Опыт изучения родного края, его региональный компонент
Опыт изучения родного края, его региональный компонент
КРАЕВЕДЕНИЕ, изучение родного края методами различных наук. Предметом изучения краеведения могут быть как отдельный населенный пункт, так и более обширная территория (район, область, регион). В понятие “краеведение” в разные исторические периоды вкладывалось различное содержание. С. О. Шмидт, председатель Археографической комиссии АН СССР, впоследствии глава Союза краеведов России, дал расширенное толкование краеведения.: “Краеведение – это и наука, и научная, и научно-популяризаторская деятельность определенной проблематики: прошлое и настоящее какого-либо “края” (местности). Краеведение – это и форма общественной деятельности, причем такой, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и значительно более широкий круг лиц, преимущественно местных жителей…”.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опыт изучения родного края, его региональный компонент»
Опыт изучения родного края, его региональный компонент.
«На земле нет края лучше того,
где ты родился и вырос».
Г.Мусрепов
КРАЕВЕДЕНИЕ, изучение родного края методами различных наук. Предметом изучения краеведения могут быть как отдельный населенный пункт, так и более обширная территория (район, область, регион). В понятие “краеведение” в разные исторические периоды вкладывалось различное содержание. С. О. Шмидт, председатель Археографической комиссии АН СССР, впоследствии глава Союза краеведов России, дал расширенное толкование краеведения.: “Краеведение – это и наука, и научная, и научно-популяризаторская деятельность определенной проблематики: прошлое и настоящее какого-либо “края” (местности). Краеведение – это и форма общественной деятельности, причем такой, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и значительно более широкий круг лиц, преимущественно местных жителей…”.
Каждый ребенок, еще с детского сада запоминает свой адрес: дом, улицу, где он живет, и, конечно же, название села. У каждого есть свой любимый уголок, и каждый по-своему любит свой край. Но не каждый задумывается о том, как его село появилось, какие люди построили его, кто жил и живет в селе, затем происходит открытие целого края, который вмещает множество городов и сел. И если уж кого-то заинтересовал этот вопрос, то он узнает много интересного и еще сильнее полюбит свою «маленькую родину». И тем более понятен интерес к изучению родного края, когда речь идет о таком богатом, разнообразном и всегда значимом регионе, как Северный Казахстан.
Важность изучения родного края, использования местного материала в обучении и воспитании подчеркивали в своих трудах Я.А. Каменский, Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци. К.Д.Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной педагогики и школы, отмечал, что "поля Родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека". Ушинский обосновал необходимость включения местного материала в преподавание учебных предметов, связывал с преподаванием "отчизноведения" развитие речи детей, изучение родного языка, подчеркивал важность выработки у детей "инстинкта местности". Умение сопоставлять изучаемое со знакомой местностью - способность, чрезвычайно полезную и "в практической жизни"
Концепция образования в школах Республики Казахстан ставит одну из основных задач: «Изучать родной край, как часть всемирной географии, заложить таким образом, объективную основу патриотизма и любви к родной местности и неразрывной связи с интернационализмом и широким взглядом на мир, чувство гордости к успехам родного края и сострадания к его проблемам». Эти слова Концепции перекликаются с материалами «Государственной программы патриотического воспитания граждан Республики Казахстан»
Современные философы считают, что в наше время "образованный человек - это не столько "человек знающий", сколько приготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в мире". Для того, чтобы подготовить такого человека, современная школа пробует вводить новые, интеграционные предметы, среди которых ученые называют краеведение, больше внимания уделяет гуманитарным дисциплинам.
Школа почти для каждого, оставаясь одним из самых сильных впечатлений, воспоминаний начала жизни, во многом определяет и жизнь последующую, лепит и формирует не окрепшую еще юную душу, подготавливая ее для будущих земных путей-дорог. И у краеведения, которое мы изучаем в школьные годы, роль здесь наиглавнейшая. Если по правилам народной медицины тело нужно лечить травами той местности, в которой живешь, то, может быть, душу – историей, географией, культурным наследием нашего края.
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам школы адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у школьников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.
В настоящее время факультативные занятия, спецкурсы, внеклассные мероприятия по краеведению вошли в практику школ в качестве регионального компонента основной базисной программы. Они способствуют развитию процесса гуманизации образования, решению важнейших учебно-воспитательных задач, оказывают воздействие на систему ценностей детей в тот период, когда она находится в процессе становления личности, вызывают интерес к "малой" Родине, пробуждают чувство любви к родному краю, учат ребенка понимать, что на каждом предмете лежит отпечаток эпохи.
Использование регионального компонента дает возможность более глубокого изучения природных процессов и закономерностей, конкретизирует познавательный процесс, определяет круг проблем в региональном масштабе и является мотивом особого воспитательного значения, поскольку не возможно воспитать патриота без привития определенных чувств к «малой Родине». Изучение природы родного края его проблем позволяет осмыслить и более глобальные взаимосвязи и взаимозависимости. Пройти путь в изучении природных процессов от частного к общему, увидеть как они проходят на конкретных примерах. Введение на начальном этапе изучения природных процессов в курсе естествознания позволяет заложить у детей устойчивый интерес к родной природе, потребность в активно практической работе по охране растений и животных своего края, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию ее тайн.
«Природа родного края» в VI классе развивает содержательные элементы предметов «Биология» и «География», обеспечивает расширение межпредметных связей и практических умений учащихся, способствует формированию целостного представления о живой и неживой природе родного края и формированию ценностных мировоззренческих взглядов и идей, правовых норм, элементов гражданской ответственности, национальной гордости и экологической культуры.
На уроках и во время экскурсий школьники изучают географические особенности села: многообразие и уникальность его живой природы, редких растений, взаимосвязи в природных комплексах, причины геоэкологических проблем регионального уровня, работают с живыми объектами и растениями, инструментами и приборами, проводят наблюдения и оценивают свое отношение к природе.
Главная цель — краеведческое просвещение детей с опорой на их творчество. Эта цель предполагает решение следующих задач:
воспитать у детей любовь к Родине, к родному краю, научить видеть историю вокруг себя; научить чувствовать красоту и неповторимость казахстанской природы;
развить творческие и интеллектуальные способности детей через активное участие в учебном, игровом процессе.
Свою задачу вижу в том, чтобы каждый ученик научился видеть красоту природы родного уголка, красоту творений рук человека, живущего рядом. На уроках по изучению родного края работаю с учащимися над созданием образа территории, на которой мы живём. И в этом мне помогают разнообразные формы организации учебной деятельности, а так же различные источники информации.
В настоящее время человечество ежедневно встречается с глобальными проблемами, многие из которых человек создал своими руками. На земном шаре трудно найти место, где - бы мы не встречались со следами жизнедеятельности человека и их пагубным влиянием на окружающую среду. Многие ученые предсказывали последствия бездумного покорения человеком природы, предлагая различные экологические программы по сохранению и защите природных, памятных мест.
Очень важна в школе, в наше время, систематическая, кропотливая поисково-краеведческая, опытно-исследовательская работа со школьниками, воспитывающая в них коллективистские качества, чувства патриотизма, национальной гордости, любви к родному краю, своему народу, обучающая сопоставлять и анализировать факты, явления, помогающая активно включаться в конкретные дела на благо отечества.
Исследовательская работа учащихся в области краеведения опирается на личные наблюдения за жизнью, трудом, бытом населения. Она выводит учащихся за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей деятельности, расширяет наблюдательность и учит вдумчиво относиться к общественным явлениям. Используя исследовательский метод в краеведении, ученики учатся раскрывать взаимосвязь общеисторического и местного материала. Применяя исследовательский метод, учащиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. В этом году началась работа над исследовательским проектом «Земельные ресурсы СКО и их изменение под воздействием антропогенных факторов» Наиболее эффективными формами изучения родного края считаю как традиционные (лекции, беседы, практические занятия, диспуты и читательские конференции),так и нестандартные (музейные уроки, уроки с использованием игровых познавательных методик, литературные и литературно-музыкальные салоны, например, по творчеству наших земляков - И.П.Шухова, Г.Мусрепова, С. Муканова). Можно сказать, что некоторые из названных форм относятся больше к воспитательным мероприятиям.
Краеведческая работа развивает интерес, воспитывает уважение к истокам родной земли, ее преданиям, быту, традициям народа, природным особенностям. «Велик белый свет, да теплей своего края нет», «Родной дом дороже золота», «В своем краю и вода слаще» - эти мудрые слова, ставшие пословицами и поговорками не требуя доказательств, были нравственным мерилом, образом жизни наших предков. Что эти слова значат для нашего поколения? Как лучше и доходчивее рассказать ученикам о прошлом своего края, культуре, быте, традициях людей, не вызвав иронию, недоверие, а заинтересовать, заставить думать!
Эта проблема решается в школе организацией краеведческих кружков, музеев, экскурсий, походов, встреч. Работа ведется по разным направлениям:
изучение истории заселения и хозяйства своего края;
особенности взаимодействия человека и природы с учетом исторических фактов местности;
культура, быт населения, топонимика села;
экскурсии к памятным местам;
беседы и встречи с интересными людьми;
выступления с сообщениями, докладами на уроках, семинарах, научно-практических конференциях и т.д.;
Практические и самостоятельные работы предполагают активную работу с атласом, контурной картой, на местности, при изучении растительности и животных, это дает возможность каждому ученику почувствовать себя частицей природного комплекса планеты. На озере «Екатериновское», куда учащиеся ходят каждую осень, проводится экспериментально-исследовательская, экологическая работа:
- глазомерная съемка плана береговой линии озера;
- гидрологические исследования, по определению физических и химических свойств воды;
- изучается и описывается по определителю растительный и животный мир озера;
-изготовляют гербарии, высушивают семена, которые высаживают на пришкольном участке;
Наработанный материал используется на уроках географии и биологии при изучении природы родного края.
Школьники при изучении географии Северо-Казахстанской области с душевным трепетом ищут на ее страницах встречи с родными местами, где все для них интересно, близко и дорого. Хорошим подспорьем является учебное пособие «География Северо-Казахстанской области». Учебно-методическое пособие проиллюстрировано тематическими картами, схемами, таблицами, графиками, архивными статистическими данными. Являясь членом творческой группы по сбору материала для учебного пособия «География Жамбылского района Северо-Казахстанской области», на базе нашей школы мы с учащимися собирали материал о растительном мире Жамбылского района.
Екатериновская земля-маленькая точка на огромной карте нашей Родины, с богатейшей историей, с недостаточно-использованными природными ресурсами, со множеством экологических проблем - ждет рук и действий подрастающего поколения. Ученики выступают с сообщениями об истории заселения края, о знаменитых людях, проживавших когда-то на его территории: из воспоминаний мальчика-батрака, работавшего в Екатериновке у богача Токарева, ныне известного всему миру писателя Сабита Муканова мы знаем описание, историю возникновения села той эпохи.
Краеведческая работа в школе развивает творчески способности школьников, расширяет кругозор и обогащает знаниями краеведческого характера, формирует у учащихся умения и навыки ведения поисковой, исследовательской работы в походах, экскурсиях, музеях, архивах, повышает культуру умственного труда, пробуждает интерес к изучению жизни и природы своего края, города, страны, воспитывает личность гражданина-патриота, способного встать на защиту своего Отечества.
Обязательное использование краеведческого материала в обучении физической и экономической географии Казахстана даёт возможность ясного восприятия и осмысленного запоминания нового о своём крае, запоминания ранее изученного. Это обязывает меня как учителя географии чаще, чем учителей других предметов, проводить экскурсии в природу, на производственные предприятия, тем самым непосредственно воздействуя на эмоциональную сферу личности школьника. Через изучение достопримечательностей родного края у детей формируется любовь к Малой Родине, гордость за свой район, его природу и хозяйство, понимание того, что Жамбылский район – частица великой Родины.
Чтобы воздействовать непосредственно на мысли и чувства ребят, оживить в их умах яркие незабываемые образы, на уроках я часто обращаюсь к поэзии, да и к искусству вообще. География – единственный в школьном курсе предмет, предоставляющий возможность многих увлекательных путешествий по родному краю, если не реально, то хотя бы мысленно - по страницам учебника, многочисленной дополнительной литературе, по карте. «Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда день, проведённый в других местах, даёт больше, чем десять лет жизни дома» (Анатоль Франс). Каждый ученик, путешествуя по родному краю, непременно открывает что-нибудь новое для себя, тем самым обогащая свой внутренний мир. Своими впечатлениями об увиденном ребята охотно делятся в семье, в кругу друзей и знакомых, а также используют полученные знания на уроках смежных дисциплин.
Есть в нашей школе ещё одна добрая традиция - День Здоровья, когда учащиеся всей школы идут в турпоход по окрестностям села. В этот день школьники чувствуют себя по настоящему счастливыми, поскольку нет уроков, и они становятся участниками многих увлекательных мероприятий: конкурсов, игр, викторин, соревнований на ловкость, силу, смекалку и др. Ребята с азартом соревнуются в практических умениях и навыках: умении ориентироваться на местности и по карте, ставить и укладывать палатку, разжигать костёр и др. Именно здесь, при непосредственном контакте с природой, закладывается в детях доброе и ответственное отношение к окружающему их миру, воспитываются гражданственность и патриотические чувства.
Географо-краеведческие материалы, собранные учащимися в ходе экскурсионно-туристской и поисково-исследовательской работы аккуратно обрабатываются и оформляются в виде плакатов с планами, диаграммами, графиками, а также зарисовок, фотографий и др. Эти материалы потом используются на уроках, внеклассных мероприятиях, групповых занятиях, в учебно-воспитательной работе школы. Это лучшая награда за кропотливый творческий труд юным географам - краеведам.
Свой вклад в экономическое и культурное развитие области вносит каждый населённый пункт, его жители, гордящиеся не только общими успехами, но и своими собственными делами и достижениями, преобразованием своего края, того «своего», что получило название «чувство родной земли». Вот этот непреходящий интерес к «своему», к отчим местам и призвано удовлетворять краеведение. На местном материале легче всего воспринимаются и формируются географические понятия. И не только! Самое главное, воспитывается в детях любовь к родному краю, чувство гордости за свою Малую Родину.