Разработка урока по географии в 6 классе на тему "Движение земной коры"
Разработка урока по географии в 6 классе на тему "Движение земной коры"
Аннотация к уроку географии в 6 классе по теме "Движение земной коры"
По уроку разработана презентация.
Тип урока: комбинированный урок. Урок применения знаний, умений и навыков.
Форма работы, которые использовались на уроке: групповая работа, самостоятельная работа, работа в парах.
Этот урок тесно связан с предыдущим уроком - продолжение изучения литосферы. Вводная беседа позволила подготовить ребят к восприятию новых знаний. Для актуализации опорных знаний и умений обучающихся - отгадывают кроссворд. Для определения темы урока отвечают на наводящие вопросы. С целью эстетического воспитания и осуществления меж предметных связей использовано стихотворение о вулкане.
Дети любят игровые формы занятий, хорошо умеют работать с учебником, картой. Большим достоинством ребят является их готовность к учебной деятельности. Многих из них привлекают самостоятельные формы работы на уроках – практические работы, работа с картой, с текстом учебника. Данные особенности учащихся были использованы на уроке.
Для максимального развития навыков самостоятельной работы на уроке организована работа с учебником, географической картой, таблицами.
В начале урока ученикам задается вопрос: «Как вы думаете, как нужно себя вести людям, живущим в районах извержения вулканов, частых землетрясений и других стихийных бедствий, происходящих в литосфере?». Чтобы правильно и полно ответить на этот вопрос, на уроке нужно рассмотреть, такие вопросы как, что такое землетрясение и можно ли их предсказать, что такое цунами и как образуется, что такое вулканы, и как себя вести в чрезвычайных ситуациях.
На протяжении всего урока дети самостоятельно добывали знания, работа происходит чётко.
При выполнении заданий обучающиеся проводят такие исследования как
По географическим координатам определить названия вулканов
Названия этих вулканов отмечают на контурной карте.
Был элемент краеведения, где ребята, совершая виртуальное путешествие по тектонической карте узнали, живем ли мы на стыке литосферных плит, и проходит ли по территории нашей республики сейсмический пояс и могут ли на территории нашей республики быть землетрясения, извержения вулканов, цунами.
Измерить расстояние от Стерлитамака до ближайшего вулкана
По схеме изучают строение вулкана
Также посмотрели скаченные ранее видеофильмы о землетрясении, цунами и извержении вулкана которые, детям очень понравились.
Основные средства обучения на уроке: физическая карта мира, физическая карта России, интерактивная карта полушарий, атласы, учебник, ноутбуки.
Рефлексия предусматривает анализ работы класса, выделение самых активных учащихся, выявление успехов и недостатков, путей их преодоления.
С целью отдыха на середине урока проводится разминка
Домашнее задание творческого характера. Таким образом, домашнее задание даёт возможность показать свой кругозор и творческие способности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по географии в 6 классе на тему "Движение земной коры" »
"Движение земной коры"
(урок географии в 6 классе)
(имеется презентация к уроку, раздаточные материалы, вопросы на работу по карте ,таблица на заполнение, вопросы )
Разработала: Габидуллина
Гульназ Хадисовна,
учительгеографии
высшей категории
МОБУ СОШ с.Талачево
e-mail:hadis73@mail.ru
2014
Цели:формирование представлений об эпицентре, очаге, грабене, горсте, надвиге и покрове.
Задачи:
Образовательные задачи:
сформировать у учащихся представление о движении земной коры. познакомить с понятиями: кратер, жерло, лава, очаг, эпицентр;
Развивающие задачи:
раскрыть какая зависимость между силой разрушения и расстоянием от эпицентра землетрясения;
сформировать элементарные знания о том, почему происходят землетрясения, цунами и извержения вулканов;
формировать умения работать с различными картами, развитие умений выделять главное при работе с текстом учебника географии.
Воспитательные задачи:
воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край и бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование:
Карта мира, тектоническая карта, описание силы землетрясения, презентация .ppt., видеофрагменты, ноутбуки на каждой парте, бланк заданий, интерактивная карта полушарий
Ход урока
Ι. Организационный момент
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня я хочу всех вас пригласить совершить путешествие в глубины литосферы. (слайд№1)
ΙΙ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Перед тем как отправиться в путешествие, необходимо собрать багаж знаний, который может понадобиться нам в дороге. Для этого, мы с вами отгадаем небольшой кроссворд.
Отгадывание кроссворда ( слайд№2,3)
III. Изучение нового материала
- Как вы думаете, каким образом залегают горные породы в природе? (Горизонтально, наклонно, смятые в складки). (слайд 4)
Да, вы правы. Иногда видны разрывы в пластах, смещение одной части относительно другой.
- Почему это происходит?
Вывод. Земная кора находится в постоянном движении.
- Как будет звучать тема нашего урока? (Движение земной коры). Записываем тему урока: “Движение земной коры”.(слайд №5)
А цель нашего урока,раскрыть какая зависимость между силой разрушения и расстоянием от эпицентра землетрясения, сформировать знания о том, почему происходят землетрясения, цунами и извержения вулканов
- Какова же причина движений? (Процессы, происходящие внутри Земли). (слайд №6)
Земная кора состоит из плит, на которых располагаются материки и океаны. Эти плиты постоянно движутся. (слайд №7)
- В каких направлениях могут быть эти движения земной коры? (Вертикальные, горизонтальные).
Изобразим в тетради движения земной коры виде схемы. (слайд№8)
Довольно часто в сводках новостей появляются тревожные сообщения о самых катастрофических стихийных бедствиях – землетрясениях, извержениях вулканов, обвалах, когда за несколько секунд разрушаются здания, возникают пожары и выбросы вредных веществ. Зачастую это сопровождается паникой среди населения, всё это влечет за собой гибель людей. У меня к вам вопрос: «Как вы думаете, как нужно себя вести людям, живущим в районах извержения вулканов, частых землетрясений и других стихийных бедствий, происходящих в литосфере?». (слайд 9) (Варианты ответов)
Чтобы правильно и полно ответить на этот вопрос, мы с вами должны рассмотреть, что такое землетрясения и можно ли их предсказать, что такое цунами и как оно образуется, что такое вулканы, и как себя вести в чрезвычайных ситуациях .(слайд 10)
- Ребята, я вам раздам бланк заданий, а вы по ходу урока будете выполнять эти задания и заполнять таблицу.
– Итак, давайте начнем с грозного явления, о котором, наверное, слышал каждый – землетрясения. А почему грозное? Да потому, что сильные землетрясения способны вызвать серьезные нарушения. И за несколько секунд окружающая местность может стать неузнаваемой от разрушенных зданий. В результате гибнет много людей.
- Как вы думаете, почему происходят землетрясения?
- Земная кора состоит из плит, которые постоянно двигаются. При их столкновении возникают подземные толчки – землетрясения.
– А где именно на поверхности будут наблюдаться самые серьёзные нарушения? (слайд 11)
- В центре землетрясения, т.е. в его очаге – это место, где происходит сдвиг горных пород.
– Правильно. А над очагом на земной поверхности расположено место наибольшего проявления землетрясения – эпицентр. Колебания земной коры передаются на большие расстояния. Как вы думаете, какая зависимость между силой разрушения и расстоянием от эпицентра землетрясения.
- Чем ближе к эпицентру располагаются какие-либо постройки, тем они больше страдают от разрушений.
– Сделаем вывод, что такое землетрясение? (Варианты ответов) (слайд 12) (Запись определения в бланк заданий)
Ученые – сейсмологи изучают это природное стихийное бедствие с помощью сейсмографа и составили шкалу для изменения силы землетрясения в баллах от 1-12. (слайд 13)
В этом видео мы увидели удивительное собачье чутье, которое никогда не подводит перед землетрясением.
Животные - лучшие друзья человека. Особой преданностью выделяются собаки – ради хозяина они, не раздумывая, жертвуют жизнью, а их привязанность иногда просто поражает. Собака, живет бок о бок с человеком, даря ему свою любовь и преданность, защищая его и помогая ему.
– А как вы думаете, под водой – в морях и океанах могут наблюдаться подземные толчки? Если да, то почему? (Варианты ответов)
– Могут, ведь дно морей и океанов образовано океанической корой, которая в свою очередь состоит из двигающихся плит. (слайд№15,16 ) Над очагом моретрясения наблюдаются колебания воды. Эти небольшие колебания по мере удаления от очага преобразуются в (слайд17,18)большую волну. (слайд №19,20)
А что из себя представляет большая волна, давайте посмотрим. (слайд№ 21,22,23,24)
– Что же такое цунами?(Варианты ответов) (слайд№25) (Запись определения в бланк заданий)
Посмотрим видео о цунами
Давайте, послушаем стихотворение. (слайд№26)
Землетрясения нередко являются сопутствующими природными явлениями перед началом грозного и величественного явления – извержения вулкана.
Поэтому, работая по карте, вы наверняка заметили, что районы распространения землетрясений совпадают с районами распространения вулканизма.
Постараемся разобраться в причинах возникновения этого грозного явления природы.
Как вы уже знаете, температура с глубиной повышается. Известно, что любое вещество при высокой температуре может оставаться в твердом состоянии при высоком давлении. Но все может измениться, если давление упадет. Это случается при разрыве земной коры, которое чаще всего возникает при землетрясении. В результате твердое вещество превращается в жидкое и выходит на поверхность, воспользовавшись любой трещиной. Так зарождается вулкан.
По Рис.2 учитель знакомит учащихся со строением вулкана. (слайд № 27)
Под давлением расплавленная магма поднимается к земной поверхности по каналу, который называется жерло вулкана.
На вершине вулкана образуется чашеобразное углубление - кратер. Из него на земную поверхность изливается лава, выходят газы, водяной пар, вылетают пепел и камни (вулканические бомбы).
Кратеров может быть несколько. Их называют боковыми.
Излившаяся на поверхность магма, теряет часть газов и превращается в лаву. Застывшая лава образует конусы вулкана.
Учащиеся выполняют задание №3
По ходу рассказа учителя, учащиеся заполняют в таблицу понятия :
Очаг магмы
Жерло
Лава
Кратер
(слайд 28) Из-за разного состава магмы — она может быть очень жидкой или вязкой — образуются различные вулканы. Так называемые стратовулканы образуют красивые правильные конусы. Если лава вязкая, то, если посмотреть на срез вулкана, можно увидеть несколько слоев застывшей лавы. Лава различается по цвету не только потому, что одна недавняя, а другая свежая, но и в зависимости от состава лавы. Если в лаве присутствует много железа, то она красного оттенка.
Классификация вулканов(слайд 29)
Вулканы
Действующие
Потухшие
Уснувшие
вулканы,
извергавшиеся
на памяти
человечества
не извергавшиеся
на памяти
человечества
те, которые
потухли,
вдруг начинают
действовать
вулкан Мауна - Лоа
вулкан Килауэа
Гавайские о-ва
вулкан Килиманджаро
гора Эльбрус
гора Казбек
Крым,
Забайкалье
Ребята, давайте послушаем небольшое сообщение. ( сообщение ученика см. в приложении «В мире интересного») (слайды 30, 31,32,33,34)
А теперь работа в парах. Приступаем к выполнению заданий № 4,5,6.По интерактивной карте полушарий найдите название вулканов, располагающихся в точках с данными координатами, и напишите их в таблицу.Обозначьте вулканы из задания №4 на контурной карте.Впишите в таблицу, какие вулканы бывают?
Все завершили выполнение заданий, а теперь посмотрим видео о том, как извергается вулкан.
-Ну что ж, ребята, вот и подходит к концу наше путешествие. Мы с вами побывали и в Северной Америке, и в Японии, и в Евразии. А теперь возвращаемся домойв республику Башкортостан.
Групповая работа. Ребята, а могут ли на территории нашей республики быть землетрясения, извержения вулканов, цунами. А это, вы можете узнать, по тектонической карте из учебника на с. 47. Это у вас будет первым заданием. Закончили выполнение первого задания. А теперь слушаем второе задание: измерьте расстояние от Стерлитамака до вулкана Везувий.
Молодцы ребята!
А почему наш Юрактау не может быть вулканом, ведь это тоже одиночная гора.
Гора Юрактау, ребята – это остаток барьерного рифа, образовавшегося в древнейшем океане ранней эпохи пермского периода. Юрактау одна из четырех гор-одиночек называемых Шиханами, вытянутых на 20 км вдоль реки Белой, расположенных к востоку от города Стерлитамака. Возраст Шихана составляет около 260 000 000 лет. Как гора, вышедшая на поверхность земли Юрактау феноменальна, т.к. данное природное явление более характерно для подводной жизни Тихого и Атлантического океанов.
IV. Закрепление изученного материала. Тест (слайд № 35)
- А теперь проверим, как вы усвоили знания по новой теме: ответьте на вопросы теста, выпишите буквы, около которых написан правильный, по вашему мнению, ответ и эти буквы выпишите в таблицу под заданиями теста. У вас должно получиться какое-то слово. Назовите его. Правильно БРАВО. Браво ребята!
Итак, ребята, в каких частях планеты происходят чаще всего землетрясения и извержения вулканов и почему? (на границе литосферных плит)
Как действовать при землетрясении?Ответы обучающихся : не паниковать; действовать осмотрительно и разумно. Если находишься в одноэтажном доме или на первом-втором этаже здания можно успеть быстро покинуть его (в течение нескольких секунд), быть осторожным: сверху могут падать кирпичи, стекла и другие предметы, прикрывать голову. Выбежав из здания, сразу отойти от него подальше на открытое место.
Этап рефлексии: (слайд №36)
Сегодня на уроке мне…
Меня особенно удивило то, что…
До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….
Было бы хорошо, если бы…
5.Мне не понравилось…
V. Домашнее задание: §16, подготовить творческий проект - макет вулкана