kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль микрогосударств Европы в мировой политике и экономике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка занятия по элективному курсу "Политическая география" для 10 класса социально-экономического профиля.

Цели: 1)познакомить обучающихся  с микрогосударствами Зарубежной Европы, их значением в экономическом развитии всего европейского региона;

2) научить обучающихся использовать свои знания в сходных и нестандартных ситуациях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль микрогосударств Европы в мировой политике и экономике »

Методическая разработка занятия по элективному курсу «Политическая география» (10 класс, социально-экономический профиль).

Тема: Роль микрогосударств Европы в мировой экономике и политике.

Цели: образовательные:

  1. познакомить обучающихся с микрогосударствами Зарубежной Европы, их значением в экономическом развитии всего европейского региона;

  2. научить обучающихся использовать свои знания в сходных и нестандартных ситуациях.

развивающие:

  1. активизировать познавательную деятельность обучающихся, формировать умения работать с разнообразными источниками знаний;

  2. способствовать развитию эмоциональной сферы личности обучающихся, познавательного интереса к географическим знаниям.

воспитательные:

1) воспитывать интерес к познанию новых данных;

2) формировать умения работать в группе.


Тип занятия: пресс – конференция.

Оборудование: 1) политическая карта «Зарубежная Европа»;

2) ноутбук, проектор, экран;

3) компьютерные презентации: «Визитная карточка» микрогосударств Европы», «Экономика микрогосударств Европы», «Путешествие по микрогосударствам Европы»;

4) таблички с названиями творческих групп: «Географы», «Экономисты», «Пресса», фирма «Евротур»;

5) таблички с названиями стран и флагами;





Ход занятия.

  1. Организация обучающихся на работу.

Постановка учебной проблемы.


Учитель: Вы знаете, что наряду с государствами – гигантами, такими как Россия, Канада, Китай, США – в мире существуют и государства-карлики, микрогосударства или, как ещё их называют, государства – конфетти, государства – сувениры, государства – подарки. Коллекционные подарки человечества самому себе.

Территории этих государств настолько малы, что по ним без труда можно перемещаться пешком. Тем не менее, эти государства отнюдь не декоративные, многие из них являются полноправными членами ООН и других организаций, т. е. роль государств – лилипутов в мировой политике часто не соотносится с их размером.

Как же могут выживать такие крошечные страны, как Ватикан, Монако, Сан – Марино , Андорра, Лихтенштейн и почему практически все они относятся к категории экономически развитых, а не развивающихся стран?

К ответу на этот вопрос мы с вами вернемся в конце занятия, а помогут нам в поиске истины творческие группы «Географов», «Экономистов», представители туристического агентства «Евротур». Наблюдать за их выступлениями, задавать вопросы, будут представители «Прессы».


При подготовке к конференции каждая группа получила вопросы и задания и сегодня они представят результаты своих исследований. В ходе выступлений вашей задачей будет заполнение сводной таблицы о микрогосударствах.

  1. Отчет творческих групп.

Ответы на вопросы прессы.

Учитель: Итак, что же такое микрогосударство? Слово «географам».


1.Отчет творческой группы «Географы».


Вопрос прессы: Некоторые географы относят к микрогосударствам Гибралтар, остров Мэн, Джерси. Согласны ли вы с их мнением?

Ответ: Эти территории по величине и количеству населения подходят под понятие «микрогосударств». Но мы сегодня говорим о суверенных государствах, а эти территории таковыми не являются. Гибралтар – это колония Великобритании, острова Джерси, Гернси, Мэн являются Коронными владениями Великобритании, хотя в её состав не входят, Фарерские острова принадлежат Королевству Дания, но имеют ограниченный суверенитет.


Учитель: Теперь нам стал понятен объект нашего исследования и пора предоставить слово «экономистам», чтобы выяснить за счёт чего живут эти государства.

2. Отчет творческой группы «Экономисты»


Вопрос прессы: В своем выступлении вы сказали, что у Мальты один из самых крупных торговых флотов в мире. Зачем такой маленькой стране такой большой флот?

Ответ: Корабли, плавающие под флагом Мальты, на самом деле ей не принадлежат. Иностранные судовладельческие компании регистрируют свои суда в оффшорной зоне Мальты, что позволяет им экономить на налогах, а Мальте приносит дополнительный доход.


Учитель: Теперь нам стало понятно, на чем основывается богатство и благополучие этих стран. Давайте назовем источники дохода этих государств.


Ответы обучающихся: 1. Туризм.

2. Банковские услуги.

3. Оффшорная деятельность.


Учитель: На первое место вы поставили доходы от туризма и правильно сделали. Ежегодно эти страны посещают миллионы туристов и вам тоже наверное захотелось посетить их. Поэтому на нашей конференции присутствуют представители турфирмы «Евротур».

3. Отчет творческой группы «фирма «Евротур».

Директор туристической фирмы:

Из выступления «Экономистов» вы поняли, что туризм в микрогосударствах играет немаловажную роль, ведь он занимает значительную долю наполнения бюджета, обеспечивает занятость местного населения, загрузку отелей , ресторанов, зрелищных мероприятий, поступление иностранной валюты.

Проанализировав предложения нескольких туристических компаний, мы пришли к выводу, что туристические фирмы России не предлагают тура, где бы вы могли посетить все микрогосударства Европы. Есть масса предложений со стороны туроператоров по отдельному направлению с посещением микрогосударства и несколько других стран Европы. Например, тур «5 столиц Европы» включает посещение Люксембурга, все туры в Испанию-посещение Андорры, в Италию – Сан-Марино и Ватикан и т. д.

Я предлагаю вам разработать маршрут, который бы включал посещение как можно большего количества микрогосударств.

Вопрос прессы: Какие микрогосударства Европы Вы советовали бы посетить?

Ответ: Это зависит от целей поездки!

Если вы увлекаетесь горными лыжами – то тогда вам в Андорру!

Если вы «шопоголик» – то вам опять же подойдет Андорра или Сан- Марино!

Если вы светский «лев» - то вам больше понравиться в Монако!

А для тайного держателя банковских счетов – Лихтенштейн!

Если есть желание полюбоваться произведениями Микеланджело и Рафаэля – тогда в Ватикан!


Вопрос прессы: Каким видом транспорта вы посоветуете путешествовать по Европе?


Ответ: В последнее время автобусные туры по Европе приобретают всё большую популярность у туристов. У автобусных туров есть ряд преимуществ:

- цена, которую заплатит турист, не может сравниться с другими турами;

- только автобусный тур даёт возможность побывать в таком количестве стран и оставить о них незабываемые впечатления, запечатлеть огромное количество интересных мест;

- романтика поездки: если Вы активны , энергичны и Вас манят различного рода приключения и возможность завязать новые знакомства в дороге, в этом случае впечатления от автобусного тура по Европе сложатся самые наилучшие.


А сейчас наши менеджеры Алина и Марина познакомят вас с наиболее интересными местами и достопримечательностями микрогосударств.


Вопрос прессы: Как поехать в Европу?

Ответ: Главное препятствие, которое отделяет нас от микрогосударств Европы, это получение шенгенской визы. Я предоставляю слово человеку, который в настоящее время занимается оформлением шенгенской визы.


Сопова Мария: Виза – это разрешение на пребывание /въезд/выезд/транзит по стране или группе стран. Для посещения микрогосударств Европы необходима шенгенская виза категории «С». Это обычная виза для поездок в гости, туризма, деловых поездок, но без права на работу. Шенгенская виза действительна для пребывания во всех странах шенгенской зоны. В настоящее время их 26. На общих границах этих стран отменен пограничный контроль.

Для получения визы нужно обращаться в консульство той страны, которая является страной вашего основного пребывания, то есть где вы планируете провести больше всего времени. Что касается микрогосударств, то кроме Люксембурга и Мальты, они своих консульств в России не имеют. Но у них есть соглашения с соседними странами о выдаче виз. Поэтому желая поехать в Андорру нужно обращаться в консульство Испании, В Сан-Марино и Ватикан в итальянское консульство, в Монако – в консульство Франции, а в Лихтенштейн – Швейцарии.

Все консульства находятся в Москве и поэтому для удобства граждан они открыли коммерческие визовые центры в разных городах России. В Курске есть тоже визовый центр. Визовые центры – это официальные посредники в передаче документов. Если вы собираетесь посетить Европу по туристической путевке, то турфирма помогает вам готовить документы и подает их в консульство.

Для получения шенгенской визы в разные страны нужны разные документы, но большинство консульств требует:

1.Загранпаспорт, срок действия которого заканчивается не ранее чем через 3 месяца после предполагаемого возвращения.

2. Ксерокопии общегражданского паспорта (всех страниц).

3. 2 цветные фотографии 3х4 без углов и овалов на сером фоне, матовые.


Для несовершеннолетних старше 14 лет, которыми мы являемся, необходима заверенная копия свидетельства о рождении, нотариально заверенные согласия родителей на поездку (если путешествие планируется с сопровождающим или с одним из родителей). Для подтверждения платежеспособности, необходимо предоставить справку с места работы родителей, с указанием оклада, стажа и должности. Иногда требуется справка из банка с заблокированными на вашем счете средствами из расчета 50-100 евро на день пребывания за рубежом.

Вопрос прессы: Смогу ли я по шенгенской визе посетить Великобританию?

Ответ: Нет. Хотя Великобритания и подписала шенгенское соглашение, но оставила паспортный контроль и поэтому находится вне шенгенской зоны. Для посещения Великобритании вам нужно обращаться в консульство Великобритании за национальной визой.

Вопрос прессы: Почему виза называется шенгенской?

Ответ: Виза получила название от названия деревни Шенген. Шенген – деревня в Великом Герцогстве Люксембург. Она расположена на левом берегу реки Мозель вблизи схождения границ Люксембурга, Германии и Франции.

14 июня 1985 года на прогулочном корабле «Принцесса Мария Астрид» на реке Мозель у деревни Шенген было подписано Шенгенское соглашение «О постепенной отмене проверок на общих границах». Место было выбрано в связи с тем, что в 1985 году Люксембург председательствовал в Совете Европейского Союза и в контексте отмены пограничного контроля оно было символично благодаря близости к месту схождения трех границ.

Соглашение вступило в действие с 26 марта 1995 года.

В результате имя деревни получило глобальное значение, под Шенгеном часто подразумевается само соглашение или группа стран, в которых оно реализуется. Слово Шенген употребляется и как нарицательное в значении «пространство без внутреннего пограничного контроля.

Директор фирмы: А теперь вернемся к заданию, которое я вам предложил в начале. Представьте, пожалуйста , маршрут по Европе, который бы включал в себя посещение микрогосударств.

Предложенный маршрут:

Получаем шенгенскую визу в консульстве Испании и самолетом Москва – Барселона летим в Испанию. Дальше продолжим путешествие на автобусе. Из Барселоны отправляемся в Андорру, а затем во Францию. На Лазурном берегу посетим княжество Монако. Далее мы переезжаем в Италию, где посетим Ватикан и Сан-Марино. На паромной переправе доберемся до острова Мальта и из аэропорта Валлетты вернемся самолетом в Москву. В результате такого путешествия мы посетим 5 из 7 микрогосударств Европы.


Учитель: А теперь вернемся к таблице, которую вы должны были заполнять в течение конференции.

На экран выводится заполненная таблица.

Колонка об особенностях и достопримечательностях государств может у всех содержать разные сведения. Кому могут понадобиться сведения из этой таблицы? Как можно её назвать?

Обучающиеся высказывают свои мнения и приходят к выводу, что сведения из таблицы будут полезны человеку, решившему путешествовать по Европе и таблицу можно назвать «Памятка туриста»




  1. Подведение итогов конференции.


Учитель: Сколько не скажи о государствах-карликах, всегда будет недостаточно. Но давайте вернемся к тому вопросу, который мы задали в начале занятия: «За счет чего живут, и неплохо живут, эти государства? Какова их роль в мировой политике и экономике?». Я хочу выслушать ваши мнения.





Ответы обучющихся:

  1. Все микрогосударства Европы – экономически развитые страны. По показателям ВВП на душу населения они превосходят большинство европейских стран.

  2. Не имея значительных природных ресурсов, микрогосударства активно развивают наукоемкие отрасли производства, непроизводственную сферу экономики: туризм, гостиничный бизнес, оффшорную деятельность, кредитно-финансовую деятельность, выпуск марок.

  3. Укрепился международный статус государств. Все они, кроме Ватикана, являются членами ООН, Мальта и Люксембург являются полноправными членами Евросоюза, а остальные пять государств имеют с ним специальные отношения. Многие входят в таможенный союз со своими большими соседями: Ватикан и Сан-Марино с Италией, Лихтенштейн – с Швейцарией и т. д.

  4. Ни в одном из микрогосударств нет своей армии. Их безопасность и суверенитет обеспечивается системой международной безопасности, которая сложилась в Европе после Второй мировой войны.

  5. Эти страны «выгодны» другим государствам Европы, так как практически во всех странах создан благоприятный налоговый режим, что привлекает большое количество иностранных бизнесменов, т. е. в эти страны выгодно вкладывать деньги.

Учитель: Микрогосударства ревностно сохраняют свои традиции и культуру. Посмотрите на доску, здесь написан девиз одного из микрогосударств Европы. Давайте попробуем определить, какому государству он принадлежит и как переводится.


Mir wёlle bleiwe wat mir sinn! (люксембургский язык)


Wollen wir bleiben, wer wir sind! (немецкий язык)


Мы хотим остаться теми, кто мы есть!


Учитель: Этим девизом сказано все. И пусть все государство можно обойти пешком за несколько часов, пусть названия стран не помещаются ни на одной географической карте, но «мы хотим остаться теми, кто мы есть!».


Наша конференция подошла к концу. Мы благодарим всех участников.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль микрогосударств Европы в мировой политике и экономике

Автор: Ковалева Ирина Валерьевна

Дата: 18.08.2015

Номер свидетельства: 225826


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства