Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Вулканы"»
Мотивация учебной деятельности. Создание проблемной ситуации
" В феврале 1943 года в деревушке на юге Мексики люди почувствовали несильные, но частые подземные толчки. Через несколько дней на одном из полей, засеянной кукурузой, образовалась трещина длиной более 20 м. Из неё вырывалась струя чёрного дыма. Хозяин поля пытался засыпать трещину, но безуспешно. Через несколько дней раздался сильный взрыв, появилось пламя, из трещины стал вылетать пепел, камни, почувствовался запах серы. Через 2 часа после взрыва вокруг отверстия образовался валик высотой до 2 м, через пять дней над полем уже возвышалась конусообразная гора высотой в 160 м. К 1946 году необычная гора выросла до 518 м. а к 1952году высота необычной горы составила более3000 м".
О какой горе и грозном явлении природы идёт речь?
Тема
Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.
Цель
Сформировать представление о вулканизме и вулканах, строении вулкана, основных районах вулканизма.
Задачи
- обучающие:Получить знания об образовании вулканов, строении вулканов,
причинах их возникновения. Научить определять тип вулканов, называть и показать крупнейшие вулканы. Получить знания о гейзерах и горячих источниках.
-развивающие:развитие познавательных интересов учащихся, развитие умений находить нужную информацию в учебнике, дополнительной литературе, географической карте и на основе этого делать соответствующие выводы;
- воспитательные: воспитание любознательности; формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими. Воспитывать чувство сострадания, необходимости оказания помощи и поддержки, людям, оказавшимся в зоне вулканической деятельности. Обучить учащихся правилам основам безопасности жизнедеятельности в зонах возникновения стихийных бедствий: землетрясений, извержения вулканов.
жерло
Строение вулкана
Кратер –чашевидное отверстие на вершине вулкана через которое на поверхность земли выходит лава, пепел, пар, вулканические бомбы…
Жерло – канал по которому движется лава
Очаг магмы –расплавленное вещество мантии возникающее в отдельных очагах на разных глубинах верхней мантии
Лава – излившаяся на поверхность магма. Температура 750 – 1250оС. Скорость течения 300 – 500 метров в час.
Кратер
Лава
Очаг магмы
Карта районов извержений вулканов и землетрясений
Классификация вулканов
Вулканы
действующиеуснувшие
потухшие
бездействуют много тысяч лет. (Крым, Забайкалье)
не извергавшиеся
на памяти
человечества, но
иногда они начинают действовать.
вулканы, которые извергаются в наши дни или на памяти человечества.
Их насчитывается 800 (На Камчатке).
Горячие источники и гейзеры
Исландия Центральная Америка
Йеллоустонский национальный парк
Долина гейзеров на Камчатке
Извержение гейзера
в Исландии
Гейзеры Исландии.
Вулканы – это «окно в глубины Земли»
Извержения дают сведения о составе и свойствах веществ находящихся на глубине нескольких десятков километров
Помогают открыть тайны образования вулканов
Иногда можно предсказывать
извержения вулканов
Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.
В эфире прозвучал сигнал международной тревоги: «SOS» Окажите помощь пострадавшим. По географическим координатам, определите место тревоги и расскажите о событиях, которые там происходят. Вулканы это грозное явление природы? Докажите.
Геркуланум
Помпеи
Стабия
Карл
Павлович
Брюллов
Последний день Помпеи. К.П. Брюллов
Помпея – мёртвый город-музей
Извержение вулкана может
произойти в любое время!
1 июня 1912 года началось извержение вулкана Катмай на Аляске, долгое время находившегося в состоянии покоя
26‑27 августа 1883 года произошло извержение вулкана Кракатау , находящегося в Зондском проливе между Явой и Суматрой.
10–15 июня 1991 года произошло извержение вулкана Пинатубо на острове Лусон на Филиппинах. Извержение началось достаточно стремительно и было неожиданным, так как вулкан пришел в состояние активности после более чемшестивековойспячки
Подумайте
Почему людям, даже живущим в районах, где не бывает землетрясений, извержений вулканов, волн цунами, нужно знать об этих явлениях природы и правилах поведения во время изученных стихийных бедствий?
Я знаю, что:
1.Конусообразные горы, состоящие из застывших лав и сцементированнных обломков горных пород это……. ………
2.Чашеобразное углубление на вершине вулкана это …
3.Излившаяся на поверхность магма это…
4. Какими бывают вулканы ……..
5. Источники, периодически выбрасывающие фонтаны горячей воды и пара на земную поверхность это ……
Синквейн. (Итог урока)
1.Существительное, соответствующее теме урока…….
2.Два прилагательных………..
3.Три глагола………..
4.Одно предложение из четырёх слов, обобщающее тему урока…….
5.Существительное – синоним теме…..
Домашнее задание. Высочайшие вулканы мира и России. § 27 стр.102