Конспект интегрированного урока географии, истории, литературы и искусства в 8 классе " Образ Русской равнины.
Конспект интегрированного урока географии, истории, литературы и искусства в 8 классе " Образ Русской равнины.
Данный урок представляет собой реализацию метапредметного подхода в обучении на уроках гуманитарного цикла. В основе разработки - метод проектов. Учащиеся в течение недели готовили межпредметные и метапредметные проекты по темам: "Образ Русской равнины в произведениях художников, поэтов и писателей", " Великие битвы на территории Русской равнины", "Ярмарка народных промыслов Русской равнины". Колоссальный опыт работы над творческими проектами - поиск информации, создание презентаций, устные выступления и защита проектов - позволил ученикам приобрести метапредметные компетенции, которые необходимы в самостоятельной учебно-исследовательской деятельности. Межпредметные проекты были представлены на школьной и районной учебно-исследовательских конференциях и получили дипломы победителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока географии, истории, литературы и искусства в 8 классе " Образ Русской равнины. »
Конспект интегрированного урока (география+история+литература+искусство) по теме
"Образ Русской равнины"
8-й класс
Учитель географии и истории
МОУ«Ртищевская СОШ
Ртищевского района
Саратовской области»
Шевченко Ирина Иановна
Пос.Ртищевский
Цель урока:
Создать образ Русской равнины, крупнейшего физико-географического района России.
Задачи:
показать уникальность Русской равнины, специфику, обеспечить географическое восприятие ее через исторические события, эмоциональную сферу (с использованием произведений изобразительного искусства, стихов и прозы русских поэтов и писателей),
Развивать речевую активность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации.
Учить читать и анализировать карты.
Воспитывать патриотизм, чувство прекрасного, любовь к природе.
Оборудование:
демонстрационная физико-географическая карта России; на экране мультимедиапроектора: тектоническая карта России, климатическая карта России, карта почв и ростительности, физико-географическая карта Русской равнины;
репродукции картин русской природы, фотографии древних городов и центров народных промыслов;
выставка «Народные промыслы»: посуда с хохломской росписью, гжель, набор матрешек и др.
Примечание: учащимся были даны опережающие задания по рубрикам “Образ Русской равнины в живописи и литературе ”, “Население и народные промыслы”, «Страницы героической истории»
Ход урока
О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
С. Есенин.
Оргмомент. Клип со стихами С.Есенина «С добрым утром!»
Учитель: Мы сегодня начинаем изучать новую тему “Природа регионов России”. Откройте, пожалуйста, стр. 150 учебника и найдите карту - схему России (рис. 60), на которой изображены все крупные природные районы. Перечислите их. Покажите на карте. Ребята, что бы вы могли рассказать школьникам с Курил о той территории, на которой мы живём?
Ученик. Русская (Восточно-Европейская) равнина, Кавказ, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь и Дальний Восток.
Учитель. Каждая физико-географическая страна уникальна и неповторима. Нам еще предстоит совершить путешествия по всем этим странам. На этом уроке мы отправляемся с вами в интереснейшее путешествие по Русской равнине. Но этот урок будет необычным! Ведь наука география связана теснейшим образом и с литературой, и с живописью, и с историей. Природу описывали не только ученые, но и поэты, писатели, художники. И мне бы хотелось создать не только научный, но и художественный образ природы Русской равнины.
- Хочу начать словами русского поэта К.Д, Бальмонта из стихотворения «Равнина»:
«Как угрюмый кошмар исполина.
Поглотивший луга и леса,
Без конца протянулась равнина
И краями ушла в небеса.
И краями пронзила пространство,
И до звезд прикоснулась вдали,
Затенив мировое убранство
Монотонной печалью земли...»
(Презентация «Природа Русской равнины» под фон-му «Гляжу в озёра синие…»)
- Ребята, что бы вы могли рассказать школьникам с Курил о той территории, на которой мы живём? Что вы знаете о Русской равнине? Заполните 1 столбик в таблице «Я знаю…» Вам даётся 1 минута.
Таблица №1
Я знаю или предполагаю
Хочу знать
Узнал(а) новое
Работая в парах, ученики обмениваются информацией о равнине, дополняя друг друга, записывая информацию в первую колонку таблицы.
Ученики. Озвучивают свои записи, дополняя предыдущего выступающего. (Примечание: информация даже если не верна, не поправляется).
Учитель: - А что ещё вы хотели бы узнать о Русской равнине?
Ученики. Отвечают устно и записывают во 2-й столбик «Хочу знать…»
Учитель: А можно ли ваши планы по изучению темы, оформить в виде схемы изучения природно-территориального комплекса? Кто начертит на доске? (схема ПК)
Учитель: (пока ученик чертит сему) - А с чего начнём?
Ученики: С определения ФГП. (Показывают на карте русскую равнину и дают характеристику ФГП)
Учитель: - Спасибо. У вас получилась какая-то дорожная карта или атлас автодорог. Приглашаю принять участие в авторалли по Русской равнине. Экипаж гоночного автомобиля состоит из пилота и штурмана. У нас получилось 5 экипажей. Штурманы, получите маршрутные листы. По окончании урока все графы таблицы должны быть заполнены. Но каждый экипаж движется своим маршрутом и заполняет свои столбцы в таблице, а остальные – по мере выступления групп: должны выслушать ответ и заполнить соответствующие графы.
Раздаются таблицы «Русская равнина: географическая характеристика» (См. прилож. № 2)
Таблица №3 «Русская равнина в истории, литературе, живописи»
Поэты, писатели, художники, композиторы
Население, города, народные промыслы
Исторические битвы
Экипажи работают с разными источниками информации: картами атласа, текстом учебника, компьютером).
(Работа в группах (3-5 мин)
Работая с учебником, вы должны проверить выдвинутые вами предположения и карандашом на полях поставить условные знаки:
V - я прав, я так и думал
- - я не прав, моё мнение ошибочно
+ - новая информация
? - нужно задать вопрос (я не понял или хочу узнать больше)
Ответы экипажей:
ТЕКТОНИКА И РЕЛЬЕФ: в основании лежит древняя Русская платформа, кристаллический фундамент перекрыт осадочным чехлом, но не везде - имеются выступы фундамента: Балтийский щит на северо-западе и Воронежский массив на юго-западе. Равнинный характер рельефа обусловлен тем, что находится на платформе. Это холмистая равнина, представляет собой совокупность возвышенностей (Смоленско-Московская, Валдайская, Среднерусская, Приволжская, Северные Увалы, Тиманский кряж , горы Хибины (интрузивный массив) на Кольском полуострове.) и низменностей (Прикаспийская, Большеземельская тундра, Кумо-Манычская впадина). Самая низкая точка России – Прикаспийская низменность, - 28 м.
КЛИМАТ : В целом, самый благоприятный климат в России – умеренно-континентальный(мягкая зима и теплое лето). Выпадает много осадков (большое влияние оказывает западный перенос ВМ). Климатические пояса: субарктический, умеренно-морской (Калининградская обл., Санкт-Петербург), умеренно-континентальный, резко-континентальный - очень разнообразный. При движении с северо-запада на юго-восток континентальность возрастает.
ВОДЫ : Обилие внутренних вод, рек и озёр. Волга – самая длинная река Европы. Ладожское и Онежское озера – Великие Европейские озера. Большинство рек текут с севера на юг. По рекам проходил путь «из варяг в греки». Реки: Онега, Сев. Двина, Мезень, Печора бассейна Сев. Ледов. океана; Дон, Кубань, Днепр – бас. Атлантического океана; Волга, Урал – Каспийское море, бассейн внутреннего стока
Природные зоны и почвы: Разнообразие ландшафтов (от тундры на севере до пустыни на юге) и почв (от тундрово-глеевых до бурых почв полупустынь)
Учитель: - Спасибо экипажам.
На Русской равнине проживает 80% населения страны. Почти все мегаполисы России. Две столицы – Москва и Санкт-Петербург. Главная арена, где происходили события русской истории, где складывалась государственность и формировалась русская нация.
Презентация учебных проектов
«Образ Русской равнины в творчестве художников и писателей»
«Героические страницы истории»
«Народные промыслы Центральной России»
Подведение итогов урока.
Пожалуйста, выскажитесь о том, что сегодня вы узнали, продолжив фразу:
- Теперь я знаю…
- Теперь я могу…
- Я хочу узнать…
- Я думаю, что работал… («хорошо», «отлично», «превосходно»)
Учитель:
Итак, на этом уроке мы познакомились с Русской равниной. Это крупнейшая физико-географическая страна на территории России. Можно сказать, что Русская равнина – душа, сердце России.
Здесь колыбель российского народа,
Которую сплела сама природа.
Среди лесов, озёр, полей, степей
Вольготно развивалась жизнь людей.
Равнина, именуемая Русской,
С природой переменчивой и грустной, С суровым северным дыханием
таёжным, С теченьем рек, широким, осторожным. С богатым, плодородным чернозёмом. Равнина, ставшая для нас любимым домом.
Кожевникова С.
Домашнее задание: §§27-28, сообщение или презентация по одному из памятников природы (на выбор): Карелия, Волга, Валдай, о-в Кижи, водопад Кивач» и др.
Приложение № 1. Мини-проект "Русская равнина в произведениях писателей и художников "
Приложение № 2. Мини-проект "Ярмарка народных промыслов"