kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Формирование и развитие ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной деятельности на уроках географии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работая в школе сейчас, мы с трудом представляем себе тот мир, в котором будут жить, и работать наши выпускники через 10-20 лет. Чтобы наш труд, вкладываемый в их образование сейчас дал положительные результаты потом, необходимо готовить учеников к любым переменам, следовательно, в них надо развивать такие качества, как мобильность, конструктивность, умение самостоятельно ставить цели и добиваться их достижения и, конечно же умение учиться. Следовательно, смещение акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию, определенный главной стратегией развития образования, как бы это и не звучало, единственно верный шаг.Таким образом, актуальность темы данной курсовой работы обусловлена новыми требованиями, предъявляемыми человеку в современном, быстро меняющемся мире. В данной работе отражается практика организации и проведения самостоятельных работ в осуществлении компетентностного подхода на уроках географии, планирование самостоятельных работ по курсам и основным разделам, классификация самостоятельных работ, этапы в проведении самостоятельных работ, система заданий и упражнений, оценка эффективности выполнения самостоятельных работ по формированию ключевых компетенций учащихся. Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним, способность личности справляться с самыми различными задачами. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование и развитие ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной деятельности на уроках географии" »

Методическая тема по самообразованию:

«Формирование и развитие ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках географии».

Сахнова Елена Ракиповна


«По-настоящему об уровне цивилизации говорят не переписи населения, не размеры городов, не собранный урожай - нет, о нем говорят качества человека, которого производит страна».

  Р.У. Эмерсон







Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие развитым чувством ответственности. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Как воспитать такую личность? Какая из многочисленных педагогических систем, методик и технологий наиболее адаптирована к данному заказу общества? Ответом на запросы общественного развития являются ключевые компетенции, ставшие, по замечанию И.А. Зимней, «новой парадигмой образовательных результатов», достижение которых является достаточно сложным и неразработанным процессом в современной школе. Работая в школе сейчас, мы с трудом представляем себе тот мир, в котором будут жить, и работать наши выпускники через 10-20 лет. Чтобы наш труд, вкладываемый в их образование сейчас дал положительные результаты потом, необходимо готовить учеников к любым переменам, следовательно, в них надо развивать такие качества, как мобильность, конструктивность, умение самостоятельно ставить цели и добиваться их достижения и, конечно же умение учиться. Следовательно, смещение акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию, определенный главной стратегией развития образования, как бы это и не звучало, единственно верный шаг.Таким образом, актуальность темы данной курсовой работы обусловлена новыми требованиями, предъявляемыми человеку в современном, быстро меняющемся мире. В данной работе отражается практика организации и проведения самостоятельных работ в осуществлении компетентностного подхода на уроках географии, планирование самостоятельных работ по курсам и основным разделам, классификация самостоятельных работ, этапы в проведении самостоятельных работ, система заданий и упражнений, оценка эффективности выполнения самостоятельных работ по формированию ключевых компетенций учащихся.

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним, способность личности справляться с самыми различными задачами. 
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. 

Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.

Образовательные компетенции подразделяются на несколько уровней:


1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;


2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;


3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.


Ключевые компетенции – это совокупность базовых знаний, общих универсальных умений, личностных качеств, позволяющих достигать положительных результатов в профессиональной и других областях жизнедеятельности. 

Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные  способы, методы, приемы достижения человеком значимых для него целей или результатов. Ключевые компетенции позволяют достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы, то есть справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств.

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.

Ключевые компетенции имеют  надпредметный, междисциплинарный характер, проявляются в разных сферах. Их наличие необходимо человеку в течение всей жизни для самореализации, продуктивной профессиональной деятельности, выстраивания взаимоотношений с окружающими, смены рода занятий и т.п.

Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ключевые компетентности применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и требуют значительного интеллектуального развития.


К методам формирования и развития ключевых компетенций относятся:

1обращение к прошлому опыту учащихся;

2.открытое обсуждение новых знаний;

3. решение проблемных задач;

4. дискуссия, столкновение их субъективных позиций;

5. игры, тренинги, практикумы;

6. проектная деятельность.


Таким образом, ориентация школьного гео­графического образования на компетентностный подход предполагает усиление его практичес­кой направленности. «Усиление» предполагает изменение традиционной методики обучения, переход от простой передачи учебной информации к методике, направленной на формирование умений школьников. Иными словами, ком­петентностный подход в школьной географии ориентирует, с одной стороны, на обновление практической составляющей обучения, а с дру­гой, — на создание условий для ее эффектив­ной реализации.


Важным условием эффективной реализации практической составляющей школьной геогра­фии выступает организация деятельности учащихся по формированию географических умений. Ведь знания остаются мертвым грузом, если они не находят практического применения. Поэтому в учебном процессе необходимо пос­тоянно применять способы практического обучения школьников работе по анализу раз­личных источников географической информа­ции, что и составляет специфику методики обучения гео­графии в школе.


Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. По мнению многих специалистов (Е.В. Бондаревская, А.В. Брушлинский, А.В. Петровский, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.), новые образовательные результаты могут быть достигнуты лишь в рамках личностно-развивающего обучения и деятельностного подхода к его организации. В этой связи существенно возрастает педагогическая роль и образовательная ценность самостоятельной работы. Именно самостоятельная работа учащихся как высшая форма организации учебной деятельности может выступить одним из наиболее эффективных способов достижения личностных, метапредметных и предметных результатов образования. Вместе с тем, это обстоятельство с учетом необходимости личностно-развивающей направленности самостоятельной работы, требует переосмысления и углубления представлений о ее сущности. В определении понятия «самостоятельные работы», данном Е.П.Есиповым, выделяются следующие существенные признаки: работы выполняются учащимися в специально отведенное для этого время по заданию учителя, без непосредственного его участия; выполнение самостоятельных работ требует от учащихся значительной мыслительной деятельности, применения ранее полученных знаний и приемов учебной работы, методов учебного познания. В контексте современных подходов к организации образовательного процесса, ведущим, как было отмечено выше, выступает личностно-развивающий подход. Его реализация в условиях организации самостоятельной работы учащихся требует учитывать комплекс новых факторов. Укажем основные из них: 1) факторы, связанные с изменением содержания образования, ориентированного на интеграцию знаний, деятельности и развития обучающихся; 2) факторы, связанные с изменившейся информационно-образовательной средой, расширившимися возможностями всех участников образовательного процесса в поиске, анализе, интерпретации и использовании, преобразовании получаемой информации; 3) факторы, определяющие новые технические возможности создания и использования электронных образовательных ресурсов. Анализ влияния перечисленных факторов в контексте организации самостоятельной работы учащихся личностно-развивающей направленности, позволяет выделить новые функции самостоятельной работы. В этой связи самостоятельная работа интерпретируется как: фактор, призванный значительно усилить развивающую направленность учебного процесса; механизм обогащения субъектного опыта учащихся путем развития его познавательных способностей, личностных качеств (целенаправленность, организованность, самостоятельность, инициативность, креативность и др.); способ разрешения противоречий, сложившихся в учебной деятельности и обусловленных, с одной стороны, общими требованиями к организации учебного процесса, прежде всего требованиями ГОС к освоению каждым школьником базового предметного содержания, с другой стороны, ин-дивидуальными особенностями учащихся, степенью их готовности к выполнению учебной деятельности в условиях самостоятельной работы; механизм осуществления индивидуализации и дифференциации обучения; основа типологии учащихся с целью целесообразной и рациональной организации учебной деятельности; способ осознания учеником своих познавательных, эмоционально-волевых и личностных особенностей, рефлексии собственной учебной стратегии и учебных достижений; фактор повышения эффективности межличностных коммуникаций участников учебного процесса; базовый способ формирования самообразовательной компетентности. Осуществление функций самостоятельной работы личностно-развивающей направленности предполагает, что ученик в процессе ее выполнения способен к сознательной само регуляции, обеспечивающей личностное самоопределение в учебной деятельности, а также ее продуктивность. Сказанное способствует содержательному обогащению определения понятия "самостоятельная работа", дает основания рассматривать ее как специфическую, высшую форму учебной деятельности, основывающуюся на актуализации регуляторной функции психики.

На основе выделенных теоретических положений сформулируем методические условия, способствующие реализации личностно-развивающего подхода к организации самостоятельной работы учащихся. Среди них:

  • направленность заданий самостоятельной работы на развитие и обогащение субъектного опыта учащегося (прежде всего регуляторного);

  • последовательное усложнение усваиваемых при выполнении самостоятельной работы способов деятельности, в том числе освоение способов само регуляции;

  • вариативность, гибкость организации самостоятельной работы, источников информации в зависимости от субъектного опыта учащихся;

  • учет их индивидуальных особенностей.

Ведущее условие состоит в целенаправленном поэтапном обучении учащихся выполнению самостоятельной работы. Ведущий критерий выделения этапов состоит в определении соотношения двух составляющих: а) внешняя регуляция учебной деятельности, осуществляемой учителем в формах прямого, косвенного, жесткого, гибкого управления и само регуляции, осуществляемой учащимся; б) мера свободы выбора учащегося.

Таким образом, организация самостоятельной работы в условиях личностно-развивающей направленности предполагает необходимость учета, обогащения и развития субъектного опыта учащегося, в первую очередь такой его важнейшей составляющей как регулятивный опыт, выступающий основанием самостоятельности и самоопределения школьника в учебной деятельности. Правильно организованные самостоятельные работы способствуют пониманию сущности понятий - раскрытию причинно – следственных связей, а также пониманию логических отношений между понятиями, что в целом обеспечивает прочное и глубокое усвоение основ наук. Самостоятельные работы охватывают большую область учебной деятельности учащихся. Перед самостоятельными работами ставиться цель развить самостоятельность учащихся, научить их самостоятельно приобретать знания, творчески мыслить, что в свою очередь способствует подготовке молодежи к жизни. Выполняя самостоятельную работу, учащиеся для решения той или иной учебной задачи применяют соответствующие умения и знания. Поэтому самостоятельные работы рассматриваются как путь повышения новых и совершенствования имеющихся знаний и приемов учебной деятельности. Задачи, поставленные перед современной школой о развитии учащихся, подготовке их к жизни, вызывают необходимость повышать теоретический уровень выполнения самостоятельных работ.

Чтобы самостоятельные работы дали наибольший эффект, могли охватить разнообразные стороны учебной деятельности школьников и способствовали развитию их познавательной самостоятельности, задания должны отвечать следующим основным требованиям:

1. Отражать ведущие понятия, причинно – следственные связи, мировоззренческие идеи, т.е. должны быть направлены на выполнение целей курса в целом, а также по отдельным разделам и темам.

2. Охватывать все компоненты знаний (факты, общие и единичные понятия, причинно – следственные связи и закономерности, вопросы взаимодействия природы и общества, приемы учебной работы, приемы умственной деятельности)

3. Обеспечивать формирование умения работать с различными источниками знаний

4. Способствовать развитию познавательных способностей, самостоятельности, творческого мышления учащихся

5. Вызвать у школьников интерес и занимать как можно меньше времени.

6. Отражать этапы формирования знаний и умений.

Выполнение требований, предъявляемых к заданиям, а также творческое использование заданий в учебном процессе возможно при условии четкого понимания целей обучения курсу, этапов формирования понятий и приемов учебной работы.

В целом система самостоятельных работ определяется целями обучения курсу географии:

1. Сформировать у школьников знания о строении, закономерностях развития географической оболочки и крупных ПТК Земли, а также дать знания о населении и политической карте материков.

2. Сформировать знания о роли природных условий в жизни людей,

отрицательном и положительном влиянии хозяйственной деятельности человека на природу, воспитать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, раскрыть зависимость характера воздействия человека на природу от социальных условий.

3. Научить приемам учебной работы с различными источниками знаний.

4. Воспитывать высокие нравственные качества человека, чувство интернационализма, патриотизма, эстетическое восприятие природы.

Данная работа позволяет формировать у учащихся не только проблемную компетенцию, где дети учатся видеть проблему, занимаются исследовательской и поисковой работой, но и другие виды компетенций о которых говорилось выше.




Тема урока: «Образование почв и их разнообразие»



Самостоятельная работа



Вариант 1

Фамилия Имя __________________________________________

Выполните тест

  1. Главным свойством почвы и её отличием от горной породы является…………………

  2. Поставщиком основной массы органического вещества в почву служат………………………

  3. Почвенные микроорганизмы разлагают и преобразовывают органическое вещество в ……….….

  4. Почвенный горизонт, в котором происходит накопление органического вещества, обычно густо пронизанный корнями растений называется…………………………………..

  5. Соотношение в почве различных по размеру минеральных частиц песка и глины называется……………………………………………………..

  6. Плодородие – свойство почвы, способность обеспечивать растения …………………….. …………………………………………………………………………………………………..

  7. Вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы называется…………………………………………………

  8. Если в почве содержится 85% песка и 15% глины, то это почва…………………………

  9. Прочность почвенных комочков увеличивается, если в почве есть ……………………..

  10. Структура почвы является одним из признаков их плодородия, т.к. определяет особенности………………………………………………………………………………….


Вариант 2

Фамилия Имя __________________________________________

Выполните тест

  1. Плодородие почвы зависит от содержания в ней …………………

  2. Между почвенными горизонтами происходит непрерывный обмен органическими и минеральными соединениями путём циркуляции………………………

  3. Почвенные микроорганизмы разлагают и преобразовывают органическое вещество в …….

  4. Почвенный горизонт, который формируется в условиях избыточного увлажнения, не содержит гумуса, по цвету напоминает золу, называется…………………………………..

  5. Способность почвенных частиц соединятся в относительно устойчивые комочки, называется……………………………………………………..

  6. Лучшей структурой почвы является……………………………………….

  7. Способность почвы обеспечивать растения питательными веществами, водой и воздухом называется…………………………………….

  8. Если в почве содержится 40% песка и 60% глины, то это почва……………………………

  9. Четко выраженные почвенные горизонты имеют только……………………………………

  10. Механический состав почвы оказывает влияние на содержание в почве…………………….


Задания:


Установите соответствие:



Части почвы

Что включают


1.Твёрдая

А. Почвенный воздух заполняет поры и пустоты в почве, содержит больше углекислого газа, чем атмосферный

2. Жидкая

Б. микроорганизмы разлагают и преобразуют органическое вещество в гумус

3. Газообразная

В. Минеральные вещества (песок, ил, глина, щебень) и органические вещества

4. Живые организмы

Г. Почвенный раствор (вода с

растворёнными в ней минеральными и органическими соединениями




Заполнить схему «Типы почв по механическому составу»







Задание. Обозначить горизонты, определить их мощность и название.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сахнова Елена Ракиповна

Дата: 16.12.2014

Номер свидетельства: 144323

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ. МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
    ["seo_title"] => string(146) "formirovaniie-poznavatiel-nogo-intieriesa-na-urokakh-gieografii-motivatsiia-uchashchikhsia-k-izuchieniiu-gieografii-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "252762"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447434892"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства