kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему "Вулканы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена разработка урока по теме "Вулканы". Материал представляет собой вариант конструирования урока. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Вулканы"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

1.ФИО (полностью): Иващенко Светлана Николаевна

2.Место работы: МБОУ «Школа № 51 «Центр образования», г.Рязань

3.Должность: учитель географии и биологии

4.Предмет: география

5.Класс: 5

Конструирование урока по теме: Вулканы.


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии уровневой дифференциации.

Цели по содержанию:

Образовательный аспект: изучить строение, типы и географию вулканов, познакомить с причинами и последствиями извержений вулканов, гейзерами и работой сейсмологических служб.

Развивающий аспект: научить сравнивать типы вулканов по рисункам учебника, отмечать на контурной карте действующие и потухшие вулканы, создавать модель вулкана способом коллажа (аппликации).

Воспитательный аспект: воспитание позитивного отношения к информации, желания анализировать информацию, аккуратности при выполнении работы, уважения к ответам одноклассников, умения высказывать своё мнение.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Технология уровневой дифференциации

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Методы познания: анализ, сравнение, моделирование, картографический, логический.

Оборудование: картина К.Брюллова «Последний день Помпеи», видеофильм «Вулканы», материал для опыта, коллекция горных пород и минералов, физическая карта полушарий, физическая карта России, атлас , тренажер,тесты для проверки усвоения знаний по теме урока, учебник.

Реализация целей урока будет достигнута через развитие общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации.

Здоровье и психосберегающая среда будет организована через создание комфортных условий для проведения урока, опережающих заданий для учащихся, смену видов деятельности, соблюдение гигиенических требований.


Логика учебного занятия:

Мотивация → актуализация субъектного опыта учащихся → организация восприятия → организация осмысления → первичная проверка понимания → организация первичного закрепления → анализ → рефлексия.



Тема урока: Вулканы.


  1. Мотивация к началу учебной деятельности:

  2. Актуализация знаний

А) опыт «Вулкан»

- с каким природным явлением ассоциируется опыт?

Б) фильм/ презентация «виды вулканов»

В) « Магма по жерлу рвется наружу,

Выход из кратера ей, очень нужен.

Если проход на поверхности дан,

Значит, проснулся грозный вулкан».


  1. Целеполагание:

А) Что такое вулкан? Откуда произошло (появилось) само название?

Б) Какое строение имеют вулканы?

В) Почему происходит извержение вулканов?

Г) По каким признакам отличаются вулканы?

Д) К каким районам земного шара приурочены вулканы?


Что уже знают и что умеют

(Алгоритм целеполагания)


Цели:

Знания, умения


Знаю

Умею





Хочу узнать

Хочу научиться

  • Что такое вулкан

  • Внутреннее строение вулкана

  • Причины извержения вулкана

  • Типы вулканов

  • Районы размещения вулканов

  • Находить вулканы на карте

  • Определять ГП вулканов

  • Наносить вулканы на к/к



  1. Усвоение новых знаний и способов действий

(I задача) ВулканКакие ассоциации у вас вызывает слово ВУЛКАН? (уч-ся самостоятельно записать определение, если затруднения, тогда обратиться к тексту учебника)

( II задача) Строение: Каково же внешнее и внутреннее строение вулкана? пользуясь учебником, нанесите на схему строение вулкана.


Дайте определение:

А) что такое очаг магмы –

Б) что такое жерло –

В) что такое кратер –

Г) что такое лава –

Д) что такое конус вулкана –


  • Проверка, коррекция результатов.

(если у учащихся возникают затруднения, обращаем их к тексту учебника стр.86, абзац 2;

(III задача)

- в какой внутренней оболочке Земли зарождается очаг магмы? – (в мантии);

- в каком агрегатном состоянии находится вещество мантии? – (в вязком);

- при каких условиях мантия переходит в жидкое состояние? – (при понижении давления);

- при каких условиях вещество мантии – магма становится лавой – (при выходе на поверхность и выходе из нее растворенных газов)


  • Рефлексия (проверка и коррекция результатов)


В каком примере правильно указана последовательность образования продуктов извержения вулкана:

А. лава – очаг магмы – магма – пепел;

Б. очаг магмы – лава – магма – пепел;

В. очаг магмы – магма – пепел – лава;

Г. пепел – очаг магмы – магма – лава.


Закрепив образ вулкана, учитель объясняет, что главное в явлении вулканизма является сам процесс подъема магмы и излияние ее на поверхность земной коры.


(IV задача) По каким признакам различаются вулканы:

А) по форме- 1 ряд

Б) по типу извержения- 2 ряд

В) по активности- 3 ряд



5. Первичная проверка понимания и применения изученного. (слайды презентации, учащиеся пробуют привести примеры действующих и потухших вулканов, если задание вызывает затруднения, обращаем их к учебнику стр.85 карта «Землетрясения и вулканизм» или стр. 184 – 185.; атлас (карта полушарий), стр.37, задание № 16 «Описание ФГП вулкана»


Название вулкана

Где находится

Абсолютная высота

Географические координаты

Действующий или потухший

1.

Ключевская Сопка





2.

Везувий





3.

Фудзияма






Стр. 85, задание.

(V задача) Есть ли закономерность в размещении зон вулканической активности?

(зоны контакта литосферных плит / разломов, если затрудняются – стр.84, последний абзац).

Может ли в нашей местности произойти извержение вулкана?


Картина Карла Брюлова «Последний день Помпеи»

Стихотворение А.С. Пушкина

Везувий зев открыл – дым хлынул – пламя

Широко развилось, как боевое знамя,

Земля волнуется – с шатнувшихся колонн

Кумиры падают, народ, гонимый страхом,

Толпами стар и млад, под воспаленным прахом,

Под каменным дождем бежит из града вон ….


О каком явлении идет речь?

Как вы думаете, почему, несмотря на то, что извержения вулканов – грозные стихийные явления, люди издавна заселяют опасные территории?

Положительное значение.

( - источник знаний о внутреннем строении Земли (из каких пород и химических элементов состоит Земля;

- пепел – источник плодородия почв;

- поставщик минералов: каустической соды, серы, борной к-ты, аммиака, строительных материалов – пемзы, базальта, гранита, обсидана;

- к разломам вулканов приурочены месторождения: меди, золота, серебра, олова;

- геотермальные источники располагаются в районах активного вулканизма)


Если затрудняются, отправляем к доп. материалу.

Можно ли предсказать извержение вулкана?

ВИДЕОРЯД (презентация)


Мы вулкана сыны,

Кратер гремит маня,

Выведать мы должны

Тайны бога огня ….. /вулканологи


О какой профессии идет речь?

Какими чертами характера должны обладать люди этой профессии?

6. Рефлексия учебной деятельности

Контроль по теме «Вулканы»

Задание: составьте смысловые пары. Образец: 1-Б

1. Кратер

А. Каменные глыбы, выбрасываемые из жерла вулкана

2. Жерло

Б. Углубление в верхней части вулкана

3. Очаг магмы

В. Вулкан с густой лавой и крутыми склонами

4.Лава

Г. Самый высокий действующий вулкан России

5.Конический вулкан

Д. Вулкан, извержения которого прекратились

6. Щитовой вулкан

Е. Канал, по которому поднимается магма

Вулканические бомбы

Ж. Магма, излившаяся на поверхность

8.Действующий вулкан

З. Вулкан, извержения которого повторяются

9.Потухший вулкан

И. Вулкан с жидкой лавой и пологими склонами

10.Ключевская Сопка

К. Расплавленная мантия в глубинах Земли

Какой вывод мы сделаем в конце нашего урока?

Заполнить таблицу:


знаю

умею

интересно








Мы с вами познакомились отнюдь не со всеми известными вулканами и узнали о них совсем немного. Я думаю, что сегодняшний урок вызвал у вас интерес к одному из самых грозных явлений природы- извержению вулкана, и вы уже самостоятельно сможете узнать о них еще больше.


7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Параграф 15. Зад.10,11,12 (по желанию)


У вас на партах есть искорки-звездочки, а на доске - три вулкана:

-Вулкан новых знаний

-Вулкан хорошего настроения

- Вулкан труда и терпения.

Разместите звездочки над одним из вулканов, в зависимости от того как для вас прошел урок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока на тему "Вулканы"

Автор: Иващенко Светлана Николаевна

Дата: 24.12.2016

Номер свидетельства: 373004

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Разработка урока для 7 класса.  Происхождение и виды вулканов. Меры по уменьшению потерь от извержений вулканов. "
    ["seo_title"] => string(121) "razrabotka-uroka-dlia-7-klassa-proiskhozhdieniie-i-vidy-vulkanov-miery-po-umien-shieniiu-potier-ot-izvierzhienii-vulkanov"
    ["file_id"] => string(6) "182777"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425598898"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Методическая разработка урока географии по теме:"Рельеф дна Мирового океана" "
    ["seo_title"] => string(87) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-ghieoghrafii-po-tiemie-riel-ief-dna-mirovogho-okieana"
    ["file_id"] => string(6) "104843"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402762315"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Разработка урока по теме "Вулканы" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(42) "razrabotka_uroka_po_tiemie_vulkany_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "384366"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1485494352"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок для 6 классов - "Вулканы, горячие источники, гейзеры""
    ["seo_title"] => string(54) "urokdlia6klassovvulkanyghoriachiieistochnikighieiziery"
    ["file_id"] => string(6) "304037"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457633863"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Разработка урока по географии в 6 классе на тему "Движение земной коры" "
    ["seo_title"] => string(78) "razrabotka-uroka-po-ghieoghrafii-v-6-klassie-na-tiemu-dvizhieniie-ziemnoi-kory"
    ["file_id"] => string(6) "121811"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414076810"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства