Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по географии для обучающихся 9 классов»
Программа элективного курса по географии для 9 класса
«Подготовка к ОГЭ»
Данная программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).
Программа рассчитана на 18 часов (17 по программе и 1 час – резервное время), для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов. Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора и состоит из трех разделов: введение (1 ч.), освоение основных разделов курса в соответствии с кодификатором (12 ч.), рефлексивная часть курса (4 ч.). Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Курс реализует деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов (ФИПИ «ГИА - ГЕОГРАФИЯ» и Вики-учебник «Вместе готовимся к ЕГЭ по географии»).
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. Программа курса сориентирована на использование в процессе подготовки учебного пособия «География за сто часов» (Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина) и комплекта рабочих тетрадей-тренажеров «География. Практикум по подготовки к ЕГЭ» издательского центра «Вентана-Граф».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименование тем курса
Всего часов
В том числе
Формы проведения и контроля
лекции
самост.
практ.
ВЕДЕНИЕ 1 ч.
1
Введение.
Правила заполнения бланков.
0,5
0,5
беседа
2
Особенности государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии
0,5
0,5
работа с картами, тестирование
ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСА 12 ч.
3
Источники географической информации и методы географических исследований
2
Тестирование, работа с картами,
Интернет-ресурсами.
3.1
Источники географической информации и методы географических исследований
0,5
3.2
Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.
Дом. работа
3.3
Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом
1
3.4
Анализ трудных заданий.
1
4
Природа Земли и человек
3
Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами
4.1
Природа Земли и человек
0,5
4.2
Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом
1
Дом. работа
4.3
Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом
1
4.4
Анализ трудных заданий.
1
5
Население России
1
Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами
5.1
Население России
0,5
5.2
Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.
работа
дома
5.3
Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом
0,5
5.4
Анализ трудных заданий
1
1
6
Природопользование и экология
2
Тестирование, работа с картами атласа
6.1
Природопользование и экология
1
1
6.2
Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом
Работа
дома
6.3
Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом
1
1
6.4
Анализ трудных заданий
1
1
7.
Страноведение
1
Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами..
7.1
Страноведение. Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом
0,5
работа
дома
0,5
8
География России
3
Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами.
8.1
География России.
1
1
8.2
Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.
1
работа
дома
8.3
Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом
1
1
8.4
Анализ трудных заданий
1
1
РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ КУРСА 4 ч.
9.
Решение вариантов государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии
3
3
Компьютерное тестирование.
10.
Итоговое занятие. Анализ работ.
1
1
Резервное время
1
Итого
18
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (1 ч).
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии . Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса (12 ч).
1. Источники географической информации:
План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы.
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по плану.
2. Природа Земли и человек:
Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка, основные
свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических
явлений и процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений
по их существенным признакам. Решение задач на поясное и местное время и задач на определение географической широты в зависимости от угла наклона солнечных лучей.
3. Население России:
Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, полово-возрастными пирамидами). Определение демографических показателей по формулам.
4. Природопользование и экология:
Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов ресурсов.
Ресурсообеспеченность. Анализ геоэкологических ситуаций. Основные виды природопользования.
5. Страноведение:
Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
6. География России: Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации. Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его краткому описанию. Россия в современном мире. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
Рефлексивная часть курса (4 ч). Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.
Резервное время – 1 час.
ЛИТЕРАТУРА
Федеральный институт педагогических измерений. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. География., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2016г.
Э.М.Амбарцумян,С.Е.Дюкова – ГИА-2016, экзамен в новой форме география, АСТ –«Астрель», Москва 2015г.
Э.М.Амбарцумян,С.Е.Дюкова – ГИА-2016, экзамен в новой форме география, АСТ –«Астрель», Москва 2015г.
Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. География. Школьный курс за 100 часов. М. Вентана-Граф, 2010. 366 с.
Занятие №1
Тема: «Введение. Правила заполнения бланков. Особенности государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии»
Формы проведения и контроля – беседа и работа с картами, тестирование
Государственная Итоговая Аттестация в новой форме - это одна из составляющих общероссийской системы оценки качества образования
В конце учебного года должны пройти государственную (итоговую) аттестацию в новой форме по русскому языку и математике (кроме отдельных категорий выпускников, которые имеют право сдать выпускные экзамены в традиционной форме).
Новая форма государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования позволяет более объективно оценить уровень знаний и умений выпускников, учитывать полученные ими результаты при формировании профильных классов, а также позволяет организовать прием в учреждения среднего профессионального образования без дополнительных испытаний.
Процедура проведения ОГЭ
Организатор вместе с классным руководителем проверяет выпускников по спискам и выдаёт им персональные коды. В 8.25 - учащиеся занимают свои места в соответствии со списком.
До 8.50 -учащиеся заполняют бланки и читают инструкцию.
В 8.50- организаторы вскрывают конверты с экзаменационными работами и раздают учащимся. Каждый учащийся обеспечивается индивидуальным комплектом с текстом экзаменационный работы и бланками для записи ответов.
Начало всех экзаменов в 9.00. Окончание экзаменов в 12.00
Конверт с бланками ответов №1М заклеивается скотчем и специальной полоской, которую наклеивает наблюдатель, обходя аудитории.
В 12.00 - организатор собирает все материалы, раскладывает по конвертам в соответствии с инструкцией, заклеивает скотчем. Наблюдатель наклеивает полоску, на которой ставится подпись руководителя ОУ и печать.
Дополнительные материалы и оборудование, используемые на экзамене в IX классах
Отличие ГИА-9 от других форм итоговой аттестации
Тексты экзаменационной работы в новой форме не являются открытыми (доступны только спецификации с кодификаторами и демонстрационные варианты с системой оценивания).
Не предусматривается присутствие в аудитории, где проводится экзамен, учителя, преподававшего в данном классе.
Оцениваются экзаменационные работы независимыми экспертами (членами предметной комиссии).
Экзаменационная работа выполняется на специальных бланках ответов, которые заполняются хорошо пишущими черными гелевыми ручками.
2 .Учитель знакомит учащихся с Выпиской из положения о проведении ОГЭ.
Поля, заполняемые участником ГИА по указанию организатора в аудитории
Указания по заполнению
Код региона
Код субъекта Российской Федерации в соответствии с кодировкой федерального справочника субъектов Российской Федерации
Код образовательного учреждения
Код образовательного учреждения, в котором обучается выпускник (код образовательного учреждения, в котором поступающий получил пропуск на ГИА), в соответствии с кодировкой, принятой в субъекте Российской Федерации
Класс: номер, буква
Информация о классе, в котором обучается выпускник (поступающим не заполняется)
Код пункта проведения ГИА
Указывается в соответствии с кодировкой ППЭ внутри субъекта Российской Федерации
Номер аудитории
Номер аудитории, в которой проходит ГИА
Дата проведения ГИА
Дата проведения ГИА
Код предмета
Указывается в соответствии с принятой кодировкой
Название предмета
Название предмета, по которому проводится ГИА (возможно в сокращении)
Занятие №2
Тема: «Источники географической информации и методы географических исследований»
Формы проведения и контроля - Тестирование, работа с картами, Интернет-ресурсами.
Домашнее задание: Выполнить тренировочные варианты заданий по теме.
Учащиеся вместе с учителем выполняют тренировочные варианты заданий по теме.
В экзаменационной работе задания этого раздела сгруппированы в блоки по четыре задания. Перед каждым таким блоком дается карта, на основе которой выполняются эти задания. В этих заданиях проверяются умения определять направление по карте, измерять расстояния при помощи масштаба и умение «читать» карту - умение представить облик показанной на карте территории и решить с помощью карты задачи, возникающие в повседневной жизни.
Задания В1, В2, С1 и А1 выполняются с использованием приведенной ниже карты
• 1 см 100" и м » а
Горизонтали проведены через 2,5 м
С1 Участники школьной футбольной секции выбирают место для обустройства нового футбольного поля. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для обустройства футбольного поля. Для обоснования своего ответа приведите два довода. Обоснованный ответ запишите на отдельном подписанном листе, указав сначала номер задания.
В1 Определите по карте расстояние на местности по прямой от школы до колодца. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.
Ответ:
В2 Определите по карте, в каком направлении от школы находится колодец.
Ответ:
А1 На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А - В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?
Занятие № 3
Тема: «Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом. Анализ трудных заданий.»
Формы проведения и контроля - Тестирование, работа с картами, Интернет-ресурсами.
Учащиеся вместе с учителем выполняют тренировочные задания по теме.
Домашнее задание: Выполнить тренировочные задания по теме.
Масштаб 1:10 000 Горизонтали проведены через 2,5 метра
В3 Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до дома лесника. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.
Ответ:
В4 Определите по карте, в каком направлении от точки А находится дом лесника.
Ответ:
С2 Участники школьной горнолыжной секции выбирают место для тренировок. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода. Обоснованный ответ запишите на отдельном подписанном листе, указав сначала номер задания.
А 2 На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А - В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?
Занятие № 4 - 5
Тема: «Природа Земли и человек»
Формы проведения и контроля - Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами
14.Выберите правильные ответы. К чертам сходства географического положения Северной и Южной Америки относятся:
а)оба материка расположены в Северном и Южном полушариях
б)оба материка расположены в Западном полушарии
в)оба материка омываются и Тихим и Атлантическим океанами
г)большая часть обоих материков лежит в умеренных широтах
д)оба материка напоминают своими очертаниями треугольник, расширенный к северу и суженный к югу
15.Выберите, какие из перечисленных полуостровов расположены в Северной Америке:
а) Аляска б) Антарктический в) Арнемленд
г) Индостан д) Калифорния е) Камчатка
ж) Лабрадор и) Флорида к) Юкатан
16.Выберите правильный ответ. Крайней восточной горной системой Кордильер являются:
а)Береговые хребты в) Береговой хребет
б)Сьерра-Невада г) Скалистые горы
17. Причиной образования атмосферных смерчей-торнадо являются:
а) сильные ветры с Атлантического океана, дующие на прибрежные низменности
б) большие различия в температуре и давлении между арктическими и тропическими воздушными массами, возникающие при их встрече над Центральными равнинами
в)быстрое перемещение воздуха с Кордильер на Великие равнины, вызывающее изменения температуры воздуха
г)вторжение холодного воздуха Арктики в субтропические широты
18. Выберите правильный ответ. Природная зона прерий расположен
а)на полуостровах Флорида и Калифорния
б)на Мексиканском нагорье и плато Колорадо
в)в районе Великих озер
г)на Великих и Центральных равнинах
19. Выберите растения, растущие в широколиственных лесах:
а)веймутова сосна, желтая береза, тополь
б)гикория, тюльпанное дерево, сахарный клен
в)бальзамическая пихта, осиновидный тополь, белая ель
г)карликовая ива, голубика, осока
20. Выберите животных, обитающих в тайге:
а)олень вапити, красная белка, черный медведь
б)бизон, койот, луговая собачка
в)пума, гремучая змея, пекари
г)скунс, древесный дикобраз, американская куница
21. Распределите растения и животные Северной Америки по природным зонам:
12.Выберите показатель, по которому Амазонка не занимает первое место в мире:
а)глубина в) площадь бассейна
б)длина г) полноводность
13.Определите, какие из указанных растений растут во влажных экваториальных лесах:
а)кактусы, кебрачо, араукария
б)сейба, гевея, орхидеи
в)ковыль, камыш, дикое просо
г)эвкалипт, акация, спинифекс
14.Выберите животных, обитающих в сельве:
а)анаконда, тапир, ягуар
б)лев, зебра, страус
в)нанду, пекари, муравьед
г)колибри, капибара, тукан
15.Выберите животных, обитающих в саванне:
а)ленивец, капибара, игрунка
б)броненосец, муравьед, пекари
в)шиншилла, кондор, лама
г)жук-геркулес, гоацин, пиранья
16.Определите, какие из указанных растений Южной Америки являются эндемиками:а)бальса
ж) мимоза
б)бархатное дерево
з) орхидея '
в)гевея
и) пау-бразил
г)виктория-регия
к) секвойя
д)кебрачо
л) фикус
е)лианы
м) эвкалипт
17. Определите, какие из указанных животных Южной Америки являются эндемиками:
а)анаконда
ж) колибри
б)антилопа
з) ленивец
в)вискача
и) марабу
г)гиена
к) носорог
д)капибара
л) окапи
е)коала
м) шиншилла
18. Объясните, почему на западе Южной Америки находятся горы.
В этом месте проходит крупный разлом земной коры.
Здесь расположена область древней складчатости.
На западе материка происходит столкновение литосферных плит.
Эта территория давно испытывает медленное поднятие земной коры.
19. Определите, какие из перечисленных озер расположены не в Южной Америке:а)Виктория
е) Танганьика
б)Маракайбо
ж) Титикака
в)Ньяса
з) Чад
г)Патус
и) Эйр
д)Поопо
20. Распределите растения и животных Южной Америки по природным знам:
влажные экваториальные леса
саванны
пампа
пустыни и полупустыни
анаконда
араукария
бальса
броненосец
виктория-регия
вискача
гевея
дикое просо
какао
кактус
капибара
карликовая игрунка
кебрачо
ковыль
колибри
ленивец
лианы
муравьед
нанду
нутрия
орхидея
пампасная кошка
пампасная трава
пампасный олень
пау-бразил
пекари
пиранья
подушкообразные кустарники
сейба
ягуар
21. Подберите пары: географический объект- имя.
Большая вода
Серебряная
Январская река
Медные горы
Оловянное поле
Большая река
Анды Аргентина Игуасу Ориноко Рио-де-Жанейро
Титикака
22. Выберите правильные утверждения.
1) Экватор пересекает Южную Америку в северной части.
2) У берегов материка мало больших островов и полуостровов.
3) Южную Америку отделяет от Антарктиды Магелланов пролив
4) Теплые течения проходят вдоль восточного побережья.
5) В западной части материка лежат обширные равнины.
6) Высшая точка Анд — Аконкагуа.
7) Анды очень богаты медными и серебряными рудами.
8) Крупнейшая низменность Южной Америки — Ла-Плат-ская.
9) Южная Америка — самый влажный материк.
10) Климат материка формируют ветры с Атлантики.
11) Амазонка — самая длинная река на Земле.
12) В Южной Америке находится самый высокий водопад в мире —Анхель.
13) Основной растительностью сельвы являются травы.
14) В сельве обитает много крупных наземных млекопитающих.
15)Пампа — это южноамериканские степи.
16) Пуна — плоскогорье в центральных Андах.
17) Во влажных лесах Амазонки обитают шиншилла и кондор.
18) Индейцами назвал местных жителей X. Колумб.
19) Самая большая страна материка — Аргентина.
20) В Рио-де-Жанейро стоит всемирно известный памятник — статуя Христа Спасителя.
Занятие № 6
Тема: «Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом»
Формы проведения и контроля - Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами
Учащиеся вместе с учителем выполняют тренировочные задания по теме.
Домашнее задание: Выполнить тренировочные задания по теме.
Занятие № 7
Тема: «Население России»
Формы проведения и контроля - Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами
Домашнее задание: выполнить тренировочные задания по теме.
Учащиеся вместе с учителем выполняют тренировачные задания .
6. Определите к традиционным занятиям какого из перечисленных народов России относится коневодство и овцеводство
1) ненцы
2) ханты
3) карелы
4) алтайцы
Задания 7 и 8 выполняются с использованием приведенной ниже таблицы
Таблица 1
1. Используя данные таблицы 1, определите, в каком из перечисленных регионов наблюдался за период с 1995 по 2007 гг. рост численности населения
2. Используя данные таблицы 1, определите среднюю плотность населения в Республике Коми в 2007 году.
Ответ запишите цифрами______________чел. на 1 кв.км
3. Какой из перечисленных городов имеет наибольшую численность населения:
1) Нижний Новгород
2) Волгоград
3) Саратов
4) Ульяновск
4. Какой из регионов России, обозначенных буквами на карте России, имеет наименьшую среднюю плотность населения?
5. Какой буквой на политико-административной карте России обозначена Иркутская область?
Занятие № 8
Тема: «Природопользование и экология»
Формы проведения и контроля - Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами
Домашнее задание: Выполнить тренировочные задания из пособия – ГИА-2010, экзамен в новой форме ГЕОГРАФИЯ – варианты с 6 по 8 по данной теме
Учащиеся вместе с учителем выполняют тренировочные задания
Занятие № 9
Тема: «Природопользование и экология»
Формы проведения и контроля - Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами
Домашнее задание: Выполнить тренировочные задания
В заданиях экзаменационной работы по этому разделу проверяется понимание понятий рациональное и нерациональное природопользование - умение оценить тот или иной вид хозяйственной деятельности человека с точки зрения последствий его воздействия на природу- Также проверяется понимание различий между различными видами природных ресурсов и умение классифицировать на возобновимые и невозобновимые.
В1 Установите соответствие между примером хозяйственной деятельности и типом природопользования, к которому он относится.
К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго. Номера выбранных элементов запишите в таблицу под соответствующими буквами.
ПРИМЕР ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТИП ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
A. заготовка древесины с последующими лесопосадками
Б. сплав леса по реке отдельными бревнами
B. изготовление бумаги из макулатуры
1) рациональное
2) нерациональное
А
Б
В
В2 Установите соответствие между примером хозяйственной деятельности и типом природопользования, к которому он относится.
К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго. Номера выбранных элементов запишите в таблицу под соответствующими буквами.
ПРИМЕР ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТИП ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
A. использование биотоплива
Б. осушение болот в верховьях рек
B. строительство приливных электростанций
1) рациональное 2)нерациональное
А
Б
В
ВЗ Установите соответствие между примером хозяйственной деятельности и типом природопользования, к которому он относится.
К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго. Номера выбранных элементов запишите в таблицу под соответствующими буквами.
ПРИМЕР ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТИП ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
A. распашка земель вдоль склонов холмов
Б. комплексное использование добываемого сырья
B. использование металлолома в качестве сырья в металлургии
1) нерациональное
2) рациональное
А
Б
В
-
В4 Установите соответствие между примером хозяйственной деятельности и типом природопользования, к которому он относится.
К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго. Номера выбранных элементов запишите в таблицу под соответствующими буквами.
ПРИМЕР ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТИП ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
A. строительство ГЭС на равнинных реках
Б. комплексное использование добываемого сырья
B. выплавка металла из металлолома
рациональное нерациональное
А
Б
В
В5 Установите соответствие между примерами хозяйственной деятельности и типом природопользования, к которому он относится.
К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго. Номера выбранных элементов запишите в таблицу под соответствующими буквами.
ПРИМЕР ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТИП ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
A. создание полезащитных лесополос в степной зоне
Б. осушение болот в верховьях рек
B. использование металлолома в качестве сырья в металлургии
1) нерациональное
2) рациональное
А
Б
В
-
В6 Установите соответствие между каждым из природных ресурсов и видом, к которому он относится.
К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго. Номера выбранных элементов запишите в таблицу под соответствующими буквами.
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
ВИД ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
A. природный газ
Б. энергия приливов
B. лесные ресурсы
1) неисчерпаемые
2) исчерпаемые возобновимые
3) исчерпаемые невозобновимые
А
Б
В
-
В7 Установите соответствие между каждым из природных ресурсов и видом, к которому он относится.
К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго. Номера выбранных элементов запишите в таблицу под соответствующими буквами.
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
ВИД ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
A. почвенные ресурсы Б. энергия ветра
B. каменный уголь
1) неисчерпаемые
2) исчерпаемые возобновимые
3) исчерпаемые невозобновимые
А
Б
В
Ответы к заданиям раздела «Природопользование и экология»
Задание
Ответ
Задание
Ответ
Задание
Ответ
В1
121
ВЗ
122
В5
212
В2
121
В4
211
В6
312
В7
213
Комментарии к ответам
Главным при выполнении заданий типа В1 - В5 данного раздела является понимание того, рациональное природопользование подразумевает предупреждение нежелательных для последствий деятельности человека, такое использование природых ресурсов (возобновимых) при котором их запасы не только не сокращаются, но и увеличиваются, а при использовании невозобновимых ресурсов их них извлекаются все полезные вещества, а все отходы перерабатываются и также используются. Причиной типичных ошибок является неверное отнесение к мерам по рациональному природопользованию всех видов деятельности, которые отличаются экономической эффективностью, позволяют снизить себестоимость продукции.
В1. Лесопосадки - восстановление запасов леса рационально так же как использование макулатуры, что позволяет сберечь лесные ресурсы, в то время как молевой сплав леса экономически эффективен, но ведет к большой потере леса, загрязнению рек гниющей древесиной.
В2 Использование биотоплива и строительство приливных электростанций рационально, так как эти меры позволяют использовать возобновимые виды ресурсов вместо нефти, газа и угля, в то время как осушение болот в верховьях рек позволяет получить новые земельные угодья, но нарушает питание рек, приводит к их обмелению и нарушению природных комплексов в их долинах.
В3 Распашка земель вдоль склонов нерациональна, так как приводит к развитию интенсивной водной эрозии почв, развитию оврагов, вплоть до полного уничтожения плодородного слоя. Комплексное использование добываемого сырья рационально, так как позволяет свести к минимуму отходы производства.
В4 Строительство ГЭС на равнинных реках нерационально, так как приводит к к затоплению огромным массивов ценных земель, повышению уровня грунтовых вод, заболачиванию, и нежелательным изменениям климата.
В5 Создание полезащитных лесополос в степной зоне является примером рационального природопользования, так как способствует задержанию снега на полях в условиях дефицита влаги в степной зоне, препятствует возникновению и развитию ветровой эрозии почв.
При выполнении заданий подобных заданиям В6 и В7 причиной типичных ошибок является неправильное отнесение лесных и почвенных ресурсов или к категории невозобновимых или к категории неисчерпаемых. На самом деле эти виды ресурсов в результате деятельности человека могут быть практически полностью исчерпаны (уничтожены) в пределах конкретной территории, но при рациональном использовании эти ресурсы могут не только восстанавливаться, но и увеличиваться.
Занятие № 10
Тема: «Страноведение»
Формы проведения и контроля - Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами
Домашнее задание: Выполнить тренировочные задания из пособия – ГИА-2010, экзамен в новой форме ГЕОГРАФИЯ – варианты с 6 по 10 по данной теме
Учащиеся вместе с учителем выполняют тренировочные задания из пособия – ГИА-2010, экзамен в новой форме ГЕОГРАФИЯ – варианты с 1 по 5 по данной теме
С1. О каком субъекте Федерации идет речь?
Столица субъекта Федерации расположена на крупной реке бассейна Северного Ледовитого океана и является одним из крупнейших городов СЭР. На территории субъекта развита лесная, рыбная промышленности; ведется добыча бокситов,, алмазов, стройматериалов. Здесь находится крупнейший в России порт для атомных подводных лодок.
С2. О каком городе идет речь?
Город расположен в самом урбанизированном субъекте Федерации, на его территории находятся крупный рыбный консервный завод и алюминиевый завод. Город — порт, выходит к заливу, известен с 11 века.СЗ. Известно, что в Республике Карелия преобладает гидроэлектроэнергетика. В то же время крупных рек в этом субъекте Федерации нет. С чем связано большое количество гидроэлектростанций на территории республики?
С4. Федеральные власти разработали программу модернизации добычи нефти Песчано-озерского месторождения. Но ее нужно согласовать с властями региона. В какой области расположено данное месторождение?
С5. Город Череповец известен в России крупнейшим металлургическим комбинатом «Северсталь». Как объяснить данный факт, ведь известно, что главным фактором размещения металлургических комбинатов является сырьевой фактор, а в Череповце железную руду не добывают. С чем связана подобная специализация города? Назовите не менее трех причин.
№ задания
Ответ
С1
Архангельская область
С2
Кандалакша
СЗ
Много небольших рек с большими гидроэнергоресурсами, так как их истоки — на Балтийском щите, уклоны рек — большие и скорости течения высокие.
С4
Данное месторождение — в Ненецком автономном округе, входящим в состав Архангельской области. Так что окончательное утверждение пакета документов нефтяного месторождения должно состояться в городе Архангельске.
С5
Череповец расположен на пересечении транспортных путей, вследствие чего проблем с доставкой железной руды из Мурманской области и Карелии, а также коксующегося угля из Воркуты — нет. К тому же рядом с городом находятся две ТЭС. Вологодская область, где расположен Череповец, непосредственно граничит с ЦЭР, где находятся основные потребители металла.
C1. О каком субъекте Федерации идет речь?
Столица субъекта Федерации расположена на крупной реке бассейна Атлантического океана и является одним из крупнейших городов России. На территории ьекта развита лесная, рыбная промышленности, многоотраслевое машиностроение, алюминиевая промышленность; ведется добыча фосфоритов, горючих сланцев, рфа. Здесь находится один из крупнейших военных портов России.
С2. О каком городе идет речь?
Город известен с 859 года. На его территории находится историко-.фхитектурный заповедник. Промышленность специализируется на машинострое-и производстве азотных удобрений (завод «Азот»), есть крупный завод стекловолокна. Железнодорожный узел, речной порт.
СЗ. Известно, что в городе Санкт-Петербурге находится один из крупнейших в России заводов энергетического машиностроения — завод «Электросила». С чем связано расположение данного предприятия в этом городе? Назовите несколько причин.
С4. Федеральные власти разработали программу развития сельского хозяйства С-ЗЭР. Какие первоочередные мероприятия необходимо провести для воплощения программы в жизнь?
С5. Этот город в С-ЗЭР — один из старейших городов России. В настоящее время он известен, прежде всего, как туристический и бальнеологический
центр. В черте города находится крупный грязевой курорт с сульфидными иловыми грязями, хлоридно-натриевой минеральной водой и мемориальный дом-музей Ф.М. Достоевского. Небольшая река Полисть относится к бассейну озера Ильмень и является левым притоком реки Ловать. Назовите этот город.
№ задания
Ответ
С1
Ленинградская область
С2
Великий Новгород
СЗ
Расположение предприятия связано с факторами размещения энергетического машиностроения: сырьевым — рядом Ленинградский металлургический комбинат, транспортным — Санкт-Петербург— крупнейший транспортный узел, порт; потребительским — рядом Центральная России с большим количеством электростанций.
С4
Для развития с/х С-ЗЭР необходимо решить первоочередные задачи: провести химическую мелиорацию почв, так как в этом районе преобладают малоплодородные почвы; восстановить дренажную систему, так как почвы переувлажнены; восстановить деревни и решить демографическую проблему.
С5
Город Старая Русса Новгородской области.
С1. О какой отрасли хозяйства идет речь?
Эта отрасль относится к производственной сфере, входит в агропромышленный комплекс, лучше всего в России представлена на территории ЦЭР. Развита в Центральном экономическом районе на востоке, севере и в центральной части. Работает на привозном сырье, чаще всего размещается по трудовому фактору, является одной из главных отраслей специализации.
С2. Определите субъект РФ в составе ЦЭР по описанию.
На территории этого субъекта Федерации преобладает холмисто-моренный рельеф, много рек и озер, относящихся к бассейну Атлантического океана. Ведущие промышленные комплексы: химико-лесной и машиностроительный, а ведущие отрасли сельского хозяйства — молочно-мясное животноводство и льноводство. Есть атомная, гидро- и теплоэлектростанции, в областном центре — крупный вагоностроительный завод.
СЗ. Известно, что Клинско-Дмитровская гряда и Смоленско-Московская возвышенность — невысокие и вытянуты в направлении запад — восток. Под слоем осадочных горных пород здесь можно встретить огромные гранитные валуны и другие породы магматического происхождения. Откуда на равнине появились эти породы, и почему гряда и возвышенность имеют указанное направление?
С4. Чем объяснить тот факт, что разработка Подмосковного буроугольного бассейна приостанавливается, шахты закрываются, а уголь для нужд ЦЭР поступает из других угольных бассейнов России? Укажите не менее двух причин.
С5. Город Ярославль является крупнейшим производителем синтетического каучука и шин не только для ЦЭР, но и для всей европейской части России. С чем связана подобная специализация города? Назовите не менее трех причин.
№ задания
Ответ
С1
Легкая промышленность (хлопчатобумажная)
С2
Тверская область
СЗ
Влияние ледника. Клинско-Дмитровская гряда и Смоленско-Московская возвышенность — гигантские морены. Гранитные валуны — остатки Скандинавских гор, принесены ледником.
С4
Уголь Подмосковного бассейна — бурый, энергетический, низкого качества. Себестоимость добычи — высокая, запасы истощены.
С5
Через Ярославль проходит нефтепровод, в городе есть нефтеперерабатывающий завод. Пересечение транспортных путей и близость к крупным автомобильным заводам европейской части России явились предпосылками для строительства здесь завода по производству синтетического каучука и завода по производству шин.
Регионы России «Субъекты Федерации»
1.Определите экономический район России по его характеристики:
На территории этого района ведется добыча разнообразных д, но добычи полиметаллических руд нет. В районе есть АЭС, но основная часть электроэнергии производится на ТЭС. В нём находится самый крупный центр тяжелого машиностроения России.
а) Поволжский;
б) Уральский;
в) Северный;
г) Северо-Кавказский.
2. Определите субъект Российской Федерации по его характеристике:
Эта область рассекается крупной рекой, на правом берегу которой расположен областной центр. В области есть АЭС. В областном центре развиты машиностроение, нефтепереработка и стекольная промышленность, а в городе на противоположном берегу реки производят троллейбусы.
а) Волгоградская область;
б) Самарская область;
в) Саратовская область;
г) Нижегородская область.
3.Определите автономный округ России по его характеристике: Этот округ, выходящий на морское побережье, с единственным городом - административным центром округа. На территории этого АО нет железных дорог, добывается нефть и газ.
а) Ямало-Ненецкий АО;
б) Ненецкий АО;
в) Таймырский АО;
г) Ханты-Мансийский АО.
4.Определите экономический район России по имеющимся в нем отраслям: добыча нефти, природного газа, полиметаллических руд и каменного угля, выплавка алюминия и нефтепереработка, производство тракторов, пантовое оленеводство.
а) Северный;
б) Восточно-Сибирский;
в) Западно-Сибирский;
г) Дальневосточный.
5.Укажите, какая группа неблагоприятных факторов, сдерживающих социально-экономическое развитие, не характерна для экономического района России, омываемого морями двух океанов:
а) сейсмичность, нехватка лесных и рыбных ресурсов;
б) слабая заселенность, отсутствие топливных ресурсов;
г) нехватка гидроэнергетических ресурсов, отсутствие незамерзающих участков морей.
6.Определите субъекты Российской Федерации по их описанию: Территории этих двух республик выходят к крупным озерам, но одна республика в основном горная, а другая - равнинная. Титульные народы родственны по языку и исповедуют одну религию. В сельском хозяйстве обеих республик большое значение имеет овцеводство. В одной из них добываются руды легирующих металлов, бурый уголь и графит, а в другой - природный газ.
а) республика Бурятия;
б) Корякский автономный округ;
в) Еврейская автономная область;
г) республика Тува.
7.Определите республику в составе России по ее описанию:
Эта республика занимает площадь 50,3 тыс. км , ее населяет почти 2 млн человек. Сюда раньше, чем в соседние республики, проник ислам; возможно, по этой причине жители республики наиболее привержены мусульманству. Большая часть населения (57 %) живет в селах, при этом в республике есть очень древние города, в том числе и самый старый город в Российской Федерации. Республику населяют более 30 народностей, говорящих на 29 языках и 70 диалектах. В переводе с тюркского название республики означает «страна гор». В республике нет внутренних водных путей. Столица республики является незамерзающим портом, специализирующимся на нефтяных грузах.
а) Татарстан;
б) Азербайджан;
в) Дагестан;
г) Адыгея.
8.Определите субъект России по его описанию:
В этом субъекте РФ проживает более 2 млн. человек. Издавна на его территории выращивается горчица, которая была здесь впервые в России районирована и где уже почти 200 лет производят растительное масло из семян этой культуры. Этот регион является основным производителем горчицы в России. В административном центре субъекта выпускается половина российского производства горчичного масла. Через его территорию проходит газопровод «Союз», крупный судоходный канал, а административный центр известен своей промышленностью (машиностроение, черная и цветная металлургия, химическая промышленность и др.).
а) Саратовская область;
б) Ростовская область;
в) Волгоградская область;
г) Астраханская область.
9.Определите субъекты России по их характеристике:
Эти субъекты РФ приграничные и приморские, но один - равнинный, а другой - в основном горный. В обоих добывается уголь, но в одном — только каменный, а в другом - в основном бурый, а ме угля также руды цветных металлов. В этих субъектах РФ вито машиностроение, но в одном - сельскохозяйственное, железнодорожное и энергетическое, а в другом - в основном судостроение; в обоих развито рыболовство и рыбная промышленность, во втором - также цветная металлургия и деревообработка; в 1ЬСКом хозяйстве обоих развито рисоводство.
а) Краснодарский край и Дагестан;
б) Краснодарский край и Приморский край;
в) Ростовская область и Приморский край;
г) Астраханская область и Хабаровский край.
10.Определите область России по ее характеристике: Население области более 1 млн. человек. Отрасли промышленности: нефтяная, нефтехимия, машиностроение. Административный центр знаменит старейшим в Сибири университетом, а его и город - крупнейший «закрытый город» в стране. По территории области протекает одна из крупнейших рек России.
а) Омская область;
б) Новосибирская область;
в) Кемеровская область;
г) Томская область.
11.Определите область по ее описанию:
Область на западных рубежах России, граничащая с тремя государствами. Отрасли промышленности: машиностроение, легкая и пищевая. Административный центр области - один из старейших городов России. На территории области протекает судоходная река, находится усадьба великого русского поэта.
а) Смоленская область;
б) Ленинградская область;
в) Псковская область;
г) Курская область.
12.Определите область Российской Федерации по ее характеристике:
Она расположена в нижнем течении крупной реки. Население области более 1 млн. человек. Отрасли промышленности: газовая, машиностроение, легкая, пищевая. На территории области находит-
крупное озеро, которое называли «всесоюзной солонкой». Отрасль специализации орошаемого земледелия - бахчевые культуры.
а) Волгоградская область;
б) Астраханская область;
в) Ростовская область;
г) Саратовская область.
Определите экономической район России по его специализации.
Отрасли специализации района: машиностроение (тяжелое, энергетическое, судостроение, станкостроение, точное), химическая и легкая промышленность, льноводство, молочно-мясное скотоводство.
а) Северный;
б) Северо-Западный;
в) Волго-Вятский;
г) Центральный.
Назовите республику России по ее характеристике:
Эта республика граничит с экономическим районом, являющимся одним из лидеров добычи угля в России. Сама она входит в состав экономического района, в котором работает АЭС, но электростанции, которого не объединены в единую энергосистему России. Имеет выход к двум морям.
а) Карелия; б) Дагестан;
в) Якутия; г) Калмыкия.
Занятие № 11
Тема: «География России»
Формы проведения и контроля - Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами
Домашнее задание: Выполнить тренировочные задания
Учащиеся вместе с учителем выполняют тренировочные задания
На контурной карте показать географические объекты предусмотренной программой по географии за курсс – География России 8-9 класс.
Административное деление России – ответы показывать на контурной карте + атласс
1. Укажите столицы республик в составе Российской Федерации:
а) Элиста;
б) Махачкала;
в) Петрозаводск;
г) Астана.
2. Назовите республику, на территории которой находится самая южная точка России:
а) Ингушетия;
б) Адыгея;
в) Дагестан;
г) Бурятия.
3. Укажите субъект Российской Федерации, отделенный от основной территории России другими государствами:
а) Амурская обл.;
б) Сахалинская обл.;
в) Калининградская обл.;
г) Адыгея.
4. Укажите пограничные субъекты Российской Федерации:
а) Волгоградская обл.;
б) Белгородская обл.;
в) Брянская обл.;
г) Тверская обл.
5. Назовите число республик в составе Российской Федерации:
а) 10; б)15; в) 21; г) 25.
6. Назовите две республики, граничащие друг с другом:
в) Северный ж) Центральный г) Северо-Западный з) Южный
12. Определите «лишние» административные единицы в составе экономических районов:
1. Центральный район:
а) Брянская область в) Рязанская область
б) Воронежская область г) Тульская область
2.Северо-Кавказский район:
а) Республика Адыгея
б) Республика Карачаево-Черкесия
в) Чеченская республика
г) Республика Чувашия
3.Западно-Сибирский район:
а)Алтайский край в) Новосибирская область
б)Республика Бурятия г) Томская область
13. Выберите правильные ответы.
1. Псковская область входит в состав экономического района:
а) Северного в) Центрального
б) Северо-Западного г) Центрально-Черноземного
2. Оренбургская область входит в состав экономического района:
а) Западно-Сибирского в) Северо-Кавказского
б) Поволжского г) Уральского
3. Республика Тыва входит в состав экономического района:
а) Восточно-Сибирского в) Дальневосточного
б) Европейского Севера г) Северо-Кавказского
14. Выберите пары: федеральный округ — его центр, крупнейший город.
Дальневосточный
Приволжский
Северо-Западный
Сибирский
Уральский
Центральный
Южный
а) Екатеринбург б) Москва в) Нижний Новгород
г) Новосибирск д) Ростов-на-Дону е) Санкт-Петербург
ж) Хабаровск
Задания 11 и 12 выполняются с использованием приведенной ниже карты погоды
11. Какой из показанных на карте городов находится в зоне действия антициклона?
1)Москва
2)Екатеринбург
3)Нижний Новгород
4)Ростов-на-Дону
12. В каком из показанных на карте городов в ближайшее время можно ожидать изменения погоды, выпадения осадков?
1)Ростов-на-Дону
2)Екатеринбург
3)Нижний Новгород
4)Москва
Занятие № 12
Тема: «Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.»
Формы проведения и контроля - Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами
Домашнее задание: Выполнить тренировочные задания
Тест по теме: «Географическое положение, природа и хозяйство России»
А1. С каким из перечисленных государств Россия имеет морскую границу?
1)Монголия 3)США 2)Молдавия 4) Индия
А2. С каким из перечисленных государств Россия не имеет сухопутной границы?
1)Эстония 3) Норвегия
2)Япония 4) Белоруссия
A3. С каким из перечисленных государств Россия имеет сухопутную границу?
1)Швеция 3) Турция
2)Казахстан 4) Венгрия
А4. С каким из перечисленных государств Россия имеет сухопутную границу?
1)Швеция 3) Молдавия 2)Грузия 4) Турция
А5. С каким из перечисленных государств Россия имеет самую протяженную сухопутную границу?
1)Украина 3) Казахстан 2)Финляндия 4) Белоруссия
А6. С каким из перечисленных государств Россия имеет сухопутную границу?
1)Армения 3) Молдавия 2)Белоруссия 4) Япония
А7. В каком из перечисленных городов среднегодовое количество атмосферных осадков наибольшее?
1)Астрахань 3) Якутск 2)Оренбург 4) Калининград
А8. В каком из перечисленных регионов России действующие вулканы?
1)Западная Сибирь 3) Дальний Восток
2)Центральная Россия 4) Европейский Север
А9. В каком из перечисленных регионов России зимы наиболее теплые?
1) Ростовская область 3) Республика Карелия
2) Свердловская область 4) Республика Бурятия
А10. В каком из перечисленных городов России зимы наиболее холодные?
1)Санкт-Петербург 3) Ростов-на-Дону 2) Москва 4) Красноярск
A11. В каком из перечисленных городов России зимы наиболее холодные?
Казань 3) Санкт-Петербург
Москва 4) Новосибирск
А12. В каком из перечисленных городов России зимы наиболее теплые?
Астрахань 3) Якутск
Норильск 4) Магадан
А13. В каком из перечисленных регионов России имеются крупные предприятия черной металлургии полного цикла?
1)Европейский Юг 3) Поволжье
2)Урал 4) Дальний Восток
А14. В каком из перечисленных регионов России наиболее развита легкая промышленность?
Центральная Россия 3) Европейский Север
Дальний Восток 4) Сибирь
А15 .В каком из перечисленных районов России наиболее развита лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность?
Поволжье 3) Центральная Россия
Европейский Юг 4) Восточная Сибирь
А16 В каком из перечисленных районов России построены наиболее крупные ГЭС?
Европейский Юг 3) Поволжье
Урал 4) Восточная Сибирь
А17 В каком из перечисленных регионов России выращивается наибольшее количество сахарной свеклы?
Европейский Юг 3) Европейский Север
Урал 4) Западная Сибирь
А18 Какой из перечисленных городов России является крупным центром черной металлургии?
Магнитогорск 3) Тюмень
Калининград 4) Хабаровск
А19 Западная Сибирь лидирует в России по добыче
1)меди 3) железной руды 2)природного газа 4) золота
А20 Какая из перечисленных зерновых культур занимает наибольшие посевные площади на Европейском Юге России?
1)Овес 3) Пшеница 2)Ячмень 4) Рожь
А21 Коренными жителями Северного Кавказа являются
1)Чуваши 3) черкесы
2)Коми 4) тувинцы
А22 Какое из перечисленных полезных ископаемых добывается в Поволжье?
1)нефть 3) уголь 2)железные руды 4) медные руды
А23 Какая из перечисленных отраслей наиболее развита в Поволжье?
электроэнергетика 3) лесная промышленность
угольная промышленность 4) черная металлургия
А24 Какой из перечисленных народов относится к числу коренных народов Европейского Севера России?
1)Буряты 3) карелы 2)башкиры 4) калмыки
А25 Используя данные таблицы, определите, в каком из перечисленных регионов наблюдался наибольший естественный прирост населения. Демографические показатели отдельных регионов России
в 2006 г.
Регион
Рождаемость
(на 1 тыс. жителей)
Смертность
(на 1 тыс. жителей)
Магаданская область
10,7
13,2
Республика Тыва
193
12,3
Республика Алтай
. 19,6
13,8
Республика Калмыкия
13,3
11,1
1)Магаданская область 2)Республика Тыва
3)Республика Алтай 4)Республика Калмыкия
А26 Используя данные таблицы, определите, в каком из перечисленных регионов доля женского населения была самой высокой.
Половой состав населения некоторых регионов России в 2006 г.
Регион
Количество женщин на 1000 мужчин
Республика Саха (Якутия)
1060
Чукотский автономный округ
920
Республика Дагестан
1074
Владимирская область
1228
1)Республика Дагестан 2)Владимирская область
3)Республика Саха (Якутия) 4)Чукотский автономный округ
А27 Используя данные таблицы определите, в каком из перечисленных регионов численность мужского населения превышала численность женского населения.
Половой состав населения некоторых регионов России в 2005 г.
Регион
Количество женщин на 1000 мужчин
Краснодарский край
1156
Новгородская область
1240
Чукотский автономный округ
.913
Ямало-Ненецкий автономный округ
1000
1) Краснодарский край 2) Новгородская область
3) Чукотский автономный округ 4) Ямало-Ненецкий автономный округ
А28 В каком из перечисленных регионов административный центр является городом-миллионером?
1)Калининградская область 3) Свердловская область
2)Ставропольский край 4) Тюменская область
А29 Какой из перечисленных городов имеет наибольшую елейность населения?
1) Пермь 3) Ставрополь 2) Калининград 4) Тюмень
А30 Административный центр какой из перечисленных областей имеет наибольшую численность населения?
А31 Какой из перечисленных городов является наибольшим по численности населения?
1)Самара 3) Вологда 2)Мурманск 4) Хабаровск
А32 Какой из регионов, обозначенных буквами на карте
1) А 2) В 3) С 4) D
Занятие № 13
Тема: «Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом»
Формы проведения и контроля - Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами
Домашнее задание: Выполнить тренировочные задания из пособия – ГИА-2010, экзамен в новой форме ГЕОГРАФИЯ – варианты с 6 по 10 по данной теме
Учащиеся вместе с учителем выполняют тренировочные задания из пособия – ГИА-2010, экзамен в новой форме ГЕОГРАФИЯ – варианты с 1 по 5 по данной теме
С1. Прочтите текст и выполните задание.
В России сосредоточена четверть мировых лесных ресурсов. Наша страна является крупным поставщиком круглого леса на мировой рынок: сейчас экспорт из России составляет почти половину мирового экспорта. Известно, что значительно выгоднее вывозить продукцию лесоперерабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, чем круглый лес. За 8 - 10 лет экспорт продуктов лесопереработки можно довести до $20-25 млрд. Минпромэнерго одобрило пять инвестпроектов лесоперерабатывающих предприятий, объем инвестиций в каждый - 0,8 - 2 млрд евро. Один из проектов - строительство целлюлозно-бумажного комбината в Костромской области.
Объясните, какие особенности природно-ресурсной базы Костромской области обусловили выбор этого региона для строительства целлюлозно-бумажного комбината. Укажите две особенности. Обоснованный ответ запишите на отдельном подписанном листе, указав сначала номер задания.
Критерии оценивания задания типа С
Задание С1
Содержание Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
балл
В ответе говорится о наличии лесных ресурсов для развития этих производств и о хорошей обеспеченности Кировской области водными ресурсами. Например:
•Выбор Кировской области для создания этих производств можно объяснить следующим образом. Для развития целлюлозно-бумажного производства необходимы лесные ресурсы. Кировская область расположена в лесной зоне. Эти производства водоемкие, а Кировская область хорошо обеспечена водными ресурсами (р. Вятка).
2
В ответе говорится или только о расположении Кировской облас- 1 ти в лесной зоне, или только о её хорошей обеспеченности водными ресурсами. Например:'
Здесь много леса.
Это производство водоемко, и здесь много воды, т.к. здесь течет река Вятка.
Для этих производств нужно много лесных и водных ресурсов.
1
В ответе ничего не говорится ни о хорошей обеспеченности Ки- 0 :ровской области водными ресурсами, ни о наличии на ее территории крупных лесных ресурсов. Например:
•На выбор повлияли благоприятные природные условия.
0
С2 Прочтите текст и выполните задание'
Центрально-Черноземный район, сохраняя значение важной сельскохозяйственной базы страны, давно превратился в регион с высоким уровнем развития различных отраслей промышленности. Особую роль в хозяйстве района играет машиностроение, имеющее разнообразный отраслевой состав. В одном только Воронеже - крупнейшем городе района, производится более 100 видов машиностроительной продукции- от персональных компьютеров и самолетов, до тяжелых экскаваторов и оборудования для горнорудной промышленности. Фактором, ограничивающим промышленную специализацию района, является практически полное отсутствие собственных запасов горючих полезных ископаемых, дефицит водных и гидроэнергетических ресурсов. Объясните, какие особенности ЭГП города Воронеж способствуют развитию в нем производства тяжелых экскаваторов и оборудования для горнорудной промышленности. Укажите две особенности ЭГП. Обоснованный ответ запишите на отдельном подписанном листе, указав сначала номер задания.
Задание С2
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
балл
В ответе указаны две особенности ЭГП г. Воронеж (близость к потребителям продукции и близость к металлургической базе) и (или) дается конкретизация этих положений (в качестве потребителей продукции завода называются предприятия горнодобывающей промышленности КМА и называются предприятия Центральной металлургической базы).
Например:
• Для производства такого оборудования необходимо много металла, его неудобно перевозить на большие расстояния, поэтому важно, что г. Воронеж- расположен рядом с КМА, где добывается .-железная руда. Второй особенностью ЭГП является соседство с металлургическими комбинатами, расположенными в Центрально- Черноземном районе.
• Размещению в г. Воронеж- производства тяжелых экскаваторов и оборудования для горнорудной промыипениости способствовали следующие особенности ЭГП: а) близость к потребителю - КМА; б) среедство с металлургической базой в Липецкой области.
2
В ответе указаны две особенности ЭГП без конкретизации (близость к потребителям продукции и близость к металлургической базе).
ИЛИ
Дастся конкретизация только одной из этих особенностей. Например:
Для размещения таких предприятий важна близость металлургической базы - в ЦЧР есть черная металлургия и близость потребителей данной продукции.
На размещение в г. Воронеж этого завода повлияю соседство с КМА и наличие квалифицированных кадров.
Главной особенностью ЭГП Воронежской области является положение на границе степной и лесостепной зон страны, через ее территорию проходят важные магистрат, по которым можно привозить металл для металлоемкой продукции, а потребители продукции находятся рядом.
1
В ответе не указана ни одна из особенностей ЭГП или указаны особенности, не дающие ответа на поставленный вопрос.
Например:
Воронеж выгодно расположен по отношению к важнейшим источникам сырья и топлива.
На размещение таких предприятий влияют сырьевой, потребительский факторы и фактор трудовых ресурсов.
0
С3 Прочтите текст и выполните задание
В Иркутской области в 60-е годы прошлого века был построен Братский алюминиевый завод. В настоящее время он является одним из крупнейших в России и в мире предприятий но выпуску алюминия и алюминиевых сплавов. Алюминий выплавляется из привозного сырья. Большая часть произведенного металла идет на экспорт во многие страны мира.
Какие особенности природно-ресурсной базы и промышленности Братска способствуют успешному развитию предприятия? Укажите одну особенность природно-ресурсной базы и одну особенность промышленности. Обоснованный ответ запишите на отдельном подписанном листе, указав сначала номер задания.
Задание С3
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
балл
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
В ответе говорится о наличии Братской ГЭС и хорошей обеспеченности водными ресурсами.
Например:
Важнейшие особенности Братска - ото находящаяся неподалеку Братская ГЭС и то, что он расположен на берегу Братского водохранилища, т.к. для производства алюминия требуется много воды и электроэнергии.
Производство алюминия водоемко и энергоемко, в Братске есть местная крупная ГЭС и вода реки Ангары.
2
В ответе говорится только о наличии ГЭС или только о хорошей
обеспеченности водными ресурсами.
Например:
• Братск расположен в Сибири, здесь много рек, и город хорошо обеспечен водными ресурсами, которых для производства алюминия требуется очень много, а в самом Братске есть много предприятий - потребителей алюминия.
Братск имеет хорошую природно-сырьевую базу, рядом с городом построена крупная электростанция, электроэнергия которой используется для выплавки алюминия.
1
В ответе ничего не говорится ни о наличии рядом с Братском
крупной ГЭС, ни о наличии водных ресурсов.
Например:
Местные условия способствовали созданию и развитию алюминиевого производства.
'В районе Братска есть все необходимые для производства алюминия ресурсы.
0
В1 Город Кострома находится на берегу реки Волга. К области стока какого бассейна относится река волга? Ответ: _________________
B 2 На электростанциях какого типа вырабатывается основная часть электроэнергии района в условиях недостатка собственных топливно-энергетических ресурсов?
Ответ:_________________________
В3 Как называется озеро, по которому проходит граница Иркутской области и Республики Бурятия?
Ответ: __________________
В4 Группа школьников из Красноярска (VII часовой пояс) вылетела на экскурсию в Санкт - Петербург (II часовой пояс) в 13 часов по местному времени. Продолжительность полета - 6часов. Определите, в какое время приземлиться самолет в Санкт -Петербурге. Ответ запишите цифрами.
Ответ ___________
В5 Александр из Москвы (II пояс) хочет поздравить Владимира, находящегося в Красноярске (VII часовой пояс), с наступлением Нового Года ровно в полночь по времени Красноярска. Определите, во сколько часов по московскому времени должен позвонить Александр. Ответ запишите цифрами.
Ответ ч
В6 Группа туристов совершает путешествие из Омска (V часовой пояс) в Москву (II часовой пояс). Время вылета из Омска - 12 часов. Расчетное время в полете - 4 часа. Определите, во сколько часов по местному времени самолет приземлится в Москве. Ответ запишите цифрами.
Ответ___________
В7 Группа ученых вылетела из Новосибирска (VI часовой пояс) в Москву (II часовой пояс) на научную конференцию в 7 часов утра по местному времени. Во сколько часов по московскому времени самолет приземлится в Москве, если время полета составляет 6 часов? Ответ запишите цифрами.
Ответ
В8 Группа туристов совершает путешествие из Иркутска (VII часовой пояс) в Москву (II часовой пояс). Время вылета из Иркутска - 12 часов. Расчетное время в полете - 7 часов. Определите, во сколько часов по московскому времени самолет приземлится в Москве. Ответ запишите цифрами.
Ответ___________.
В9 После завершения работ по нефтедобыче бригада рабочих вылетела из Тюмени (IV часовой пояс) в 6 часов по времени Тюмени домой в город Грозный (II часовой пояс). Когда по времени города Грозного самолет совершил посадку, если время полета составило 4 часа. Ответ запишите цифрами.
Ответ _________
Занятие № 14 -16
Тема: «Решение вариантов государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии»
Формы проведения и контроля - Компьютерное тестирование.
Примеры вариантов государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии за 2015, 2016 учебный год.
1 вариант
На каком материке находится самое соленое озеро мира?
1) Африка
2) Евразия
3) Северная Америка
4) Австралия
С каким из перечисленных государств Россия имеет сухопутную границу?
1) Швеция
2) Дания
3) Норвегия
4) Армения
В каком из перечисленных районов зимы наиболее холодные?
1) Липецкая область
2)Челябинская область
3)Камчатский край
4)Забайкальский край
4. Наводнения – стихийные бедствия, от которых страдают люди, живущие на берегах рек. На какой из перечисленных рек наводнения наиболее часто происходят в летнее время?
1) Хуанхэ
2) Дон
3) Кама
4) Волга
5. В каком из перечисленных районов России наиболее развита целлюлозно-бумажная промышленность?
1) Северный Кавказ
2) Европейский Север
3) Западная Сибирь
4) Поволжье
6. Определите к традиционным занятиям какого из перечисленных народов России относится коневодство и овцеводство
1) ненцы
2) ханты
3) карелы
4) калмыки
Задания 7 и 8 выполняются с использованием приведенной ниже таблицы
Таблица 1
7. Используя данные таблицы 1, определите, в каком из перечисленных регионов наблюдался за период с 1995 по 2007 гг. рост численности населения
8. Используя данные таблицы 1, определите среднюю плотность населения в Республике Дагестан в 2007 году.
Ответ запишите цифрами ______________ чел. на 1 кв.км
9. Какой из перечисленных городов имеет наибольшую численность населения:
1) Самара
2) Волгоград
3) Саратов
4) Ульяновск
10. Какой из регионов России, обозначенных буквами на карте России, имеет наименьшую среднюю плотность населения?
1)А 2) В 3) С 4) D
Задания 11 и 12 выполняются с использованием приведенной ниже карты погоды
11. Какой из показанных на карте городов находится в зоне действия циклона?
1)Ростов-на-Дону
2)Екатеринбург
3)Нижний Новгород
4)Москва
12. В каком из показанных на карте городов в ближайшее время можно ожидать изменения погоды, выпадения осадков?
1)Ростов-на-Дону
2)Екатеринбург
3)Нижний Новгород
4)Москва
13. Примером рационального природопользования в зоне степей является
1) создание лесополос
2) осушение болот в верховьях рек
3) распашка склонов на возвышенностях
4) добыча угля открытым способом
Задание 14-16 выполняются с использованием приведенного ниже текста
14. Карты какого материка нужно выбрать, чтобы подробнее изучить место стихийного бедствия?
1) Африки
2) Евразии
3) Северной Америки
4) Австралии
15. Почему в этом районе часто происходят землетрясения?
Обоснованный ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания
16. Где в России, происходят тектонические процессы, подобные тем, которые вызывают землетрясения у берегов Суматры?
1) Кавказ 2) Прибайкалье 3) Урал 4) Курильские острова
17 . Группа туристов из Исландии хочет увидеть необычную для них природу разнообразных высотных поясов горных районов. Какой заповедник им необходимо для этого посетить?
1) Оренбургский
2) Сихотэ-Алинский
3) Таймырский
4) Курильский
18. Определите, какой город имеет географические координаты 31oc.ш., 31oв.д.
Задания 19-22 выполняются с использованием приведенной ниже карты
19. Определите по карте расстояние на местности по прямой от школы до колодца. Полученный результат округлите до десятка метров. Ответ запишите цифрами______________________________________
20. Определите по карте в каком направлении от моста находится школа
_______________________________________
21. Участники футбольной секции выбирают место для нового футбольного поля. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2, 3, наиболее подходит для футбольного поля. Для обоснования ответа приведите два довода. Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания
22. На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенных на основе карты по линии А-В. Какой из профилей построен верно?
Задания 23 и 24 выполняются с использованием приведенного ниже текста
23. Картами какого географического района нужно воспользоваться, чтобы рассмотреть территорию, где будет реализован названный в тексте проект?
1) Европейский Север
2) Урал
3) Восточная Сибирь
4) Дальний Восток
24. Какие особенности природно-ресурсной базы и хозяйства Иркутской области обусловили ее выбор для строительства заводов по производству водородного топлива?
Укажите одну особенности природно-ресурсной базы и одну особенность промышленности. Обоснованный ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.
25. Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве реки.
Расположите показанные на рисунке слои от самых молодых к самым старым. Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв
1
2
3
26. Туристические фирмы разных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и регионом
СЛОГАН
РЕГИОН
А) Испей воды из истока самой длинной европейской реки!
Б) Посетите самый центр Азии
1) Тверская область
2) Астраханская область
3) Республика Тува
4) Республика Алтай
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам
А
Б
27. Расположите регионы страны в той последовательности, в которой их жители встречают Новый Год
А) Чукотский АО
Б) Хабаровский край
В) Красноярский край
Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв
1
2
3
28. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.
Учащиеся нескольких школ, находящиеся в разных городах России, обмениваются результатами наблюдений, которые проводятся ими на географических площадках. 21 марта в полдень по солнечному времени каждого из городов (во всех действует московское время) они определили высоту Солнца над горизонтом и зафиксировали температуру воздуха. Результаты их наблюдений приведены в таблице.
Какую из закономерностей подтверждают собранные данные?
Температура воздуха меняется в течение суток
Континентальность климата нарастает с запада на восток
Высота Солнца меняется в зависимости от широты местности
Высота Солнца зависит от времени наблюдения
29. На каком из перечисленных островов 22 июня в полдень по местному времени Солнце находится ниже всего над горизонтом?
1) Исландия
2) Ирландия
3) Куба
4) Шри-Ланка
30. Определите страну по описанию
Эта страна находится на юге материка. Она омывается водами двух океанов. Большая часть ее территории имеет горный рельеф, имеются множество действующих вулканов, в том числе и вблизи столицы страны. Столица страны один из самых больших городов западного полушария. ___________________
Вариант 2
1. Как называется самый большой полуостров мира?
Ответ: __________________________ .
2. Представителем животного мира какого из перечисленных материков является окапи?
1)
Африка
2)
Южная Америка
3)
Евразия
4)
Австралия
3. На каком из перечисленных материков находится вулкан Аконкагуа?
1)
Северная Америка
2)
Австралия
3)
Южная Америка
4)
Африка
4. С каким из перечисленных государств Россия имеет сухопутную границу?
1)
Китай
2)
Армения
3)
Швеция
4)
Турция
5. В каком из перечисленных регионов России зимы наиболее холодные?
1)
Калининградская область
2)
Корякский АО
3)
Астраханская область
4)
Татарстан
6. В каком из перечисленных районов России наиболее развит машиностроительный комплекс?
1)
Поволжье
2)
Европейский Юг
3)
Центральная Россия
4)
Европейский Север
7. Какой из перечисленных видов топлива, является наиболее экономически выгодным?
1)
газ
2)
мазут
3)
уголь
4)
торф
8. Владимир из Москвы хочет поздравить Сергея, находящегося в Петропавловске-Камчатском (XI часовой пояс), с наступлением Нового Года ровно в полночь по времени Петропавловска-Камчатского. Определите, во сколько часов по московскому времени должен позвонить Владимир. Ответ запишите цифрами.
Ответ_____________________ ч.
Следующие задания выполняются с использованием приведенной ниже таблицы 1.
Ознакомьтесь с таблицей 1.
Таблица 1Регион
Площадь территории, тыс. км2
Численность населения по годам, тыс. чел
всего
городского
сельского
1995
2000
2007
1995
2000
2007
1995
2000
2007
Новосибирская область
178
2732
2725
2670
2021
2034
1986
711
691
655
Республика Дагестан
50
2200
2443
2659
945
1040
1133
1255
1403
1526
Ивановская область
24
1260
1195
1088
1036
985
878
224
210
210
Республика Коми
172
1157
1058
975
874
798
737
283
260
238
9. Используя данные таблицы 1, определите, в каком из перечисленных регионов за период с 1995 по 2007 гг. не наблюдается уменьшения численности городского населения.
1)
Новосибирская область
2)
Республика Дагестан
3)
Ивановская область
4)
Республика Коми
10. Используя данные таблицы 1, определите, в каком из перечисленных регионов в общей численности населения в 2007 г. доля городских жителей наименьшая.
1)
Республика Дагестан
2)
Новосибирская область
3)
Республика Коми
4)
Ивановская область
11. Используя данные таблицы 1, определите среднюю плотность населения в Республике Коми.
Ответ запишите цифрами.
Ответ___________ чел. на 1 км2
Таблица 2 Демографические показатели Ивановской области, Республики Коми, Республики Дагестан, Новосибирской области в 2007 г.
Регион
Общая численность населения, тыс. чел.
Рождаемость, ‰
Естественный прирост, ‰
Ивановская область
1088
9,0
-11,0
Республика Коми
975
11,1
-2,7
Республика Дагестан
2659
15,3
8,7
Новосибирская область
2670
10,6
0
12. Используя данные таблицы 2 «Демографические показатели Ивановской области, Республики Коми, Республики Дагестан, Новосибирской области в 2007 г.», определите, в каком из перечисленных регионов наблюдалась наименьшая рождаемость.
1)
Новосибирская область
2)
Республика Дагестан
3)
Ивановская область
4)
Республика Коми
13. В каком из перечисленных регионов административный центр является наибольшим по численности населения?
1)
Саратовская область
2)
Республика Коми
3)
Республика Калмыкия
4)
Новосибирская область
14. Какой из регионов, обозначенных буквами на карте России, имеет наименьшую среднюю плотность населения?
1)
A
2)
B
3)
C
4)
D
Ознакомьтесь с картой, показанной на рисунке.
15. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки В до домика лесника. Ответ запишите цифрами.
Ответ: __________ м .
16. Определите по карте, в каком направлении от точки В находится домик лесника.
Ответ: домик лесника находится на _______________________ от точки В.
17. Ваш младший брат зимой хочет покататься с друзьями на санках с горки. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов.
18. На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А – В разными учащимися. Профили отличаются на участке от линии электропередач до точки В. Какой из профилей построен верно?
1)
2)
3)
4)
19. Какой буквой на политико-административной карте России обозначена Иркутская область?
1)
А
2)
В
3)
С
4)
D
Вариант 3
1. Как называется самое глубокое в мире озеро?
Ответ: __________________________ .
2. Представителем животного мира какого из перечисленных материков является жираф?
1)
Африка
2)
Южная Америка
3)
Евразия
4)
Австралия
3. На каком из перечисленных материков находится вулкан Килиманджаро?
1)
Северная Америка
2)
Австралия
3)
Южная Америка
4)
Африка
4. С каким из перечисленных государств Россия имеет сухопутную границу?
1)
Финляндия
2)
Армения
3)
Швеция
4)
Турция
5. В каком из перечисленных регионов России зимы наиболее холодные?
1)
Калининградская область
2)
Якутия
3)
Астраханская область
4)
Татарстан
6. В каком из перечисленных районов России наиболее развита лесная промышленность?
1)
Поволжье
2)
Европейский Юг
3)
Центральная Россия
4)
Европейский Север
7. Какой из перечисленных видов топлива, используемых на ТЭС, является наиболее «экологически чистым»?
1)
газ
2)
мазут
3)
уголь
4)
торф
8. Владимир из Москвы хочет поздравить Сергея, находящегося в Иркутске (VII часовой пояс), с наступлением Нового Года ровно в полночь по времени Иркутска. Определите, во сколько часов по московскому времени должен позвонить Владимир. Ответ запишите цифрами.
Ответ_____________________
Регион
Площадь территории тыс. км2
Численность населения по годам, тыс. чел
всего
городского
сельского
1995
2000
2007
1995
2000
2007
1995
2000
2007
Новосибирская область
178
2732
2725
2670
2021
2034
1986
711
691
655
Республика Дагестан
50
2200
2443
2659
945
1040
1133
1255
1403
1526
Ивановская область
24
1260
1195
1088
1036
985
878
224
210
210
Республика Коми
172
1157
1058
975
874
798
737
283
260
238
9. Используя данные таблицы 1, определите, в каком из перечисленных регионов за период с 1995 по 2007 гг. наблюдался рост численности всего населения.
1)
Новосибирская область
2)
Республика Дагестан
3)
Ивановская область
4)
Республика Коми
10. Используя данные таблицы 1, определите, в каком из перечисленных регионов в общей численности населения в 2007 г. доля сельских жителей наибольшая.
1)
Республика Дагестан
2)
Новосибирская область
3)
Республика Коми
4)
Ивановская область
11. Используя данные таблицы 1, определите среднюю плотность населения в Новосибирской области. Ответ запишите цифрами.
Ответ___________ чел. на 1 км2
12. Используя данные таблицы «Демографические показатели Ивановской области, Республики Коми, Республики Дагестан, Новосибирской области в 2007 г.», определите, в каком из перечисленных регионов наблюдалась наибольшая смертность.
Демографические показатели Ивановской области, Республики Коми, Республики Дагестан, Новосибирской области в 2007 г.
Регион
Общая численность населения, тыс. чел.
Рождаемость, %
Естественный прирост, %
Ивановская область
1088
9,0
-11,0
Республика Коми
975
11,1
-2,7
Республика Дагестан
2659
15,3
8,7
Новосибирская область
2670
10,6
0
Новосибирская область 2) Республика Дагестан
Ивановская область 4) Республика Коми
13. В каком из перечисленных регионов административный центр является наибольшим по численности населения?
1)
Тверская область
2)
Республика Карелия
3)
Республика Калмыкия
4)
Новосибирская область
14. Какой из регионов, обозначенных буквами на карте России, имеет наименьшую среднюю плотность населения?
1)
A
2)
B
3)
C
4)
D
Ознакомьтесь с картой, показанной на рисунке.
15. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до точки В. Ответ запишите цифрами.
Ответ: __________ м .
16. Определите по карте, в каком направлении от точки А находится домик лесника.
Ответ: домик лесника находится на _______________________ от точки А.
17. Ваш младший брат зимой хочет покататься с друзьями на санках с горки. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов.
18. На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А – В разными учащимися. Профили отличаются на участке от линии электропередач до точки В. Какой из профилей построен верно?
1)
2)
3)
4)
19. Какой буквой на политико-административной карте России обозначена Иркутская область?