Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетенций на уроке географии»
Формирование ключевых компетенций на уроке географии.
Учитель географии расстается со своими
учениками. Но выпускник школы не
расстается с потребностью в
географических знаниях, необходимых
ему в течение всей жизни, знаниях,
полученных в школе…
И.П.Герасимов.
К ключевым компетенциям, которые формируются в процессе обучения, относятся ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые компетенции личностного самосовершенствования.
На первом этапе внедрения компетентностного подхода необходимо научить учащихся управлять своим временем, определять объем заданий, которые они могут выполнить. Например, предложить для работы с текстом учебника несколько разноуровневых вопросов. Можно разработать многоуровневые творческие домашние задания на заключительном этапе изучения темы. Каждый ученик выбирает и выполняет то, что ему наиболее доступно на данном этапе саморазвития. Если тема вызвала интерес, он может выполнить несколько заданий. При выполнении практических заданий деятельность учащихся может быть организована в группах по 3-4 человека, что позволяет во время работы ученикам консультироваться у тех, кто лучше их разобрался в данном вопросе. В этом случае ученики являются не пассивными слушателями, а активными участниками процесса познания. Внутреннее удовлетворение результатом помогает включать в активный образовательный процесс слабых учеников, привыкших отсиживаться на задней парте.
Одна из задач, которую я ставлю на уроках «Экономической и социальной географии мира», направлена на формирование информационной компетенции. У учащихся формируются умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать ее. Для этой цели подходит учебно-методический комплекс «Живая география», позволяющий использовать геоинформационные технологии в школе. Например, на уроке по теме «Численность и движение населения» можно показать учащимся, как, используя политическую карту мира из «Живой географии», получить информацию о любой стране. Предложить с помощью этих данных дать характеристику населения различных стран. На следующем этапе работы показать учащимся принципы построения картограмм (на примере картограммы рождаемости в 2000 году), предложить проанализировать полученную картограмму. На заключительном этапе учащиеся выполняют практическую работу. С помощью ГИС «Живая география» они создают тематические картограммы (например, плотность населения в 2000 году или естественный прирост в 2004 году), анализируют, делают выводы. Это позволяет учащимся овладевать новыми технологиями, понимать возможности их использования, способствует возникновению стремления к самообразованию.
На решение задачи по формированию коммуникативных компетенций направлены, например, уроки, проводимые в форме пресс-конференции. Учащиеся заранее разбиваются на несколько групп. Одна группа (группа прессы) готовит вопросы по всем предложенным темам. Остальные группы готовят каждый свою тему (например, характеристика страны или региона Европы). Внутри группы обязанности разделяются: один ученик готовит наглядный материал (плакат, презентация, флаг страны, национальный костюм и т. д.), другой отвечает за устное представление материала, третий – за общение с прессой. В результате учащиеся овладевают навыками работы в группе, учатся представлять свою работу, задавать вопросы, вести дискуссию.