Урок 29
Тема: Понятие о природном очаге болезни и природной очаговости Слайд № 1
Цель: сформировать у учащихся знания о природной очаговости
Задачи:
- Изучить понятие терминов «природный очаг», «природная очаговость»; охарактеризовать роль медицинской географии в изучении природной очаговости болезней человека
- Уметь составлять план-конспект, работать по группам.
- Продолжить воспитание ценностного отношения к своему здоровью
Тип урока: урок - лекция
Оборудование: интерактивная доска, презентация
Ход урока:
I. Этап «Орг. момент».
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Этап «Изучение нового материала». Прием «Лекция» Слайд № 2
Вопросы лекции:
- Природный очаг болезни и природная очаговость
Учитель. Основоположником учения о природной очаговости болезней человека является
Е.Н. Павловский. Слайды № 3-4
Природно-очаговые болезни – это заразные болезни, которым свойственна природная очаговость. Природный очаг - территория, где обитают позвоночные животные и членистоногие переносчики трансмиссивных болезней, в организме которых паразитируют возбудители этих болезней
Природные очаги болезней существуют в результате непрерывной циркуляции их возбудителей среди позвоночных животных — чаще грызунов, птиц, а также копытных, хищников.
Передача возбудителей от животного к животному, а также от животного человеку происходит не только через насекомых и клещей через воду, пищу, контактным путем и др.
Люди или домашние животные заражаются природно-очаговыми болезнями при попадании на территорию природного очага. Заражение людей возможно и от заразившихся природно-очаговой болезнью домашних животных.
Далее предлагаю учащимся схему, содержащую информацию о природно – очаговых болезнях: Слайды № 5-28
- Роль медицинской географии в изучении природной очаговости болезней человека.
Исследования академика Е. Н. Павловского послужили началом изучению географии группы болезней, получили довольно широкое развитие и к настоящему времени знания распространения отдельных инфекций значительно возросли. Но, распространение природноочаговых болезней все еще недостаточно выяснено и ежегодно открываются все новые территории, где они встречаются. Слайд № 29
В последние годы изучение географии болезней привлекает все большее число исследователей. Далее учитель знакомит с географией очаговых болезней:
- В высокогорной хвойной тайге - очаги клещевого энцефалита; Слайды № 30-36
- Долины рек - разнообразие природных очагов (туляремия, клещевой энцефалит, лептоспироз, геморрагическия лихорадка, японский энцефалит) Слайды № 37-39
- Естественные пещеры, навесы, крупные промоины, норы крупных зверей - регулярный обмен паразитами и болезнями Слайды № 40-41
- Пастбища - клещи и других кровососущие паразиты Слайды № 42-48
- Домашние животные, как наиболее крупная, массовая и доступная добыча, привлекают и прокармливают огромное количество клещей и других кровососущих паразитов. Слайды № 49-
- Роль медицинской географии в изучении природной очаговости болезней человека.
Далее учитель знакомит учащихся с таблицей «Убежища диких животных – возможные очаги болезней человека». Слайд № 51
В целях предупреждения возникновения природных очагов различных заболеваний, необходимо проводить своевременные и рациональные профилактические мероприятия, а хозяйственная деятельность при освоении новых территорий должна способствовать окончательному оздоровлению местности.
Далее учитель знакомит учащихся с мерами профилактики природно – очаговых болезней:
- Иммунизация
- Ношение защитной одежды
- Использование защитных сеток
- Проведение дезинсекции в природных очагах
- Санитарно-просветительская работа. Слайды № 52-54
Физминутка. Давайте отдохнем! Слайд № 55
III. Этап «Закрепление учебного материала». Прием «Мозговой штурм»
Беседа по вопросам: Слайд № 56
- Как вы понимаете термины «природный очаг» и «природная очаговость»?
- Можете ли вы назвать природно-очаговые заболевания?
- Охарактеризуйте роль медицинской географии в изучении природной очаговости болезней человека?
- Приведите примеры ландшафтных территлории, являющихся природными очагами заболеваний?
IV. Этап «Домашнее задание» Слайд № 57
Подобрать дополнительный материал о тропических болезнях (опережающее)
V. Этап «Рефлексия» Слайд № 58
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Какие трудности у вас возникои на уроке?
- Как вы их перодолевали?
- С каким настроением вы заканчив