Элективный курс "Мой родной край - Амурская область"
Элективный курс "Мой родной край - Амурская область"
Данная программа расчитана на 12 часов предназначена для обучающихся 8 классов.Курс "Мой родной край-Амурская область"носит выраженный краеведческий характер.Краеведение-это познание современной действительности,формирование ценных духовных качеств личности.Комплексный подход в изученнии родного края позволит расширить знание обучающихся по географии истории краеведении родного края.Большое внимание уделяется творчеству, поисковой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Мой родной край - Амурская область" »
Элективный курс "Мой родной край - Амурская область"
Данная программа рассчитана на двенадцать часов, предназначена для учащихся девятых классов.
Жизнь каждого человека при всей ее индивидуальности и неповторимости имеет по крайней мере одну общую особенность – она всегда протекает на определенной территории. Её особенности существенно влияют на хозяйственную деятельность, образ жизни, традиции и даже образ мыслей человека. Поэтому, чтобы правильно выбрать дорогу в жизни, прожить здоровую, насыщенную и счастливую жизнь важно хорошо знать свою малую Родину.
Курс “Мой родной край-Амурская область” носит выраженный краеведческий характер. Краеведение – это познание современной действительности, формирования ценных духовных качеств личности. Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо определенной территории. Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания.
Цель: Создать образ родного края через систематизацию знаний по физической, экономической и социальной географии края и усиления межпредметной интеграции.
Задачи:
1. Обеспечить личностно-ориентированный характер образования, создать условия для ценностного, социально-культурного и саморазвития личности.
2. Через научность и практическую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей учащихся.
3. Развивать способности анализировать и оценивать факты, события, раскрывать причинно-следственные связи между ними, а также высказывать обоснованные суждения.
4. Приобщить учащихся к социальному опыту и нравственным ценностям, к национальной культуре народа, населяющих Амурскую область.
Методы:
частично-поисковый;
проблемный;
исследовательский;
групповой;
картографический;
статистический;
репродуктивный.
Формы обучения:
лекции;
семинары;
экскурсии;
практические работы.
Предполагаемые результаты изучения элективного курса Мой родной край - Амурская область” вытекают из требований к уровню подготовки выпускников основной школы по географии.
1. Знать содержание основных понятий и терминов.
2. Называть и показывать:
- размеры территории Амурской области крайние точки, их координаты, границы;
- формы рельефа, местонахождение полезных ископаемых;
- климат, внутренние воды, особенности компонентов ПК;
- основные народы, языки и религии своего края;
- отрасли хозяйства района, факторы их размещения.
3. Определять:
- характеристику территории и ее частей из различных источников (карт, статистических таблиц, диаграмм);
4. Описывать:
- географические объекты, явления, процессы;
5. Объяснять:
- процессы и явления, происходящие на территории района;
- региональные местные особенности населения территории;
- особенности специализации хозяйственной деятельности;
Знакомство с источниками знаний о своём районе методом поиска, сбора и изучения материала краеведения.
Раздел I (2 часа)
Физико-географическое положение, рельеф, полезные ископаемые Амурской области.
Цель и задачи: формировать у учащихся представления и знания об особенностях и главных чертах природы Амурской области; рассмотреть главные черты географического положения и их влияние на особенности природы, населения, сельского хозяйства области.
Термины и понятия: географическое положение области, границы.
Географические объекты: Саха (Якутия) Хабаровский край, Еврейская автономная область, КНР, Читинская области, Становой хребет,Чернышова, Янкан, Тукурингра, Сокхтакан, Джагдыр, Селемджинский, Ям-Алинь,Эзоп,Турана.
Практическая работа:
нанести на контурную карту Амурской области (границы, крайние точки, их координаты, соседние пограничные области, районы, важнейшие железнодорожные магистрали), основные формы рельефа, полезные ископаемые.
Раздел II. Климат. (1 ч.)
Цель и задачи: рассмотреть факторы формирования климата, особенности. Формировать умение работать с климатической картой области.
Термины и понятия: радиационные ,циркуляционные факторы.
Практическая работа:
Используя климатическую карту атласа, определите географические особенности распределение осадков по территории Амурской области. Дайте характеристику сезонам года.
Раздел III. Внутренние воды. (1 ч.)
Цель и задачи: изучит особенности рек Амурской области. Расширить и углубить знания о реках их влияние на климат области.
Учебно-наглядный комплекс: физическая карта области.
Термины и понятия: “речная система”, “бассейн реки”.
Географические объекты: Амур, Зея, Селемджа, Гелюй, Бурея, Нюкжа, озеро Огорон.
Практическая работа:
Нанесите на контурную карту реки общей длиной 200 километров. На каких реках расположены города: г.Благовещенск, г.Белогорск, г.Тында, г.Сковородино, г.Свободный, г. Шимановск, г.Зея, г.Завитинск.
Раздел IV. Почвы, растительный, животный мир. (2 ч.)
Цель и задачи: рассмотреть типы растительности, расширить знание о животном мире, сформировать представление о закономерностях распределения почв. Формировать понимание необходимости охраны природы.
Учебно-наглядный комплекс: гербарии, карта растительного и животного мира, карта почв, карта “ Охрана природы”
Термины и понятия: амурский виноград, лимонник китайский, папоротник-орляк, бархат амурский, лотос Комарова, утка-мандаринка, амурский лесной кот, эрозия почв, заповедники, области.
Практическая работа:
Подготовьте сообщение о животных и растениях занесённых в “Красную Книгу Амурской области”, нанесите на контурную карту типы почв встречающие в Амурской области, дайте описание памятнику природы(по выбору).
Раздел V. Население. (1 ч.)
Цель и задачи: познакомить с численность населения Амурской области, национальным составом, размещением, определить причины влияющими на изменение численности населения, сформировать представление о культуре народов (религии, жилище, пище, одежде, праздниках). Показать значение городов в материальной и духовной жизни.
Учебно-наглядный комплекс: политико-административная карта области, статистические данные о численности населения, дополнительная литература.
Покажите на карте, из каких губерний и областей переселились крестьяне в Приамурье. Нанесите на контурную карту города области. Составьте диаграмму “ Численность населения городов области”. Приготовьте сообщение о народах севера Амурской области.
Раздел VI. Хозяйственный комплекс. (2 ч.)
Цель и задачи: сформулировать представление об особенностях структуры хозяйства. Определить перспективы развития экономики Амурской области
Термины и понятия: отрасль, производственная, непроизводственная сфера.
Практическая работа.
На контурной карте нанесите крупные промышленные предприятия с отраслями специализации:
- машиностроение
- деревообрабатывающая промышленность
- производство строительных материалов
- легкая промышленность
- пищевая промышленность
Экскурсия: Посещение крупных предприятий города с целью формирования у учащихся правильного представления о современном производстве.
Раздел VII.
Амурская область на карте России (2 ч.) (Семинар)
Цель и задачи: обобщить знания учащихся по курсу “Мой родной край-Амурская область”
Учебно-наглядный комплекс: атлас Амурской области, таблицы, графики, диаграммы, дополнительная литература.
Учащиеся работают в группах:
Задания.
1. Географический диктант на знание терминов и понятий.
2. Заполнение таблицы географическое положение.
3. Составление кроссворда ПК Амурской области.
4. Построение графика “Динамика численности населения”
5. Тестирование “Хозяйственный комплекс Амурской области.
Подведение итога семинара.
Литература
География Амурской области: Учеб. пособие для учащихся 8-9 кл. общеобразовательных учреждений / Авторский коллектив: Н.Г Павлюк, Т.Г. Родионова, В.И. Себин, В.В. Ульянова, А.В. Чуб, И.П. Шиндялова, В.А. Ямковой / Под ред. Н.Г. Павлюк, И.П. Шиндяловой и др. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2002. - 364 с.
География природных ресурсов и природопользования Амурской области: Учебное пособие / Авторский коллектив: И.А. Алексеев, В Г. Козак, В.Д. Мельников, В.С. Онищук, А.В. Чуб, М.А. Чуб, В.Т. Яборов / Под ред. А. В. Чуб - Благовещенск: Изд-во "Зея", 2003. - 216 с.
Гриценко Н.В., Меньщикова Н.Е., Чуб А.В. Охраняемые растения Амурской области: Раздаточный дидактический материал и наглядные пособия для школьников.- Благовещенск: Изд-во БГПИ, 1993. - Ч.II. - 38 с.
Паленко И.А. Учебник экономической географии Амурской области. - Благовещенск: Хаб. кн. изд-во, 1963.
Охрана природы Амурской области: Учеб. пособие для сред. шк. / Авт. коллектив: Н.К. Шульман (руководитель); Н.В. Гриценко, Г.А. Груздев, Г.Е. Еремеева, Н.Г. Павлюк и др.; Науч. ред. Н.К. Шульман. - Благовещенск: Хаб. кн. изд-во. Амур. отд., 1983.
Онищук В.С. Почвенный покров и экология: Методические рекомендации. - Благовещенск: Изд-во БГПИ, 1992. - Ч. I. - 91 с.
Себин В.И. Природа Амурской области в вопросах и ответах: Справочные материалы и рекомендации по физической географии. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 1999. - 73 с.
Шульман Н.К. География Амурской области: Учеб. пособие для VIII и IХ классов сред. шк. - Благовещенск: Хаб. кн. изд-во, Амур. отд., 1991. - 163 с.
Хрестоматия по географии Амурской области / Сост.: Г.Е. Еремеева, Г.В. Коротаев, Н.Г. Павлюк и др.; Под ред. Н.К. Шульмана. - Благовещенск: Хаб. кн. изд-во, Амур. отд., 1986. - 144 с.
Чуб А.В., Мельников В.Д., Онищук В.С. Природные ресурсы Амурской области и их использование: Учеб. экранное пособие. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 1995. - 91с.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Данный курс позволяет расширить знания учащихся по географии, истории, экологии, родного края.
В программе названы основные разделы курса, перечислены подлежащие изучению вопросы, виды деятельности на уроке.
Большое внимание уделяется творчеству, поисковой деятельности, самостоятельности учащихся. Работа с детьми ведётся как в диалоговом так в самостоятельном режиме.
1. Занятие лекция. Учащимся сообщается цель, значение, структура курса.
2. Занятие-лекция, учащиеся знакомятся с комплексной географической характеристикой Амурской области.
3. Занятие. Практическая работа, где необходимо на контурной карте нанести особенности географического положения, основные формы рельефа, полезные ископаемые.
4. Занятие-лекция на которой учащиеся знакомятся с климатом области.
5. Практическая работа, определение географических особенностей на формирование климата, составление описание сезонов года.
6. Занятие-лекция, изучение особенностей внутренних вод и их влияние на климат области.
7. Занятие. Практическая работа, нанесение на контурную карту рек с общей протяжённостью 200 км, определение по атласу на каких реках расположены крупные города.
8. Занятие-лекция, изучение растительного, животного мира, распределение почв по территории. Знакомство с охраняемыми объектами, памятниками природы.
9. Занятие. Практическая работа, подготовка сообщения о животных и растениях занесённых в” Красную Книгу Амурской области”. Описание памятника природы по выбору учащегося.
10. Занятие проводится в форме лекции знакомство с численностью, национальным составом, традициями, культурой.
11. Занятие в форме практической работы. Составление диаграмм численности, выполнение в контурной карте распределение крупных городов. Подготовка сообщение о народах севера.
12. Занятие-лекция, ознакомить учащихся с хозяйственным комплексом.
13. Занятие-экскурсия на крупные предприятия своего населённого пункта. Работа с контурной картой, нанесение крупных предприятий области.
14. Занятие итоговое - работа по творческим группам. Закрепление изученного материала в виде семинара.