Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание школьников на уроках географии и в процессе внеурочной деятельности.»
Экологическое воспитание школьников на уроках географии и в процессе внеурочной деятельности.
Тарпанова Т.В.
Учитель географии
МБОУ«Губернаторский
инженерный лицей №102»
ЭКОЛОГИЯ – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образованных ими сообществ между собой и окружающей средой.
География – комплексная наука, изучающая природу Земли, население и его хозяйственную деятельность.
Невозможность изучение географических процессов без знаний законов организации экосистем.
Экологическое воспитание – это МЕЖПРЕДМЕТНОЕ образование и воспитание
Экологическая культура как качество личности должна формироваться в процессе непрерывного экологического воспитания , основными звеньями которого являются:
семья;
детские дошкольные учреждения;
школа;
внешкольные воспитательные учреждения;
воспитательная работа в летний период;
средства массовой информации;
самовоспитание.
ОСОБЕННОСТЬ ПРОЦЕССА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.СТУПЕНЧАТЫЙ ХАРАКТЕР:
формирование экологических представлений;
развитие экологического сознания и чувств;
формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
выработка навыков и привычек поведения в природе;
преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;
2. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ,
3. СЛОЖНОСТЬ;
4.СКАЧКООБРАЗНОСТЬ;
5. АКТИВНОСТЬ.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОЦЕССА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
развитие экологического сознания;
формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;
выработка нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
воспитание устойчивой воли;
формирование значимых целей экологической деятельности.
Цель экологического воспитания
формирование у учащихся основ экологического сознания и экологической культуры
ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Обучающая – формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека.
Воспитательная - воспитывать потребность поведения и деятельность направленных на ведение здорового образа жизни и улучшение состояние окружающей среды.
Развивающая – развивать интеллектуальную сферу, эстетическое восприятие и давать оценку состояния окружающей среды.
Как прослеживается экологическая проблематика в курсах школьной географии? Анализ содержания школьных программ и государственного стандарта географического образования позволяет выделить следующее.
Мероприятия проводимые на базе Губернаторского инженерного лицея №102
На базе лицея.
На уроках географии.
Экологические акции
Субботники
Экскурсии
Классные часы
Конференции
Защита проектов и т.д.
Семинары
Конференции
Конкурсы
Изготовление стенгазет и буклетов
Диспуты
Опыты
Практически на каждом уроке желательно обращать внимание школьников на проблемы малой родины , при этом показывая их взаимосвязь: малая родина является частичкой большой родины – России, а та в свою очередь – частью земного шара или мирового сообщества.
В настоящее время задача учителя географии заключается в том, чтобы сделать учебный процесс более значимым для учащихся представляющий непосредственный, жизненно важный интерес. Учебный процесс должен отражать реалии сегодняшнего дня , те события, которыми живет вся страна, а не быть, наоборот, изолирован от проблем современной жизни. Географическая наука позволяет рассматривать экологические и глобальные проблемы человечества в режиме «хорошо - плохо».(например Куйбышевское водохр.)
Исрользование интернет ресурсов.
Мероприятия, рекомендуемые для проведения в образовательных учреждениях: экологические акции и праздники: «День Воды» (22 марта),«День Земли» (22 апреля),«День птиц» (апрель),«День защиты диких животных» (15 октября).
Экскурсии.
Работа школьного эко объединения
Кружковая работа.
Эко отряды.
Олимпиады и конкурсы
Международная дистанционная олимпиада «Великие реки мира» (Проект "Ассоциированные школы ЮНЕСКО")
Эко дежурный по стране.
Экологические акции.
Эпоха неконтролируемого саморазвития системы «человек – природа» закончилась. Наступило время Разума, а ресурсом стало время. Поэтому мы должны использовать этот ресурс и воспитать экологически культурное поколение, чтобы быть спокойными за будущее планеты Земля. Мы должны воспитать умного, экологически грамотного человека, для которого принципы «Не навреди!», «Будь полезен!» являются жизненным девизом.