенным мужеством и целеустремлённостью способствовали освоению природных условий и ресурсов не только своей страны, но и всей планеты, способствовали установлению связей России со многими странами и народами.
Таким образом, можно сделать вывод, что начальный курс физической географии обладает большим воспитательным потенциалом, позволяет прививать любовь к родной природе, воспитывать чувство гордости за достижения в науке и технике, позволяющие познать тайны природы.
Проблема патриотического воспитания – это задача государственной важности, которую стремлюсь решить на уроках географии.