kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока для 7 класса. Происхождение и виды вулканов. Меры по уменьшению потерь от извержений вулканов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

МБОУ Бейская общеобразовательная школа-интернат

среднего (полного) общего образования

Преподаватель – организатор ОБЖ Маланчик Павел Иванович.

Разработка урока по ОБЖ для 7 класса

Тема урока:  Происхождение и виды вулканов. Меры по уменьшению потерь от извержений вулканов.

Цель урока. Обобщить знания учащихся о вулканах, при­чины их извержения, разобрать, какие существуют вулканы и где они находятся на Земле. Познакомить учащихся с опасными явления­ми, которые возникают при извержении вулканов. На истори­ческих примерах показать последствия, к которым привело извержение вулкана. Обсудить меры, которые принимаются по защите населения от последствий извержения вулканов.

Тип урока: комбинированный.

Изучаемые вопросы

1.           Вулканы, извержение вулканов.

2.           Типы вулканов.

3.           Где встречаются вулканы на Земле.

4.           Опасные явления, возникающие во время извержения вулкана.

5.           Последствия извержения вулканов.

6.           Защита населения.

Изложение учебного материала

1.   Дать определения следующим понятиям: «вулкан», «извержение вулкана», «магма». Рассказать о типах извержений вулканов.

1)            Если газы выделяются из магмы относительно спокой­но, то она изливается на поверхность, образуя лавовые потоки. Такое извержение получило название эффузивное.

2)            Если газы выделяются быстро, происходит как бы мгновенное вскипание магматического расплава, и он разры­вается расширяющимися газовыми пузырьками. Происходит мощное взрывное извержение, которое получило название эксплозивное.

3)            Если магма очень вязкая и ее температура невелика, то она медленно выдавливается на поверхность. Такое изверже­ние называется экструзивным.

2.   Объяснить учащимся особенности вулканов центрально­го типа, линейных или трещинных.

Вулканы также подразделяются на действующие, дремлю­щие и потухшие.

К действующим относятся вулканы, которые извергались в историческое время.

К дремлющим относятся вулканы, об извержениях которых нет сведений, но они сохранили свою форму. Под ними проис­ходят локальные землетрясения.

К потухшим вулканам относятся вулканы, не проявляющие вулканической активности.

3.Обобщить изученные ранее вопросы, подчеркнуть,что большинство вулканов находится в зонах интенсивной тектонической деятельности в литосфере Земли. Это окраи­ны «наползающих» на океаны континентов (берега Тихого океана, Средиземноморье, Кавказ), а также места раскола континентов гигантскими трещинами — рифтами (Восточ­ная Африка).

4.Коротко познакомить учащихся с основными продуктами извержения вулканов, которые представляют опасность для чело­века и окружающей среды. Дать характеристику каждому продук­ту, раскрывая такие понятия, как «лава», «вулканическая бомба», «вулканический пепел», «вулканические газы», «фумаролы».

5.Рассмотреть примеры, в которых описаны последствия извержения вулканов.

Пример 1

В Колумбийских Андах на севере Южной Америки, в 150 км к северо-западу от столицы Колумбии Боготы, располо­жен вулкан Арекас. Последний раз он извергался в 1595 г. и считался дремлющим. 13 ноября 1985 г. вулкан внезапно про­снулся. Начавшиеся взрывы при его извержении вызвали быстрое таяние снегов и льда в кратере вулкана. Огромные массы воды, грязи, камней и льда ринулись в долину реки Лагунилья, сметая все на своем пути.

Примерно в 40 км от вулкана, в долине реки, находился городок Армеро с населением 21 тыс. человек, а в окрестных деревнях проживало еще 25 тыс. человек. 13 ноября в 23 ч поток грязи накрыл город 5—6-метровым слоем и 20 тыс. человек почти 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока для 7 класса. Происхождение и виды вулканов. Меры по уменьшению потерь от извержений вулканов. »

МБОУ Бейская общеобразовательная школа-интернат

среднего (полного) общего образования


Преподаватель – организатор ОБЖ Маланчик Павел Иванович.

Разработка урока по ОБЖ для 7 класса


Тема урока: Происхождение и виды вулканов. Меры по уменьшению потерь от извержений вулканов.

Цель урока. Обобщить знания учащихся о вулканах, при­чины их извержения, разобрать, какие существуют вулканы и где они находятся на Земле. Познакомить учащихся с опасными явления­ми, которые возникают при извержении вулканов. На истори­ческих примерах показать последствия, к которым привело извержение вулкана. Обсудить меры, которые принимаются по защите населения от последствий извержения вулканов.

Тип урока: комбинированный.


Изучаемые вопросы

  1. Вулканы, извержение вулканов.

  2. Типы вулканов.

  3. Где встречаются вулканы на Земле.

  4. Опасные явления, возникающие во время извержения вулкана.

  5. Последствия извержения вулканов.

  6. Защита населения.


Изложение учебного материала

1. Дать определения следующим понятиям: «вулкан», «извержение вулкана», «магма». Рассказать о типах извержений вулканов.

  1. Если газы выделяются из магмы относительно спокой­но, то она изливается на поверхность, образуя лавовые потоки. Такое извержение получило название эффузивное.

  2. Если газы выделяются быстро, происходит как бы мгновенное вскипание магматического расплава, и он разры­вается расширяющимися газовыми пузырьками. Происходит мощное взрывное извержение, которое получило название эксплозивное.

  3. Если магма очень вязкая и ее температура невелика, то она медленно выдавливается на поверхность. Такое изверже­ние называется экструзивным.

2. Объяснить учащимся особенности вулканов центрально­го типа, линейных или трещинных.

Вулканы также подразделяются на действующие, дремлю­щие и потухшие.

К действующим относятся вулканы, которые извергались в историческое время.

К дремлющим относятся вулканы, об извержениях которых нет сведений, но они сохранили свою форму. Под ними проис­ходят локальные землетрясения.

К потухшим вулканам относятся вулканы, не проявляющие вулканической активности.

3.Обобщить изученные ранее вопросы, подчеркнуть,что большинство вулканов находится в зонах интенсивной тектонической деятельности в литосфере Земли. Это окраи­ны «наползающих» на океаны континентов (берега Тихого океана, Средиземноморье, Кавказ), а также места раскола континентов гигантскими трещинами — рифтами (Восточ­ная Африка).

4.Коротко познакомить учащихся с основными продуктами извержения вулканов, которые представляют опасность для чело­века и окружающей среды. Дать характеристику каждому продук­ту, раскрывая такие понятия, как «лава», «вулканическая бомба», «вулканический пепел», «вулканические газы», «фумаролы».

5.Рассмотреть примеры, в которых описаны последствия извержения вулканов.

Пример 1

В Колумбийских Андах на севере Южной Америки, в 150 км к северо-западу от столицы Колумбии Боготы, располо­жен вулкан Арекас. Последний раз он извергался в 1595 г. и считался дремлющим. 13 ноября 1985 г. вулкан внезапно про­снулся. Начавшиеся взрывы при его извержении вызвали быстрое таяние снегов и льда в кратере вулкана. Огромные массы воды, грязи, камней и льда ринулись в долину реки Лагунилья, сметая все на своем пути.

Примерно в 40 км от вулкана, в долине реки, находился городок Армеро с населением 21 тыс. человек, а в окрестных деревнях проживало еще 25 тыс. человек. 13 ноября в 23 ч поток грязи накрыл город 5—6-метровым слоем и 20 тыс. человек почти мгновенно погибли в бушующем месиве грязи. Сумели спастись только те, кто, услышав приближающийся грохот, выскочил из дома и добежал до ближайших холмов.

Пример 2

Извержение вулкана Мон-Пеле на острове Мартиника (Ма­лые Антильские острова) произошло в мае 1902 г. В 7 ч 50 мин утра колоссальной силы взрывы потрясли вулкан и мощные пепловые облака взметнулись на высоту более 10 км. Одновре­менно с этими взрывами, следовавшими непрерывно один за I другим, из кратера вырвалась черная туча, сверкавшая багровы­ми сполохами. Со скоростью более 150 км/ч она устремилась вниз по склону вулкана на город Сен-Пьер, находившийся в 10 км от вулкана Мон-Пеле. Эта тяжелая раскаленная туча тол­кала перед собой плотный сгусток горячего воздуха, который превратился в порыв ураганного ветра и налетел на город через несколько секунд после начала извержения вулкана. А еще через 10 с туча накрыла город. Через несколько минут 30 тыс. жителей города Сен-Пьер были мертвы. Палящая туча вулкана Мон-Пеле в мгновение ока стерла с лица Земли город Сен-Пьер.

6. Рассказать учащимся, что для обеспечения защиты насе­ления от последствий извержения вулканов организуется по­стоянное наблюдение за предвестниками этого явления: вулка­ническими землетрясениями, изменениями наклона земной поверхности вблизи вулканов и т. д.

В районах активного вулканизма созданы специальные станции и пункты, в которых ведется непрерывное наблюдение за дремлющими вулканами.

В заключение урока необходимо подчеркнуть, что наиболее надежным способом защиты населения от последствий извер­жения вулкана является эвакуация. Поэтому жители городов, расположенных в непосредственной близости от вулканов, должны знать места и порядок эвакуации. При поступлении сигнала об угрозе извержения вулкана необходимо немедленно покинуть здание и прибыть в пункт эвакуации.


Контрольные вопросы

  1. Что такое вулкан и каковы причины его извержения?

  1. Что представляет собой извержение вулкана и какие су­ществуют предвестники извержения?

  1. Какие бывают вулканы?

  2. Где встречаются вулканы?

  3. Какие наиболее опасные явления для человека и окру­жающей среды возникают при извержении вулканов?

  4. Какие явления в районе вулкана свидетельствуют о воз­можности его извержения?

  5. Какие меры принимаются в нашей стране по защите на­селения от последствий извержения вулканов?


Домашнее задание

Изучите Гл. 3. учебника.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Маланчик Павел Иванович

Дата: 06.03.2015

Номер свидетельства: 182777


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства