Просмотр содержимого документа
«Метапредметный подход в обучении географии»
К современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя − научить творчески мыслить школьников, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться. Выдающийся психолог В. В. Давыдов сказал, что «школа должна в первую очередь учить детей мыслить − причем, всех детей, без всякого исключения».
Среди существующих методологических подходов в образовании отвечает этой задаче метапредметное обучение, которое обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. По словам А.А. Кузнецова, метапредметные результаты образовательной деятельности − это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Метапредметы − это новая образовательная форма, учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления − «знание», «знак», «проблема», «задача».Так определяют новую образовательную область авторы идеи − Н. В. Громыко, кандидат философских наук, заместитель директора Института инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования г. Москвы и М.В. Половкова, кандидат психологических наук, заместитель директора Института инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования г. Москвы.
Так, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации, то есть, изображая графически, они учатся мысленно видеть то содержание, которое в них выражено. Например, статистические таблицы, изображение схем «Мировой круговорот воды в природе», «Циркуляция воздушных масс» и т. д. Таким образом, исчезает проблема с заучиванием большого объема учебного материала и обучающиеся учатся видеть то идеальное содержание, которое в них выражено.
В рамках метапредмета «Проблема» школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем, тем самым осваивают технологии позиционного анализа, отрабатывают умение организовывать и вести диалог, развивают способности целеполагания, самоопределения.
Так, новый век характеризуется возникновением комплексных проблем, решение которых предполагает в первую очередь междисциплинарное взаимодействие. Примерами таких проблем могут служить экологические проблемы, связанные, например: с аварией Чернобыльской АЭС и АЭС Японии, распространением инфекционных заболеваний, прекращением террористических войн, глобальным потеплением климата и т.д. Это не означает, что школьник должен заниматься решением данного типа вопросов, и метапредмет «Проблема» должен подменить собой изучение предметов, а тем более истории наук. Метапредмет «Проблема» предполагает понимание разных профессиональных языков, умение ориентироваться в разных областях практической деятельности.
Метапредмет «Задача» формирует у обучающихся знания о разных типах задач и способах их решения, опирающихся на математические умения и навыки. Например, обучающийся освоил способ решения задачи или построение графика на материале курса «Математика». Чтобы проверить, насколько глубоко школьник освоил данный способ, ему предлагается решить тот же тип задачи или построить график температур на материале учебного предмета как география. Если ученик распознает, что это – тот же тип задачи, и быстро находит способ, которым надо ее решать, то можно сказать, что данное средство действительно освоено как средство универсальное – метапредметное.
Метапредмет − «Знание»формирует способность работать с понятиями как особой формой знания. Например, на уроке физической географии, работая с понятием «атмосферное давление», учитель, предлагая школьникам разные информационные источники, может дать рассмотреть данное понятие в области физики и биологии и предложить, например вопрос «Как атмосферное давление изменяется с высотой и влияет на здоровье человека?».