ГЕОГРАФИЯ 8 класс
Конспект открытого урока
«Почвы и её состав»
Цели урока:
1.Сформировать знание учащихся о почве как особом природном теле, показать великий вклад русского учёного В.В.Докучаева в создание и развитие науки о почвах, раскрыть влияние почвообразующих факторов на формирование почвы, познакомить учащихся со строением и разнообразием почв.
2.Продолжать развивать умение работать с различными источниками информации (учебник, карты атласа, таблицы, Интернет ресурсы), развивать логическое мышление, самостоятельность.
3.Воспитывать любовь к родной земле, бережное отношение к природным богатствам нашей страны.
Оборудование: учебник « География России. Природа. Население. Хозяйство», карты атласа, почвенная карта России, физическая карта России, карточки с заданиями для экспериментов, образцы почв, схемы, компьютер, презентация , приборы и инструменты для проведения опытов
Тип урока: урок формирования знаний.
Методы: исследовательский, познавательный, практико-ориентированный.
Термины и понятия: почва, плодородие, перегной (гумус), почвенный раствор, почвенные горизонты (гумусовый А1; вымывания А2; вмывания В; материнская порода С), почвоведение.
Эпиграф (на доске)
Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что может,
как прекрасна была бы Земля наша. А.П. Чехов
Ход урока:
I. Организационный этап (5 мин.)
Тестирование по пройденному материалу «Внутренние воды России» (карточки)
/Приложение 1./
Определение темы - загадка на слайде 1 Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
А я все терплю и добром плачу.
(Земля- кормилица)
Правильно!!!!
Определение и постановка цели и задач урока,
мотивация учебной деятельности учащихся.
Что мы с вами хотели бы узнать о почве?
что такое почва и каков её состав,
рассмотреть факторы почвообразования,
узнать о вкладе великого учёного Василия Васильевича Докучаева в формировании знаний о почвах,
познакомится с основными характеристиками и разнообразием почв.
План урока.
1.Почва и её состав.
2.Вклад В.В. Докучаева в развитие почвоведения, в формирований знаний о почве.
3.Почвообразующие факторы.
4.Свойства и строение почв (профиль почвы).
II. Актуализация знаний, объяснение нового материала (20 мин.)
1.Слово «почва» или более привычное «земля» вы слышите часто и знакомы с ней ещё с детства, когда совочками и ведёрками помогали родителям весной на огороде делать грядки.
По почве мы ходим, ездим, выращиваем на ней урожай, но не всегда задумываемся: что же такое почва?
В 18 веке шведский естествоиспытатель Карл Линней всё многообразие природы разделил на три царства: растительное, животное и минеральное.
Вопрос к классу:
К какому из этих царств относится почва?
Предполагаемые ответы учащихся:
Мне, кажется, что почва включает свойства всех трёх царств, но это что-то другое.
Верно, вы заметили:
почва – это особое природное тело, обладающее свойствами живой и неживой природы. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия органической и неорганической природы и обладает плодородием, т.е. способностью обеспечить растения необходимыми для их жизнедеятельности питательными веществами, водой, воздухом, теплом.
Можно сказать так: почва – это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием.
Плодородие обусловлено наличием в почвах органического вещества – гумуса или перегноя ( показ картинки на экране).
Благодаря плодородию, почвы являются важнейшим природным богатством нашей страны, которое нужно беречь и охранять. Во время Великой Отечественной войны фашисты увозили на Запад не только драгоценности, шедевры мирового искусства, но и плодородные почвы (чернозёмы) с полей Украины и России.
2.Впервые выделил почву как «особое природное тело» русский учёный Василий Васильевич Докучаев, а продолжил его дело – ученик Владимир Иванович Вернадский.
(на презентации фото, сообщение - О.Дурягина).
Почва- это не только то, что прилипает к нашим рукам после работы на огороде и что мы обычно называем землёй. Помимо этих твёрдых частиц минералов и органических остатков почва состоит также из воды с растворёнными в ней органическими и минеральными соединениями (почвенный раствор), который движется к корням растений и даёт им питание. Почвенный воздух заполняет поры и пустоты и отличается несколько от атмосферного. Посмотрите внимательно на экран, показывающие % содержание газов в атмосферном воздухе и в почвенном. Вы видите, что % содержание углекислого газа и азота значительно выше в почвенном воздухе, чем в атмосферном.
Вопрос к классу: Как вы думаете, почему?
Ответ: Количество углекислого газа увеличивается в результате образования перегноя в почве.
Есть в почве и почвенные живые организмы, прежде всего микроорганизмы, невидимые глазом почвенные бактерии, почвенные водоросли, грибы. А также дождевые черви, многоножки, муравьи, кроты, которые оказывают влияние на процессы почвообразования. Представьте, что один крот передвигает на 1 га 50 тонн почвы, тем самым, измельчая её структуру.
Сделаем вывод.
3. Рассмотрим следующий вопрос: почвообразующие факторы.
В.В.Докучаев назвал почву «зеркалом ландшафта», подчёркивая тем самым то, что она отражает взаимодействия всех компонентов природы и является продуктом этого взаимодействия.
Вопросы к классу:
1.Какие факторы влияют на образование почв?
Ответ: Почвообразующие горные породы, климат, растительность, животный мир, грунтовые воды, деятельность человека, время.
3.Какое влияние оказывает климат на образование почв?
Ответ: Климат обеспечивает почвообразующие процессы влагой и теплом.
4.Как влияют на образования почв живые организмы и растения?
Ответ: Обогащают почву продуктами жизнедеятельности, изменяют структуру почвы, отмирая, растения разлагаются, образуя перегной.
Теперь сделаем вывод: (выводы делают учащиеся)
А). На разных породах образуются различные по составу и свойствам почвы.
Б). От количества и качества органического вещества зависит содержание гумуса.
В). Вода обеспечивает почву влагой.
Г). Деятельность человека может повышать плодородие или наоборот истощать, разрушать почву.
Запишите выводы в тетрадь.
Переходим к следующему вопросу.
ОТДОХНЕМ НЕМНОГО?! (физминутка)
4 . Практическая работа 1
Определение свойств и профиля почвы опытным путем
2 группы получают карточки с заданиями (Приложение 2,3.)
приборы и материалы для проведения работы
Выводы: по итогам проведения работ.
5. Разнообразие почв страны.
Практическая работа 2
Откройте карты атласа, найдите почвенную карту России, взглянув на неё, вы убедитесь, что на территории нашей страны большое разнообразие почв, и отмечены они на карте цветовой окраской.
Вопросы к классу:
1.Проанализируйте карту почв, назовите, какие почвы есть в нашей стране.
2.Как вы думаете, почему почвы нашей страны так многообразны?
3.Какие типы почв сменяют друг друга с севера на юг на территории России?
6. Закрепление - Вопросы к классу:
1. Что нового вы узнали на этом уроке?
2. Что вас заинтересовало и запомнилось?
Мы с вами подробно познакомились с образованием почв и их строением. Будем продолжать разговор и на следующих уроках. И я надеюсь, что вы поняли главное, что почва – это бесценный дар природы человеку, который надо беречь. Земля является матерью, кормилицей, и чем больше мы будем знать о ней, тем бережнее будем относиться, а она нам отплатит щедрыми урожаями. Может быть, кто-то из вас станет продолжать дело В. В. Докучаева, кто-то станет агрономом или трактористом, кем бы вы ни стали, относитесь к земле с почтением, посадите дерево, на клумбе – цветы, уберите мусор, и земля станет краше.
А.П. Чехов сказал:
«Если каждый человек на земле своей сделал бы всё, что может,
как прекрасна была бы Земля наша».
Подумайте над этими словами.
7. Итог урока. Оценка работы
8. Домашнее задание: параграф 23 читать,
составить в тетради краткий план ответа.