сформировать представление о ветре, причинах его образования, познакомить с видами ветров, значением в природе и жизни человека, научить анализировать и чертить розу ветров
Задачи урока:
развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры, работать со статистическими данными, схемами, таблицами, дополнительными источниками информации;
развивать творческие способности учащихся, логическое мышление;
Знать что такое ветер, причины его образования; виды ветров: бриз, муссон, их характерные особенности, описывать ветер по схеме
Выделять причины образования ветра, уметь проследить взаимосвязь между широтой места, температурой воздуха, значением давления и ветром; находить общее и отличия между разными видами ветра (бризом и муссоном)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Изучение новой темы на деятельностной основе (с выполнением практических заданий)
Подведение итогов
Информация о домашнем задании
Приборы, материалы и оборудование урока
Тип урока:
Повторение пройденного материала
Интеллектуальная атака: 1. Какую оболочку вы сейчас изучаете? 2. Что такое атмосфера? 3. Каковы свойства воздуха? 4. От чего зависит температура воздуха? 5. Что такое атмосферное давление, от чего оно зависит?
Ветер
это преимущественно горизонтальное перемещение воздуха из области повышенного атмосферного давления в область пониженного атмосферного давления.
Характеристики ветра:
скорость (выражается в м/с, км/ч или в баллах по шкале Бофорта);
сила и направление.
Шкала Бофорта
Интервал возможных скоростей ветра делится на 12 градаций:
штиль(0)- полное отсутствие ветра;
умеренный (4) - 4-5 м/с;
ураган (12)- 20м/с, в тропических широтах до 60 м/с.
И. К. Айвазовский "Штиль на море”
И. К. Айвазовский «Девятый вал»
И. К. Айвазовский "Буря"
Почему дует ветер?
Практическая работа
Цель:
Практическое применение полученных теоретических знаний по определению направления и силы ветра.
Задание: Определить направление ветра, и в каком направлении он будет сильнее
758мм А - Б 760мм;
762мм А - Б 758мм;
755мм А - Б 758мм;
749мм А - Б 758мм;
Вывод -
чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость.
Муссон- УСТОЙЧИВЫЕ ВЕТРЫ, ПЕРИОДИЧЕСКИ МЕНЯЮЩИЕ СВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Постоянные ветры
Вызванные силой Кориолиса
Дуют всегда в одном направлении
Схема образования постоянных ветров
Бриз
Ветер который дует на побережье морей и больших озер.
Меняет направление дважды в сутки
Дневной бриз дует с озера на сушу
Ночной бриз дует с суши на озеро
Днем дует с моря на побережье
Ночью дует с побережья на море
Пассат
Ветер дующий между тропиками круглый год
в Северном полушарии с северо-восточного направления
в Южном — с юго-восточного направления от друга безветренной полосой.
На океанах пассаты дуют с наибольшей правильностью
Это любопытно!
Подсчитано, что если бы на нашей планете воздушные массы не перераспределялись между экватором и полюсами в процессе общей циркуляции атмосферы, то на экваторе среднегодовая температура была бы выше на 13 градусов, а в высоких широтах - ниже на 23 градуса.
Самум наблюдается в пустыня х Северной Африки и Аравийского полуострова ...
Самум – знойный ветер в пустынях
Фен
Местные ветры
горно-долинные ветры
Фён – теплый сильный ветер, дующий с высоких гор в долины
Бора
Бора — холодный резкий ветер, дующий с гор на побережье или долину. ...
Бора - сильный порывистый ветер, дующий с гор к морю или озеру
Тайфун
Разновидность тропического циклона, который типичен для северо-западной части Тихого океана
Тайфун
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо Закачалось деревцо Ветерок все тише, тише
Деревцо все выше, выше
Направление ветра
Направление ветра
Направление ветра – это направление, откуда он дует.Принято различать 8 основных румбов горизонта. Ветер называют по той стороне горизонта, откуда он дует.Измерение скорости ветра производятприбором – анемометром.Направление ветра определяют с помощьюфлюгера, шаров – пилотов, а так же по развевающемуся флажку, по направлению дыма, идущего из труб, но более точно это можно сделать с помощью флюгера.
Штиль (от нем. Stille — тишина) — затишье, безветренная или тихая погода со слабым ветром, скорость которого по шкале Бофорта не более 0,5 м/с. Обычно штили наблюдаются в экваториальной зоне затишья, в области Азиатского антициклона зимой, чаще в котловинах, чем на открытой местности.
Устройство флюгера
Стрелка флюгера (она называется флюгарка) свободно вращается на стержне и острым концом всегда направлена против ветра. Ниже стрелки прикреплены неподвижно 8 указателей основных и промежуточных сторон горизонта. Таким образом, стрелка всегда показывает то направление, откуда дует ветер.
Роза ветров – диаграмма направления ветров
Практическая работа
Цель:
Формирование умений обрабатывать материалы наблюдений за погодой.
Задание: Построить “Розу ветров” используя приведенные данные