ГЕОГРАФИЯ 8 класс
  Конспект открытого урока
   «Почвы и её состав»
 Цели урока:
  1.Сформировать знание учащихся о почве как особом природном теле, показать великий вклад русского учёного В.В.Докучаева в создание и развитие науки о почвах, раскрыть влияние почвообразующих факторов на формирование почвы, познакомить учащихся со строением и разнообразием почв.
  2.Продолжать развивать умение работать с различными источниками информации (учебник, карты атласа, таблицы, Интернет ресурсы), развивать логическое мышление, самостоятельность.
  3.Воспитывать любовь к родной земле, бережное отношение к природным богатствам нашей страны.
 Оборудование: учебник « География России. Природа. Население. Хозяйство», карты атласа, почвенная карта России, физическая карта России, карточки с заданиями для экспериментов, образцы почв, схемы, компьютер, презентация , приборы и инструменты для проведения опытов
 Тип урока: урок формирования знаний.
 Методы: исследовательский, познавательный, практико-ориентированный.  
  Термины и понятия: почва, плодородие, перегной (гумус), почвенный раствор, почвенные горизонты (гумусовый А1; вымывания А2; вмывания В; материнская порода С), почвоведение.
 Эпиграф (на доске)
 Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что может,  
 как прекрасна была бы Земля наша. А.П. Чехов
 Ход урока:
  I. Организационный этап (5 мин.)  
 Тестирование по пройденному материалу «Внутренние воды России» (карточки)
 /Приложение 1./
 Определение темы - загадка на слайде 1 Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
  А я все терплю и добром плачу.  
 (Земля- кормилица)
 Правильно!!!!
 Определение и постановка цели и задач урока,
  мотивация учебной деятельности учащихся.
 Что мы с вами хотели бы узнать о почве?
  - что такое почва и каков её состав, 
- рассмотреть факторы почвообразования,   
- узнать о вкладе великого учёного Василия Васильевича Докучаева в формировании знаний о почвах,   
- познакомится с основными характеристиками и разнообразием почв. 
План урока.
  1.Почва и её состав.
  2.Вклад В.В. Докучаева в развитие почвоведения, в формирований знаний о почве.
  3.Почвообразующие факторы.
  4.Свойства и строение почв (профиль почвы).
 II. Актуализация знаний, объяснение нового материала (20 мин.)
  1.Слово «почва» или более привычное «земля» вы слышите часто и знакомы с ней ещё с детства, когда совочками и ведёрками помогали родителям весной на огороде делать грядки.  
 По почве мы ходим, ездим, выращиваем на ней урожай, но не всегда задумываемся: что же такое почва?
  В 18 веке шведский естествоиспытатель Карл Линней всё многообразие природы разделил на три царства: растительное, животное и минеральное.
  Вопрос к классу:
  К какому из этих царств относится почва?
  Предполагаемые ответы учащихся:
  Мне, кажется, что почва включает свойства всех трёх царств, но это что-то другое.
  Верно, вы заметили:  
 почва – это особое природное тело, обладающее свойствами живой и неживой природы. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия органической и неорганической природы и обладает плодородием, т.е. способностью обеспечить растения необходимыми для их жизнедеятельности питательными веществами, водой, воздухом, теплом.
  Можно сказать так: почва – это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием.  
 Плодородие обусловлено наличием в почвах органического вещества – гумуса или перегноя ( показ картинки на экране).
  Благодаря плодородию, почвы являются важнейшим природным богатством нашей страны, которое нужно беречь и охранять. Во время Великой Отечественной войны фашисты увозили на Запад не только драгоценности, шедевры мирового искусства, но и плодородные почвы (чернозёмы) с полей Украины и России.
 2.Впервые выделил почву как «особое природное тело» русский учёный Василий Васильевич Докучаев, а продолжил его дело – ученик Владимир Иванович Вернадский.
  (на презентации фото, сообщение - О.Дурягина).
  Почва- это не только то, что прилипает к нашим рукам после работы на огороде и что мы обычно называем землёй. Помимо этих твёрдых частиц минералов и органических остатков почва состоит также из воды с растворёнными в ней органическими и минеральными соединениями (почвенный раствор), который движется к корням растений и даёт им питание. Почвенный воздух заполняет поры и пустоты и отличается несколько от атмосферного. Посмотрите внимательно на экран, показывающие % содержание газов в атмосферном воздухе и в почвенном. Вы видите, что % содержание углекислого газа и азота значительно выше в почвенном воздухе, чем в атмосферном.
  Вопрос к классу: Как вы думаете, почему?
  Ответ: Количество углекислого газа увеличивается в результате образования перегноя в почве.
  Есть в почве и почвенные живые организмы, прежде всего микроорганизмы, невидимые глазом почвенные бактерии, почвенные водоросли, грибы. А также дождевые черви, многоножки, муравьи, кроты, которые оказывают влияние на процессы почвообразования. Представьте, что один крот передвигает на 1 га 50 тонн почвы, тем самым, измельчая её структуру.
  Сделаем вывод.
  3. Рассмотрим следующий вопрос: почвообразующие факторы.
  В.В.Докучаев назвал почву «зеркалом ландшафта», подчёркивая тем самым то, что она отражает взаимодействия всех компонентов природы и является продуктом этого взаимодействия.
 Вопросы к классу:
  1.Какие факторы влияют на образование почв?
  Ответ: Почвообразующие горные породы, климат, растительность, животный мир, грунтовые воды, деятельность человека, время.
  3.Какое влияние оказывает климат на образование почв?
  Ответ: Климат обеспечивает почвообразующие процессы влагой и теплом.
  4.Как влияют на образования почв живые организмы и растения?
  Ответ: Обогащают почву продуктами жизнедеятельности, изменяют структуру почвы, отмирая, растения разлагаются, образуя перегной.
  Теперь сделаем вывод: (выводы делают учащиеся)
  А). На разных породах образуются различные по составу и свойствам почвы.
  Б). От количества и качества органического вещества зависит содержание гумуса.
  В). Вода обеспечивает почву влагой.
  Г). Деятельность человека может повышать плодородие или наоборот истощать, разрушать почву.
  Запишите выводы в тетрадь.
  Переходим к следующему вопросу.
 ОТДОХНЕМ НЕМНОГО?! (физминутка)
 4 . Практическая работа 1
 Определение свойств и профиля почвы опытным путем
 2 группы получают карточки с заданиями (Приложение 2,3.)
 приборы и материалы для проведения работы
 Выводы: по итогам проведения работ.
 5. Разнообразие почв страны.  
 Практическая работа 2
  Откройте карты атласа, найдите почвенную карту России, взглянув на неё, вы убедитесь, что на территории нашей страны большое разнообразие почв, и отмечены они на карте цветовой окраской.  
  Вопросы к классу:
  1.Проанализируйте карту почв, назовите, какие почвы есть в нашей стране.
  2.Как вы думаете, почему почвы нашей страны так многообразны?
  3.Какие типы почв сменяют друг друга с севера на юг на территории России?
 6. Закрепление - Вопросы к классу:
  1. Что нового вы узнали на этом уроке?
  2. Что вас заинтересовало и запомнилось?
  Мы с вами подробно познакомились с образованием почв и их строением. Будем продолжать разговор и на следующих уроках. И я надеюсь, что вы поняли главное, что почва – это бесценный дар природы человеку, который надо беречь. Земля является матерью, кормилицей, и чем больше мы будем знать о ней, тем бережнее будем относиться, а она нам отплатит щедрыми урожаями. Может быть, кто-то из вас станет продолжать дело В. В. Докучаева, кто-то станет агрономом или трактористом, кем бы вы ни стали, относитесь к земле с почтением, посадите дерево, на клумбе – цветы, уберите мусор, и земля станет краше.
  А.П. Чехов сказал:
 «Если каждый человек на земле своей сделал бы всё, что может,
 как прекрасна была бы Земля наша».
  Подумайте над этими словами.
 7. Итог урока. Оценка работы
  8. Домашнее задание: параграф 23 читать,  
 составить в тетради краткий план ответа.