Экологическое образование учащихся на уроках географии
Экологическое образование учащихся на уроках географии
Нан век - век резкого обострения проблем,возникающих в результате хозяйственной деятельности человека.В связи с ростом городов,существуют серьезные проблемы:куда девать мусор,город и автомобиль,"чистое небо",экологические правила поведения граждан в быту,в процессе трудовой деятельности,в природе. Этот процесс затронул подавляющее количество стран и носит глобальный характер.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экологическое образование учащихся на уроках географии »
Экологическое образование учащихся на уроках географииг.Саров Нижегородская областьучитель географии1 квалификационной категорииМБОУ СОШ №11Грязева Лидия Ивановна
Родная земля - самое великолепное, что дано нам для жизни. Ее мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа. К. Паустовский
Наш век - век резкого обострения экологических проблем, возникающих в результате хозяйственной деятельности человека. В связи с ростом городов, существуют серьезные проблемы: куда девать мусор, город и автомобиль, «чистое небо», экологические правила поведения граждан в быту, в процессе трудовой деятельности, в природе. Процесс этот затронул подавляющее большинство стран и носит глобальный характер.
ЦЕЛЬ: Сформировать экологическое мышление и экологическую культуру на уроках школьной географии. Задачи:1. Обобщить и углубить знания экологического направления; 2 . Учить построению своих взаимоотношений с природой; 3. Активизировать деятельность учащихся по изучению экологической составляющей окружающей среды.
Суть и значимость экологического подхода
Облегчить учащимся понимание сущности современных проблем экологии и осознание их актуальности для человечества;
Развивать личную ответственность за состояние окружающей среды на глобальном уровне;
Формировать экологически ориентированные отношения и ценности, направленные на преодоление конфликтов между человеком и окружающей средой;
Формировать знания и умения исследовательского характера, способствующие развитию творческой и деловой активности при решении экологических проблем и связанных с ними жизненных ситуаций;
Способствовать переходу усваиваемых знаний и моральных принципов поведения в окружающей среде в личные убеждения;
Развивать умения принимать ответственные решения в окружающей среде и действовать в соответствии с ними;
Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения;
Развивать у школьников чувство самоуважения и понимание трудностей других людей. Стремление оказывать помощь в сложных жизненных ситуациях.
Содержание экологических вопросов в школьных курсах географии
Класс
Тема
УI
УI
Урок
Гидросфера
УI
Гидросфера
Мировой круговорот воды в природе
Экологические вопросы
Последствия загрязнения пресных вод в процессе круговорота воды. Меры борьбы за чистоту пресных вод.
Охрана вод Мирового океана
Организмы на Земле
УI
Воспитание бережное отношение к рекам, озерам и водоемам.
Влияние человека на распространение растений и животных
Атмосфера.
Знакомство с Красной книгой
Атмосфера, её строение и состав.
Изменение состава атмосферы под воздействием хозяйственной деятельности человека.
УП
Атмосфера и климаты Земли
УП
УП
Африка
Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Роль воздушных течений в формировании
климата.
Австралия
УП
Антропогенные природные комплексы
Причины возникновения озоновых дыр у Южного и Северного полюсов земного шара. Решение ЮНЕСКО по сокращению производства фреоновых соединений, разрушающих озоновый слой атмосферы.
Наступление пустынь. Африканские растения и животные Красной книги. Причины исчезновения видов животных и растений.
Национальные парки Африки.
Австралийский Союз
Южная Америка
УП
Изменение природы Австралии. Национальные парки и заповедники.
Северная Америка
УШ
Антропогенные природные комплексы
Климат России
Причины сокращения площади лесов в бассейне Амазонки.
Антропогенные природные комплексы
Эрозия почв, вызванная чрезмерной эксплуатацией прерий. Национальные парки Северной Америки. Работа по восстановлению поголовья бизонов.
Климат и человек
Причины потепления климата.
Неделя географии и экологииПонедельник: Открытие недели, ознакомление с планом мероприятий. Пресс-конференция «Наш город и его экологические проблемы». Вторник: День охраны природы. Экологический субботник. Конкурс экологических плакатов и комнатных растений. Среда: Географический КВН. Конкурс поделок «Природа и фантазия». Выставка фотографий и рисунков «Мой родимый край». Четверг: Географическая радиогазета «В мире географии». Пятница: Конкурсы знатоков географических кроссвордов и чайнвордов, знатоков географических карт. Суббота: Подведение итогов Недели. Награждение активных её участников.
Формы учебной деятельности в экологическом подходе изучения географии.
Геоэкологические аспекты урбанизированных территорий на примере г.Саров Нижегородской области
Факторы риска, связанные с урбанизацией (ростом городов и городского населения):
Изменение микроклимата;
Загрязнение главных компонентов природной среды города;
Возрастание миграционной активности населения;
Возрастание темпа и напряженности жизни, приводящие к стрессовым ситуациям;
Ухудшения здоровья людей в высокоурбанизированнных городах с промышленными предприятиями.
Лесной фонд ЗАТО состоит из одного крупного лесного массива. Производственно хозяйственную деятельность в нем осуществляет специализированное лесохозяйственное предприятие Горлесхоз.
г. Саров Нижегородской области - одной из самых высокоиндустриальных областей страны. Город имеет два градообразующих предприятия - Российский Федеральных ядерный центр и Всероссийский научно – исследовательский институт экспериментальной физики и электромеханического завода «Авангард».
г. Саров территория, где соседствуют уникальные природные ландшафты и уникальные промышленные предприятия. Около 3 % территории Сарова занимают особо охраняемые памятники природы, получившие, согласно распоряжения администрации Нижегородской области статус государственных. Сеть охраняемых природных территорий, организованная в Сарове способствует поддержанию качества окружающей человека среды.
В условиях больших городов, в том числе г. Сарова, несмотря на принимаемые меры, наблюдается устойчивая тенденция к ухудшению экологической ситуации и нарастанию отрицательных экологических последствий, ухудшается здоровье населения, что проявляется в снижении его иммунного статуса, аллергизации, росте общей и онкологической заболеваемости.
Одной из проблем является шумы от автотранспорта, каждый четвертый житель города имеет личное транспортное средство.
Леса Горлесхоза выполняют исключительно важные защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, водоохранные, противопожарные и специальные (маскировочные ) функции. Леса, как наиболее мощный и устойчивый компонент живой природы, обеспечивают стабилизацию биосферы, сохранение и улучшение других природных ресурсов, создание благоприятных условий жизни людей. Лесной комплекс выполняет водоохранные и водорегулирующие функции, обеспечивая сохранения водного режима водоемов, что весьма актуально для данной территории.
Впервые комплексные обследования водных объектов были проведены в 2000-2003 годах в ходе работ по экологической паспортизации водных объектов ЗАТО г. Саров.
Выявлено: основные источники загрязнения поверхностных водных объектов:
- ливневые сточные воды;
- производственные сточные воды;
- выпуск с городских очистных сооружений МУП «Горводканал».
Все эти выпуски находятся под контролем ЦГСЭН. В 2001-2002 гг. были обследованы все выпуски ливневой сточной канализации на предмет содержания нефтепродуктов, взвешенных веществ. Концентрация загрязняющих веществ превышает предельно допустимые нормы во всех выпусках сточных вод:
- по нефтепродуктам - от 30 – до 684 раз;
- по взвешенным веществам - от 3 до 20 раз.
Масштабные экспериментальные работы с целью получения данных о загрязнении почв были начаты в 2000 году.
Особую озабоченность у специалистов на сегодня вызывает возрастание площади земель, отторгаемых под свалки отходов ( санкционированных и несанкционированных).
Обследование загрязнения атмосферного воздуха было
выполнено впервые в 2001 году.
Пробы воздуха отбирались экспедиционным путем в пяти
маршрутных точках города, анализировались в лаборатории по
мониторингу загрязнения атмосферного воздуха. Было отобрано
и проанализировано 107 пробы воздуха, проведено
определение 6 загрязняющих веществ, в том числе которых
входит специфические примеси: фенол и формальдегид.
Основные выводы по результатам обследования:
- качество воздуха благоприятно для здоровья;
- допустимые нормы превышал уровень загрязнения
формальдегидом в различных районах города.
- зафиксирован случай разового загрязнения диоксидом азота;
- для получения более объективной информации необходимо
организовать в городе регулярные стационарные наблюдения
за загрязнением воздуха.
Благодаря использованию системы информационной связи к концу ХХ столетия в пространстве всех населенных пунктов возник новый и патогенный для всего живого экологический фактор – так называемый электромагнитный смог. Электромагнитное загрязнение является одной из форм физического антропогенного загрязнения природной среды.
Несмотря на принимаемые меры, наблюдается устойчивая тенденция к ухудшению экологической ситуации и нарастанию отрицательных экологических последствий, что свидетельствует о принципиальной невозможности в рамках существующих подходов к природооохранной деятельности не только изменить тенденции развития данной ситуации, но даже и стабилизировать её.
Саровские школьники привозят награды с экологических конкурсов, т.е в городе сложилась система экологического образования. Но система экологического воспитания широких масс населения отсутствует. Свою работу я бы хотела закончить сводом правил поведения человека в природе, разработанных по принципу библейских заповедей К. Дунау и П. Ямбертом (США). 1. Мы должны провести грань между желаниями и необходимостью и стремиться к тому, чтобы потреблять как можно меньше ресурсов в угоду нашим капризам. 2. Мы должны провести грань между использованием и потреблением.
3. Мы должны стремиться к тому, чтобы сократить потребление прежде всего тех ресурсов, которые способствуют накоплению отходов в окружающей среде. 4. Мы должны стремиться к тому, чтобы не превышать предельную нагрузку на живые организмы с тем, чтобы они могли эффективно разлагать отходы, поступающие в окружающую среду. 5.Мы должны стремиться к тому, чтобы сохранять чувство меры в удовлетворении своих потребностей, а также учитывать энергетические затраты на их достижение. 6. Мы должны стремиться к тому, чтобы развивать экологически оправданные источники получения энергии, не считаясь с затратами.
7. Мы должны стремиться к тому, чтобы освободиться от привычек, предрассудков, традиций, сформировавшихся в период экологической безграмотности. 8. Мы должны потратить большую часть наших физических и умственных усилий на сохранение, а не на потребление невозобновимых природных ресурсов. 9. Необходимо уяснить, что общество должно уделять больше внимания улучшению общего состояния окружающей среды в стране. 10.На необходимо научиться делать различия между уровнем потребления и уровнем жизни и сосредоточить больше внимания на качестве живого, чем на количественных показателях жизни.
Сеть охраняемых природных территорий, организованная в Сарове ,способствует поддержанию качества окружающей человека среды. Сохраняются великолепные городские и пригородные пейзажи, роль которых в человеческой жизни огромна. Памятники природы нашего города берегут память о замечательном прошлом Сарова, о древностях этой земли, о святом Серафиме, который прославил наш город.
Анализ результата работы и наблюдений за своими учениками позволил сделать следующие выводы:
Экологический подход в формировании географических знаний оказался результативным и удачным:
участие в конкурсе «Чистая планета», олимпиадах, конференциях;
грамоты;
благодарности.
Большое воспитательное значение данного подхода в географическом образовании.
Изменился познавательный интерес учеников к самому предмету. Учащиеся поступают в ВУЗы на географический факультет.
У школьников возникла необходимость расширения кругозора и осмысления своего места в природе.
Многие свободно стали формировать свое мнение, научились отстаивать свою точку зрения.
Расширились творческие способности многих учеников.
Активизировался поиск дополнительных сведений из различных источников.
Появился живой интерес к разнообразным видам деятельности на уроке и во внеклассной работе.