Использование модульной технологии на уроках географии.
Использование модульной технологии на уроках географии.
Дружинина Мария Сергеевна
учитель географии
Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
«Лицей № 28 имени академика
Б.А. Королёва»
Советского района
г. Нижнего Новгорода
Характеристика педагогического опыта.
Использование модульной технологии на уроках географии.
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.
А. Дистервег
Современная наука об образования приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы. Творческая активность школьника зависит от переосмысления им своей деятельности. Это переосмысление должно привести его к изменению своего отношения к учёбе, к постановке им более высоких целей. Известно, что творческая активность может осуществляться в деятельности. Значит, школы должны постепенно переходить на педагогические технологии, которые включали бы ученика в развивающую деятельность.
Первое требование к педагогическим технологиям – их эффективность. Она заключается в том, чтобы каждого ученика направить на активную самостоятельную познавательную деятельность, на развитие личности, на воспитание культуры общения, способности мобилизовать свои морально-волевые усилия на достижения цели в учёбе.
Только те педагогические технологии имеют успех в развитии личности ученика, которые включают в себя личностный смысл и рефлексию, т.е. осознание учеником процесса и результатов своей деятельности с учётом их оценки другими, а также причин: почему это произошло, что я сделал не так, почему ошибся. Включение рефлексии в учебный процесс содействует самосознанию и самопознанию учащихся. И сейчас это выходит на первое место, ибо нельзя построить траекторию развития ученика, когда он не знает своих склонностей, интересов и возможностей. Нужно, чтобы ученик осознавал себя, оценивал себя глазами других и отвечал за свои действия.
Обучение должно быть целенаправленным, т.е. педагогические технологии должны оказывать помощь детям в раскрытии для себя личностного смысла любого изучаемого на уроке материала, обеспечивать стимулирование внутренней активности ученика, давать возможность усвоения каждым школьником стандарта образования и даже больший объём материала в соответствии с его интересами и способностями.
Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать систему обучения, которая бы удовлетворяла образовательные потребности каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо кардинально поменять парадигму, с позиций которой рассматриваются отношения ученика и учителя в учебном процессе.
Учебный процесс в школе может развиваться либо путём медленного совершенствования его отдельных частей, либо путём кардинального изменения с реализацией системного подхода. Модульное обучение даёт возможность осуществить второй путь развития.
Согласно теории деятельности, в чём я убедилась на собственном опыте, обучение эффективно только при такой организации учебного процесса, когда учащийся усваивает учебное содержание в деятельности. Только в этом случае обучение ведёт к осознанному и прочному усвоению знаний и развитию интеллекта ученика. Поэтому новая концепция состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность. Перевод обучения на субъект-субъектную основу требует такой педагогической технологии, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Модульное обучение позволяет практически решить эту задачу.
В настоящее время учебный процесс в массовой школе продолжает сохранять неразрешёнными противоречия:
- между фронтальными формами обучения, с одной стороны, и индивидуальным способом присвоения знаний, а также индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности каждого учащегося – с другой;
- между задачей дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения;
- между преобладающим в школе объяснительно-иллюстративным способом преподавания и необходимостью обеспечения деятельностного характера обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование модульной технологии на уроках географии. »
Дружинина Мария Сергеевна
учитель географии
Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
«Лицей № 28 имени академика
Б.А. Королёва»
Советского района
г. Нижнего Новгорода
Характеристика педагогического опыта
Использование модульной технологии на уроках географии.
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.
А. Дистервег
Современная наука об образования приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы. Творческая активность школьника зависит от переосмысления им своей деятельности. Это переосмысление должно привести его к изменению своего отношения к учёбе, к постановке им более высоких целей. Известно, что творческая активность может осуществляться в деятельности. Значит, школы должны постепенно переходить на педагогические технологии, которые включали бы ученика в развивающую деятельность.
Первое требование к педагогическим технологиям – их эффективность. Она заключается в том, чтобы каждого ученика направить на активную самостоятельную познавательную деятельность, на развитие личности, на воспитание культуры общения, способности мобилизовать свои морально-волевые усилия на достижения цели в учёбе.
Только те педагогические технологии имеют успех в развитии личности ученика, которые включают в себя личностный смысл и рефлексию, т.е. осознание учеником процесса и результатов своей деятельности с учётом их оценки другими, а также причин: почему это произошло, что я сделал не так, почему ошибся. Включение рефлексии в учебный процесс содействует самосознанию и самопознанию учащихся. И сейчас это выходит на первое место, ибо нельзя построить траекторию развития ученика, когда он не знает своих склонностей, интересов и возможностей. Нужно, чтобы ученик осознавал себя, оценивал себя глазами других и отвечал за свои действия.
Обучение должно быть целенаправленным, т.е. педагогические технологии должны оказывать помощь детям в раскрытии для себя личностного смысла любого изучаемого на уроке материала, обеспечивать стимулирование внутренней активности ученика, давать возможность усвоения каждым школьником стандарта образования и даже больший объём материала в соответствии с его интересами и способностями.
Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать систему обучения, которая бы удовлетворяла образовательные потребности каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо кардинально поменять парадигму, с позиций которой рассматриваются отношения ученика и учителя в учебном процессе.
Учебный процесс в школе может развиваться либо путём медленного совершенствования его отдельных частей, либо путём кардинального изменения с реализацией системного подхода. Модульное обучение даёт возможность осуществить второй путь развития.
Согласно теории деятельности, в чём я убедилась на собственном опыте, обучение эффективно только при такой организации учебного процесса, когда учащийся усваивает учебное содержание в деятельности. Только в этом случае обучение ведёт к осознанному и прочному усвоению знаний и развитию интеллекта ученика. Поэтому новая концепция состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность. Перевод обучения на субъект-субъектную основу требует такой педагогической технологии, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Модульное обучение позволяет практически решить эту задачу.
В настоящее время учебный процесс в массовой школе продолжает сохранять неразрешёнными противоречия:
- между фронтальными формами обучения, с одной стороны, и индивидуальным способом присвоения знаний, а также индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности каждого учащегося – с другой;
- между задачей дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения;
- между преобладающим в школе объяснительно-иллюстративным способом преподавания и необходимостью обеспечения деятельностного характера обучения.
История возникновения технологии модульного обучения.
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению (Авторы – Дж. Рассел (США), П. Юцевичене, М.А.Чошанов ( отечественная педагогика). Семантический смысл термина ''модульное обучение'' связан с международным понятием ''модуль'', одно из значений которого - учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу материала и предписывающий обучающемуся действие (по Дж. Расселу). В этом контексте он понимается как основное средство модульного обучения, законченный блок информации.
В своём первоначальном виде модульное обучение зародилось в конце 60-х годов XX столетия и быстро распространилось в англоязычных странах. Сущность его состояла в том, что обучающийся с небольшой помощью учителя или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога стали варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей. Взаимодействие педагога и обучающегося в учебном процессе стало осуществляться на принципиально иной основе: с помощью модулей обеспечивалось осознанное самостоятельное достижение обучающимся определённого уровня предварительной подготовленности. Успешность модульного обучения предопределялось соблюдением паритетных взаимодействий между педагогом и учащимися.
Модульное обучение интегрирует в себе всё то, что накоплено в педагогической теории и практике и базируется на главном понятии теории поэтапного формирования умственных действий – ориентировочной основе деятельности. Идея активности ученика, чёткость и определённая логика его действий, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности пришли в модульное обучение из программированного. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление. Кроме того, используется рефлексивный подход к процессу обучения. Накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации, проблемности обучения – всё это интегрировано в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Модульная технология позволяет снять отдельные противоречия.
Условия для перехода на модульное обучение.
Для перехода на модульное обучение необходимо создать определённые условия:
1. Развитие соответствующих мотивов у учителей. Большую роль в этом могут сыграть методические объединения, кафедры, которые должны сопоставлять уровень удовлетворённости детей и учителей образовательными услугами школы с теми потребностями, которые остаются неудовлетворёнными.
2. Готовность школьников к самостоятельной учебно-познавательной деятельности – сформированность минимума необходимых для этого знаний и общих учебных умений.
3. Материальные возможности школы в обеспечении каждого ученика этой программой действий (модулями).
Отличие модульного обучения от других педагогических технологий.
В чём же отличие модульного обучения от других систем обучения?
Содержание обучения должно быть представлено в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение его должно происходить в соответствии с целью обучения. Дидактическая цель формулируется для учащегося и содержит в себе указание не только на объём изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как рациональнее действовать, где найти нужный материал и т.д.
Модульное обучение предполагает изменение форм общения учителя с учащимися. Он общается с ними как посредством модулей, так и непосредственно – с каждым индивидуально. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу. Отношения учителя и учащихся становятся более паритетными.
Каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, учится целеполаганию, планированию, контролю, организации и оценке своей деятельности. И таким образом, каждый может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях. Несомненно, что учитель тоже управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули и непосредственно, но это более мягкое, а главное сугубо целенаправленное управление.
Наличие модулей на печатной основе позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками путём консультирования каждого из них, дозированной персональной помощи.
Модуль, его структура, функции, свойства, виды.
Суть: ученик самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.
Модуль — это целевой, функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения ими. Модуль может соответствовать уроку, занятию или теме.
Ученик имеет у себя инструкцию, в которой определены: • Цель усвоения модуля; • Где найти учебный материал; • Как овладевать им (выучить, составить конспект, решить задачу...)
Роль учителя на уроке модульного обучения.
На уроке модульного обучения роль учителя сводится к управлению работой школьников, к корректировке путей решения поставленных задач, к консультированию, помощи и поддержке учащихся. При этом учитель имеет возможность общаться на уроке с каждым учеником.
В заключение модульного урока подводятся итоги работы, ребята делают выводы по всем заданиям учебных элементов темы и сдают рабочие тетради на проверку. Учащиеся, справившиеся с заданиями раньше обозначенного времени, получают дополнительные баллы.
При проведении модульного урока практикуется объединение учащихся в группы, где должны работать несколько слабых и средних учеников и обязательно хотя бы один сильный ученик. Таким образом, в процессе работы сильный ученик помогает слабому и одновременно совершенствует свои знания.
Уроки с использованием модульной технологии проводятся сдвоенными. Практика показывает, что данную технологию с успехом можно вводить в среднем и старшем звене школы. Эффективность процесса обучения много выше, если ученик овладел приемами самообразования. Ведь основная задача учителя – научить своих подопечных самостоятельно добывать знания, научить самостоятельно работать с различными источниками информации, развивать интеллектуальные способности учащихся.
Успех модульной технологии зависит от качества учебных элементов (УЭ), именно с ними работает ученик. Совместное применение модульной и информационных технологий представляет большие возможности для развития ученика. Общая схема модуля.
Номер учебного элемента.
Учебный материал с указанием заданий.
Руководство по усвоению учебного материала.
УЭ-0.
Интегрирующая цель: определяется для всего модуля. Их количество зависит от содержания.
УЭ-1.(Указать время)
Цель: Входной контроль (проверка уровня усвоения предыдущей темы или домашнего задания).
Указать форму контроля (возможно использовать компьютер)
УЭ-2.(этап урока).
Указать время выполнения.
Цель: Ставится к каждому УЭ. Задания: Способствуют достижению учебной цели, данного УЭ.
Задание.
Задание.
Задание (дополнительное)
Контроль: Проверяется правильность выполнения. Возможно использование компьютера.
Как усваивать учебный материал и где найти ответ (указать источник информации: учебник, слайд презентации, карта, иллюстрация, рисунок и т. д.).
УЭ-3.
Алгоритм повторяется.
Итоговый контроль: тесты, контрольные, и другие формы. Возможно использование компьютера.
Совет. Для активизации деятельности учащихся желательно ввести рейтинговую систему оценки знаний.
Домашнее задание дается дифференцированно:
• выполнили все УЭ на «5» можете выполнять творческое задание.
• в работе встречались трудности, оценка "3"-"4″. Повторите учебный материал по записям в тетради и учебнику.
• работать было трудно. Повтори материал модуля ещё раз
Каждого учителя беспокоит вопрос об эффективности его уроков, о том, как интересней их провести. Спасательным кругом в этой задаче может стать, предложенная технология, апробированные на уроках географии, и имеющая положительный результат в повышении продуктивности урока. Она достаточно универсальна, ее можно использовать на уроках различных учебных дисциплин. Она носят развивающий характер и могут применяться в широком возрастном диапазоне.
Опыт работы показал, что оптимальным является модуль из 7-10 часов. На вводную тему и итоговую часть по 1 часу, остальное время на диалогическую часть. Это объясняется необходимостью проработки учебного материала на 3-х уровнях сложности, в зависимости от уровня подготовленности, обученности каждого ученика. Неоднократное возвращение к содержанию по “нарастающей” от простого к сложному, от репродуктивных заданий к творческому поиску, даёт возможность каждому ученику усвоить учебный материал. В диалогической части познавательный процесс строится преимущественно на основе взаимодействия уч-ся между собой, группах, на основе диалога. Важным является предварительная работа учителя по конструированию учебного модуля:
выявление обязательных умений, навыков, усвоение которых определено программой;
изучение всего содержания учебного материала по данному модулю;
вычленение ключевых понятий, несущих основную смысловую нагрузку по данному модулю;
составление опорных схем по всей теме (на основе ключевых понятий);
составление тестовых заданий по всему содержанию учебного материала;
составление блоков вопросов и заданий по всему содержанию учебного материала;
разработка диалогической части продумывается формы организации уроков, по содержанию разрабатываются задания лёгкой степени сложности и задания повышенной сложности с элементами поискового обучения.
Основные принципы построения модульных программ.
Учителю, разрабатывающему модульные программы, необходимо опираться на следующие основные принципы:
1. Принцип целевого назначения.
Модули можно разделить на 3 типа:
- познавательные, которые используются при изучении основ наук;
- операционные (для формирования и развития способов деятельности);
- смешанные, которые чаще всего используются в школе.
2. Принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей.
Совокупность ЧДЦ обеспечивает достижение ИДЦ каждого модуля, совокупность ИДЦ всех модулей обеспечивает достижение КДЦ.
3. Принцип обратной связи.
Никакое управление невозможно без контроля, анализа и коррекции. Причём в модульном обучении управление, осуществляемое учителем, сочетается с самоуправлением учением со стороны самих школьников.
Модуль любого порядка включает контроль за выполнением задания, за усвоением знаний учащихся. Модуль будет неполным, если отсутствует инструкция по контролю. В модульной технологии используются следующие формы контроля:
- самоконтроль;
- взаимный контроль учащихся;
- контроль учителя.
Общие критерии формирования содержания модуля.
Для учителя важно знать общие критерии формирования содержания модуля:
1. Используя модули, можно успешно осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи, интегрировать учебное содержание, формируя его в логике содержания ведущего учебного предмета.
2. Другой критерий связан с необходимостью дифференциации учебного содержания. Нижний уровень соответствует обязательному минимуму содержания, высший – включает сверх того дополнительные сведения.
3. Важный критерий построения модуля – структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний:
И здесь есть большая возможность осуществлять проблемное обучение.
Модуль должен представлять учащимся возможность для повторения основного содержания. И это реализуется через учебный элемент – резюме. Хорошо если обобщение сделано не только словесно, но и в форме сравнительных таблиц, графиков, диаграмм и т.д.
Мой личный опыт показывает, что ведение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. На начальном этапе можно использовать традиционную систему обучения с элементами модульного обучения. В старших классах лекционная система может сочетаться с модульной технологией. Очень хорошо вписывается в модульное, обучение вся система методов, приёмов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Словом, модули можно использовать в любой системе обучения и тем самым усиливать её качество и эффективность.
Наблюдения и результаты работы показывают, что для учащихся главное то, что каждый работает самостоятельно, в своём темпе, при этом есть возможность получить консультацию у учителя, использовать помощь товарищей, можно всё время себя контролировать. Учащиеся значительно глубже осознают учебное содержание.
При модульном обучении ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и объёму помощи программой. Идёт индивидуализация контроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться, и это способствует мотивации учения.
Данная система обучения гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Большие возможности у системы и для развития таких качеств личности ученика, как самостоятельность и коллективизм. На занятиях не бывает как правило никаких проблем с дисциплиной, у детей просто нет времени на шалости.
Компоненты модульного обучения:
мотивационный (потребность, интересы, мотивы)
ориентировочный (принятие целиком цели, ее планирование и прогнозирование)
содержательно-операционный (система ведущих знаний, факты, законы)
энергетический (внимание, воля, эмоции)
оценочный: самооценка и контроль.
Следует отметить три особенности учебного модуля:
1. Обучение и учение являются развивающими.
2. Подготовительным для выхода на итоговую часть модуля.
3. Обучение репродуктивного характера сочетается с проблемным, поисковым, исследовательским обучением.
4. Преимущественно используются активные формы обучения, построение на диалоге, общение учащихся друг с другом.
Практика использования модульного обучения показала, что:
1. она экономна во времени, эффективна как при изучении нового материала, так и при повторении изученного; данная технология применима в группах и при индивидуальном обучении;
2. данная технология позволяет свести к минимуму репродуктивную деятельность учащихся, обеспечить качественное усвоение материала на требуемом стандартом уровне и в соответствии с индивидуальными способностями и темпом обучения ученика;
3. применение данной формы работы позволило повысить успеваемость в классах до 100 %, а качество – до 80-85 %;
Динамика успеваемости и качества обучения.
применение модульной технологии позволило повысить результативность участия в олимпиаде по географии. По итогам муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников 2014 года ученик 10 класса – Манылов Владислав занял второе место, ученик 7 класса – Синяйкин Гопал занял третье место;
модульная технология позволяет подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ и ГИА по географии.
Анализ удовлетворѐнности образовательным процессом и системой отношения в экспериментальных классах по сравнению с использованием классно-урочной традиционной системы тоже оказался выше.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Галеева Л.Н. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. М.: 5 за знания, 2006г.
2. Гузеев В.В. Поколения образовательных технологий: «Традиционные методики», Модульно-блочные и цельноблочные технологии. Ж.: Химия в школе. №9 – 2003 г.
3. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. Библиотека журнала «Директор школы», №4 – 2006г.
4. Иноземцева Н.А. Клетка – структурная единица живого. Модульное планирование темы. Ж.: Биология в школе №2 – 2003 г.
5. Козлович Ю.П. Модульная технология: изучение полисахаридов. Ж. Химия в школе - №3-2004г.
6. Лернер Г.И. Учебная литература как средство формирования интеллектуальных умений. Ж.: Биология в школе. №1 – 2003 г.
7. Митрофаненкова Л.В., Улитина С.Н. Модульные технологии обучения. Пособие.
8. М.М.Поташник, М.В.Левит Как помочь учителю в освоении ФГОС. Пособие для учителей, руководителей школ и органов образования. - М.: Педагогическое общество России , 2014.
9. Соколова В.В. «Развитие жизни на Земле». Блочно-модульная технология обучения. Ж.: Биология в школе. №7-2001г.
10. Фадеева Т.П. Модульный урок по теме «Побег». Ж. Биология в школе. №1 - 2004г.