Экологическое воспитание школьников на уроках географии и во внеурочной деятельности
Экологическое воспитание школьников на уроках географии и во внеурочной деятельности
Стремительное изменение природной среды в эпоху научно- технической революции связано с активным воздействием общества на природу. В результате улучшается жизнь человека, лучше обеспечиваются его конкретные потребности. Однако ширится и число нежелательных изменений в окружающей среде. Причины здесь неоднозначны. Одна из них – экологическая неграмотность населения. А кто, как не школа, должна воспитывать у детей ответственное отношение к использованию природных ресурсов, чувство заботы о состоянии окружающей среды.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание школьников на уроках географии и во внеурочной деятельности »
Экологическое воспитание школьников на уроках географии и во внеурочной деятельности.
Учитель географии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19" города Курска
Самойлова Ирина Анатольевна
1.Введение.
Стремительное изменение природной среды в эпоху научно- технической революции связано с активным воздействием общества на природу. В результате улучшается жизнь человека, лучше обеспечиваются его конкретные потребности. Однако ширится и число нежелательных изменений в окружающей среде. Причины здесь неоднозначны. Одна из них – экологическая неграмотность населения. А кто, как не школа, должна воспитывать у детей ответственное отношение к использованию природных ресурсов, чувство заботы о состоянии окружающей среды.
В Конституции Российской Федерации обязанность граждан беречь природу и охранять ее богатства впервые приняла характер требования. Чтобы это требование превратилось в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за окружающую природу. Это чувство формируется в системе всех форм и методов воспитания личности.
Выразительным показателем экологической культуры школьников является их реальная деятельность: недопущение действий, наносящих ущерб природной среде, посильный вклад в преодоление негативных воздействий на природу, разъяснение и пропаганда законов об охране окружающей среды.
Сегодня экологическая культура становится важным проявлением социальной активности и гражданской зрелости выпускника общеобразовательной школы. Именно общеобразовательная школа призвана развивать у молодежи ответственное отношение к природе. Эта важная социальная задача может успешно решаться не усилиями отдельных педагогов – энтузиастов, а только систематической работой всего педагогического коллектива на метапредметной основе, органически включаясь во все элементы учебно- воспитательного процесса в школе.
Формирование у детей ответственного отношения к природе сложный и длительный социально – педагогический процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, эмоций, воли обучающихся, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды. Такого рода учебно – воспитательная работа предполагает расширение педагогически организованных контактов детей с природной средой, организацию целенаправленного общения школьников между собой и со взрослыми в условиях обучающих (игровых и реальных) ситуаций. Все это направлено на формирование социально – активной жизненной позиции обучающихся – потребности заботливо относиться к окружающей природе. Достижение намеченных целей возможно не только в условиях сложившейся классно – урочной формы обучения, но и в системе внеурочных и внеклассных занятий.
Отношение человека к окружающей среде проходит несколько взаимосвязанных этапов развития: на первом – формируется готовность защищать среду; на втором – формируется идеал отношения к окружающей среде; на решающем – развивается способность ученика защищать окружающую среду. В этом процессе активно формируется опыт ценностных ориентаций и принятия решений по отношению к природной среде.
Экологическое воспитание обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.
Природа и дети – непреходящая педагогическая проблема. Классики педагогики видели в природе неиссякаемый источник воспитания ума и чувств каждой личности, правда, подчас сетовали, как мало значения придается этому источнику в теории педагогики и практике школы.
Поэтому на уроках географии и во внеклассной работе я большое внимание уделяю общению с природой, пробуждению радости от восприятия ее красоты, чуткой отзывчивости и доброты, постижению скрытых причин вечного движения и обновления реального мира. Это научно – познавательное и эмоционально – эстетическое восприятие природного окружения я именую экологическим воспитанием обучающихся.
Одним из главных направлений программы является знакомство с природой и культурой родного края Которое осуществляется постепенным введением метода экологических проектов различной сложности и продолжительности.
Геоэкологические элементы содержания программы по географии:
1. Изменение поверхности Земли деятельностью человека.
2. Охрана вод от загрязнения.
3. Охрана атмосферного воздуха.
4. Роль деятельности человека в изменении биосферы.
5. Изменение лика земли в результате природных процессов и деятельности человека.
6. Изменение природы своей местности под влиянием хозяйственной деятельности человека, мероприятия по охране природы.
7. Международное сотрудничество в изучении природы Земли и ее охране.
8. Африка. Заповедники Африки. Изменение природы материка под воздействием человека.
9. Австралия. Изменение природы человеком и современные ландшафты.
10. Океания. Заселение человеком и изменение природы островов.
11. Южная Америка. Степень изменения природы человеком.
12. Охрана природы океанов.
13. Северные материки. Заповедники и национальные парки. Современные ландшафты. Территории с опасной экологической ситуацией.
14. Взаимодействие природы и общества. Изменение природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей.
15. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв.
16. Экологические проблемы крупных природных районов России.
$117. Роль географической науки в изучении и преобразовании природы. Географический прогноз. Экологическая ситуация в России, законы об охране природы.
18. Концентрация населения в крупнейших городах России и мира, Обострение в них социальных и экологических проблем.
19. Проблемы охраны северной природы.
20. Экологические проблемы крупнейших рек мира.
21. Обострение социальных, Экономических и экологических проблем в России.
22. Охрана окружающей среды и экологические проблемы регионов.
23. Экологические проблемы больших городов.
24. Глобальные проблемы человечества.
25. Экологическая проблема как приоритетная проблема выживания человечества; понятие о критическом экологическом районе и их география.
В начальном курсе физической географии (6 класс), на изучение которого выделен всего 1 час в неделю, дети еще не знакомы с понятием «экология». К нему я подвожу ребят при проведении экскурсии по теме «План и карта». Закрепляется термин «экология» при изучении темы «Литосфера» и просмотре видеофильма «Жемчужина Курского края», а затем знакомстве с понятиями «исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы». На вопрос: «Можно ли продлить век исчерпаемым природным ресурсам икак это сделать?» дети дают самые разные ответы, порой очень интересные и мудрые не по возрасту. На своих уроках я использую игровую и изобразительную деятельность, которые позволяют отразить эмоциональные переживания ребенка, связанные с восприятием и пониманием себя, природы и других людей. При изучении темы «Разнообразие рельефа земной поверхности» я провожу экскурсию на местности в районе оврага «Поповская балка» на склоне южной экспозиции и обращаю внимание детей на характер изменения природы человеком на конкретном участке местности, выясняю причины этих изменений. Изучение темы «Воды суши» - большая возможность расширить представление детей об экологии. Ребята выполняют исследовательскую работу по определению прозрачности, цвета и запаха проб воды из реки Тускарь, школьного водопровода и родника, на основе чего делают выводы о состоянии внутренних вод города Курска и влияние на эту проблему человека. Каждый четверг во внеурочное время вместе с шестиклассниками мы освобождаем от мусора территорию в черте школы.
География материков и океанов (7 класс) – предполагает дальнейшее изучение экологической науки, чтобы продолжить формирование у детей значимости экологических знаний, представлений об экологии биосферы, о функциях живого вещества биосферы. Ребенку, познавшему обширный мир, окружающий его, с точки зрения экологических понятий и структуры биосферы, важно показать, что природа – колыбель человечества. Необходимо продолжить формирование обобщенного взгляда на мир, что предполагает познание глобальных проблем человечества и их тесной связи с задачами сохранения мира на планете. При изучении материка или океана я провожу большую работу по исследованию экологических проблем этого комплекса. Например, при знакомстве с природой Африки я выясняю, почему Сахара значительно расширила свою площадь, а площадь влажных экваториальных лесов и саванн сократилась, почему сократилась численность некоторых видов животных, а отдельные виды совсем исчезли с лица Земли. Творческая работа « Мой план спасения африканской саванны» вызывает у семиклассников большой интерес. Из самых достойных работ оформляем газету «Спасем планету». Тема «Заповедники и национальные парки» - это, конечно же, просмотр видеофильма «Заповедники Африки» и презентации на данную тему.
При изучении природы океанов я использую материалы путешествия норвежского ученого Тура Хейердала на судне «Ра». На доске записываю его слова: «Посреди океана, открытого для Европы Колумбом, теперь нельзя руку сунуть в воду, чтобы не выпачкаться в грязи…» Рассматривая вопрос о деятельности человека в океане, выделяем сразу несколько проблем, связанных с морским грузовым и пассажирским транспортом, зонами рекреации, центрами добычи природных ресурсов, определяем роль международного сотрудничества в деле охраны природы Мирового океана.
Изучая природу северных материков, обращаю внимание детей на проявление экологических проблем в природных зонах тундры, тайги, смешанных лесов и их специфику. Здесь решается проблема хищнической вырубки лесов в сибирской тайге, сведения широколиственных лесов в Европе.
Задачи экологического воспитания можно решать на каждом уроке географии, потому что каждый человек, используя опыт прошедшей жизни в настоящем, способен предвидеть последствия своих действий и отношений к другому лицу, выяснять причины наблюдаемых им явлений и творчески проявлять себя в любой возможной ситуации. Большой популярностью у детей среднего возраста пользуется конференция «Экологическое прогнозирование». За две недели до конференции дети получают индивидуальные задания-проекты (примерные темы «Изменение природы Африки», «Антропогенные природные комплексы Европы», «Сельское Хозяйство в Азии» и т. д.). В результате этой работы углубляются и расширяются знания детей о видовом разнообразии биосферы, о влиянии человека на природу Земли, закрепляются понятия «экологическая проблема», «исчезающий вид», «Международный союз охраны природы» и другие.
На уроках географии успешно использую отрывки из стихотворений , прозы, драматургии, подчеркивающими красоту русской природы, а также проблемы взаимоотношений человека и природы.
Заключение.
Нашу планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблем, летящим по просторам Вселенной. А человечество – экипаж корабля. Красивое сравнение. В чем-то даже мудрое. Но мы всегда должны помнить, что у нашего корабля «Земля» нет аварийного выхода. Зато есть множество вопросов: «Когда наши города станут чистыми, зелеными, красивыми? Кто несет ответственность за разрушение здоровья людей промышленными отходами? Как спасти родники, реки, озера, растительный и животный мир от гибели?». Древние цивилизации представляли себе Землю в образе божества, материнского и плодородного, а людей – детьми, которых она питает. Но время мифов прошло. Да и отношение человека к своей планете изменилось. Однако оно не должно быть менее уважительным и разумным. Нам нужно беречь богатство планеты – воздух, воду, землю. Мы должны воспитать умного, экологически грамотного человека, для которого принципы «Не навреди!», «Будь полезен!» являются жизненным девизом.
Неизвестный китайский поэт еще в 500 году до нашей эры сказал: «Если вы думаете на год вперед – сейте зерна. Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья. Если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека».
Эпоха неконтролируемого саморазвития системы «человек – природа» окончилась. Наступило время Разума, а ресурсом стало время. Поэтому мы должны иcпользовать этот ресурс и воспитать экологически культурное поколение, чтобы быть безопасными за будущее планеты Земля.
Литература:
1. Лемешев М.Я. «Природа и мы» М.1989г.
2. Кошелева В.Л. «Экология и нравственность». «Общественные науки и современность» 1993г. №1.
3. Вернадский В.И. «Начало и вечность Жизни» М. 1989г.
4. Горелов А.А. «Жить в согласии с природой» М. 1990г.
5. Журнал «Библиотека» №3-4, 1990г.
6. Чижевский А.Л. «Вся жизнь» М. 1974г.
7. Лиознер В.Л. «К уроку географии» М. Издательство «Наука» 2001г.