Путешествие в Тарханы. Заочная экскурсия в дом-музей М. Ю. Лермонтова в Тарханы. Сюда, в имение бабушки он был привезён грудным младенцем и здесь пережил он смерть матери и разлуку с отцом, здесь узнал жизнь народа.
Сюда, в Тарханы, в любое время года тысячи рейсовых автобусов и частных автомобилей едут жители нашей страны и зарубежных туристов, чтобы познакомиться с жизнью великого Лермонтова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Путешествие в Тарханы. »
Путешествие в Тарханы
Мой дом везде, где есть
небесный свод,
Где только слышны звуки песен,
Все, в чем есть искра жизни,
в нем живет,
Но для поэта он не тесен.
М.Ю. Лермонтов
Вот кого жаль, что рано умер! Какие
силы были у этого человека! Что бы
сделать он мог!
Л.Н. Толстой.
Что ж еще он сделал бы? Какие
поэтические тайны унес он с собой в
могилу? Кто разгадает их?
В.Г.Белинский.
Говорить о Лермонтове? Да разве это возможно? Гений – всегда потрясение, всегда загадка. Никто из поэтов не начинал так смело и так стремительно, как Лермонтов. В один день он, еще никому не известный, но уже зрелый поэт, стал знаменитым.
Сегодня мне захотелось совершить заочную экскурсию в дом – музей М. Ю. Лермонтова в Тарханы, место, которое прошло через всю жизнь поэта. Сюда, в имение бабушки по матери, он был привезён грудным младенцем, здесь он пережил смерть матери и разлуку с отцом, здесь узнал жизнь народа.
В любое время года по асфальтированной дороге, со стороны Пензы и Тамбова, на рейсовых и заказных автобусах, на личных и попутных автомашинах тысячи человек едут в Тарханы – государственный музей – заповедник, который с 1918 года носит имя поэта. Автотрасса Пенза – Тамбов, по которой мне предстоит ехать, почти полностью совпадает со старинным трактом, где когда – то Арсеньева не раз возила будущего поэта в Москву и на Кавказ.
Повторяя путь Лермонтова в Тарханы, я проезжаю по всхолмленной русской равнине, пересекаю широкие, раздольные поля, узкие извилистые речки; передо мной мелькают рощи и леса, сёла и деревни.
Люблю я ветер меж нагих холмов…
И мысль о вечности, как великан,
Ум человека поражает вдруг,
Когда степей безбрежный океан
Синеет пред глазами.
В дороге время пролетает незаметно. И вот уже Лермонтово, двумя длинными порядками расположенное по берегам речки Марарайки.
Да, сердце тянется к Тарханам.
Рукой подать до ясных звёзд.
Спит,
Перевитая туманом,
«Чета белеющих берёз».
Сияет месяц над усадьбой.
Листвой дорожки замело.
В селе,
Как будто перед свадьбой,
До необычного светло.
Светло
Лужайкам и полянам.
Плывёт тумана зябкий дым…
Да, сердце тянется к Тарханам,
Нам всем поэт необходим!
В окрестностях села всё сохранило на себе отпечаток личности поэта, неразрывно связано с его именем. Куда бы мы здесь ни обратил свой взор, какой бы уголок пейзажа ни увидел, всё напоминает о великом поэте.
Я попал в Тарханы осенью, поэтому имею возможность побродить по роще и усадьбе, когда отлетают бурые, золотые, багряные листья, когда природа подносит моему взору последний подарок уходящего года – неповторимые ясные ноябрьские дни. Усадьба в Тарханах воссоздаёт обстановку лермонтовской эпохи, поэтому я начинаю осмотр музейных экспозиций с барского дома. Первая комната особняка – передняя. Это своего рода «музейное предисловие» к рассказу о тарханских днях и годах поэта. Из передней попадаю в залу, которая начинает анфиладу из 3-х парадных комнат арсеньевского дома. Широко открытыми карими глазами смотрит на меня с портрета юный Лермонтов.
…В детстве наружность его невольно обращала на себя внимание. Маленького роста с бледным лицом и большими карими глазами. Когда Мише исполнилось 7 лет, бабушка окружила его деревенскими мальчишками. Это было потешное войско юного барчука. В военном мундирчике изображен Лермонтов на портрете, увы, неизвестного художника.
Здесь мальчик впервые услышал об Отечественной войне 1812 года от непосредственных участников ратных событий, живших в селе.
В народной войне принимали участие не только кадровые офицеры и солдаты, но и весь народ. Лишь в Пензенской губернии было мобилизовано 1200 человек, 300 из которых в Чембарском уезде. Лермонтов слышал рассказы своего отца Юрия Петровича и родных братьев бабушки – Столыпиных Дмитрия Алексеевича и Аркадия Алексеевича.
История создания стихотворения «Бородино» тесно связано с Тарханами. Обращение «Скажи – ка, дядя…» появилось после посещения Михаилом Юрьевичем родных мест зимой 1836 года. Этим «дядей» был Дмитрий Федоров, которого Е.А. Арсеньева в 1810 году отдала в солдаты. После войны отставной солдат жил в Тарханах, в семье Лукерьи Шубениной, он – то, скорей всего, и рассказывал любопытному юноше о легендарных сражениях 1812 года.
В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» мы читаем сцену поединка Калашникова и Кирибеевича, удивляемся точности описания боя. Откуда у юного автора такая точность в изображении кулачного сражения? Это объясняется тем, что Лермонтов неоднократно наблюдал подобные потехи в родном селе. Побывав зимой 1836 года в Тарханах, он устраивал между крестьянами кулачный бой. Довольный увиденным, Михаил Юрьевич подарил крестьянам несколько участков леса, особенно одарил победителя – молодого парня из Тархан. У бабушки долгое время хранились рисунки внука карандашом, изображавшие кулачные бои. Есть свидетельство жителя села И.Д. Потапова о народных забавах: «В детстве он любил смотреть на кулачные бои. Бывало ребята выйдут на лед барского пруда и сражаются. А Миша выезжает туда с конфетами, пряниками и раздает тем, кто в бою победит. С радостью принимали от него подарки. А Михаил Юрьевич не мог на это спокойно смотреть».
В 16 лет Лермонтов в стихотворении «Предсказание» напишет:
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет…
( «черный год» - именно так в дворянских кругах называли крестьянскую войну под предводительством Емельяна Пугачева).
Свободомыслие М.Ю. Лермонтова начиналось с тех покосившихся крестьянских избушек, куда любил он заходить. Природная наблюдательность наталкивала мальчика на размышления. Он видел бесправную жизнь крестьян. Ему было жалко униженных бедняков. Нередко заступался он за крестьян, прося у бабушки отмены наказаний. Его возмущал жестокий произвол соседних помещиков. В драме «Странный человек» поэт рисует деспотизм таким, каким знал в юношеские годы.
Общаясь с крепостными, мальчик Лермонтов постоянно сталкивался с именем Пугачева, ибо многие места вокруг Чембара связаны с Крестьянской войной. В романе «Вадим» Михаил Юрьевич отразил подлинные события пугачевского восстания на пензенской земле, которые сопровождались небывалой жестокостью.
Пензенская земля – место первой встречи темноглазого мальчика с Музой в тенистых аллеях старинного парка. Именно в Тарханах он познал красоту русской природы, «ее степей холодное молчанье, ее лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее, подобные морям». «Прекрасны вы, поля земли родной»… - признается поэт в одном из стихотворений. Здесь были написаны поэма «Черкесы», драма «Два брата», поэма «Сашка». Стихотворение «Умирающий гладиатор»
Судьба распорядилась так, что и после смерти Лермонтов не расстался с Тарханами. Е.А. Арсеньева выхлопотала разрешение на перевозку праха внука из Пятигорска в свое имение.
23 апреля 1842 года Михаила Юрьевича похоронили вторично, рядом с могилами его матери и деда М.В. Арсеньева.
В Государственном музее – заповеднике «Тарханы», в комнатах бабушкиного дома, навсегда задержался прошедший век: все так же, как и при жизни поэта. Нет. Не властно время над арсеньевским домом, хранящим память о нашей славе и гордости – о М.Ю. Лермонтове.