Урок 12
Тема: Действие климата на организм человека. Слайд № 1
Цель: сформировать у учщихся систему знаний о действии климата на организм человека.
Задачи:
• продолжить развитие умения у учащихся выявлять взаимосвязь между живой и неживой природой;
• продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы.
• развивать коммуникативные навыки при работе в группах, воспитывать экологическую культуру.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока: схемы; интерактивная доска, презентация.
Ход урока:
I. Этап «Орг. Момент».
Проверка готовности уч-ся к уроку.
II. Этап «Проверка домашнего задания» Слайд № 2
Влияние лунных ритмов и магнитных бурь на их здоровье.(интервью у соседей и родных)
III. «Мотивация». Слайд № 3
Человек всегда находится под влиянием климата той местности, где он живет. Он оказывает определенное действие на здоровье и работоспособность людей. Даже привыкший к климату данной местности человек реагирует на сезонную смену погоды, а некоторые (метеоропаты) особенно болезненно воспринимают смену погодных условий.
- О чём идёт речь?
IV. Этап «Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности». Слайды № 4-5
-Где вы встречались с этими словами? Что входит в понятия «климат» и “смена погоды”? Учение о климате было создано русским климатологом Алисовым. В его основу было положено представление о планетарном
изменении климата, о разделении территории земного шара на климатические пояса.
-Вспомните, из каких элементов состоит климат?
- Отдельные элементы климата оказывают различное влияние на организм.
- какое вляние оказывают температура и влажность воздуха на организм человека?
- какие изменения физиологических функций у человека вызывают сезонные колебания климатических факторов?
- Итак, каждый из вас для себя может определить, что он знает и что хотел бы узнать о воздействии климат ана организм человека.
ЗНАЮ
ИЗУЧИТЬ
Климат
Метеопаты
Элементы климата
Влияние температуры и влажности воздуха на организм человека
Климатические пояса
Типы климатов по медицинской климатологии
V. Этап «Постановка учебной цели». Слайд № 6
- Каковы же цели нашего урока? (Изучить типы климатических поясво согласно медицинской климатологии).
- При решении этих задач нам снова помогут слова Б. Васильева:
“ Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща”.
- У каждого на столе “Лист достижений ученика”, который вы заполнять будете в течение урока.
VI. Этап «Изучение нового материала». Слайд № 7
Валеологический компонент. Слайды № 8-10
Построение проекта выхода из затруднения.
- Выберите главную мысль о влиянии климат на организм человека.
- А знаете ли вы, что кроме 7 географических климатических поясов выделяют «медицинские» климатические пояса?
- Сделайте предположение о сочетании лечебных процедур с новыми климатическими условиями
- Не забудьте оценить ваши действия на данном этапе.
Согласно медицинской климатологии выделяют следующие типы климатов:
- Морской климат Слайд № 14
- Горный климат Слайд № 11
- Климат степей и лесов умеренной зоны Слайд № 13
- Климат пустынь Слайд № 15
- Климат северных широт Слайд № 12
Учащиеся делятся на группы и получают задания: Слайд № 16
- Из курса физической географии вспомните, какими климатическими особенностями характеризуются типы климатов?
- Покажите на карте типы климатов.
Данные внесите в таблицу: Слайд № 17-18
Тип климата
Особенности природных условий
Влияние на здоровье
Физминутка. Прием «День-ночь». Слайд № 19
Выполняют упражнения вместе с учителем:
На слово «ночь» – крепко зажмурить глаза на 5 сек.,
на слово «день» – открыть глаза на 5 сек.
Повторяют 5–8 раз.
VII. Этап «Закрепление учебного материала» Слайд № 20
1. «Первичное закрепление во внешней речи».
В качестве закрепления предлагаю экспресс-опрос:
1. Что такое климат? Какое влияние оказывает климат на организм человека?
2. Какое влияние оказывает высокая температура на органихзм человека?
3. Какую роль играет влажность воздуха?
4. Назовите типы климатов, согласно медицинской климатологии. Чем они отличаются?
5. Чему способствует сочетание лечебных процедур с новыми климатическими условиями?
2. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Прием «Фишбоун». Слайд № 21
Проблема: «Результаты воздействия климатов на организм человека»
VIII. Этап «Рефлексия деятельности (итог урока)». Слайд № 22
- Итак, подведём итог урока!
- Все ли мы цели и задачи выполнили?
- Что я чувствую?
- Что я делал?
- С какой целью?
- Какими способами достигал цели?
- Что в результате получил?
- Что мыслю делать дальше?
Вам был предложен “Лист достижений ученика ”, вы оценивали свою работу на каждом этапе урока.
- Кто из вас оценит учебную деятельность на каждом этапе?
(Предлагается оценить свою работу вслух 2 – 3 ученикам). “Я оценила свою работу на первом этапе…, на втором и т. д. итоговая оценка…”. Остальные, как всегда сдали свои “Листы…” и тесты. За урок ставлю
следующие оценки… У кого не совпали?