Класс 8.
ТЕМА: Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
ТИП УРОКА: комбинированный.
ЦЕЛЬ УРОКА: расширить и углубить знания учащихся о внутренних водах России.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Образовательная: сформировать у обучающихся общие представления о типах и характере деятельности озёр, болот, ледников, подземных вод; сформировать понятия о многолетней мерзлоте, её особенностях и размещении.
- Воспитательная: продолжить формирование мировоззренческой идеи о взаимосвязи компонентов ПТК на примере раскрытия зависимости вод от климата и рельефа; продолжить экологическое воспитание обучающихся при изучении темы урока.
- Развивающая: совершенствовать приёмы работы с географическими картами; анализа и сопоставления географических тематических карт; развивать умения применять знания в изменённых ситуациях.
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ:
- Отвечают на вопросы теста;
- Работая в парах, осуществляют взаимоконтроль и оценивают товарищей;
- Вместе с учителем определяют УЗ урока;
- Слушают рассказ учителя, ищут ответы на вопросы, усваивают новое понятие «многолетняя мерзлота», объясняют особенности её размещения;
- Обобщают полученные знания, отвечают на поставленные вопросы.
ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ: гидросфера и её составные части, взаимосвязь между ними; взаимосвязи между водами, климатом и рельефом; значение внутренних вод; современное оледенение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ: упрочение знаний об озёрах, болотах, подземных водах, ледниках; формирование и усвоение понятия «многолетняя мерзлота»; развитие навыков и умений работы с картой.
МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
- Словесный (беседа, рассказ с элементами беседы);
- Работа с наглядными пособиями (частично-поисковый);
- Репродуктивный.
ОБОРУДОВАНИЕ: настенная физическая карта России; атлас, учебник, тетрадь, иллюстрации, медиаучебник, электронная доска.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
- Постановка цели.
- Тестирование (актуализация и систематизация знаний).
- Контроль и обобщение.
- Введение новых знаний.
- Обобщение.
- Оперирование знаниями.
- Домашнее задание.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
• Оргмомент.
1.Организация детей, обеспечение рабочего настроения, режима.
1.Подготовка к работе. Осознание необходимости приобретения новых знаний в ходе урока, усвоения их и применения их в жизни.
2-3. Постановка цели, тестирование.
• Нацеливание детей на проверку д/з методом тестирования, актуализация и систематизация полученных ранее знаний в процессе диктанта. Слабоуспевающие ученики получают индивидуальные задания и работают с ними.
2-3. Проводят анализ вопросов, производят выбор правильных ответов, фиксируют их в тетради.
4.Контроль и обобщение.
4. По команде учителя учащиеся работают парами, проверяя правильность ответов
5. Введение новых знаний методом беседы и рассказа с элементами беседы.
5. Сообщение темы урока: "Тема сегодняшнего урока - "Внутренние воды России". На прошлом уроке мы познакомились с речными системами, их элементами, то, что по -вашему, нам предстоит изучить сегодня? Что такое озеро? Как оно может образоваться? Чем отличается от моря?" и т.д.
В ходе беседы происходит корректировка и актуализация опорных знаний, нацеленная на восприятие нового материала.
Учитель следит за правильностью ответов, вносит коррективы, приводит примеры, составляет схему на доске.
В итоге беседы составлена схема на доске и в тетради, определена зависимость озёр от климата и времени.
В ходе беседы о болотах идёт ориентировка на опорные знания о болотах: Что это? Что собой представляет болото? Чем может быть опасно? А чем полезно? Ставится проблемный вопрос: Что является причиной образования болот?
В результате составлена схема, отражающая причины образования болт и их разнообразия.
Во время беседы о подземных водах вспоминают их виды, свойства, образование, использование, необходимость охраны.
Ледники: актуализация знаний. Первое понятие о ледниках заложено в 5 классе, происходит корректировка и дополнение знаний. Проблема: "Почему в Ставрополе и в крае нет ледников?" Демонстрация видеоролика, отражающего стадии жизни ледника.
Рассказ о стадиях жизни ледника - в опорный конспект.
Дополнение опорного конспекта - результат беседы о ледниках.
Многолетняя мерзлота - это не вечная. А что же? Где находится? Как образовалась? Почему? Что явилось причиной? Как влияет на хозяйственную деятельность человека?
5. Определяют цели изучения темы. Перечисляют виды внутренних вод, т.е. конкретизируют тему урока и определяют цели урока: больше узнать об озёрах, болотах и других видах вод, поделиться своими знаниями с классом, выяснить, что такое многолетняя мерзлота и т.д.
Мобилизуют полученные ранее знания, дают определения озёрным котловинам. При помощи учителя вспоминают их типы. Работают параллельно с учителем по составлению опорного конспекта.
Активизируют мыслительные процессы, направленные на поиск нужной информации, обсуждают мнения, ищут ответ на проблемный вопрос.
Отвечают на вопросы.
Высказывают суждения, определяющие понятие "ледник", рассматривают и анализируют иллюстрации, формулируют вывод и единое мнение о причинах образования ледника и о ледниках как "главных хранилищах пресной воды".
Осмысливают проблемные и познавательные задачи во время работы с картой, стараются найти решение поставленных задач. находят взаимосвязь многолетней мерзлоты с болотами. Делают выводы о причинах образования многолетней мерзлоты.
6. Подведение итогов, обобщение.
Объявляет результаты работы класса, выставляет оценки.
Делают выводы о значении внутренних вод
7. Оперирование знаниями.
Обращает внимание учащихся на задания, требующие творческого осмысления материала.
Отвечают на вопросы в конце 16 параграфа
8. Домашнее задание
комментарий д/з.
Записывают д/з дневник.