Интегрированный урок истории и географии "Сибирь: прошлое и настоящее"
Интегрированный урок истории и географии "Сибирь: прошлое и настоящее"
Интегрированный урок по истории и географии.
ТЕМА: « Сибирь: прошлое и настоящее»
Цели урока:
- изучив дополнительную литературу и документы, охарактеризовать процесс освоения Сибири и роль Сибирского региона в экономике страны сегодня;
- способствовать развитию интереса к исследовательской деятельности, обобщить и систематизировать ранее полученные знания по истории и географии;
- совершенствовать умения и навыки работы с исторической и географической картой.
Задачи урока:
1. Повторить и закрепить материал по истории исследования и освоения Сибири.
2. Углубить знания об этнических особенностях населения региона, быта и хозяйственной деятельности человека в данных природных условиях;
3. Продолжить развитие общеучебных умений и навыков в условиях интерактивных форм обучения;
4. Способствовать содержанием урока воспитанию патриотических чувств к своей стране, ее народу, культуре и традициям, воспитанию экологической культуры школьников.
Методы:
-частично- поисковый;
- исследовательский;
-интерактивные виды деятельности.
Средства обучения:
- мультимедийный проектор.экран;
- компьютерные презентации;
- карты: « Физическая карта России», « Россия в 16 веке»
- карточки - задания;
- атласы по географии;
-дополнительная литература:
Форма организации учебной деятельности: работа учащихся в малых группах по методике сотрудничества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок истории и географии "Сибирь: прошлое и настоящее" »
Интегрированный урок по истории и географии.
ТЕМА: « Сибирь: прошлое и настоящее»
Цели урока:
- изучив дополнительную литературу и документы, охарактеризовать процесс освоения Сибири и роль Сибирского региона в экономике страны сегодня;
- способствовать развитию интереса к исследовательской деятельности, обобщить и систематизировать ранее полученные знания по истории и географии;
- совершенствовать умения и навыки работы с исторической и географической картой.
Задачи урока:
1. Повторить и закрепить материал по истории исследования и освоения Сибири.
2. Углубить знания об этнических особенностях населения региона, быта и хозяйственной деятельности человека в данных природных условиях;
3. Продолжить развитие общеучебных умений и навыков в условиях интерактивных форм обучения;
4. Способствовать содержанием урока воспитанию патриотических чувств к своей стране, ее народу, культуре и традициям, воспитанию экологической культуры школьников.
Методы:
-частично- поисковый;
- исследовательский;
-интерактивные виды деятельности.
Средства обучения:
- мультимедийный проектор.экран;
- компьютерные презентации;
- карты: « Физическая карта России», « Россия в 16 веке»
- карточки - задания;
- атласы по географии;
-дополнительная литература:
Форма организации учебной деятельности: работа учащихся в малых группах по методике сотрудничества.
Ход урока
- Здравствуйте, дети и гости! Сегодня ребята, мы проведем с вами урок- исследование.
И вести его будут: учитель истории и учитель географии.
(Географ) Читает стих: ( показ слайдов о Сибири, играет музыка)
А за Уралом - Зауралье,
А там уже - иная даль!
Край, где несметный клад заложен,
Под слоем - слой мощней вдвойне.
Иной еще не потревожен,
Как донный слой на глубине.
А. Твардовский. «За далью даль».
Ребята! О каком регионе России идет речь?
На экране высвечивается « Физическая карта России; Азиатская часть России»
(Географ) Этот край называется Сибирью и делится на три части:
Западная Сибирь, Средняя Сибирь и Северо - Восточная Сибирь.
(Историк) - Teмa нашего урока: « Сибирь: прошлое и настоящее».
Ребята, главная цель нашего урока- обобщить и закрепить ранее полученные знания по данной теме, проведя необходимую исследовательскую работу.
Перед нами стоят следу (обращает внимание детей на экран)
(Географ) Ребята, сегодня на уроке мы будем работать в группах. Каждая группа получила инструктивную карточку с заданием. Но часть исследовательской работы вы провели ранее на уроках истории и географии, а сегодня мы завершаем 2-ой этап нашей исследовательской деятельности.
Дети работают по карточкам.
( на экране слайд с темами для каждой группы)
1- я гр. Население Сибири
2· я гр. Хозяйственное освоение Сибири
3- я гр. Роль казачества в освоении Сибири
4- я гр. Походы Ермака и присоединение Сибири к российскому государству
5- я гр. Сибирь сегодня
( Во время работы в группах дети подходят к картам, обращаются к учителю с вопросами) на подготовку 8-мин. В ходе подготовки на экране демонстрируется слайд- шоу с видами Сибири.
(Историк) - Освоение Сибири открыло в истории нашей Родины одну из самых интересных и ярких страниц, наполненных примерами стойкости, терпения, мужества. Валентин Распутин в своей книге о Сибири говорит, что это слово так и не расшифровано, точное этимологическое значение его не найдено. Ученые придерживаются двух точек зрения:
Сибирь происходит от монгольского « шибир», что в переводе означает-«лесная чаща»;
Название связано с именем сабиров или сипиров - народа, возможно, населявшего Прииртышье.
Как бы то ни было, но распространение названия Сибирь на всю территорию Северной Азии было связано с русским продвижением на Урал с конца 16 века.
(Географ-)А теперь, ребята, мы предлагаем заслушать вашу информацию по карточкам заданиям.
1-я группа. «Информация о культурологических особенностях коренных народов Сибири.»
Слайд- Таблица «Народы Сибири»
1). До прихода казаков в Западной Сибири веками жили народы севера-самодийцы, (ненцы,селькупы), манси, ханты, эвенки, якуты.
Они охотились, ловли рыбу и кочевали с оленями, что позволяло сохранять пастбища, которые восстанавливались только через 10- 15 . Медленно растут растения тундры. Слишком короткое и прохладное лето. Жили охотники и рыбаки в двух типах жилища: юрта – землянка- неглубокая четырехугольная яма, над которой 2-3 венца сруба,сверху крыша утепленная землей. Бревенчатая избушка имеет одно- два окна. Льдины служили стеклом зимой. Жилище согревали печью- (чувал) с трубою.
2).С помощью лука селькупы охотились на белку, гусей и уток. Хранилось продовольствие в лабазах - небольших амбарчиках на стойках (защита от зверья и мышей) Пищей служила соленая рыба и вяленая юкола. Из сушеной рыбы получали муку - порсу. Отходы (рыбьи внутренности и головы, кости) не выбрасывали, а топили из них жир. Из желчных пузырей топили желчь и использовали ее для обработки замши. Из пузырей осетров варили клей, который использовался для изготовления ценного орудия охоты- лука, а также при изготовлении лыж. Из шкурок рыбы шили мешки. В которых хранили продукты.
3). Слайд «Верхняя одежда» - « гуся» (наружняя рубашка мехом наружу, носившаяся в холодную погоду и «малица» (нижняя рубашка мехом внутрь), сапоги ( пины), чулки ( чижи), шьются из шкур оленя. Шкурами же покрывали переносное жилище- чум, ярангу. В степных районах юга Сибири буряты, хакасы, алтайцы занимались разведением скота и овец, коневодством. Жилищем служила юрта.
В конце 12- начале 13 в.- Захват Южной Сибири татаро- монголами, а к концу 15 -16в.-расселение в южной тайге племен сибирских татар, образование ханств -Тюмень, Сибирь на Иртыше,
( Географ)- На протяжении многих лет русские люди открывали новые земли, обживали их и преображали своим трудом, отстаивали с оружием в руках в борьбе с коренными народами,
В итоге русскими были заселены и освоены огромные пространства, а некогда пустующие земли стали не только неотъемлемой частью нашей страны, но и ее важнейшими промышленными и сельскохозяйственными районами.
2-я группа « Хозяйственное освоение Сибири»
( слайд « карта Сибири»)
Первые русские переселенцы оседали в Сибири прежде всего по берегам ее крупнейших рек. Реки служили главными, а часто и единственными дорогами, давали важнейший источник существования- рыбу.
(слайд « Природные ресурсы Сибири»)
1). Междуречья также осваивались, в основном охотниками за пушным зверем. Вплоть до 17 века благодаря усилиям промыслового населения Сибири Россия зaнимала 1-е место в мире по добыче и вывозу за рубеж дорогих мехов-« мягкого золота». Главным промысловым районом являлась Восточная Сибирь. Западная уступала ей не только в количестве, но и в качестве соболя. Почему? Потому что, чем суровее климата, тем пышнее становится мех зверей, а к востоку от Енисея морозы сильнее. Со временем запасы соболя истощались. В конце 17 века вышли царские указы, вообще запрещавшие русским промышлять в Сибири соболя. Они, впрочем, никогда полностью не выполнялись. И, несмотря на истребление большей части соболиного поголовья, охота на пушного зверя оставалась в Сибири одним из важнейших занятий переселенцев.
2). Пушному промыслу сопутствовала охота на 'мясную дичь и всякого лесного зверя. Лесные продукты пользовались большим и постоянным спросом почти у всех переселенцев. Потому что многие из них добывали зверей и птиц не только для собственного пропитания, но и на продажу. Леса Сибири богаты лекарственными травами, и с 1665 -1696 годов издаются царские указы о сборе этого ценного сырья.
(слайд)Богатства рек Сибири
В огромном количестве честве в сибирских реках водилаась рыба: таймень, форель, язь. Hа озерах- окунь, щука, карась, сазан. Рыба добывалась не только для потребления, но и для продажи,
(слайд) Герб Тобольска, виды города.
Столицей Сибири в 17 веке стал город Тобольск.
(Историк) История казачества неотделима от истории России. На протяжении многих столетий казачий пояс надежно защищал рубежи Российского государства. Казачеству принадлежит важнейшее место и в освоении Сибири. История Сибири неразрывно связана с казачеством, начиная от Ермака и заканчивая казачьими станицами в степных областях Южной Сибири, в Забайкалье, Приамурье и Уссурийском кpaе. Сибирь была освоена и закреплена за Россией русскими казаками.
3-я группа « Роль казачества в освоении Сибири»
1). Казачество в России являлось особым сословием, которое не только занималось земледелием, но и несло военную службу: казачьи войска охраняли границу, участвовали в военных кампаниях. Земельное наделение предполагало обязательную военную службу. За счет доходов со своего хозяйства казак должен был полностью «собираться» на военную службу - приобретать обмундирование, боевое снаряжение, содержать коня, чтобы при военной тревоге быть готовым выступить в поход.
2). Казаки были потомственными воинами, из поколения в поколение передававшими навыки особой казацкой тактики, владения оружием. Новорожденному казаку дарили стрелу, пулю и ружье. Когда младенцу исполнялось 40 дней, ему надевали саблю, сажали на коня. В 3 года маленькие-казаки уже ездили по двору на коне, в 5 лет скакали по степи и стреляли из лука.
3). Казацкое войско отличалось маневренностью, годилось для внезапных нападений, партизанской войны. В походах, переходя на новые земли, казаки устанавливали связь с местными коренными жителями, осушествляли с ними мирные отношения через торговлю, а местами и насильственную колонизацию и захват, для чего строили «станы» - временные поселения, которые со временем разрастались до более крупных и постоянных поселений, называвшимися «станицами», становившиеся со временем опорными укрепленными пунктами· «острогами». Как правило, они возникали по берегам рек, что способствовало более быстрому и дальнему проникновению в новые неизвестные территории. Из таких поселений-укреплений разрастались будущие города - опорные базы дальнейшего расселения и закрепления территорий. Таким образом, к середине 19в. В России уже существовало 9 казачьих войск: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское - в европейской части, Уральское, Сибирское, Забайкальское и Амурское - на востоке с крепостями и острогами: Тюменским (1586 г.) Тоболъским (1987г.), Енисейским (1618Г.) Красноярским (1628 г.), Якутским (l632 г.), Охотским (1648 Г.).
(Историк )- Мы знаем о Колумбе почти все: откуда он родом, когда и сколько совершил путешествий, а вот о Ермаке Тимофеевиче -одни версии и догадки. И все же подвиг Ермака не забыт.
4 группа « Походы Ермака и присоединение Сибири к Российскому государству»
1). В легендах и песнях прославлено имя покорителя Сибири Ермака Тимофеевича. Ермак воспет поэтом К. Ф. Рылеевым, стихотворение которого «Смерть Ермака» стало народной песней. В Тобольске поставлен памятник этому легендарному казаку, другой воздвигнут в начале хх в. в Новочеркасске. В честь Ермака назван ледокол.
До нас дошли некоторые сведения о происхождении Ермака. Дед его, Афанасий I'ригорьвич Аленин, был посадским человеком города Суздаля. В трудные годы он переехал во Владимир, где нанялся в ямщики. Дети Аленина - Родион и Тимофей ушли на реку Чусовую к Строгановым и гоняли струги по реке, а затем проводили караваны судов к Астрахани. Тимофей Афанасьевч ушел от Строгановых на Дон, а сын его, Василий Тимофеевич, по прозванию Ермак, уже во главе ватаги казаков пришел с Дона на Волгу, а затем в Зауралье, где был принят вместе со своим отрядом на службу к Строгановым. История не сохранила облика Ермака. Есть только описание, приведённое в Кунгурской летописи: «Велъями мужественен, и разумен и зрачен, плосколиц, черен бородой и власы прикудрив, возраст средний и плоск и плечист».
2). А знаменитый русский историк Карамзин в своей «Истории государства Российского» указывает, что завоеватель Сибири был малым и сильным и чистым, и до избрания его атаманом станицы Качалинской занимал должность артельного кашевара. Отсюда и прозвище Василия Тимофеевича Аленина - «Ермак» (котел).
Получив от Строгановых снаряжение и боеприпасы, Ермак и его казаки свой первый поход против войск сибирского хана совершили в сентябре 1578 г. в верховьях реки Сылвы. В результате этого похода было установлено, что военное могущество Сибирского ханства слишком преувеличено. Ермак также увидел, что многие племена враждебно относятся к самому хану Кучуму.
3). Выступив в сентябре 1578 г. с отрядом в 1650 человек, тремя пушками и 300 пищалями, Ермак начал второй поход в глубь Сибири. Но и хан Кучум не дремал. Он усиленно готовился к встрече с Ермаком. Столица ханства Кашлык (Искер), расположенная в 17 километрах от Тобольска, была дополнительно укреплена каменными и деревянными оборонительными сооружениями. 23-25 октября 1582 г. на мысе Подчуваш у Иртыша Ермак в трехдневном упорном бою разбил главные силы Кучума, который с остатками войска бежал в Ишимские степи. 26 октября Ермак занял столицу ханства. С вестью о большой победе 011 направил гонцов к царю.
Царь, принял послов и узнав от него о победе над Кучумом, одарил казаков. Вместе с подарками Иван Грозный направил для Ермака кольчугу.
В последующие годы Ермак разбил остатки ханских войск, причем захватил в плен и Маметкула. Под контролем Ермака оказались многие районы по Иртышу и Оби. Коренные сибирские племена заключили мирные соглашения с Ермаком.
4). Татары, остяки и вогулы снабжали его отряд продовольствием. Оданако, Кучум все еще сохранял значительные военные силы.
6 августа 1585 г. он неожиданно ночью, напал на небольшой (50 казаков) передовой отряд Ермака и уничтожил его. Ермак Тимофеевич, раненый в бою, чтобы не попасть в руки врага, пытался переплыть приток Иртыша (реку Вагаю) в полном вооружении, но из-за тяжелой кольчуги и ранения не смог этого сделать и утонул.
Как установлено, тело Ермака через восемь дней было обнаружено на Иртыше.Тобольский служивый человек Семен Ремизов в своей книге приводит данные о месте захоронения Ермака. В ней указывается, что Ермак был захоронен в красивом и привольном месте, на высоком берегу Иртыша недалеко от Баншевских юрт в роще квадратной формы размером 250 х250 м.
5). А что же стало с кольчугой, подаренной царем? Вначале она досталась хану Кучуму который преподнес ее в дар Остятскому святилищу Белогорье. Оттуда она была изъята местным князьком. Русский отряд, завершивший дело, начатое Ермаком, отобрал кольчугу у этого князька и отправил ее в Тобольск, а затем она была отправлена в Москву. Сегодня ее можно увидеть среди экспонатов Оружейной палаты.
(Географ) - Простой, будничный труд преображал Сибирь прошлую, и он же является основой освоения Сибири в наши дни.
5-я группа « Сибирь сегодня»
1). В 13 и особенно в 19 веке пошел поток поселенцев на юг - началось сельскохозяйственное освоение земель юга Сибири. Коренной перелом в заселении региона произошел с постройкой Транссибирской магистрали. В результате русские стали преобладающим по численности народом Сибири.
В каждый из этапов Сибирь выполняла функции поставщика сырья и источника валюты для России. Вначале это была пушнина, затем серебро и золото, масло и зерно, уголь и сталь, а в наше время - лес и целлюлоза, нефть и газ, алюминий и никель. Причем некоторые из них исчерпаны: пушнины, серебра, золота, леса и нефти стало гораздо меньше.
2). Суровые климатические условия и труднодоступность многих районов, редкое население, не смотря на несметные природные богатства, являются сдерживающим фактором хозяйственного развития Восточной Сибири. Многолетняя мерзлота, распространенная на большей части территории , затрудняет строительство. Большинство городов расположено в межгорных котловинах, что затрудняет их продувание ветрами (и вынос дымов промышленных предприятий), создавая экологические проблемы, требующие незамедлительного решения.
3). Величайшая равнина мира - Западно-Сибирская низменность обладает огромными ресурсами: лесными, минеральными, агроклиматическими, почвенными и другими. Эти богатства - основа развития хозяйства района; стратегический резерв нашей страны.
Интенсивное промышленное освоение природных богатств Западной Сибири нанесло серьезный ущерб не только природе, но и коренным народам (ненцам, ханты, манси и другим), лишив их значительной части охотничьих и рыбопромысловых угодий. Чтобы защитить традиционные виды хозяйственной деятельности и культуру этих народов, в Ханты-Мансийском автономном округе были выделены специальные территории приоритетного природопользования- родовые угодья.
4). Озеро Байкал- жемчужина России. Расположено оно на юге Сибири. Ни одно озеро мира не может сравниться с Байкалом по разнообразию животного и растительного мира. Байкал- )то не только важнейший стратегический резерв пресной воды, но и один из известнейших объектов всемирного природного наследия.
Заключение.
(Историк)- Ребята, мы закончили с вами исследовательскую работу по теме « Сибирь: прошлое и настоящее». Давайте поведем итоги. По сегодняшним результатам работы на уроке продолжите заполнение оценочного листа. После их обработки результаты будут объявлены на следующем уроке.
(Географ) В заключении нашего урока, я думаю уместными будут слова поэта
Стих о Сибири
Расскажи мне о Сибири·
Небо. там - светлей и шире
Там вода - морей - синей,
Расскажи мне о Сибири.
Расскажи - про Енисей.
Расскажи мне про морошку.
И чудного зверя - мошку,
Про тайгу и про форель,
Расскажи всё понемножку.
Расскажи мне, поскорей.
Расскажи про сибирячек,
Про хохлушек и казачек,
Очи ""и . углей горячей.
А "1юбовь - огня сильней.
Расскажи мне, про казачек.
Расскажи - про всех людей.
Расскажи мне про закаты
И в порогах. перекаты,
Где свободная река,
Вся кипя. бежит куда-то
И бросается с наката.
Своевольная река
Расскажи мне о Сибири,
Где дожди дорогу смыли
И ползут автомобили
Не съезжая с колеи.
Расскажи мне о Сибири ...
Хочу поблагодарить всех учащихся за творческую и плодотворную работу, способствующую достижению целей нашего урока.