Просмотр содержимого документа
««Организация повышения мотивации учащихся на уроках географии»»
Доклад на тему:
«Организация повышения мотивации учащихся
на уроках географии»
Подготовила
учитель географии
Канкулова С.С.
Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю”
(Китайская мудрость).
В ходе своей педагогической деятельности и небольшого опыта работы, мною было замечено, что современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предмету изучения, который ими изначально считается несложным и предметом второго плана, такой как география. Я неоднократно задавалась вопросом как можно положительно и результативно улучшить данную ситуацию, думаю, с этим сталкиваются практически все начинающие учителя.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Но, как показала практика, вести рассуждения на эту тему легко, а вот на деле все гораздо сложнее. «Как повысить уровень мотивации школьников в изучении географии, соответственно, и качество образования»? На мой взгляд, эта проблема неоспорима для учителей географии, так как в последние годы по различным причинам снижается интерес у учащихся ко многим учебным предметам, в том числе и к географии. Большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 6-7 классах начинают терять интерес к учебе, что негативно отражается на качестве образования. Поэтому знания учащихся по предмету неглубокие, познавательный интерес и мотивация достаточно низкие. Размышляя о том, какое место занимает наш предмет в системе школьных наук, сделала вывод, что многие учащиеся 6-8 классов считают географию предметом не столь важным, так как есть более серьезные дисциплины: математика, русский язык, физика и другие. Старшеклассники географию по степени значимости для дальнейшей жизни ставят на одно из последних мест среди школьных дисциплин, поскольку она не так востребована при поступлении в ВУЗы, как другие предметы, в результате мотивация еще понижается. Не последнее место в объяснении причин играет высокая нагрузка школьников, и подготовка к географии идёт по остаточному принципу. А, тем не менее, в современном мире географические знания необходимы каждому человеку, позиционирующему себя успешным, культурным, образованным человеком.
Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне со способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе потому, что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания.
Формирование внутренней мотивации на уроке происходит в несколько этапов.
1 этап. Возникновение мотивации.
– например, фиксация мотивов предыдущих достижений -« Мы хорошо поработали над предыдущей темой».
– вызов мотивов относительной неудовлетворенности –«Но не усвоили еще одну, но более важную сторону этой темы».
– усиление мотивов ориентации на предстоящую деятельность-« А между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо, и привести какую либо ситуацию».
2 этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации.
– чередование разных видов деятельности.
– материалы различной трудности.
– отметки, вызывающие положительные и отрицательные эмоции, удовлетворенность собой и неудовлетворенность.
– активация поисковой активности учащихся, подключение их к самоконтролю и самооценке.
3 этап. Мотивация завершена.
– важно, что бы каждый ученик вышел из деятельности с благоприятным личным опытом, что бы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, то есть положительная мотивационная перспектива. Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифференцированной отметкой учителя.
Иногда у некоторых учеников наблюдается спад школьной мотивации.
Причины спада школьной мотивации:
1.У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
2. Отношение ученика к учителю.
3. Отношение учителя к ученику.
4. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
5. Личная значимость предмета.
6. Умственное развитие ученика.
7. Продуктивность учебной деятельности.
8. Непонимание цели учения.
9. Страх перед школой.
Факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации
Содержание учебного материала;
Организация учебной деятельности;
Коллективные формы учебной деятельности;
Оценка учебной деятельности;
Стиль педагогической деятельности учителя.
Приемы мотивации обучающихся, используемые учителем
эмоциональные:
поощрение;
порицание;
доброжелательная атмосфера на уроке;
свободный выбор задания;
создание ярких наглядно-образных представлений;
удовлетворение желания быть значимой личностью.
познавательные:
активизация познавательных интересов;
создание проблемных ситуаций;
опора на жизненный опыт обучающегося;
выполнение творческих заданий;
экскурс в историю;
учебно-познавательные игры;
волевые:
предъявление учебных требований;
информирование об обязательных результатах обучения;
формирование ответственного отношения к учению;
социальные:
развитие желания быть полезным обществу;
сопереживание;
создание ситуации взаимопомощи;
поиск контактов и сотрудничества;
взаимопроверка и рецензирование;
заинтересованность результатами коллективной работы.
Группа заданий, обеспечивающих индивидуальный подход к формированию мотивации “отставших детей” Эта работа включает следующие направления: - восстановление положительного отношения к учению и отдельным предметам (решение доступных задач, создание ситуаций успеха, создание условий для переживаний успеха, поддержание уверенности в ученике); преодоление “выученной беспомощности” как следствие длительных неудач; - ориентация на процесс, а не на результат учебной деятельности (составление планов своей работы, связывание отдельных действий в систему, усиление адекватных критических суждений ученика, ориентация на предыдущие успехи обучаемого); - укрепление собственно умения учиться (расширение запаса знаний, устранение пробелов в знаниях, обучение выполнению действий по инструкции и в последовательности, опора на наглядность, планы, схемы, проговаривание своих действий).
Личность учителя и характер его отношения к ученику также формирует положительную мотивацию к обучению. Учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной личности, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением. Учитель должен ожидать от каждого ученика положительных результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Учитель должен любить учеников, уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность, то есть быть гуманистически ориентированным педагогом.
При соблюдении всех этих правил и принципов, можно достигнуть значительных успехов в формировании положительной мотивации учащихся к обучению.
Для успешного разрешения противоречий необходимо реализовать следующие задачи: совершенствовать преподавание географии, позитивно изменять качество образования по предмету через формирование мотивации учения на уроках и во внеурочной деятельности.
Разнообразие внеурочной деятельности школьника, реализуется в следующих формах – экскурсии, кружки, секции, студии, театры, мастерские, конференции, диспуты, круглые столы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно – научные практики.
Особое место среди организационных форм обучения географии занимают экскурсии и практические работы на местности.
Учебные экскурсии и походы неоспоримые помощники в изучении географии так как – формируют стойкий интерес к предмету.
– формируют практические умения и навыки.
– помогают разнообразить деятельность обучающихся.
– яркие впечатления на долго остаются в памяти.
В ходе своего небольшого педагогического опыта преподавания географии детям среднего и старшего звена , мною было замечено нежелание детей изучать предмет, пассивное, равнодушное отношение к географии, не вызывающее ни каких эмоций. Работать в таких условиях естественно невозможно, так как учитель не получает удовлетворение от своей работы, более того неоднократно у меня возникало неприятные ощущения, что это мои огрехи и что я что-то делаю не так как должна была бы (опять же ссылаясь на небольшой стаж работы). Введение нетрадиционных, развивающих, активных и современных форм работы помогли изменить учебную ситуацию в лучшую сторону.
При изучении географии ученикам предлагаются разнообразные творческие задания, которые развивают творческую активность. Это ребусы, головоломки, каламбуры, кроссворды, чайнворды. Убеждаешься, что, если детям предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. У них появляется стремление самим составлять такие задания, а затем их выполнять.
Оценка результативности деятельности и проверка знаний по географии показала, что внедрение активных форм и методов обучения способствовало повышению познавательного интереса к данному предмету и формированию учебной мотивации.
Обучающиеся с удовольствием посещают уроки географии, внеурочные занятия. Проведение мониторинга позволило получить объективные данные.
Для определения результативности опыта были выделены критерии:
– успеваемость и качество знаний обучающихся;
– отношение учащихся к изучению географии;
– уровень мотивации учения.
Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том, что активные формы обучения, позволяют развивать у обучающихся:
– познавательные навыки и способность к самообразованию;
– способность ориентироваться в современном информационном пространстве;
– целеустремленность и настойчивость;
– способность взять на себя инициативу и ответственность;
– критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации;
– коммуникабельность.
Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей, способствующих повышению мотивации учащихся к изучению географии. «Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу- так я буду сыт до конца жизни». А наша с вами основная задача, уважаемые коллеги, – научить детей учиться.
Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю”
(Китайская мудрость).
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. На первый план выходит личность школьника, способность к самореализации, самостоятельному решению проблем, формирование у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. Главная задача учителя, реализующего ФГОС – организовать деятельность учеников таким образом, чтобы у детей возникло желание решать проблемы урока. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
«Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить» это высказывание А. Дистервега известно всем. Однако используется ли это положение применительно к школьной географии в полной мере? Обращение к личности учащегося не может само собой привести к реализации идей развивающего обучения на уроках географии. Целью современной школы является не столько обогащение знаниями, сколько овладение способами деятельности. Большое значение в повышении качества географического образования играет умение учителя географии организовать учебную деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у них теоретических знаний и самостоятельному получению из различных источников новых знаний, необходимых им для решения поставленных учебных задач.
Качество географических знаний учащихся выступает в роли оценочного критерия работы учителя в целом.
Различные формы самостоятельного использования системы заданий и упражнений по географии дают возможность учащимся применить свои теоретические знания на практике, в процессе непосредственной учебной деятельности и формировать необходимые им географические умения. Ни для кого не является секретом тот факт, что знание определения географического понятия «азимут» не поможет найти правильную дорогу в незнакомой местности, если при изучении географии в школе не были сформированы практические навыки ориентирования на местности с помощью карты, плана, компаса, местных признаков и т.д. Реализация системно- деятельностного подхода в процессе преподавания географии позволяет добиться высокого качества географического образования и подготовить учащихся к использованию своих географических знаний в реальной жизни и практической деятельности. Теоретические знания без умений их применять на практике остаются мертвым грузом, перегружающим память учащихся совершенно не нужной им информацией.
Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Учебная деятельность, как и любая другая, определяется мотивами, выраженными через познавательный интерес, который определяется как особая избирательная направленность личности на процесс познания. К критериям познавательного интереса относят: особенность поведения учащихся, активное включение в учебную деятельность, исследовательскую деятельность, сильную сосредоточенность на этой деятельности, появление вопросов у школьников, которые они задают учителю. Именно на основе интереса развиваются мотивы учения, которые тесно связаны с реализацией принципа положительного эмоционального фона обучения.
Общеизвестно, что знания должны «поглощаться с аппетитом», что учиться, должно быть интересно, что эмоции играют большую роль в деятельности человека. Работа, которой ребенок увлечен, спорится, не тяготит его, выполняется быстро и дает хороший результат. Поэтому учебная деятельность должна осуществляться с подъемом, сопровождаться положительными эмоциями, доставлять радость, что и является одним из условий перехода на ФГОС.
Есть следующие способы мотивации, применяемые при обучении географии:
Важное средство мотивации учебной деятельности — мотивированная личность учителя, его методическое мастерство, человеческие качества, увлеченность своим предметом, доброе отношение и понимание интересов своих учеников. Поведение учителя на уроке, его речь, настроение, действия, оказывают сильное влияние на учащихся. Ответственное отношение учителя к своему труду, любовь к путешествиям, занятия краеведением и туризмом, умение вовлечь школьников в активный учебный труд и многие другие качества его личности активно влияют на мотивы изучения географии школьниками.
В свете требований ФГОС к качеству обучения пока что, новые методы и приемы насколько известно не изобретены, они остались те же, только применять их можно и нужно в «ином свете». Наиболее эффективным способом создания «естественной среды», т.е. условий, максимально приближенных к реальным, является метод проектов. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников определенного набора способов деятельности, необходимого для разрешения разного рода проблем. Сочетание методов, применение наиболее активных из них, рассчитанных на организацию самостоятельной познавательной деятельности школьников, побуждают школьников к активной учебной деятельности.
Мотив — это побуждение к действию.
Охарактеризовать мотив – значит ответить на вопрос, ради чего деятельность выполняется.
Мотивация – «совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность».
Учебная мотивация – это направленность ученика на учебную деятельность, отражаемый в индивидуальном сознании личностный смысл учения.
Две составляющие мотивации:
-Интерес
-Проблема (основной вопрос занятия, обращение внимания на главное противоречие)
Три кита учебной мотивации.
1. Ощущение самостоятельности процесса поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами».
2. Ощущение свободы выбора: «Мы не пешки, у нас есть выбор! Мы можем выбирать».
3. Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!»
Важные аспекты, влияющие на формирование мотивации.
1. Личность учителя.
2. Сотрудничество учителя и учащегося.
3. Создание эмоционально-комфортной обстановки.
4. Методы проблемно-развивающего обучения.
5. Организация коллективной деятельности.
6. Перечень знаний и умений учащихся по определенной теме.
7. Активизация учебно-познавательной деятельности.
8. Максимально возможное снятие внешнего контроля.
9. Рефлексия.
В мотивации учения важную роль играют
- содержание учебного материала;
- организация учебной деятельности: формы, методы, приемы.
Мне хотелось бы поделиться некоторыми приемами, которые повышают мотивацию, а значит учебный успех на уроках географии. Давайте вспомним основные этапы современного урока.
Этапы урока:
• Организационный момент
• Актуализация знаний
• Освоение нового материала
• Закрепление
• Рефлексия
• Домашнее задание
Мотивация может формироваться на каждом этапе урока.
Приемы учебной мотивации на различных этапах урока
Организационный момент
1. Положительный настрой
2. Нетрадиционное название урока: броское, рекламное, шуточное, афоризм или противоречие, которое надо разрешить. «Приглашаем на полюс холода Северного полушария!», 8 класс, « Отец географии: кто он.» , 5 класс.
3. Использование зрительного образа (рисунок, график, карикатура, символ, фотография и т.п.) при формулировании темы урока.
Актуализация знаний
1. Проблемный вопрос. Например:
- Что случится, если…?
- Назовите…
- Сколько известно… ?
- Какой …. является лучшим и почему?
- Приведите пример,…
- Из чего состоит…?
- Каким образом… влияет на … ?
- Кто участвовал…?
- Чем похожи… и …. ?
- На что похоже… ?
- Где происходило … ?
- Кто открыл … ?
2. Корзина идей.
Задается вопрос о том, что известно ученикам о проблеме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает все тетради.
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение (составляется список идей).
5. Все сведения кратко записываются учителем в «корзинке» идей. Можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
3. Загадки.
• Загадка: Знаете ли вы, что есть географические карты, на которых показаны несуществующие географические объекты? Что это за карты? Почему они необходимы?
• Ответ. Это карты караванных путей в пустынях, на которых обозначены места, где часто встречаются миражи. Известны случаи, когда видения озер, городов были так реальны, что жертвами миражей становились целые караванные пути.
Освоение нового материала
1. Осознанное чтение.
Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:
• «+» - если считают, что это им известно;
• «-» - если считают, что это противоречит тем знаниям которые у них есть;
• «!» - если то, что прочитали является новым;
• «?» - если то, что прочитали оказалось непонятным и требует разъяснений.
2. Дискуссия. Правила дискуссии.
• Правило поднятой руки
• Критикуя, предлагать (конструктивность)
• Слышать и слушать друг друга (не перебивать)
• Не злоупотреблять предоставленным словом (соблюдать регламент)
• Критиковать идеи, а не личность (уважительно относиться к собеседнику)
• Активно участвовать
• Следить за рекомендациями ведущего
• Сдерживать эмоции
3. Экспресс-анализ текста
1. Этот отрывок повествует о ________________
2. Главными идеями являются:
3. Читая, я соглашаюсь с: ____________________
4. Читая, я не соглашаюсь с: __________________
5. Два вопроса к тексту, которые подлежат обсуждению
Предлагается по каждой букве в слове подобрать существительное, прилагательное и глагол, показав их связь с данным понятием. См. презентацию.
7. Лови ошибку! См. презентацию.
Рефлексия
1.Рефлексия – противопоставление
Самое интересное было… , а самое скучное… .
• Самым веселым было…, а самым серьезным …
• Мне бы хотелось, чтобы… .
• Мне бы не хотелось, чтобы…
• Я был(а) уверен(а) в себе, когда… .
• Я чувствовал(а) себя неуверенно, когда… .
Домашнее задание
1.Упражнение «Редактор». Переписать выделенные на уроке сложные предложения текста другими словами. Уточнить, упростить, но чтобы смысл не потерялся. 6 класс, тема «Времена года», раздел «Смена времен года»
2.Создаем таблицу (не заполняем готовую!), используя информацию в учебнике. 7 класс, тема «Воздушные массы»
3.Ищем информацию по проблемному вопросу, используя дополнительную информацию.
5 класс, тема «От плоской Земли к земному шару», вопрос: Когда был сделан последний шаг в ряду доказательств о шарообразности Земли?
4. Создаем презентацию к изучаемой теме по плану. 6 класс, тема «Виды горных пород»
5.Создаем рекламу, листовку социального содержания. 8 класс, тема «Гидросфера и человек».
Но в процессе обучения, мотивацией могут быть те же формы организации, что и раньше: уроки-игры, уроки-конференции, путешествия, уроки типа КВН, инсценировки, уроки-дискуссии, уроки-конкурсы экскурсии в природу и на производство, уроки на местности, в библиотеке вызывают большой интерес у школьников, активизируют их деятельность. Мотивацией может служить даже необычное название урока, как бы его девиз, который позволяет создать особый психологический климат, выйти за рамки отдельных тем учебника и решить познавательную задачу. Например, темы уроков в 6 и 7 классах: «Океан, твой час настал!», «Планета в твоих руках», «Ветер, по всей Земле гуляет ветер!», «Капелька-путешественница», «Знакомьтесь, Австралия!», и др.
Еще одним средством формирования положительных мотивов учебной деятельности служит проблемное обучение, которое в методике географии рассматривают как принцип, подход к обучению. Например, мотивацией к изучению рек Северной Америки может служить обращение к топонимике. Внимание учащихся обращается на то, что названия рек можно объединить в три группы: индейские названия (Юкон, Миссисипи, Огайо и др.), английские (Маккензи), испанские (Рио-Колорадо, Рио-Гранде). Школьникам предлагается объяснить происхождение этих названий. Проблемное обучение — обязательный признак современного урока, это способ развития творческого мышления учащихся. По утверждению психологов интеллектуальное развитие осуществляется только в условиях преодоления препятствий, интеллектуальных трудностей. Эти затруднения заключаются в том, что ученик не может выполнить задание известными ему способами и должен отыскать новый способ решения учебной задачи.
На успех учебной деятельности большое влияние оказывает и форма организации работы учащихся на уроке. Особую роль в развитии мотивов играют коллективные и групповые формы. При такой организации в работу включаются даже самые слабые учащиеся. Многие черты групповой работы способствуют мотивации: деятельность всех членов группы должна быть согласована, при этом учитываются особенности совместной мыслительной деятельности, общение в группе развивает критичность мышления, умение слушать, понимать друг друга, излагать свои позиции, защищать их. При работе в коллективе каждый ученик может почувствовать себя субъектом учебного процесса, играть в нем активную роль, так как может выбрать для себя посильное задание, что способствует мотивации учения.
Определенную роль в мотивации играет оценка учебной деятельности школьников. В методике географии накоплен большой опыт применения нестандартных, интересных для учащихся способов контроля над результатами обучения: разнообразные по форме и содержанию работы на контурной карте, тесты, терминологический диктант, взаимопроверка номенклатуры географических названий, применение компьютерных технологий, которые сразу сообщают ученику результат контроля.
Существующие учебники географии также рассчитаны на формирование мотивов учения. В них усилено внимание к мотивам в построении текста и методического аппарата, которые направлены на развитие познавательного интереса, на положительное отношение к изучению географии. В начале разделов и многих тем учебников приведены целевые установки, которые раскрывают их назначение. К каждому учебнику есть жесткий диск с дополнительной информацией, что уже является мотивом т.к. детям любопытно, какая информация может быть на нем. Во многих учебниках географии мотивация достигается обращением к личности школьников: «Это вы уже знаете, а это вам предстоит узнать...», «Докажите...», «Дайте обоснование...», «Защитите свою точку зрения», «Как вы думаете что произойдет, если...» — и т. д.
Особое внимание необходимо обращать на разъяснение школьникам практического значения географических знаний, их роли в повседневной жизни каждого человека и в хозяйственной деятельности всего населения. При переходе на ФГОС современный запрос личности – практическая значимость. Например, знания о землетрясениях и цунами – в какой части мира или своей страны возможны, по какой причине они возникают и как необходимо себя вести при данных природных катаклизмах; знания об обитателях материков и океанов необходимы нередко для безопасных путешествий по планете.
Большую роль в мотивации учения играет организация учебной деятельности школьников с различными современными источниками географической информации. Известно, что при обучении географии применяется большое количество разнообразных средств обучения, в которых отражены свойства географических объектов и явлений. Эта база обучения географии положительно влияет на формирование мотивов учебной деятельности, удовлетворяет потребности в практической деятельности, в новых впечатлениях, в эмоциональной жизни на уроке. Например, при изучении темы «План и карта» в 6 классе использование интерактивной карты (при рассмотрении плана и карты своего населенного пункта (вплоть до дома), или своей области), рассказ учащихся о GPS-навигаторе в автомобилях, презентации, видео всё это эмоционально обогащает урок, активизирует внимание, мотивирует на дальнейшее изучение материала.
География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам, феноменам природы. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к неизведанному, радость удовлетворения любознательности, пробуждает эмоциональную сферу личности школьника и, как итог, возбуждает любовь к знаниям. Именно эта любовь к знаниям лежит в основе мотивационной сферы учения.
В опыте работы учителей географии накоплен богатый материал по ознакомлению школьников с профессиями, для которых необходимы знания географии. Практически на каждом уроке географии можно найти место для показа общественной значимости географических знаний и умений в современной жизни, раскрыть значимость знаний этого предмета для саморазвития личности школьника, развития его способностей, творческого потенциала, склонностей, профессиональной ориентации, что важно для стандартов второго поколения.
Привлекательным материалом в содержании школьной географии являются и исторические факты. Использование принципа историзма — важный фактор формирования мотивов в учебном процессе. «Народ, не знающий или забывший своё прошлое, не имеет будущего!» (Платон) Интеграционный потенциал географии и истории довольно велик. Больше внимания уделяется не только изучению истории географических открытий и исследований в пределах всей планеты, отдельных материков и океанов, но и своей страны. Так, в основу построения проблемно страноведческого курса «География России» авторы программы В. Я. Ром и В. П. Дронов, наряду с другими принципами, положили принцип историзма, т. е. рассмотрение изменений в природе, жизни людей, исторических судеб народов, населяющих Россию. Представляется важным такой исторический подход в географии, который должен способствовать развитию мотивов изучения географии в школе.
Компьютер на уроках географии стал важным средством достижения учебных целей, которое обогащает учебный процесс и способствует развитию личности школьника и профессиональной подготовки учителя. Большой объем географических знаний невозможно изложить в школьных учебниках. Поэтому компьютер стал незаменимым помощником учителя. Современный урок трудно представить без новых компьютерных технологий. Уроки изучения нового материала, проверка знаний учеников, подготовка к государственной итоговой аттестации (тестирование), проведение географического практикума приобретают высокий уровень, благодаря безграничным возможностям использования компьютера. Разнообразие мультимедийных учебников, энциклопедий, электронные справочники, звуковые и видеофрагменты позволяют сделать урок интересным и доступным для понимания детей. Применение слайд - фильмов на уроках обеспечивает наглядность, динамичность, более высокий уровень и объем информации по сравнению с традиционными формами. Создание презентаций – трудоемкий процесс, который требует от учителя знание компьютера, изучения возможностей программ, большого количества времени. Однако современный учитель должен идти в ногу со временем.
Повышать учебную мотивацию, активизировать познавательную деятельность, углублять свои знания по предмету, дополнительно тренироваться в их творческом применении позволяют и занятия во внеурочное время. Задания, используемые педагогом во внеурочной работе, направлены не только на развитие географических способностей, навыков, но и на развитие внимания, памяти, эрудиции, кругозора и познавательных способностей учащихся.
Основной из главных задач учителя географии является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Современные педагогические технологии при этом становятся мощным средством, позволяющим активизировать мыслительную деятельность школьников, повысить познавательный интерес и, в конечном счете, добиться успешности каждого ученика в процессе изучения географии. Таким образом, само содержание школьной географии, ее интеграционный потенциал с другими дисциплинами служат хорошей мотивационной базой учения школьников в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Закончить выступление хочется японской пословицей:
«Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу- так я буду сыт до конца жизни». А наша с вами основная задача, уважаемые коллеги, – научить детей учиться.