Разработка урока для 7 класса. Происхождение и виды вулканов. Меры по уменьшению потерь от извержений вулканов.
Разработка урока для 7 класса. Происхождение и виды вулканов. Меры по уменьшению потерь от извержений вулканов.
МБОУ Бейская общеобразовательная школа-интернат
среднего (полного) общего образования
Преподаватель – организатор ОБЖ Маланчик Павел Иванович.
Разработка урока по ОБЖ для 7 класса
Тема урока: Происхождение и виды вулканов. Меры по уменьшению потерь от извержений вулканов.
Цель урока. Обобщить знания учащихся о вулканах, причины их извержения, разобрать, какие существуют вулканы и где они находятся на Земле. Познакомить учащихся с опасными явлениями, которые возникают при извержении вулканов. На исторических примерах показать последствия, к которым привело извержение вулкана. Обсудить меры, которые принимаются по защите населения от последствий извержения вулканов.
Тип урока: комбинированный.
Изучаемые вопросы
1. Вулканы, извержение вулканов.
2. Типы вулканов.
3. Где встречаются вулканы на Земле.
4. Опасные явления, возникающие во время извержения вулкана.
5. Последствия извержения вулканов.
6. Защита населения.
Изложение учебного материала
1. Дать определения следующим понятиям: «вулкан», «извержение вулкана», «магма». Рассказать о типах извержений вулканов.
1) Если газы выделяются из магмы относительно спокойно, то она изливается на поверхность, образуя лавовые потоки. Такое извержение получило название эффузивное.
2) Если газы выделяются быстро, происходит как бы мгновенное вскипание магматического расплава, и он разрывается расширяющимися газовыми пузырьками. Происходит мощное взрывное извержение, которое получило название эксплозивное.
3) Если магма очень вязкая и ее температура невелика, то она медленно выдавливается на поверхность. Такое извержение называется экструзивным.
2. Объяснить учащимся особенности вулканов центрального типа, линейных или трещинных.
Вулканы также подразделяются на действующие, дремлющие и потухшие.
К действующим относятся вулканы, которые извергались в историческое время.
К дремлющим относятся вулканы, об извержениях которых нет сведений, но они сохранили свою форму. Под ними происходят локальные землетрясения.
К потухшим вулканам относятся вулканы, не проявляющие вулканической активности.
3.Обобщить изученные ранее вопросы, подчеркнуть,что большинство вулканов находится в зонах интенсивной тектонической деятельности в литосфере Земли. Это окраины «наползающих» на океаны континентов (берега Тихого океана, Средиземноморье, Кавказ), а также места раскола континентов гигантскими трещинами — рифтами (Восточная Африка).
4.Коротко познакомить учащихся с основными продуктами извержения вулканов, которые представляют опасность для человека и окружающей среды. Дать характеристику каждому продукту, раскрывая такие понятия, как «лава», «вулканическая бомба», «вулканический пепел», «вулканические газы», «фумаролы».
5.Рассмотреть примеры, в которых описаны последствия извержения вулканов.
Пример 1
В Колумбийских Андах на севере Южной Америки, в 150 км к северо-западу от столицы Колумбии Боготы, расположен вулкан Арекас. Последний раз он извергался в 1595 г. и считался дремлющим. 13 ноября 1985 г. вулкан внезапно проснулся. Начавшиеся взрывы при его извержении вызвали быстрое таяние снегов и льда в кратере вулкана. Огромные массы воды, грязи, камней и льда ринулись в долину реки Лагунилья, сметая все на своем пути.
Примерно в 40 км от вулкана, в долине реки, находился городок Армеро с населением 21 тыс. человек, а в окрестных деревнях проживало еще 25 тыс. человек. 13 ноября в 23 ч поток грязи накрыл город 5—6-метровым слоем и 20 тыс. человек почти
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока для 7 класса. Происхождение и виды вулканов. Меры по уменьшению потерь от извержений вулканов. »
МБОУ Бейская общеобразовательная школа-интернат
среднего (полного) общего образования
Преподаватель – организатор ОБЖ Маланчик Павел Иванович.
Разработка урока по ОБЖ для 7 класса
Тема урока: Происхождение и виды вулканов. Меры по уменьшению потерь от извержений вулканов.
Цель урока. Обобщить знания учащихся о вулканах, причины их извержения, разобрать, какие существуют вулканы и где они находятся на Земле. Познакомить учащихся с опасными явлениями, которые возникают при извержении вулканов. На исторических примерах показать последствия, к которым привело извержение вулкана. Обсудить меры, которые принимаются по защите населения от последствий извержения вулканов.
Тип урока: комбинированный.
Изучаемые вопросы
Вулканы, извержение вулканов.
Типы вулканов.
Где встречаются вулканы на Земле.
Опасные явления, возникающие во время извержения вулкана.
Последствия извержения вулканов.
Защита населения.
Изложение учебного материала
1. Дать определения следующим понятиям: «вулкан», «извержение вулкана», «магма». Рассказать о типах извержений вулканов.
Если газы выделяются из магмы относительно спокойно, то она изливается на поверхность, образуя лавовые потоки. Такое извержение получило название эффузивное.
Если газы выделяются быстро, происходит как бы мгновенное вскипание магматического расплава, и он разрывается расширяющимися газовыми пузырьками. Происходит мощное взрывное извержение, которое получило название эксплозивное.
Если магма очень вязкая и ее температура невелика, то она медленно выдавливается на поверхность. Такое извержение называется экструзивным.
2. Объяснить учащимся особенности вулканов центрального типа, линейных или трещинных.
Вулканы также подразделяются на действующие, дремлющие и потухшие.
К действующим относятся вулканы, которые извергались в историческое время.
К дремлющим относятся вулканы, об извержениях которых нет сведений, но они сохранили свою форму. Под ними происходят локальные землетрясения.
К потухшим вулканам относятся вулканы, не проявляющие вулканической активности.
3.Обобщить изученные ранее вопросы, подчеркнуть,что большинство вулканов находится в зонах интенсивной тектонической деятельности в литосфере Земли. Это окраины «наползающих» на океаны континентов (берега Тихого океана, Средиземноморье, Кавказ), а также места раскола континентов гигантскими трещинами — рифтами (Восточная Африка).
4.Коротко познакомить учащихся с основными продуктами извержения вулканов, которые представляют опасность для человека и окружающей среды. Дать характеристику каждому продукту, раскрывая такие понятия, как «лава», «вулканическая бомба», «вулканический пепел», «вулканические газы», «фумаролы».
5.Рассмотреть примеры, в которых описаны последствия извержения вулканов.
Пример 1
В Колумбийских Андах на севере Южной Америки, в 150 км к северо-западу от столицы Колумбии Боготы, расположен вулкан Арекас. Последний раз он извергался в 1595 г. и считался дремлющим. 13 ноября 1985 г. вулкан внезапно проснулся. Начавшиеся взрывы при его извержении вызвали быстрое таяние снегов и льда в кратере вулкана. Огромные массы воды, грязи, камней и льда ринулись в долину реки Лагунилья, сметая все на своем пути.
Примерно в 40 км от вулкана, в долине реки, находился городок Армеро с населением 21 тыс. человек, а в окрестных деревнях проживало еще 25 тыс. человек. 13 ноября в 23 ч поток грязи накрыл город 5—6-метровым слоем и 20 тыс. человек почти мгновенно погибли в бушующем месиве грязи. Сумели спастись только те, кто, услышав приближающийся грохот, выскочил из дома и добежал до ближайших холмов.
Пример 2
Извержение вулкана Мон-Пеле на острове Мартиника (Малые Антильские острова) произошло в мае 1902 г. В 7 ч 50 мин утра колоссальной силы взрывы потрясли вулкан и мощные пепловые облака взметнулись на высоту более 10 км. Одновременно с этими взрывами, следовавшими непрерывно один за I другим, из кратера вырвалась черная туча, сверкавшая багровыми сполохами. Со скоростью более 150 км/ч она устремилась вниз по склону вулкана на город Сен-Пьер, находившийся в 10 км от вулкана Мон-Пеле. Эта тяжелая раскаленная туча толкала перед собой плотный сгусток горячего воздуха, который превратился в порыв ураганного ветра и налетел на город через несколько секунд после начала извержения вулкана. А еще через 10 с туча накрыла город. Через несколько минут 30 тыс. жителей города Сен-Пьер были мертвы. Палящая туча вулкана Мон-Пеле в мгновение ока стерла с лица Земли город Сен-Пьер.
6. Рассказать учащимся, что для обеспечения защиты населения от последствий извержения вулканов организуется постоянное наблюдение за предвестниками этого явления: вулканическими землетрясениями, изменениями наклона земной поверхности вблизи вулканов и т. д.
В районах активного вулканизма созданы специальные станции и пункты, в которых ведется непрерывное наблюдение за дремлющими вулканами.
В заключение урока необходимо подчеркнуть, что наиболее надежным способом защиты населения от последствий извержения вулкана является эвакуация. Поэтому жители городов, расположенных в непосредственной близости от вулканов, должны знать места и порядок эвакуации. При поступлении сигнала об угрозе извержения вулкана необходимо немедленно покинуть здание и прибыть в пункт эвакуации.
Контрольные вопросы
Что такое вулкан и каковы причины его извержения?
Что представляет собой извержение вулкана и какие существуют предвестники извержения?
Какие бывают вулканы?
Где встречаются вулканы?
Какие наиболее опасные явления для человека и окружающей среды возникают при извержении вулканов?
Какие явления в районе вулкана свидетельствуют о возможности его извержения?
Какие меры принимаются в нашей стране по защите населения от последствий извержения вулканов?