kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект интегрированного урока географии, истории, литературы и искусства в 8 классе " Образ Русской равнины.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок представляет собой реализацию метапредметного подхода в обучении на уроках гуманитарного цикла. В основе разработки - метод проектов. Учащиеся в течение недели готовили межпредметные и метапредметные проекты по темам: "Образ Русской равнины в произведениях художников, поэтов и писателей", " Великие битвы на территории Русской равнины", "Ярмарка народных промыслов Русской равнины". Колоссальный опыт работы над творческими проектами - поиск информации, создание презентаций, устные выступления и защита проектов - позволил ученикам приобрести метапредметные компетенции, которые необходимы в самостоятельной учебно-исследовательской деятельности. Межпредметные проекты были представлены на школьной и районной учебно-исследовательских конференциях и получили дипломы победителей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока географии, истории, литературы и искусства в 8 классе " Образ Русской равнины. »









Конспект интегрированного урока (география+история+литература+искусство) по теме

"Образ Русской равнины"

8-й класс



Учитель географии и истории

МОУ«Ртищевская СОШ

Ртищевского района

Саратовской области»

Шевченко Ирина Иановна





Пос.Ртищевский



Цель урока:

Создать образ Русской равнины, крупнейшего физико-географического района России.

Задачи:

  • показать уникальность Русской равнины, специфику, обеспечить географическое восприятие ее через исторические события, эмоциональную сферу (с использованием произведений изобразительного искусства, стихов и прозы русских поэтов и писателей),

  • Развивать речевую активность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации.

  • Учить читать и анализировать карты.

  • Воспитывать патриотизм, чувство прекрасного, любовь к природе.

Оборудование:

демонстрационная физико-географическая карта России; на экране мультимедиапроектора: тектоническая карта России, климатическая карта России, карта почв и ростительности, физико-географическая карта Русской равнины;

репродукции картин русской природы, фотографии древних городов и центров народных промыслов;

выставка «Народные промыслы»: посуда с хохломской росписью, гжель, набор матрешек и др.

Примечание: учащимся были даны опережающие задания по рубрикам “Образ Русской равнины в живописи и литературе ”, “Население и народные промыслы”, «Страницы героической истории»

Ход урока

О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

С. Есенин.

  1. Оргмомент. Клип со стихами С.Есенина «С добрым утром!»

  2. Учитель: Мы сегодня начинаем изучать новую тему “Природа регионов России”. Откройте, пожалуйста, стр. 150 учебника и найдите карту - схему России (рис. 60), на которой изображены все крупные природные районы. Перечислите их. Покажите на карте. Ребята, что бы вы могли рассказать школьникам с Курил о той территории, на которой мы живём?

Ученик. Русская (Восточно-Европейская) равнина, Кавказ, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь и Дальний Восток.

Учитель. Каждая физико-географическая страна уникальна и неповторима. Нам еще предстоит совершить путешествия по всем этим странам. На этом уроке мы отправляемся с вами в интереснейшее путешествие по Русской равнине. Но этот урок будет необычным! Ведь наука география связана теснейшим образом и с литературой, и с живописью, и с историей. Природу описывали не только ученые, но и поэты, писатели, художники. И мне бы хотелось создать не только научный, но и художественный образ природы Русской равнины.

- Хочу начать словами русского поэта К.Д, Бальмонта из стихотворения «Равнина»:

«Как угрюмый кошмар исполина.

Поглотивший луга и леса,

Без конца протянулась равнина

И краями ушла в небеса.

И краями пронзила пространство,

И до звезд прикоснулась вдали,

Затенив мировое убранство

Монотонной печалью земли...»

(Презентация «Природа Русской равнины» под фон-му «Гляжу в озёра синие…»)

- Ребята, что бы вы могли рассказать школьникам с Курил о той территории, на которой мы живём? Что вы знаете о Русской равнине? Заполните 1 столбик в таблице «Я знаю…» Вам даётся 1 минута.

Таблица №1

Я знаю или предполагаю

Хочу знать

Узнал(а) новое




Работая в парах, ученики обмениваются информацией о равнине, дополняя друг друга, записывая информацию в первую колонку таблицы.

Ученики. Озвучивают свои записи, дополняя предыдущего выступающего. (Примечание: информация даже если не верна, не поправляется).

Учитель: - А что ещё вы хотели бы узнать о Русской равнине?

Ученики. Отвечают устно и записывают во 2-й столбик «Хочу знать…»

Учитель: А можно ли ваши планы по изучению темы, оформить в виде схемы изучения природно-территориального комплекса? Кто начертит на доске? (схема ПК)

Учитель: (пока ученик чертит сему) - А с чего начнём?

Ученики: С определения ФГП. (Показывают на карте русскую равнину и дают характеристику ФГП)

Учитель: - Спасибо. У вас получилась какая-то дорожная карта или атлас автодорог. Приглашаю принять участие в авторалли по Русской равнине. Экипаж гоночного автомобиля состоит из пилота и штурмана. У нас получилось 5 экипажей. Штурманы, получите маршрутные листы. По окончании урока все графы таблицы должны быть заполнены. Но каждый экипаж движется своим маршрутом и заполняет свои столбцы в таблице, а остальные – по мере выступления групп: должны выслушать ответ и заполнить соответствующие графы.

Раздаются таблицы «Русская равнина: географическая характеристика» (См. прилож. № 2)

Таблица №2 «Русская равнина. Географическая характеристика»

Тектоника и рельеф.

Полезн. ископ - е

Климат

Воды

Природ. зоны

Почвы

Группа №1

Гр.№ 2

№ 3

Гр. № 4

Гр.№5






Таблица №3 «Русская равнина в истории, литературе, живописи»

Поэты, писатели, художники, композиторы

Население, города, народные промыслы

Исторические битвы




Экипажи работают с разными источниками информации: картами атласа, текстом учебника, компьютером).

(Работа в группах (3-5 мин)

Работая с учебником, вы должны проверить выдвинутые вами предположения и карандашом на полях поставить условные знаки:

V - я прав, я так и думал

- - я не прав, моё мнение ошибочно

+ - новая информация

? - нужно задать вопрос (я не понял или хочу узнать больше)

Ответы экипажей:

ТЕКТОНИКА И РЕЛЬЕФ: в основании лежит древняя Русская платформа, кристаллический фундамент перекрыт осадочным чехлом, но не везде - имеются выступы фундамента: Балтийский щит на северо-западе и Воронежский массив на юго-западе. Равнинный характер рельефа обусловлен тем, что находится на платформе. Это холмистая равнина, представляет собой совокупность возвышенностей (Смоленско-Московская, Валдайская, Среднерусская, Приволжская, Северные Увалы, Тиманский кряж , горы Хибины (интрузивный массив) на Кольском полуострове.) и низменностей (Прикаспийская, Большеземельская тундра, Кумо-Манычская впадина). Самая низкая точка России – Прикаспийская низменность, - 28 м.

КЛИМАТ : В целом, самый благоприятный климат в России – умеренно-континентальный(мягкая зима и теплое лето). Выпадает много осадков (большое влияние оказывает западный перенос ВМ). Климатические пояса: субарктический, умеренно-морской (Калининградская обл., Санкт-Петербург), умеренно-континентальный, резко-континентальный - очень разнообразный. При движении с северо-запада на юго-восток континентальность возрастает.

ВОДЫ : Обилие внутренних вод, рек и озёр. Волга – самая длинная река Европы. Ладожское и Онежское озера – Великие Европейские озера. Большинство рек текут с севера на юг. По рекам проходил путь «из варяг в греки». Реки: Онега, Сев. Двина, Мезень, Печора бассейна Сев. Ледов. океана; Дон, Кубань, Днепр – бас. Атлантического океана; Волга, Урал – Каспийское море, бассейн внутреннего стока

Природные зоны и почвы: Разнообразие ландшафтов (от тундры на севере до пустыни на юге) и почв (от тундрово-глеевых до бурых почв полупустынь)

Учитель: - Спасибо экипажам.

На Русской равнине проживает 80% населения страны. Почти все мегаполисы России. Две столицы – Москва и Санкт-Петербург. Главная арена, где происходили события русской истории, где складывалась государственность и формировалась русская нация.

Презентация учебных проектов

  1. «Образ Русской равнины в творчестве художников и писателей»

  2. «Героические страницы истории»

  3. «Народные промыслы Центральной России»

Подведение итогов урока.

Пожалуйста, выскажитесь о том, что сегодня вы узнали, продолжив фразу:

- Теперь я знаю…

- Теперь я могу…

- Я хочу узнать…

- Я думаю, что работал… («хорошо», «отлично», «превосходно»)

Учитель:

Итак, на этом уроке мы познакомились с Русской равниной. Это крупнейшая физико-географическая страна на территории России. Можно сказать, что Русская равнина – душа, сердце России.

Здесь колыбель российского народа,

Которую сплела сама природа.

Среди лесов, озёр, полей, степей

Вольготно развивалась жизнь людей.

Равнина, именуемая Русской,

С природой переменчивой и грустной,
С суровым северным дыханием

таёжным,
С теченьем рек, широким, осторожным.
С богатым, плодородным чернозёмом.
Равнина, ставшая для нас любимым домом.

Кожевникова С.

Домашнее задание: §§ 27-28, сообщение или презентация по одному из памятников природы (на выбор): Карелия, Волга, Валдай, о-в Кижи, водопад Кивач» и др.

Приложение № 1. Мини-проект "Русская равнина в произведениях писателей и художников "

Приложение № 2. Мини-проект "Ярмарка народных промыслов"

Приложение № 3. Мини-проект "Русская равнина глазами историков. Великие битвы"

Приложение № 4 . Презентация к уроку "Образ Русской равнины"



Литература:

1. И.И.Баринова. География России. Природа. Учебник для 8 кл. общеобразовательных школ. -М.: Дрофа.2010.

2. Поурочные разработки по географии для 8 класса под редакцией Е.А. Жижиной М.: «Вако», 2005.

Интернет-ресурсы:

http://122.72.0.3www.openclass.ru/node/87732

http://www.uchportal.ru/load/66-1-0-16917

http://verhovtseva.ucoz.ru/load/geografija/pourochnye_razrabotki_8_klass/konspekt_uroka_quotvostochno_evropejskaja_ravninaquot/68-1-0-307

http://www.proshkolu.ru/user/AlinaAlexa/file/4086414/






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Шевченко Ирина Ивановна

Дата: 25.08.2015

Номер свидетельства: 226897


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства