Разработала:Рублёва Надежда Александровна
Учитель начальных классов
ВОДОЁМЫ. ЧАСТИ РЕКИ.
Предмет: окружающий мир, урок получения новых знаний.
Продолжительность: 1 урок
Класс: 2.
Структура урока по ТРКМ (технология развития критического мышления)
Средства ИКТ: проектор, компьютер.
Цель: расширение, систематизация и углубление исходных представлений о водоёмах и части реки.
Задачи:
Образовательные
Учащиеся продолжат учиться:
узнавать изучаемые объекты;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты;
выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
использовать естественнонаучные тексты на бумажных носителях с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
Развивающие
Учащиеся продолжат учиться работать в группе.
Учащиеся продолжат учиться моделировать полученные знания в виде схемы.
Воспитательные
Воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к природе
ХОД УРОКА:
Отгадывание загадок (слайд 1)
–отгадайте загадки:
РЕКА, РУЧЕЙ, МОРЕ, БОЛОТО, ПРУД
-Как одним словом можно их назвать? (ВОДОЁМЫ)
-Какие ещё водоёмы бывают?
2.Какая тема нашего сегодняшнего урока?
ВОДОЁМЫ
-Какую цель мы поставим?
-познакомится с водоёмами
3. На какие две группы можно разделить водоёмы?
Работа с таблицей на доске
знаю
Хочу узнать
узнали
Водоёмы
2.РЕКА
На какие две группы они делятся
Исток, устье, русло
Естественные и искусственные
Начало реки, река впадает в озеро, углубление реки.
-Чтобы легче было ответить на этот вопрос, мы выполним следующее задание. Я предлагаю вам поработать в группе.
КАРТОЧКА №1
Прочитайте внимательно о водаёмах, которые описаны у вас в карточках и подумайте на какие две группы их можно разделить?
-Как они созданы (ПРИРОДОЙ ИЛИ ЧЕЛОВЕКОМ)
4. Сейчас предлагаю поиграть в игру «Верно, неверно» (индивидуально (карточка №2)
Объяснить как и где отвечать
Карточку отложили (проверка в конце урока)
ОБСУЖДЕНИЕ:
-Все ли легко ответили на вопросы?
-Сомневались ли вы при ответах?
-Почему?
-Хотите узнать?
ВОЗВРАЩАЕМСЯ К ТАБЛИЦЕ на доске
5. А сейчас поработаем с текстом КАРТОЧКА №3 (индивидуально)
Используем условные обозначения «+»знаю, «-»незнаю
6.Беседа по тексту
-Что знали?
-Что не знали?
ЗАПОЛНЕНИЕ СХЕМЫ РЕКИ (работа в парах)
-Как вы думаете где начало реки? И.т.д.
6. Возвращение к карточке «ВЕРНО, НЕВЕРНО»
7.Итог:
-Какая была цель урока?
-Узнали?
8. СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА ПОМОЩЬ ДЛЯ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
ВОДОЁМЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ
ИСКУССТВЕННЫЕ
СОЗДАНЫ ЧЕЛОВЕКОМ
СОЗДАНЫ ЧЕЛОВЕКОМ
РЕКА, МОРЕ, ОЗЕРО,ОКЕАН,БОЛОТО
ПРУД, КАНАЛ, ВОДОХРАНИЛИЩЕ
ИСТОК
РУСЛО
БЕРЕГА
УСТЬЕ
ПРИТОК
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Водные богатства нашей планеты составляют океаны, моря, озёра, реки, каналы, пруды, водохранилища.
Океаны, моря, озёра и реки имеют естественное происхождение. Каналы, пруды, водохранилища люди создали искусственно для своих хозяйственных нужд.
Начало реки называют истоком. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море, называют устьем. Углубление, по которому течёт река, - это русло. У реки есть правый и левый берега. Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет правый берег, а слева – левый.
Исток, устье, русло, берега – части реки. В реку обычно впадают другие реки и ручьи – притоки.
Водохранилище – искусственный водоём, образованный с помощью перегораживания реки плотиной для накопления и хранения воды в целях использования её в хозяйстве. Вода в водохранилище пресная.
Озеро – естественный водоём, со всех сторон окружённый сушей. По размерам озера бывают разными: от очень крупных, например, озеро Байкал, до очень маленьких. Вода в них может быть пресной, а может быть солёной.
Пруд – искусственный водоём небольшого размера для хранения воды с целью водоснабжения, полива, разведения рыбы и водоплавающей птицы. Вода в водоёме пресная.
Река – природный водный поток, который течёт по специальному углублению – руслу. У реки два берега.
Море – часть океана, отделённая от него сушей, островами. Это естественный водоём крупного размера.
(+) - знаю
(-) - не знаю
(V) -пригодится
Утверждение
Верно (+)
Неверно (-)
(в начале урока)
Верно (+)
Неверно (-)
(в конце урока)
1.Верно ли, что водохранилище создают для накопления и хранения воды?
2.Верно ли, что пруд искусственный водоём, созданный для разведения рыбы?
3.Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет правый берег, а слева-левый?
4.Исток – это место, где река впадает в другую реку, в озеро или море.
5.Устье – это начало реки.
6.Русло – это углубление, по которому течёт река.