Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку географии в 8 классе Разнообразие почв России»
Разнообразие и закономерности распространения почв
Цель
Сформировать представление о закономерностях, распределение почв на территории России
О характерных чертах почв России,
Продолжить учить работать с почвенными картами, таблицей, схемой,
Расширить знания о почве (типах почв).
Рассмотреть основные проблемы, связанные с использованием почв человеком.
Проверка домашнего задания
Что называется почвой?
Назовите условия почвообразования
Какие из них являются главными?
Кто основатель науки о почвах ?
Как различают почвы по механическому составу ?
Назовите свойства почвы.
Почему важна для почвы рыхлая структура ?
Почему почвы в России разнообразны ?
Теоретический вопрос
Где условия почвообразования будут благоприятнее: на острове вулканического происхождения в южном море ( скажем, в Японском) или на острове, поверхность которого покрыта камнями ( в Баренцевом море)
Объясните ?
Теоретический вопрос
Представьте такую ситуацию. В одном из южных тропических морей произошло извержение подводного вулкана. Конус вулкана теперь возвышается над водой. Можно ли на этом острове создать искусственную почву? Как это сделать? Составьте план этого «мероприятия».
Вопрос - размышление
Чешский писатель Карелл Чапек писал: «Человек, в сущности совершенно не думает о том, что у него под ногами. Всегда мчится. Или самое большее взглянет, как прекрасны облака. И ни разу не похвалит, как прекрасна почва».
Задумываетесь ли вы, что значит почва для нас, как она живет, каковы наши земельные ресурсы?
Изучение нового материала
Рассмотреть почвенную карту России.
Задание!
По ходу моего рассказа о типах почв, заполните таблицу:
Природная зона
Типы почв
Содержание гумуса
Свойства почв
Условие почвообразования
Почва арктических пустынь
Почвы- тундрово-глеевые
Почвы –подзолистые
Почвы – таёжно-мерзлотные
Почвы- дерново- подзолистые
Почвы – серые -лесные
Почвы- черноземы, каштановые
Почвы – бурые полупустынь, серо-бурые
Проверка задания!
Природная зона
Типы почв
Арктическая пустыня
Содержание гумуса
Часто отсутствуют или арктическая
Тундра
Свойства почв
Тундрово-глеевые
Крайне мало
Условие почвообразования
Не плодородная
Мало
Маломощные, имеют глеевый слой
Мало тепла и растительности
Вечная мерзлота, мало тепла переувлажнение,
Природная зона
Типы почв
Содержание гумуса
Свойства почв
Условие почвообразования
Лесная
зона
Тайга
Тайга
Подзолистые
Смешанные
Вост.Сибирь
Таёжно-мерзлотные
Мало 1-2%
Промывные, кислые
Мало
Дерново-подзолистые
Широколиственные
Переувлажнение, растит. остатки- хвоя
Малоплодородные, холодные
Больше, чем в подзолистых
Серые лесные
Вечная мерзлота
Более плодородные
4-5 %
Промыв весной, больше растительных остатков
Более плодородные
Промыв весной, больше растительных остатков
Природная зона
Типы почв
Содержание гумуса
Свойства почв
Условие почвообразования
Степи
Чернозём, каштановые
Полупустыни
10 -12 %много
Бурые полупустынь, серо-бурые
Самые плодородные почвы, зернистая структура
Гумуса меньше
К=1, много растительных остатков, много тепла
Засоление почв
сухой климат, разреженный растительный покров. К
закрепление
Используя заполненную таблицу, ответить на вопросы:
Какие почвы формируются под лесами?
В какой зоне происходит наибольшее накопление гумуса?
Какие почвы самые плодородные?
Почему уменьшается накопление гумуса в зоне лесов?
В какой зоне происходит накопление солей?
Почему в лесной зоне, несмотря на большую биомассу растений, гумуса мало?
Почему в Восточной Сибири почвы тайги не подзолистые, как в Европейской части, а таежно-мерзлотные?
Домашнее задание
Выучить основные типы почв и их свойства
Задание по карте . В каких районах нашей страны преобладают эти виды мелиоративных работ? Чем они вызваны?
Орошение
Осушение,
Борьба с эрозией,
Химическая мелиорация.
Список использованных источников
Литература
Жижина Е.А. Универсальные поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 352 с.
Садкина В.И. Физическая география России. – Белгород. АО «Все для школы», 1997.