План-конспект урока географии на тему: «Поверхностные течения в Мировом океане»
План-конспект урока географии на тему: «Поверхностные течения в Мировом океане»
План-конспект урока географии на тему: «Поверхностные течения в Мировом океане»с использованием технологий блочно – модульного обучения, работы в малых группах, игр, создание проблемной ситуации, структуры сингапурской методики – ( «ЭЙ АР ГАЙД», «Микс – Фриз – Груп»)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока географии на тему: «Поверхностные течения в Мировом океане»»
План-конспект урока географии
на тему: «Поверхностные течения в Мировом океане»
Цель:
- Познакомить с поверхностными океаническими течениями
Задачи:
Образовательные задачи:
- Расширить имеющиеся у учащихся представления о видах и значении морских течений, причинах их возникновения;
- Познакомить учащихся с общей схемой поверхностных течений Мирового океана.
Развивающие задачи:
- Продолжить работу по формированию у учащихся умения составлять классификации географических объектов и явлений на примере видов океанических течений, развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.
Воспитательная задача:
- Продолжить работу по воспитанию географической культуры учащихся; продолжить формировать у учащихся правила коллективной и индивидуальной работы на уроке.
1. Заир-Бек С.И,. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
2.Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс.- М.: «ВАКО»,2005. География. 6-8 классы.
3.Уроки с использованием блочно – модульной технологии. / Сост. Н.В. Болотникова – Волгоград: Учитель, 2005.
План урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Введение в тему урока
Изучение нового материала
Закрепление.
Подведение итогов
Домашнее задание
Ход урока
Организационный момент
Класс разбит на группы по 4 человека( МЭНЭДЖ МЭТ).
ХАЙ ФАЙВ (СИГНАЛ ТИШИНЫ).
Учитель: Здравствуйте ребята!
II. Актуализация опорных знаний
Применение структуры «Модель Фрейер» - понятие «Мировой океан»
III. Введение в тему урока:
Тема сегодняшнего урока – «Поверхностные течения в Мировом океане». (слайд1)
Учитель – Вспомните, что такое течения? ( слайд 2,3)
- Как течения показаны на карте?
Предлагается в группах рассмотреть рабочий модуль к уроку с заданием (Приложение №1).
IV. Изучение нового материала
Учитель: - Горизонтальный перенос огромных масс воды из одного места океана в другое называется течением. Эти поступательные движения воды играют огромную роль в жизни Мирового океана. Они способствуют обмену вод, перераспределению тепла, изменению берегов, переносу льдов, а также оказывают большое влияние на циркуляцию атмосферы и на климат различных частей Земли (анализ рис. 25 учебника). А.И.Воейков образно назвал течения Мирового океана отопительной системой планеты. В чем смысл этого высказывания? Предлагается подумать над этим вопросом и в конце урока ответить.
Учитель:Как вы думаете, что влияет на направление течений?
Ветер.
Рельеф дна океана.
Очертания материков.
Вращение Земли вокруг своей оси.
Учитель: - Переходя к рассмотрению поверхностных течений, давайте повторим схему общей циркуляции атмосферы и соотнесём её с ветровой циркуляцией в океане.
Задание 2. В рабочем модуле к уроку заполняется схема ветровой циркуляции в океане.
Широта
Атмосферное давление
Направление постоянных ветров
Схема циркуляции течений
Вывод
50 ю.ш.
Низкое
Западные
В распределении поверхностных течений в Мировом океане наблюдается закономерность. Общая схема течений совпадает со схемой постоянных ветров.
30 ю.ш.
Высокое
Северо-восточные пассаты
0 ю.ш.
Низкое
30 с.ш.
Высокое
Юго-восточные пассаты
Учитель: - Вспомните, какими течения бывают по температуре? (слайд 5)
Задание 3: Поверхностные течения Мирового океана по температуре.
Рассмотрите схему течений в атласе страница 21.
Классификация течений по температуре
нейтральные
холодные
теплые
Физкультминутка - применение структуры «Микс – Фриз – Груп»
Учитель: - Ребята, давайте поработаем с картой у доски: приведите примеры теплых, холодных, нейтральных течений. Какие вы видите закономерности в размещении и направлении движения теплых и холодных течений? Почему нейтральные течения находятся только на экваторе?
На направление течений влияют… (слайд 6)
Задание 4: Нанесите основные поверхностные течения Мирового океана на контурную карту, установите, к какому океану относятся течения. Выпишите правильные ответы
Северное пассатное
6.Северо-Атлантическое течение
11. Перуанское
Южное пассатное
7. К у р о с и о
12. Бразильское
Муссонное
8.Северо- Тихоокеанское
13. Бенгельское
Течение Западных ветров
9. Канарское
Гольфстрим
10.Калифорнийское
Ответы
Тихий океан
Индийский океан
Атлантический океан
Северный Ледовитый океан
Вывод: Теплые течения переносят теплые водные массы из жарких широт от экватора к полюсам, и всегда расположены в западной части океанов. Холодные течения переносят холодные воды из холодных полярных широт к экватору, и всегда расположены в восточных частях океанов. Нейтральные воды, успевшие остыть, но еще не успевшие нагреться, всегда расположены на экваторе. (слайд 7,8,9)
Учитель: - Также течения делятся на ветровые и стоковые. В то время как ветровые течения образуются непосредственно под влиянием постоянно дующих ветров, стоковые течения образуются при столкновении ветрового течения с препятствием: островными дугами или побережьем материка.
Задание 5: Течения Мирового океана по происхождению, используя карту атласа стр.22-23
Классификация течений по происхождению
Стоковые
Приливо-отливные
Ветровые
Учитель : - Какие из поверхностных течений ветровые, а какие стоковые?
Вывод: Ветровые течения имеют широтное направление, а стоковые течения – меридиональное.
V. Закреплениематериала.
Известный ученый климатолог А.И.Воейков назвал течения Мирового океана «отопительной системой планеты», объясните, как вы понимаете это выражение?
Вставьте пропущенные слова:
(слайд 10)
А) Течение - это……
Б) Течение возникает под действием ………..
В) Холодное течение обозначается стрелкой (нарисуй) …….. Теплое (нарисуй) ………
Г) У холодного течения температура воды ………, чем у окружающего водного потока.
3. Какой мы можем сделать общий вывод по уроку? (вывод учащихся о том, что в распределении поверхностных течений в Мировом океане наблюдается закономерность. Общая схема течений совпадает со схемой постоянных ветров. Поверхностные течения оказывают огромное влияние на перераспределение тепла в океане, что отражается на свойствах воздушных масс, а затем проявляется в погодных условиях на суше. )
VI. Подведение итогов
(В конце урока ребятам предлагается небольшая анкета, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.)
1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным
VII. Домашнее задание: §10, задание в контурной карте (слайд 11)