kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Какие показатели используют для оценки количества и качества населения?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к уроку географии в профильном классе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Какие показатели используют для оценки количества и качества населения?»

Показатели количества и качества населения 10 класс география (профильный уровень)

Показатели количества и качества населения

10 класс география

(профильный уровень)

Численность населения стран мира . Страны мира значительно различаются по численности населения.  К 2012 г. в 24 государствах с численностью населения более 50 млн человек проживало более 3/4 населения всей планеты.

Численность населения стран мира .

Страны мира значительно различаются по численности населения.

К 2012 г. в 24 государствах с численностью населения более 50 млн человек проживало более 3/4 населения всей планеты.

Динамика численности населения крупнейших стран мира      особое внимание всегда привлекают первые десять стран по численности населения (рис. 135). Если в начале нашего века в их число входило девять экономически развитых стран, в том числе 7 европейских, то к 2012 г. из экономически развитых стран остались только США, Япония и Россия

Динамика численности населения крупнейших стран мира  

особое внимание всегда привлекают первые десять стран по численности населения (рис. 135). Если в начале нашего века в их число входило девять экономически развитых стран, в том числе 7 европейских, то к 2012 г. из экономически развитых стран остались только США, Япония и Россия

Абсолютные демографические показатели . Численность населения любой территории является результатом одновременного действия двух факторов (рис. 134). Первый  — естественный прирост — разница между количеством рождений и смертей. Второй  — механический прирост — разница между количеством иммигрантов (людей, въезжающих в страну) и эмигрантов (людей, выезжающих из страны). Соответственно, рождаемость и иммиграция увеличивают численность населения страны, а смертность и эмиграция — уменьшают.

Абсолютные демографические показатели

.

Численность населения любой территории является результатом одновременного действия двух факторов (рис. 134).

Первый  — естественный прирост — разница между количеством рождений и смертей.

Второй  — механический прирост — разница между количеством иммигрантов (людей, въезжающих в страну) и эмигрантов (людей, выезжающих из страны). Соответственно, рождаемость и иммиграция увеличивают численность населения страны, а смертность и эмиграция — уменьшают.

населения стран Карта-анаморфоза «Численность ира». Анаморфоза составлена проф. МГУ им. М. В. Ломоносова В. В. Тикуновым

населения стран Карта-анаморфоза «Численность ира». Анаморфоза составлена проф. МГУ им. М. В. Ломоносова В. В. Тикуновым

10 государств и территорий с минимальной численностью населения, середина 2011 г.

10 государств и территорий с минимальной численностью населения, середина 2011 г.

Относительные демографические показатели.  Демографические показатели находятся в тесной взаимозависимости с уровнем социально-экономического развития стран и регионов. Сравнивать страны по абсолютным показателям вряд ли возможно — в многонаселённых странах они будут заведомо больше. Поэтому для оценки качества и динамики численности населения, а также для сопоставлений отдельных стран используют относительные показатели

Относительные демографические показатели.

Демографические показатели находятся в тесной взаимозависимости с уровнем социально-экономического развития стран и регионов.

Сравнивать страны по абсолютным показателям вряд ли возможно — в многонаселённых странах они будут заведомо больше. Поэтому для оценки качества и динамики численности населения, а также для сопоставлений отдельных стран используют относительные показатели

Для изучения динамики роста населения используют следующие показатели:

Для изучения динамики роста населения используют следующие показатели:

  • коэффициент роста населения  (Кр) — отношение численности населения в данном году к численности населения в предыдущем году;
  • коэффициент прироста населения  (Кпр): Кпр = Кр — 1;
  • темп роста населения  (Тр): Тр = Кр • 100;
  • темп прироста населения  (Тпр): Тпр = Кпр • 100.
В демографических исследованиях применяются специальные возрастные коэффициенты, оценивающие степень, в которой население обеспечивает восстановление своей численности. Если коэффициент меньше 1, то численность новых поколений будет меньше предшествующих, если больше 1 — то больше предшествующих:

В демографических исследованиях применяются специальные возрастные коэффициенты, оценивающие степень, в которой население обеспечивает восстановление своей численности. Если коэффициент меньше 1, то численность новых поколений будет меньше предшествующих, если больше 1 то больше предшествующих:

  • общий коэффициент фертильности   (от лат. fertile плодовитость) среднее количество детей, рождённых одной женщиной;
  • нетто-коэффициент воспроизводства населения  — число девочек от одной матери, доживающих до среднего возраста матери;
  • брутто-коэффициент воспроизводства населения  — отношение числа девочек к числу женшин в репродуктивном возрасте (возраст от 15 до 45 лет).
экономического развития стран и регионов. Сравнивать страны по абсолютным показателям вряд ли возможно — в многонаселённых странах они будут заведомо больше. Поэтому для оценки качества и динамики численности населения, а также для сопоставлений отдельных стран используются относительные показатели — общие коэффициенты, рассчитываемые на 1000 чел. без учёта пола и возраста, которые измеряются в промилле:

экономического развития стран и регионов.

Сравнивать страны по абсолютным показателям вряд ли возможно в многонаселённых странах они будут заведомо больше. Поэтому для оценки качества и динамики численности населения, а также для сопоставлений отдельных стран

используются относительные показатели общие коэффициенты, рассчитываемые на 1000 чел. без учёта пола и возраста, которые измеряются в промилле:

  • коэффициент рождаемости  — отношение общего числа рождений в стране за год к численности населения, на 1000 чел.;
  • коэффициент смертности  — отношение общего числа умерших в стране за год к численности населения, на 1000 чел.;
  • коэффициент естественного прироста  — разница между числом родившихся и числом умерших в стране за год, делённая на численность населения;
  • время удвоения населения  — время, за которое численность населения возрастает в 2 раза.
Демографическая пирамида  Возрастные демографические пирамиды — графическое изображение распределения населения (отдельных социальных групп, всей страны, региона, мира) по полу и возрасту

Демографическая пирамида

Возрастные демографические пирамиды — графическое изображение распределения населения (отдельных социальных групп, всей страны, региона, мира) по полу и возрасту

Разным типам структуры населения соответствуют разные формы половозрастной пирамиды:

Разным типам структуры населения соответствуют разные формы половозрастной пирамиды:

  • молодое (растущее) население — правильная пирамида;
  • стареющее население — пирамида имеет форму колокола;
  • старое (убывающее) население — форму урны.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Какие показатели используют для оценки количества и качества населения?

Автор: Маслова Ольга Анатольевна

Дата: 26.03.2019

Номер свидетельства: 504709

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Исследовательский реферат по теме: "Каков он ученик 5 класса". "
    ["seo_title"] => string(66) "issliedovatiel-skii-riefierat-po-tiemie-kakov-on-uchienik-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "142549"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418314043"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Реферат"Требование к качеству воды" "
    ["seo_title"] => string(40) "riefierat-triebovaniie-k-kachiestvu-vody"
    ["file_id"] => string(6) "104207"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402676814"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Статья " Чтение - это шанс для ребёнка, нечтение - риск для общества""
    ["seo_title"] => string(78) "stat-ia-chtieniie-eto-shans-dlia-riebionka-niechtieniie-risk-dlia-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "308558"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458619677"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Исследовательская работа на Тему: "Хлеб всему голова" "
    ["seo_title"] => string(58) "issliedovatiel-skaia-rabota-na-tiemu-khlieb-vsiemu-gholova"
    ["file_id"] => string(6) "174393"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424113087"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВИЗМА"
    ["seo_title"] => string(97) "probliemariechievogorazvitiiadietieisogranichiennymivozmozhnostiamizdoroviavusloviiakhbilingvizma"
    ["file_id"] => string(6) "256243"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448104078"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства