Просмотр содержимого документа
««Экологическое воспитание учащихся на уроках географии в современных условиях»»
Выступление на методическом объединении учителей географии на тему: «Экологическое воспитание учащихся на уроках географии
в современных условиях»
Сегодня мы наблюдаем все более мощное воздействие человеческого общество на окружающую среду, ухудшение экологического состояния окружающей среды , что приводит к необходимости научить подрастающее поколение любить и охранять природу,готовить экологически грамотных людей, ясно представляющих взаимосвязи в системе «природа - человек - производство», способных предвидеть все последствия воздействия хозяйственной деятельности на природу и , самое главное –на человека. В нынешнем положении учителю очень трудно внушить ученикам, что они завтрашние рабочие, специалисты и директора предприятий. От них будет зависеть будущее страны, своей малой Родины, ее экологическая чистота. Наша школа расположена в удивительном уголке Воронежской области, где с 1980 года учеными Воронежского аграрного университета и тогда колхоза «Дружба» начала и успешно была внедрена эколого-ландшафтная система земледелия. В эти годы была возможность внедрять экологические дисциплины, чего сегодня сделать очень трудно. При формировании экологической грамотности я учебную деятельность и экологическое воспитание направляю на развитие прогностических и практических умений у школьников, так как считаю, что прогнозирование обеспечивает правильное отношение человека к окружающей действительности. В современном школьном курсе географии экологическая проблема нашла отражение именно в рассмотрении тем о взаимодействии природы и общества, о значении природных условий для жизни людей, об изменении ее под воздействием деятельности человека , и тех последствий, что вызовет наше бездумное отношение к природе.. Знакомство с данной тематикой позволяет школьникам раскрыть влияние хозяйственной деятельности общества на природу, помогает увидеть связи и зависимости, возникающие между природой и обществом, выявить причины изменений природы. Через уроки географии знакомлю учащихся с той уникальной системой , созданной в нашей местности, жизнью во многих ее проявлениях и взаимосвязях, разносторонне рассматриваю природу земной поверхности, населения, его хозяйственную деятельность; учу пониманию сущности экологических, экономических и социальных проблем, прогнозированию развития взаимоотношений между природой и человеком на разных территориальных уровнях.
В процессе формирования экологических знаний на уроках географии использую различные типы уроков: конференции, семинары, экскурсии, интегрированные уроки, игры. При подготовке учащихся к таким урокам рекомендую использовать публикации по сохранению русского чернозема в условиях интенсивного использование сельскохозяйственных угодий... В ходе уроков географии ученики учатся прогнозировать последствия воздействия человека на природу, формулировать предложения по рациональному использованию и охране природы, определять последствия проводимых природоохранных мероприятий (рекультивация земель, защита склонов от эрозии , восстановления плодородия чернозема и т.д.). По-моему глубокому мнению, учащиеся должны осознавать важность природоохранительного поведения и труда в повседневной деятельности. деятельностью. В рамках начального курса географии решению экологической проблемы способствуют практико - ориентированная деятельность по изучению и улучшению экологической ситуации своей местности через практическую направленность обучения на уроках и во время экскурсий, а также формированию личностного отношения к природе при изучении земных оболочек. На уроках знакомлю с влиянием деятельности человека на явления и процессы, происходящие в географических оболочках. Шестиклассников учу делать первые экологические прогнозы. Например, во время весенней экскурсии в природу ставлю перед детьми вопрос: «Что произойдет с ПК, если человек изменит данную территорию в микрорайоне нашей школы на водоразделе, пойме реки, луге, степном комплексе.» На уроках в седьмом классе школьники получают знания о разнообразии современного мира во взаимосвязи природных, экологических, социально-экономических составляющих. Подвожу учащихся к пониманию, что три главные составляющие природной среды (природа, человек, хозяйство) во взаимодействии сформировали облик земной поверхности, который в настоящее время является результатом деятельности современного общества на разных уровнях дифференциации географической оболочки: глобальном, региональном, локальном. Учебный комплекс О А Климановой позволяет это делать на многих уроках. При этом учащиеся осознают, какие связи нарушены в ПК, и что необходимо сделать, чтобы восстановить, сохранить и рационально использовать природу и ее богатства, высказывают свою точку зрения на восстановление этой ситуации, предлагают конкретные действия.. С восьмиклассники в теме «Почвы- национальное достояние страны» раскрываю причины разрушения почв своей местности, анализируют особенности свойств почвы и показываю, как результат научной деятельности ученых агроуниверситета и механизаторов наших крестьянских хозяйств позволяет проводить целенаправленную практическую работу по сохранению и возрождению чернозема, нашего бесценного богатства.
Формирование экологических умений у учащихся заложено в содержательной части курса «География России. Природа» и в других темах. Добиваюсь, чтобы у учащихся появлялось желание выразить свое личное мнение и отношение к проблеме экологического характера, дать ей нравственную оценку. Именно на таких уроках часто использую создание проблемных ситуаций, способствующих возникновению дискуссии, в которых учащиеся проявляют свое отношение к обсуждаемым поступкам и поведению в природе и повседневной жизни, отмечая положительные и отрицательные стороны этих поступков и их воздействие на природу.
При изучении курса «Природа России» широко использую региональный компонент, акцентирую внимание на экологических проблемах своего края и малой Родины, провожу уроки, где рассматриваю не только экологические проблемы, но вместе с учащимися ищу пути их решения. Это находит участие в проектах по благоустройству своего села и его окрестностей
Особое внимание уделяю оценке природных условий и ресурсов и влиянию их на экологию. Окружающей природы. В ходе уроков использую материалы школьного научного центра «Устойчивое земледелие», созданное в школе под руководством прфессора агроуниверситета г. Воронеж Лопырева М И , его статьи, публикации, содержащие данные о хозяйственной деятельности человека, о том, какие меры применяются для ее охраны в нашей местности. Обращаюсь к эмоциональной сфере ребенка, акцентирую внимание на тех чувствах, которые испытывают учащиеся при общении с природой, тем самым воспитываю любовь к своему селу , краю, Родине. При изучении крупных природных комплексов знакомлю с заповедниками этих территорий.
В девятом классе при изучении межотраслевых комплексов подвожу учащихся к выводу, что надо выпускать продукции меньше, но лучшего качества, снижать затраты энергии и ресурсов на производство единицы продукции. Для того, чтобы ученики пришли к выводу о необходимости рационального природопользования, ресурсосбережения, учу пользоваться основными источниками экологической информации, работе с общими и специальными географическими картами, статистическими материалами. На уроках учащиеся анализируют факты влияния человека на природу межотраслевых комплексов страны, раскрывают взаимосвязи между природой и хозяйственной деятельностью человека. К концу девятого класса многие ученики могут оценить экологическую ситуацию в целом, в отдельных ее регионах, предложить конкретные пути решения экологических проблем, осознать важность природоохранной работы.
. Такая работа расширяет кругозор учащихся, делает их более информированными и компетентными по вопросам экологии, обеспечивает активизацию процесса обучения. Школьники понимают, что невозможен экологический рай в отдельной стране, только все люди вместе способны обеспечить благодатную счастливую жизнь на Земле.
Здесь важно вспомнить , как отмечал В.И. Вернадский, что «мы должны понять, что являемся «жителями планеты и можем – должны – мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, рода, государства,…но и в планетарном аспекте…» и помнить, что «не природе нужна наша защита. Это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить». Еще раз подчеркиваю, что нельзя умалять экологическое образование и воспитание, не дать внедрить предложение нашего министерства образования , что экология-второстепенный предмет, его не надо обязательно изучать в школе. Давайте защищать эколгию.
Учитель географии МКОУ Касьяновская СОШ Воронежской области Кантемировского района, заслуженный учитель РФ, учитель высшей категории Гончаров Николай Васильевич.