Каждая территория имеет свой образ. Образ Пензинского края - это прежде всего образ великого русского поэта М.Ю.Лермонтова, жившего в имении Тарханы. Презентация составлена в виде виртуальной экскурсии в имение. Материал можно использовать не только на уроках географии, литературы, но и во внеурочной работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
… Пускай историю страстей И дел моих хранят далекие потомки
Каждая территория имеет свой образ. Образ Пензинского края - это прежде всего образ великого русского поэта М.Ю.Лермонтова, жившего в имении Тарханы
Пензенская область. Тарханы
Музей – заповедник «Тарханы», расположенный в 120 км от города Пензы, - одна из самых знаменитых в России литературных святынь.
В Тарханах Михаил Юрьевич Лермонтов прожил половину жизни. Именно здесь, в дворянско-усадебной среде, общении с природой, с богатствами родного языка великий поэт получил неизгладимые впечатления.
Схема музея-заповедника.
Музей-заповедник имеет 3 экспозиционных комплекса.
Площадь «Тархан» — около 140 га .
В состав первого комплекса входят: бывший барский дом, церковь Марии Египетской, восстановленные людская изба и дом ключника, заповедный парк, три фруктовых сада, дубовая роща, пруды.
Второй комплекс — это кладбище Арсеньевых-Лермонтовых с часовней над ним, где покоится поэт; находящаяся рядом с часовней могила отца поэта, сельская церковь Михаила Архангела и сторожка.
Третий комплекс — имение "милой тетеньки" М.А. Шан-Гирей Апалиха, находящееся в трех километрах от Тархан.
«Тарханы» — богатейшее хранилище предметов помещичьего усадебного быта XVIII-XIX веков: мебели, посуды, декоративно-прикладного искусства, живописи и высочайший образец усадебного садово-паркового искусства. Ее природные богатства уникальны.
И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, – памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребёнком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и жёлтые листы
Шумят под робкими шагами.
Давайте пройдем по земле, где когда-то ступали шаги поэта…Не нужно спешить в музейные залы. Старинная усадьба, широкие и тенистые аллеи парка, зеркальная гладь прудов и даже сам густо напоенный запахом трав воздух тоже могут рассказать многое:
«Аллея тёмная», которую упоминает Лермонтов, ведёт от церкви Марии Египетской к пруду. Рядом на террасированном склоне устроена «дерновая скамья».
Также по «аллее тёмной» можно пройти к «беседке тайной», которую летом почти не видно в густой зелени.
Беседка стоит на одной стороне пруда, а на другой — начинается Круглый сад. Чтобы попасть в него, нужно пройти по мостику.
Истоки
В музее-заповеднике «Тарханы» хранится церковная книга с записью бывших прихожан села, где весной 1815 года в возрасте «полугоду» записан Лермонтов. Это самая первая тарханская запись о поэте. Она документально зафиксировала, когда два имени — Лермонтов и Тарханы — слились воедино. И пусть, подрастая, Лермонтов будет отлучаться из села, а взрослым человеком — рваться в Москву и Петербург к друзьям и единомышленникам, туда, где понимали и ценили его талант, но в трудные минуты жизни милые Тарханы будут притягивать поэта с особой силой.
Никакие самые мудрые воспитатели, самые лучшие курсы науки не могли дать Лермонтову того объема ощущений и глубины понятий, которые он приобрел ребенком в Тарханах, в доме бабушки Е. А. Арсеньевой.
Барский дом
Деревянный с мезонином дом, в котором Лермонтов жил в 1818-1827, 1828, 1836 годах, многое претерпел.
Барский дом
После смерти Арсеньевой его пытались разобрать, а в 1908 году он сильно пострадал от пожара, но потом был восстановлен.
Барский дом
В 1973 году дом реставрировали с максимальным приближением к виду лермонтовского времени.
Зала
Фамильные портреты знакомят посетителей со всеми членами семьи поэта. Хрупкой, нежной и страдающей предстает М. М. Лермонтова; красивым и исполненным достоинства — Ю. П. Лермонтов. Трёхлетний Лермонтов, ещё совсем ребёнок, позирует старательно, в руках держит лист бумаги и карандаш.
Зала
На столе разложены завещание Е. А. Арсеньевой 1817 года и воспроизведение некоторых рукописей Лермонтова. Так раскрывается одна из важнейших биографических тем — семейная драма. Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, разлукой с отцом (по завещанию Арсеньевой внук должен был оставаться при ней до полного совершеннолетия, только при этом условии он становился её наследником).
В гостиной собирались родственники и соседи-помещики, вели долгие разговоры о происходившем в России, ценах на хлеб, о крестьянах, которые всё чаще выражали свой гнев и возмущение, и многом другом.
Всё говорит о том, что до Тархан доходили отзвуки всех важнейших общественно-политических событий.
Гостиную украшает картина М. Ю. Лермонтова «Кавказский вид близ селения Сиони». Это самое большое живописное полотно Михаила Юрьевича, оно принадлежит к лучшим его работам, было подарено поэтом бабушке и находилось в Тарханах с 1838 года.
Гостиная
чайная
В маленькой уютной чайной, украшенной картинами мастеров голландской и фламандской школ, собирались вечерами. И очень часто из окон комнаты, где всё дышало спокойствием и уютом, мальчик Лермонтов видел, как за одну разбитую чашку отправляют для наказаний на конюшню поварёнка Ваську (об этом он пишет в драме «Люди и страсти»).
Образная — ещё одна маленькая комната рядом с девичьей на первом этаже, где находится икона «Андрей Первозванный». Есть сведения, что эта икона была в Тарханах уже в начале XIX века.
Образная
Стены столовой по обычаям того времени украшены гравюрами и литографиями. Но это не случайные картинки. На трёх стенах портреты героев Отечественной войны 1812 года М. И. Кутузова, М. Б. Барклая-де-Толли, А. Е. Ермолова, лубочные карикатуры на французов, гравюры «Сражение при Бородине» и «Пожар Москвы».
Столовая
Кабинет поэта
Известно, что ещё в конце 1850-х годов в комнатах Лермонтова в запертом красного дерева со стёклами шкафу стояли на полках книги, принадлежавшие поэту. Они не сохранились. Но что читал Лермонтов, установить во многом удалось, издания того времени собраны и выставлены для обозрения.
В кабинете Е. А. Арсеньевой можно увидеть журналы и книги по сельскому хозяйству. Вместе с ревизскими сказками они характеризуют уклад жизни помещичьей усадьбы того времени. Портрет Екатерины II (гравюра Н. Уткина с оригинала В. Боровиковского, 1827) и виды Царского Села (литографии Шульца и Головина) говорят о вкусах и привязанностях тарханской помещицы.
Кабинет Е.А.Арсеньевой
Комната М.Ю.Лермонтова На почётном месте – глобус. Пофантазируем: «Не будь Лермонтов поэтом, возможно стал бы географом?»
Центральное место рабочего кабинета поэта занимает старинный письменный стол с книгами и рукописями, над ним — портреты любимых писателей: А. С. Пушкина, Байрона, Вальтера Скотта.
В Тарханах, как считают литературоведы, Лермонтов работал над поэмами «Тамбовская казначейша» и «Сашка», драмой «Два брата», стихотворением «Умирающий гладиатор».
Кабинет поэта
Здесь он искал своё «я», здесь родилась ненависть к рабству, здесь Лермонтов почувствовал свою неразрывную связь с судьбой России. В Тарханах возникло первое светлое чувство любви к Родине, к ее народу, природе, степям, туманам, березам, неприметным речушкам. Оно будет расти, крепнуть, а незадолго до смерти поэта выльется в замечательные строчки:
Люблю Отчизну я.
Но странною любовью…
Любовь к Родине
Связь с народом
Общение с крестьянами, их детьми прибавило красок поэтической палитре Лермонтова. Пословицы, поговорки, загадки, легенды, слышанные в родном селе, прочно и навсегда вошли в его жизнь. Самыми живыми нитями с родным народом Лермонтов был связан через русские песни. Их всесильную чудодейственную власть он ощутил в раннем детстве. А в шестнадцать лет написал: «…если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде не буду её искать, как в русских песнях».
Недалеко от барского дома, в дальнем углу парка на вершине холма маленькому Лермонтову были вырыты траншеи, сохранившиеся до настоящего времени. Два земляных укрепления были устроены специально для военной забавы, руководил, по-видимому, какой-нибудь солдат-инвалид. здесь Лермонтов ребёнком играл в войну со своим потешным войском. С упоением слушал поэт рассказы бывалых солдат о походах и сражениях. И столько же раз звучала в те дни ставшая впоследствии знаменитой фраза: «Скажи-ка, дядя…».
Траншеи — место военных игр
Без тарханских впечатлений не могло быть «Бородина», «Вадима», «Купца Калашникова», стихов «Как часто пёстрою толпою окружён», «Предсказание», ранних драм и многих других произведений. Тарханы, это «царство дивное», он старательно оберегал от «пёстрой толпы». Этот островок был только для него, здесь он отдыхал душой.
Дом ключника
Предметы быта крестьян
Островок вдохновения
Старый могучий дуб, посаженный М. Ю. Лермонтовым, несколько лет назад был свален ураганом. Он находится в южной части парка. Поэт любил это дерево, символ мужества, твёрдости и вечности. И не случайно, в одном из стихотворений он писал:
Я б желал на веки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтобы дыша вздымалась тихо грудь;
Чтобы всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел.
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Тёмный дуб склонялся и шумел.
дуб, посаженный поэтом
В документах о строительстве церкви говорится: «Строится тщанием означенного села помещицы гвардии поручицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой …»
Церковь Михаила Архистратига
Недалеко от церкви Михаила Архистратига стоит небольшая кирпичная часовня, ставшая фамильной усыпальницей членов семьи Арсеньевой. Она была воздвигнута Е. А. Арсеньевой на том месте, были похоронены муж Арсеньевой и её дочь. Рядом с ними обрёл вечный покой и М.Ю. Лермонтов. В 1974 г. из с.Шипово Липецкой области привезен и перезахоронен прах отца – Ю
.П.Лермонтова.
Лицевая сторона памятника украшена бронзовым лавровым венком, на ней — простая надпись: «Михайло Юрьевич Лермонтов
3 октября 1814 года –
15 июля 1841 года.
Фамильная часовня Арсеньевых. в тарханах Лермонтов обрёл вечный покой
«Здесь, как и на всей лермонтовской земле, чувствуется особая энергетика. Так приятно всегда видеть здесь столько людей, влюбленных в эти места и поэзию Лермонтова.
Я считаю, что по телевизору нужно чаще показывать не концерты звезд эстрады, а творческие встречи в Тарханах».
Иосиф Кобзон,
народный артист СССР
Наши Современники о «тарханах»
«Для любого культурного или хотя бы мало-мальски образованного человека „Тарханы“ - это своего рода МЕККА. Михайловское, Болдино, Тарханы, Карабиха, Шахматово, Константиново, Ясная Поляна - всё это „жемчужины“, если хотите, нашей великой и богатой культуры».
Сергей Безруков, актер
Наши Современники о «тарханах»
«Когда люди сюда приезжают, они совершенно другими становятся. Они становятся лучше. Вот это место вынимает из людей все то прекрасное, что природой в людях заложено».
Тамара Мельникова,
директор государственного
Лермонтовского
музея-заповедника «Тарханы»
Наши Современники о «тарханах»
… Как и много лет назад шумит тарханский парк, белым облаком по весне покрываются сады, осенью завораживает шелест опадающей золотой листвы. И во все времена года, в любую погоду, идут к Лермонтову люди, чтобы ещё раз услышать о его жизни, чтобы вновь прикоснуться к живительному источнику его поэзии.
Использованная литература: «Михаил БОНДАРЕВ. Осенний вечер в Тарханах. Путешествие в век романтиков и поэтов» Журнал «Молоко», 2006 г., №11
«Тарханы. Лермонтовский музей-заповедник», Пенза,1972 год, 100 стр.