Сегодня туризм является одной из самых высокодоходных и быстро развивающихся отраслей экономики в мире. В сфере туризма занято свыше 250 млн человек, т.е. каждый десятый работник в мире. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услугами. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы хозяйства, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития. По прогнозам специалистов XXI век станет веком туризма.
Всемирная туристическая организация выделяет 6 туристических макрорегионов мира: Европейский, Американский, Азиатско-Тихоокеанский, Ближневосточный, Южноазиатский. Эта классификация отличается от той, которой придерживается отечественная география. Учитывая все современные теории и концепции, данный элективный курс основан на концепции социокультурного пространства, разработанной Д.В.Николаенко. Районирование пространства, по его мнению, можно проводить исходя из анализа социокультурного типа пространства.
Развитие международного и внутреннего туризма в России потребовало подготовки специалистов в этой области на уровне международных стандартов. Элективный курс «География туризма» составлен на базе курса «География туризма» для учащихся образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальности «туризм», «социально-культурный сервис и туризм».
Старшая ступень школы призвана создавать условия для подготовки молодежи к выполнению своих социальных функций – трудовых, познавательных, общественных и других. Одна из задач школы – подготовка учащихся к продолжению образования. Поэтому изучение географии на старшей ступени может осуществляться в рамках систематических элективных курсов. Таким является курс «География туризма». Настоящий курс посвящен изучению туризма, как основного вида рекреационной деятельности. Рекреационная география является основой развития туризма. А соответственно курс «География туризма» является составной частью дисциплины «Рекреационная география».
Рекреационная география – научное направление, изучающее территориальные возможности и особенности деятельности людей, направленной на восстановление и развитие физических и духовных сил. Для изучения рекреационной географии требуется совместные усилия медико-, экономико-, и физикогеографов, а также специалистов некоторых других наук – технических, социальных, естественных. Как системная наука, объединяющая знания разных отраслей географии и смежных дисциплин, рекреационная география представляет несомненный интерес для изучения в средней школе на завершающем этапе курса географии. Она способствует развитию у учащихся географического мышления, а также формированию у них представлений о природе, как среде обитания человека, ее роли в удовлетворении насущных потребностей, восстановлении сил и духовном развитии.
Элективный курс «География туризма» направлен на расширение знаний учащихся по курсу «География». Курс рассчитан на 35 часов для учащихся 10-11 классов.
Цель элективного курса:
Сформировать у обучающихся представление об общих чертах и территориальных (региональных) особенностях развития туризма на территории Татарстана, России и других стран мира.
Задачи:
1. Приобретение знаний о туристско-рекреационных ресурсах Татарстана, России и мира.
2.Способствовать развитию у обучающихся географического мышления..
3.Формировать представления о природе как среде обитания человека
4.Формировать представления о природе и обществе, как едином целом, необходимости интеграции физической, экономической и социальной географии для познания этого единства.
5. Воспитать уважение и любовь к Родине, показав место Татарстана и России в международном туризме.
6.Совершенствовать умение самостоятельно добывать знания (работа с СМИ, материалами Интернета);
7.Сформировать умение анализировать карты, путеводители, обосновать туристический маршрут и оценить туристские ресурсы заданного района по различным источникам информации.
Данный курс может быть включен в учебные планы школ, гимназий, лицеев и изучаться в 10-11 классах вместе или параллельно с курсом «Экономическая и социальная география мира».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«География туризма »
Элективный курс
«География туризма»
для 10-11 классов
Учителя высшей квалификационной
категории гимназии №3
г. Зеленодольска
Республики Татарстан
Кашинцевой Елены Анатольевны
2014 год
Пояснительная записка
Сегодня туризм является одной из самых высокодоходных и быстро развивающихся отраслей экономики в мире. В сфере туризма занято свыше 250 млн человек, т.е. каждый десятый работник в мире. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услугами. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы хозяйства, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития. По прогнозам специалистов XXI век станет веком туризма.
Всемирная туристическая организация выделяет 6 туристических макрорегионов мира: Европейский, Американский, Азиатско-Тихоокеанский, Ближневосточный, Южноазиатский. Эта классификация отличается от той, которой придерживается отечественная география. Учитывая все современные теории и концепции, данный элективный курс основан на концепции социокультурного пространства, разработанной Д.В.Николаенко. Районирование пространства, по его мнению, можно проводить исходя из анализа социокультурного типа пространства.
Развитие международного и внутреннего туризма в России потребовало подготовки специалистов в этой области на уровне международных стандартов. Элективный курс «География туризма» составлен на базе курса «География туризма» для учащихся образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальности «туризм», «социально-культурный сервис и туризм».
Старшая ступень школы призвана создавать условия для подготовки молодежи к выполнению своих социальных функций – трудовых, познавательных, общественных и других. Одна из задач школы – подготовка учащихся к продолжению образования. Поэтому изучение географии на старшей ступени может осуществляться в рамках систематических элективных курсов. Таким является курс «География туризма». Настоящий курс посвящен изучению туризма, как основного вида рекреационной деятельности. Рекреационная география является основой развития туризма. А соответственно курс «География туризма» является составной частью дисциплины «Рекреационная география».
Рекреационная география – научное направление, изучающее территориальные возможности и особенности деятельности людей, направленной на восстановление и развитие физических и духовных сил. Для изучения рекреационной географии требуется совместные усилия медико-, экономико-, и физикогеографов, а также специалистов некоторых других наук – технических, социальных, естественных. Как системная наука, объединяющая знания разных отраслей географии и смежных дисциплин, рекреационная география представляет несомненный интерес для изучения в средней школе на завершающем этапе курса географии. Она способствует развитию у учащихся географического мышления, а также формированию у них представлений о природе, как среде обитания человека, ее роли в удовлетворении насущных потребностей, восстановлении сил и духовном развитии.
Элективный курс «География туризма» направлен на расширение знаний учащихся по курсу «География». Курс рассчитан на 35 часов для учащихся 10-11 классов.
Цель элективного курса:
Сформировать у обучающихся представление об общих чертах и территориальных (региональных) особенностях развития туризма на территории Татарстана, России и других стран мира.
Задачи:
1. Приобретение знаний о туристско-рекреационных ресурсах Татарстана, России и мира.
2.Способствовать развитию у обучающихся географического мышления..
3.Формировать представления о природе как среде обитания человека
4.Формировать представления о природе и обществе, как едином целом, необходимости интеграции физической, экономической и социальной географии для познания этого единства.
5. Воспитать уважение и любовь к Родине, показав место Татарстана и России в международном туризме.
6.Совершенствовать умение самостоятельно добывать знания (работа с СМИ, материалами Интернета);
7.Сформировать умение анализировать карты, путеводители, обосновать туристический маршрут и оценить туристские ресурсы заданного района по различным источникам информации.
Данный курс может быть включен в учебные планы школ, гимназий, лицеев и изучаться в 10-11 классах вместе или параллельно с курсом «Экономическая и социальная география мира».
Формы и методы работы:
-работа с документами (самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, изучение статистических материалов);
-изучение материалов СМИ, Интернет-материалов;
-экскурсии
-проектная деятельность;
-создание мультимедийных презентаций в программе Microsoft Office PowerPoint;
-деловая игра
Оценка по итогам курса складывается из следующих результатов:
• активная работа на занятиях;
• решение практических учебных задач;
• успешное выполнение итогового задания – создание туристической программы и её презентация.
Примерный тематический план занятий
№ п/п
Название раздела
Темы раздела
Количество часов
1.
Предмет и содержание дисциплины «География туризма»
1.Предмет, цели и задачи курса. Связь географии туризма с другими науками.
1
2.Географические и экономические основы курса.
1
2.
Теоретические основы географии туризма.
1.Концепция туристических центров и потоков.
2.Концепция социокультурного пространства.
3.Показатель туристической активности, доходов и расходов.
4.Характеристика туристических регионов по классификации ЮНВТО
5. Иудейская, Японская, Корейская социокультурные среды
1
6. Регионы смешанного социокультурного освоения
1
7.
Практические занятия.
1.Анализ карт, путеводителей и другой литературы для выбора маршрута с определённой целью; социально-культурной или медицинской.
2.Обоснование выбора маршрута с целью спортивно-оздоровительного путешествия.
3.Оценка туристских ресурсов заданного района по различным источникам информации.
4.Создание туристической программы.
12
Итого:
35ч.
Программа курса.
Раздел 1. Предмет и содержание дисциплины «География туризма» (2 часа)
Тема 1.Предмет, цели и задачи курса. Связь географии туризма с другими науками
География туризма – отрасль рекреационной географии. Объект и предмет географии туризма и её взаимосвязь с другими науками.. Главные задачи географии туризма. Проблемы географии туризма. Основные понятия географии туризма: туристские ресурсы, туристский спрос, туристские учреждения, туристский район, источники географии туризма.
Тема 2. Географические и экономические основы курса
Концепция территориальной рекреационной системы. Учение о географическом положении. Учение о географическом разделении труда. Теория регионального развития. Теория географического районирования. Теория абсолютного преимущества. Теория соотношения факторов. Теория жизненного цикла продукта. Теория подобия регионов. Виды туризма. Классификация туризма по характеру организации, по способам передвижения, по продолжительности. Функции туризма.
Раздел 2. Теоретические основы географии туризма. (2 часа)
Концепция туристических центров и потоков. Классификация туристических центров. География туристических потоков. Факторы, влияющие на развитие туризма Концепция социокультурного пространства. Хоумленд. Социокультурная система (СКС). Социокультурная среда. Регион смешанного социокультурного освоения. Социокультурная буферная зона. Классификация стран мира по СКС. Основные показатели туристической активности. География туристских доходов и расходов. Характеристика туристических регионов по классификации ЮНВТО.
Раздел 3 География туризма. (9 часов)
Тема 1. Население и его туристский спрос.
Региональные особенности в демографическом составе населения и их значение для туристского спроса. Уровень образования населения как фактор туристского спроса. Географические различия в характере туристского спроса. Туристские потоки в мире.
Тема 2. Развитие туризма в мире.
Виды туристских ресурсов. Природные туристские ресурсы. Климат как туристский ресурс. Показатели, характеризующие климат, как условие туристской деятельности. Моря и внутренние воды, как туристские ресурсы. Значение ландшафта для туризма. Источники минеральных вод, их виды и использование в лечебном туризме. Лечебные грязи, их виды и использование в лечебном туризме. Культурно-исторические ресурсы, их классификация и значение для познавательного туризма. Оценка туристских ресурсов. Туристские маршруты. Требование к туристским маршрутам. Местные и дальние маршруты. Теплоходные маршруты. Круизы. Туристские рейсы.
Тема 3. Приморский туризм.
Население, его социально-демографические особенности. Особенности туристского спроса. Современное состояние туристской индустрии.
Главные курортные районы и центры: Франция ( Лазурный берег, Ницца, Канны)., Италия ( Балеарские острова)., США (Флорида, Калифорния), Мексика (Акапулько), Австралийские пляжи..
ЭГП. Население. Туристский спрос. Транспортные условия. Современное состояние туризма. Важнейшие туристские маршруты. Перспективы развития.
Районы и центры горнолыжного туризма и альпинизма: Альпы – Германия (Хаусбер), Австрия (Инсбрук, Зальцбург), Швейцария (Кранс-Монтана, Давос, Церматт), Италия (Южный Тироль), Франция (Шамони).
Районы спалеотуризма: Индия (пещеры Аджанте); США (Мамонтова пещера); Польша (Величка); Швеция (Ора)
Источники минеральной воды: Чехия (Карловы Вары); Польша (Бескиды)
Тема 5. Морской (круизы) и речной туризм.
ЭГП. Население, его социально-демографические особенности. Особенности туристского спроса. Современное состояние туристской индустрии. Важнейшие туристские маршруты по региону.
Теплоходные маршруты: по Голубому Дунаю, Норвежским фьордам. Морские круизы по Карибскому бассейну, Средиземноморью (Крит, Турецкое побережье Эгейского моря), Северной Европе и Британским островам, по Французской Полинезии.
Тема 6. Центры религиозного паломничества.
ЭГП. Население, его социально-демографические особенности. Специализация хозяйства и развитие инфраструктуры. Современное состояние туристской индустрии. Культурно-исторические ресурсы для развития туризма.
ЭГП. Население. Туристский спрос. Специализация хозяйства и развитие инфраструктуры, транспортные условия. Современное состояние туристской индустрии, культурно-исторические, реакционные и природные ресурсы для развития туризма.
Рекреационный туризм: Греция (г. Афины, о. Родос, Закинф, Корфу), Непал, Венгрия (о. Балатон), джунгли Амазонии, Австралия (гора Аейерс-Рок), водопады (Игуасу и Анхель) , США (гора Рушмор, Гранд-Каньон, Ниагарский водопад), Африка (сафари, гора Килиманджаро).
ЭГП. Население. Транспортные условия. Современное состояние туристской индустрии. Важнейшие туристские маршруты, районы.
Кенийское сафари, Лапландия (г.Раваниеми), Индия (Гоа), Китай (о.Хайнань), Галапагосские острова, озеро Титикака, горы Анды и Гималаи.
Олимпиады, Универсиады, Евровидение, Новый год, Карнавалы, Фестивали.
Природные ресурсы для развития туризма. Перспектива развития туристской индустрии.
Раздел 4. Развитие туризма в Татарстане. (2 часа)
Тема 1. Туристические ресурсы, зоны и центры Татарстана.
Казань-третья столица России. Казанский Кремль. Остров-град Свияжск. Древние города Булгар и Биляр. Елабуга и её достопримечательности. Река Волга Раифский монастырь. Волжско-Камский заповедник. Санаторно-курортный отдых в Татарстане.
Раздел 5. Туристское регионоведение России.(2 часа)
Тема1. Туристические ресурсы, зоны и центры России.
Москва. Московский кремль. Золотое кольцо. Санкт-Петербург и его пригороды. Урал. Черноморское побережье Кавказа. Карелия. Озеро Байкал. Кроноцкий заповедник.
Раздел 6. Туристское регионоведение мира. (6 часов)
Тема 1. Западная социокультурная система. Туристические ресурсы, зоны и центры Европы.
Туристические ресурсы, зоны и центры Франции, Великобритании, Германии, Италии, Испании, Австрии, Венгрии, Чехии, США.
Туристические ресурсы, зоны и центры Юго-Восточной Азии, Тайланда, Мальдив, Океании.
Раздел 7. Практические занятия. (12 часов)
Тема 1. Анализ карт, путеводителей и другой литературы для выбора маршрута с определённой целью; социально-культурной или медицинской.
Карты Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Зеленодольского района, Свияжска, Золотого кольца России, Урала, Кавказа, Европы, Азии, Америки, Африки, Океании, стран мира.
Тема 2. Обоснование выбора маршрута с целью спортивно-оздоровительного путешествия.
Тема 3. Оценка туристских ресурсов заданного района по различным источникам информации.
Тема 4.Создание туристической программы
Литература.
Азар В. И.Экономика и организация туризма. М., 1993.
Александрова А. Ю. География мировой индустрии туризма. М., 1998.
Александрова А. Ю.Экономика и территориальная организация международного туризма. М., 1996.
Александрова А. Ю. География международного туризма.// География в школе.-2003.-№4.;
Алексеев А.И. Программа курса “География России” (8 – 9 классы). 2005
Атлас мира. Филип Стил. Издательство “Олма-Пресс”, Издание на русском языке,1989
География. Еженедельная методическая газета для учителей географии, экологии и природоведения Издательского Дома “Первое сентября”. № 19, № 20, № 42 – 2004
Глобальные прогнозы развития туризма до 2000 года и в последующий период. Мир в целом. (Пер. с англ.) Мадрид, 1994.
Гостиничный и туристический бизнес: Учебник/Под ред. А. Д. Чудновско-го. М., 1998.
Грачева Л. М., Оноприенко Т. Н. Организация деятельности при работе над проектом.// География в школе.-2002-06гг.;
Ефремова Е. С. Основы туристического бизнеса.- М.: 2002; Квартальнов Т. В. Туризм.- М.: 2001.;
Колодина О. А. География Оренбургской области: население и хозяйство.-Изд-во ОГПИ, 2003.;
Максаковский В. П. Развитие географии международного туризма.// География в школе.-№8.;
Максаковский В.П. Географическая картина мира.-Ярославль.: Верхняя Волга, 1998.
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира.- М.: Просвещение, 2001.
Некрасова А. География “Золотого кольца” России. Курсовая работа. 2006.
Николина В. В. Метод проектов в географическом образовании.// География в школе.-2002.-№6.;
Самойленко А. А. География туризма : учеб. пособие — Ростов н/Д: «Феникс», 2006.
Страны мира: Энциклопедический справочник - Смоленск: Русич,2002.
Туризм, гостеприимство, сервис : Словарь-справочник.//Под. Ред. Л. П. Воронковой.- М.: Аспект Пресс, 2002;
Чекулаева Е.О. Столицы мира - М.:ООО “Издательство АСТ”: (Издательство Астрель),2002
Экономика современного туризма: Рыночное регулирование. Основы управления и маркетинг. Бухгалтерский учет и налогообложение/ Под ред. Г. А. Карповой. М.; СПб., 1998.
Энциклопедия туриста/Е. И. Тамм (гл. ред.), А. X. Абуков, Ю. Н. Александров и др. М., 1993.