kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Основные месторождения каменного угля, нефти, газа в Казахстане»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Основные месторождения каменного угля, нефти, газа в Казахстане».

  О?ыту мен  т?рбиелеуді? міндеттері:                                  Учебно – воспитательные задачи:

  1.        Обобщить и систематизировать знания учащихся об углеводородах. Познакомить учащихся с нефтью как естественноисторическим телом, гипотезами происхождения нефти,  составом и свойствами. Углубить и расширить представления школьников о природных источниках нефтехимического сырья, доказать, что нефть – ценный источник углеводородов На этом материале повторить, закрепить и обобщить полученные ранее знания о свойствах и применении важнейших углеводородов.
  2. Обучать самостоятельному поиску необходимой информации, умению делать выводы, развивать монологическую речь учащихся.
  3. Воспитывать чувство “локтя”, ответственности, взаимопомощи и взаимоподдержки. Поддерживать познавательный интерес к предмету

Ма?сат

Цель:   Углубить и расширить представления школьников о природных источниках нефтехимического сырья, изучить основные месторождения каменного угля, нефти, газа в Казахстане.

??рал – жабды?тар, к?рнекті ??ралдар:                        Оборудование, наглядные пособия:

1. Физические карты мира и Казахстана.  2. Образцы  нефти и продуктов их переработки.

Саба? т?рі:                                   

Тип  урока:  Урок изучения нового матриалла

?діс-т?сілдер:

         Методы: Словесно-наглядные.

Саба? барысы:

        Ход урока:

Проверка домашнего  задания:

Работа по карточкам (2уч-ся)

Работа по мини – тестам (2уч-ся)

Работа у доски:

 Сообщения на тему  «Нефть».

Изучение нового материала:

В Казахстане сегодня известно 14 перспективных нефтяных бассейнов, расположенных практически по всей его территории, где пока разведаны только 160 месторождений нефти и газа, а извлекаемые запасы нефти составляют 2,7 млрд. тонн. Общие запасы нефти на севере Каспия оцениваются очень внушительными размерами - 3-3,5 млрд. тонн нефти и 2-2,5 трлн. кубометров газа. В сегодняшнем Казахстане прогнозируются около 300 значительных месторождений золота, из которых 173 детально разведаны. На территории республики в настоящее время разведано более 100 угольных месторождений, крупнейшими из которых является Экибастузское месторождение, отличающееся большой мощностью буроугольных пластов, и Карагандинский угольный бассейн с запасами свыше 50 млрд. тонн коксующихся углей. В самые лучшие годы работы указанные бассейны добывали лишь 131 млн. тонн каменного угля

Природные ресурсы Казахстана по запасам, генезису, условиям возобновления и другим свойствам
образуют различные группы и виды. Весь набор этих ресурсов можно представить в виде
нижеследующей схемы.
 
Совокупность естественных условий существования человеческого общества принято называть
природной средой. Использование ее богатств является основой материальной жизни и
экономического развития общества. Все элементы природы, которые вовлекаются в производство
для удовлетворения потребностей людей и которые составляют его сырьевую и энергетическую
базу, называются природными ресурсами. В соответствии с различиями в основных принципах их
рационального использования все природные ресурсы подразделяются на исчерпаемые и
неисчерпаемые. В свою очередь исчерпаемые ресурсы состоят из возобновимых (восполнимых) и
невозобновимых (невосполнимых).
 
Группу возобновимых образуют ресурсы, которые могут быть восполнены в процессе их
использования. К ним относятся биологические ресурсы  животные и растения, некоторые соли,
быстроосаждающиеся в озерах и морских лагунах. Однако при этом надо иметь в виду, что любой
вид биологического ресурса после его полного уничтожения невозможно возобновить  воссоздать
заново. Например, сохранив небольшое стадо сайгаков, удалось добиться его восполнения до
промысловых размеров. Но если бы все сайгаки были уничтожены, то никакими мерами
возобновить их не удалось бы.
 
Все полезные ископаемые, которые образуются в геологически длинные сроки, относятся к группе
невозобновимых (невосполнимых) природных ресурсов.
 
К неисчерпаемым относятся часть энергетических ресурсов (солнечные, геотермальные,
приливно-отливные, в перспективе термоядерные, гелиево-водородные), вода и воздух. Все
элементы природной среды, которые на данном уровне развития производительных сил влияют на
жизнь и деятельность человеческого общества, но не участвуют в материальном производстве,
называются природными условиями. Следует отметить, что среди географов нет единства в
определении понятий «природные условия» и «природные ресурсы».
 
Некоторые ученые, например Д. Л. Арманд, очень широко трактуют термин «природные ресурсы»,
включая в них и те свойства природы, которые используются для удовлетворения духовных
потребностей   человека. Наоборот, Ю. Г. Саушкин к природным ресурсам относит лишь элементы
географической среды, которые могут быть непосредственно использованы для производства
энергии, продуктов питания, служить сырьем для промышленности. С этой точки зрения, к
природным ресурсам нельзя относить почвы, хотя так поступают многие. Отсутствие единого
взгляда на определение понятия «природные ресурсы» приводит к тому, что одни и те же элементы
или свойства природной среды нередко одни географы относят к природным ресурсам, другие  к
природным условиям. И это не случайно, ибо здесь отражается условность приведенной 
классификации. Дело в том, что в процессе исторического развития общества природные условия
могут становиться одновременно и природными ресурсами. Так, например, воздух, до того как его
газы стали использовать в технологических целях, относился к категории природных условий. Ныне
же он является и природным ресурсом.
 
В прошлом, когда уровень развития экономики в мире был невысок, природа успевала восполнять
большинство ресурсов, компенсировать ущерб, наносимый ей человеком. Так, на месте вырубок
постепенно, медленно, но все же в большинстве случаев восстанавливались леса; умеренные
отловы рыбы пополнялись путем ее естественного размножения; грязные воды полностью
разбавлялись чистыми водами рек, озер, морей и океанов.
 
В XX в. положение резко изменилось. Скорость потребления природных ресурсов стала многократно
превосходить возможности их естественного возобновления. Потребление природных ресурсов
достигло гигантских величин. В настоящее время на производственные и бытовые нужды ежегодно
используется свыше 3,5 тыс.км3 воды, при сжигании топлива потребляется около 15 млрд.т
атмосферного кислорода, из земных недр извлекается около 100 млрд.т горных пород,
выплавляется около 800 млн.т различных металлов, при сельскохозяйственных и других работах
перемещается около 4 тыс.км3 почвы и грунта. Темпы использования природных ресурсов ныне
соизмеримы с их запасами. Деятельность человека по своим размерам и масштабу сравнялась с
размерами природных процессов. Это и дало основание известному русскому ученому В. И.
Вернадскому назвать человека величайшей геологической силой. В последние годы стало
очевидным, что природные ресурсы ограниченны и некоторые из них могут быть полностью
израсходованы в ближайшие десятилетия. Следовательно, для предотвращения их полного
исчерпания нужна специальная система мер по организации их рационального использования, по
охране и умножению.
 
Топливно-энергетические ресурсы. Эти виды ресурсов Казахстана представлены каменным и
бурым углем, нефтью и природным газом, горючими материалами. Богатейшие запасы угля
сконцентрированы в месторождениях Экибастуза, Караганды, Майкубени, Кендерлика, Таскомирсая
и Алаколя. Республиканское значение среди перечисленных бассейнов принадлежит
Карагандинскому и Экибастузскому. Главным и основным районом концентрации углеводородного
сырья является Западный Казахстан, а именно Мангыстауский и Эмбинский нефтегазоносные
бассейны. В последние годы были разведаны и освоены новые месторождения в Западном
Казахстане - Карачаганак, Тенгиз, Восточный Кашаган и др.

Закрепление:

Беседа по вопросам. Стр. 154 № 1-4

?йге тапсырма беру:

  Задание на дом:     записи в тетради.  Стр. 155- 159  №   5-7 решить

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Основные месторождения каменного угля, нефти, газа в Казахстане»»

Дата: 7 декабря 11 класс



Тақырып:

Тема: «Основные месторождения каменного угля, нефти, газа в Казахстане».



Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері: Учебно – воспитательные задачи:


  1.        Обобщить и систематизировать знания учащихся об углеводородах. Познакомить учащихся с нефтью как естественноисторическим телом, гипотезами происхождения нефти, составом и свойствами. Углубить и расширить представления школьников о природных источниках нефтехимического сырья, доказать, что нефть – ценный источник углеводородов На этом материале повторить, закрепить и обобщить полученные ранее знания о свойствах и применении важнейших углеводородов.

  2. Обучать самостоятельному поиску необходимой информации, умению делать выводы, развивать монологическую речь учащихся.

  3. Воспитывать чувство “локтя”, ответственности, взаимопомощи и взаимоподдержки. Поддерживать познавательный интерес к предмету


Мақсат:

Цель: Углубить и расширить представления школьников о природных источниках нефтехимического сырья, изучить основные месторождения каменного угля, нефти, газа в Казахстане.




Құрал – жабдықтар, көрнекті құралдар: Оборудование, наглядные пособия:

1. Физические карты мира и Казахстана. 2. Образцы нефти и продуктов их переработки.

Сабақ түрі:

Тип урока: Урок изучения нового матриалла


Әдіс-тәсілдер:

Методы: Словесно-наглядные.

Сабақ барысы:

Ход урока:

Проверка домашнего задания:

Работа по карточкам (2уч-ся)

Работа по мини – тестам (2уч-ся)

Работа у доски:

Сообщения на тему «Нефть».


Изучение нового материала:

В Казахстане сегодня известно 14 перспективных нефтяных бассейнов, расположенных практически по всей его территории, где пока разведаны только 160 месторождений нефти и газа, а извлекаемые запасы нефти составляют 2,7 млрд. тонн. Общие запасы нефти на севере Каспия оцениваются очень внушительными размерами - 3-3,5 млрд. тонн нефти и 2-2,5 трлн. кубометров газа. В сегодняшнем Казахстане прогнозируются около 300 значительных месторождений золота, из которых 173 детально разведаны. На территории республики в настоящее время разведано более 100 угольных месторождений, крупнейшими из которых является Экибастузское месторождение, отличающееся большой мощностью буроугольных пластов, и Карагандинский угольный бассейн с запасами свыше 50 млрд. тонн коксующихся углей. В самые лучшие годы работы указанные бассейны добывали лишь 131 млн. тонн каменного угля

Природные ресурсы Казахстана по запасам, генезису, условиям возобновления и другим свойствам
образуют различные группы и виды. Весь набор этих ресурсов можно представить в виде
нижеследующей схемы.
 
Совокупность естественных условий существования человеческого общества принято называть
природной средой. Использование ее богатств является основой материальной жизни и
экономического развития общества. Все элементы природы, которые вовлекаются в производство
для удовлетворения потребностей людей и которые составляют его сырьевую и энергетическую
базу, называются природными ресурсами. В соответствии с различиями в основных принципах их
рационального использования все природные ресурсы подразделяются на исчерпаемые и
неисчерпаемые. В свою очередь исчерпаемые ресурсы состоят из возобновимых (восполнимых) и
невозобновимых (невосполнимых).
 
Группу возобновимых образуют ресурсы, которые могут быть восполнены в процессе их
использования. К ним относятся биологические ресурсы  животные и растения, некоторые соли,
быстроосаждающиеся в озерах и морских лагунах. Однако при этом надо иметь в виду, что любой
вид биологического ресурса после его полного уничтожения невозможно возобновить  воссоздать
заново. Например, сохранив небольшое стадо сайгаков, удалось добиться его восполнения до
промысловых размеров. Но если бы все сайгаки были уничтожены, то никакими мерами
возобновить их не удалось бы.
 
Все полезные ископаемые, которые образуются в геологически длинные сроки, относятся к группе
невозобновимых (невосполнимых) природных ресурсов.
 
К неисчерпаемым относятся часть энергетических ресурсов (солнечные, геотермальные,
приливно-отливные, в перспективе термоядерные, гелиево-водородные), вода и воздух. Все
элементы природной среды, которые на данном уровне развития производительных сил влияют на
жизнь и деятельность человеческого общества, но не участвуют в материальном производстве,
называются природными условиями. Следует отметить, что среди географов нет единства в
определении понятий «природные условия» и «природные ресурсы».
 
Некоторые ученые, например Д. Л. Арманд, очень широко трактуют термин «природные ресурсы»,
включая в них и те свойства природы, которые используются для удовлетворения духовных
потребностей   человека. Наоборот, Ю. Г. Саушкин к природным ресурсам относит лишь элементы
географической среды, которые могут быть непосредственно использованы для производства
энергии, продуктов питания, служить сырьем для промышленности. С этой точки зрения, к
природным ресурсам нельзя относить почвы, хотя так поступают многие. Отсутствие единого
взгляда на определение понятия «природные ресурсы» приводит к тому, что одни и те же элементы
или свойства природной среды нередко одни географы относят к природным ресурсам, другие  к
природным условиям. И это не случайно, ибо здесь отражается условность приведенной 
классификации. Дело в том, что в процессе исторического развития общества природные условия
могут становиться одновременно и природными ресурсами. Так, например, воздух, до того как его
газы стали использовать в технологических целях, относился к категории природных условий. Ныне
же он является и природным ресурсом.
 
В прошлом, когда уровень развития экономики в мире был невысок, природа успевала восполнять
большинство ресурсов, компенсировать ущерб, наносимый ей человеком. Так, на месте вырубок
постепенно, медленно, но все же в большинстве случаев восстанавливались леса; умеренные
отловы рыбы пополнялись путем ее естественного размножения; грязные воды полностью
разбавлялись чистыми водами рек, озер, морей и океанов.
 
В XX в. положение резко изменилось. Скорость потребления природных ресурсов стала многократно
превосходить возможности их естественного возобновления. Потребление природных ресурсов
достигло гигантских величин. В настоящее время на производственные и бытовые нужды ежегодно
используется свыше 3,5 тыс.км3 воды, при сжигании топлива потребляется около 15 млрд.т
атмосферного кислорода, из земных недр извлекается около 100 млрд.т горных пород,
выплавляется около 800 млн.т различных металлов, при сельскохозяйственных и других работах
перемещается около 4 тыс.км3 почвы и грунта. Темпы использования природных ресурсов ныне
соизмеримы с их запасами. Деятельность человека по своим размерам и масштабу сравнялась с
размерами природных процессов. Это и дало основание известному русскому ученому В. И.
Вернадскому назвать человека величайшей геологической силой. В последние годы стало
очевидным, что природные ресурсы ограниченны и некоторые из них могут быть полностью
израсходованы в ближайшие десятилетия. Следовательно, для предотвращения их полного
исчерпания нужна специальная система мер по организации их рационального использования, по
охране и умножению.
 
Топливно-энергетические ресурсы. Эти виды ресурсов Казахстана представлены каменным и
бурым углем, нефтью и природным газом, горючими материалами. Богатейшие запасы угля
сконцентрированы в месторождениях Экибастуза, Караганды, Майкубени, Кендерлика, Таскомирсая
и Алаколя. Республиканское значение среди перечисленных бассейнов принадлежит
Карагандинскому и Экибастузскому. Главным и основным районом концентрации углеводородного
сырья является Западный Казахстан, а именно Мангыстауский и Эмбинский нефтегазоносные
бассейны. В последние годы были разведаны и освоены новые месторождения в Западном
Казахстане - Карачаганак, Тенгиз, Восточный Кашаган и др.

Закрепление:

Беседа по вопросам. Стр. 154 № 1-4

Үйге тапсырма беру:

Задание на дом: записи в тетради. Стр. 155- 159 № 5-7 решить




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
«Основные месторождения каменного угля, нефти, газа в Казахстане»

Автор: Зинченко Галина Владимировна

Дата: 13.02.2016

Номер свидетельства: 292740

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Рельеф и полезные ископаемые "
    ["seo_title"] => string(34) "riel-ief-i-polieznyie-iskopaiemyie"
    ["file_id"] => string(6) "146100"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419079905"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Тест.Познание мира 4 класс "
    ["seo_title"] => string(28) "tiest-poznaniie-mira-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "139442"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1417713145"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Общая экономико-географическая характеристика Азии. "
    ["seo_title"] => string(62) "obshchaia-ekonomiko-ghieoghrafichieskaia-kharaktieristika-azii"
    ["file_id"] => string(6) "107230"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403187496"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Энергоресурсы Казахстана "
    ["seo_title"] => string(28) "enierghoriesursy-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "153005"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1420956345"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока "Охрана полезных ископаемых" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-okhrana-polieznykh-iskopaiemykh"
    ["file_id"] => string(6) "168912"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423318225"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства