kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Почва и ее состав

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Почва и ее состав"  в 8 классе. Является первым уроком из двух, посявященых изучению почв России, типов почв.Целями урока является: 1.Сформировать знание учащихся о почве как особом природном теле, показать великий вклад русского учёного В.В.Докучаева в создание и развитие науки о почвах, раскрыть влияние почвообразующих факторов на формирование почвы, познакомить учащихся со строением и разнообразием почв.2.Продолжать развивать умение работать с различными источниками информации (учебник, карты атласа, таблицы, Интернет- ресурсы), развивать логическое мышление, самостоятельность 3.Воспитывать любовь к родной земле, бережное отношение к природным богатствам нашей страны.

Оборудование: учебник « География России. Природа. Население. Хозяйство», карты атласа, почвенная карта России, физическая карта России, карточки с заданиями для экспериментов, образцы почв, схемы, компьютер, презентация , приборы и инструменты для проведения опытов

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Методы: исследовательский, познавательный, практико-ориентированный.

Термины и понятия: почва, плодородие, перегной (гумус), почвенный раствор, почвенные горизонты (гумусовый А1; вымывания А2; вмывания В; материнская порода С), почвоведение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Почва и ее состав»

ГЕОГРАФИЯ 8 класс

Конспект открытого урока

«Почвы и её состав»

Цели урока:

1.Сформировать знание учащихся о почве как особом природном теле, показать великий вклад русского учёного В.В.Докучаева в создание и развитие науки о почвах, раскрыть влияние почвообразующих факторов на формирование почвы, познакомить учащихся со строением и разнообразием почв.

2.Продолжать развивать умение работать с различными источниками информации (учебник, карты атласа, таблицы, Интернет ресурсы), развивать логическое мышление, самостоятельность.

3.Воспитывать любовь к родной земле, бережное отношение к природным богатствам нашей страны.

Оборудование: учебник « География России. Природа. Население. Хозяйство», карты атласа, почвенная карта России, физическая карта России, карточки с заданиями для экспериментов, образцы почв, схемы, компьютер, презентация , приборы и инструменты для проведения опытов

Тип урока: урок формирования знаний.

Методы: исследовательский, познавательный, практико-ориентированный.

Термины и понятия: почва, плодородие, перегной (гумус), почвенный раствор, почвенные горизонты (гумусовый А1; вымывания А2; вмывания В; материнская порода С), почвоведение.

Эпиграф (на доске)

Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что может,

как прекрасна была бы Земля наша. А.П. Чехов

Ход урока:

I. Организационный этап (5 мин.)

Тестирование по пройденному материалу «Внутренние воды России» (карточки)

/Приложение 1./

Определение темы - загадка на слайде 1 Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

А я все терплю и добром плачу.

(Земля- кормилица)

Правильно!!!!

Определение и постановка цели и задач урока,

мотивация учебной деятельности учащихся.

Что мы с вами хотели бы узнать о почве?

  • что такое почва и каков её состав,

  • рассмотреть факторы почвообразования,

  • узнать о вкладе великого учёного Василия Васильевича Докучаева в формировании знаний о почвах,

  • познакомится с основными характеристиками и разнообразием почв.

План урока.

1.Почва и её состав.

2.Вклад В.В. Докучаева в развитие почвоведения, в формирований знаний о почве.

3.Почвообразующие факторы.

4.Свойства и строение почв (профиль почвы).

II. Актуализация знаний, объяснение нового материала (20 мин.)

1.Слово «почва» или более привычное «земля» вы слышите часто и знакомы с ней ещё с детства, когда совочками и ведёрками помогали родителям весной на огороде делать грядки.

По почве мы ходим, ездим, выращиваем на ней урожай, но не всегда задумываемся: что же такое почва?

В 18 веке шведский естествоиспытатель Карл Линней всё многообразие природы разделил на три царства: растительное, животное и минеральное.

Вопрос к классу:

К какому из этих царств относится почва?

Предполагаемые ответы учащихся:

Мне, кажется, что почва включает свойства всех трёх царств, но это что-то другое.

Верно, вы заметили:

почва – это особое природное тело, обладающее свойствами живой и неживой природы. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия органической и неорганической природы и обладает плодородием, т.е. способностью обеспечить растения необходимыми для их жизнедеятельности питательными веществами, водой, воздухом, теплом.

Можно сказать так: почва – это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием.

Плодородие обусловлено наличием в почвах органического вещества – гумуса или перегноя ( показ картинки на экране).

Благодаря плодородию, почвы являются важнейшим природным богатством нашей страны, которое нужно беречь и охранять. Во время Великой Отечественной войны фашисты увозили на Запад не только драгоценности, шедевры мирового искусства, но и плодородные почвы (чернозёмы) с полей Украины и России.

2.Впервые выделил почву как «особое природное тело» русский учёный Василий Васильевич Докучаев, а продолжил его дело – ученик Владимир Иванович Вернадский.

(на презентации фото, сообщение - О.Дурягина).

Почва- это не только то, что прилипает к нашим рукам после работы на огороде и что мы обычно называем землёй. Помимо этих твёрдых частиц минералов и органических остатков почва состоит также из воды с растворёнными в ней органическими и минеральными соединениями (почвенный раствор), который движется к корням растений и даёт им питание. Почвенный воздух заполняет поры и пустоты и отличается несколько от атмосферного. Посмотрите внимательно на экран, показывающие % содержание газов в атмосферном воздухе и в почвенном. Вы видите, что % содержание углекислого газа и азота значительно выше в почвенном воздухе, чем в атмосферном.

Вопрос к классу: Как вы думаете, почему?

Ответ: Количество углекислого газа увеличивается в результате образования перегноя в почве.

Есть в почве и почвенные живые организмы, прежде всего микроорганизмы, невидимые глазом почвенные бактерии, почвенные водоросли, грибы. А также дождевые черви, многоножки, муравьи, кроты, которые оказывают влияние на процессы почвообразования. Представьте, что один крот передвигает на 1 га 50 тонн почвы, тем самым, измельчая её структуру.

Сделаем вывод.

3. Рассмотрим следующий вопрос: почвообразующие факторы.

В.В.Докучаев назвал почву «зеркалом ландшафта», подчёркивая тем самым то, что она отражает взаимодействия всех компонентов природы и является продуктом этого взаимодействия.

Вопросы к классу:

1.Какие факторы влияют на образование почв?

Ответ: Почвообразующие горные породы, климат, растительность, животный мир, грунтовые воды, деятельность человека, время.

3.Какое влияние оказывает климат на образование почв?

Ответ: Климат обеспечивает почвообразующие процессы влагой и теплом.

4.Как влияют на образования почв живые организмы и растения?

Ответ: Обогащают почву продуктами жизнедеятельности, изменяют структуру почвы, отмирая, растения разлагаются, образуя перегной.

Теперь сделаем вывод: (выводы делают учащиеся)

А). На разных породах образуются различные по составу и свойствам почвы.

Б). От количества и качества органического вещества зависит содержание гумуса.

В). Вода обеспечивает почву влагой.

Г). Деятельность человека может повышать плодородие или наоборот истощать, разрушать почву.

Запишите выводы в тетрадь.

Переходим к следующему вопросу.

ОТДОХНЕМ НЕМНОГО?! (физминутка)

4 . Практическая работа 1

Определение свойств и профиля почвы опытным путем

2 группы получают карточки с заданиями (Приложение 2,3.)

приборы и материалы для проведения работы

Выводы: по итогам проведения работ.

5. Разнообразие почв страны.

Практическая работа 2

Откройте карты атласа, найдите почвенную карту России, взглянув на неё, вы убедитесь, что на территории нашей страны большое разнообразие почв, и отмечены они на карте цветовой окраской.

Вопросы к классу:

1.Проанализируйте карту почв, назовите, какие почвы есть в нашей стране.

2.Как вы думаете, почему почвы нашей страны так многообразны?

3.Какие типы почв сменяют друг друга с севера на юг на территории России?

6. Закрепление - Вопросы к классу:

1. Что нового вы узнали на этом уроке?

2. Что вас заинтересовало и запомнилось?

Мы с вами подробно познакомились с образованием почв и их строением. Будем продолжать разговор и на следующих уроках. И я надеюсь, что вы поняли главное, что почва – это бесценный дар природы человеку, который надо беречь. Земля является матерью, кормилицей, и чем больше мы будем знать о ней, тем бережнее будем относиться, а она нам отплатит щедрыми урожаями. Может быть, кто-то из вас станет продолжать дело В. В. Докучаева, кто-то станет агрономом или трактористом, кем бы вы ни стали, относитесь к земле с почтением, посадите дерево, на клумбе – цветы, уберите мусор, и земля станет краше.

А.П. Чехов сказал:

«Если каждый человек на земле своей сделал бы всё, что может,

как прекрасна была бы Земля наша».

Подумайте над этими словами.

7. Итог урока. Оценка работы

8. Домашнее задание: параграф 23 читать,

составить в тетради краткий план ответа.

Просмотр содержимого документа
«Опыт 1 группа»

Эксперимент – Создание профиля почвы.

Задание:

1)По образцу создать профиль почвы (опытным путём)

2)определить значение горизонтов (послойно), подписать, 3)показать и охарактеризовать горизонты,

4)сделать вывод.


Аo горизонт лесная подстилка (луговой войлок) самая верхняя часть почвенного профиля — лесная подстилка или степной войлок, представляющая собой опад растений на различных стадиях разложения — от свежего до полностью разложившегося.


А1 горизонт накопления гумуса, наиболее темноокрашенный в почвенном профиле, в котором происходит накопление органического вещества в форме гумуса, тесно связанного с минеральной частью почвы. Цвет этого горизонта варьируется от черного, бурого, коричневого до светло-серого, что обусловлено составом и количеством гумуса. Мощность гумусового горизонта колеблется от нескольких сантиметров до 1,5 м и более.


А2 горизонт вымывания – это осветленный горизонт, из которого вынесена часть органических и минеральных соединений, а иногда и все, что может раствориться. По цвету напоминает золу.


В горизонт вмывания в него попадает, то что теряет верхняя часть почвы. Здесь накапливается много мельчайших частиц (ила, глины). В разных климатических условиях на разных горных породах этом горизонте могут накапливаться разные минералы, например, оксиды железа и алюминия, что придает почве красно-бурый цвет. Мощность от 1 см. до 1, 5 м.


С горизонт материнская (почвообразующая) горная порода, из которой сформировалась данная почва, не затронутая специфическими процессами почвообразования (аккумуляцией гумуса, элювиированием и т. д.). , в этом горизонте нет гумуса.










Просмотр содержимого документа
«Опыт 2 группа»

Опыт 3

Профильтруйте воду. С помощью пипетки поместите несколько капель на чистое стекло. Подержите стекло над огнём горелки. После испарения воды на стекле останется очень тонкий белый налёт.

Опыт 4

Нагрейте на огне пробирку с почвой. Над почвой подержите холодное стекло. Чем объяснить, что оно становится влажным?

Если мы будем продолжать нагревать почву, то вскоре увидим дым и почувствуем неприятный запах. Почему?



Опыт 6

Насыпьте в стакан с водой немного почвы. Размешайте её стеклянной палочкой. И дайте воде отстояться. После отстаивания на дно стакана осядет песок, а поверх песка – глина.

Вывод: Состав почвы.













Просмотр содержимого презентации
«ПОЧВА И ЕЕ СОСТАВ»

Меня бьют, колотят,  ворочают, режут,  А я все терплю и добром плачу.  Земля-кормилица

Меня бьют, колотят,

ворочают, режут,

А я все терплю и добром плачу.

Земля-кормилица

«Почва и её  состав».

«Почва и её

состав».

Цели и задачи:

Цели и задачи:

  • сформировать понятие «почва»;
  • дать представление о почвообразовательных процессах, свойствах почвы;
  • изучить почвенный горизонт.
Что такое почва?

Что такое почва?

  • Если бы поверхность нашей Земли не была бы покрыта почвой, человек не смог бы на ней существовать. Без почвы не было бы растительности, и человек и другие животные не смогли бы добыть себе пищу.
  • Почва особое природное тело. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой(органической) и мертвой (неорганической) природы.
  • Почва состоит из твердой, жидкой, газообразной частей и живых организмов.
Почва – это тонкий слой земной поверхности. Он образовался в результате взаимодействия горных пород, климата и живых организмов. Меняются климат, растительность, животный мир, горные породы – меняется и почва.
  • Почва – это тонкий слой земной поверхности.
  • Он образовался в результате взаимодействия горных пород, климата и живых организмов.
  • Меняются климат, растительность, животный мир, горные породы – меняется и почва.
Основное свойство почвы-  Плодородие

Основное свойство почвы- Плодородие

Васи́лий Васи́льевич Докуча́ев (1 марта 1846 — 8 ноября 1903) — известный геолог и почвовед, основатель русской школы почвоведения и географии почв. Создал учение о почве как об особом природном теле, открыл основные закономерности генезиса и географического расположения почв.

Васи́лий Васи́льевич Докуча́ев

(1 марта 1846 — 8 ноября 1903) — известный геолог и почвовед, основатель русской школы почвоведения и географии почв.

Создал учение о почве как об особом природном теле, открыл основные закономерности генезиса и географического расположения почв.

В. В. Докучаев доказал:

В. В. Докучаев доказал:

  • почвы распределяются закономерно
  • определил почвообразующие факторы
  • почва обладает свойствами живой и неживой природы
  • почва обладает плодородием
Докучаев утверждал:  «...почвы и грунты есть зеркало и вполне правдивое отражение, результат векового взаимодействия между водой, воздухом, землей, с одной стороны, растительностью и животными организмами и возрастом страны - с другой».

Докучаев утверждал:

«...почвы и грунты есть зеркало и вполне правдивое отражение, результат векового взаимодействия между водой, воздухом, землей, с одной стороны, растительностью и животными организмами и возрастом страны - с другой».

Твердая часть почвы  - это минеральные и гумусовые вещества  минеральная основа  (50–60 % от общего объёма);

Твердая часть почвы - это минеральные и гумусовые вещества

  • минеральная основа

(50–60 % от общего объёма);

  • органическое вещество (до 10 %)
Жидкая часть почвы -  вода с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями

Жидкая часть почвы - вода с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями

  • вода (25–35 %)
Газообразная часть  (почвенный воздух)  заполняют поры и пустоты в почве

Газообразная часть (почвенный воздух) заполняют поры и пустоты в почве

  • воздух (15–25 %)
Условия почвообразования

Условия почвообразования

Как образовалась почва? Выветривание - химическое Выветривание - физическое

Как образовалась почва?

Выветривание - химическое

Выветривание

- физическое

Почвообразующие факторы Появление первых растений лишайники-пионеры

Почвообразующие факторы

Появление первых растений

лишайники-пионеры

Почвообразующие факторы Деятельность растений

Почвообразующие факторы

Деятельность

растений

Почвообразующие факторы  Деятельность организмов

Почвообразующие факторы

Деятельность организмов

Состав почвы воздух соли вода ПОЧВА гумус глина песок

Состав почвы

воздух

соли

вода

ПОЧВА

гумус

глина

песок

ОТДОХНЁМ немного?!

ОТДОХНЁМ

немного?!

Изучение состава и профиля почвы  опытным путём,  запись выводов в тетрадь.

Изучение состава и профиля почвы опытным путём, запись выводов в тетрадь.

Состав почвы. песок  воздух  вода  соли  глина остатки растений и животных (перегной) живая природа

Состав почвы.

песок

воздух

вода

соли

глина

остатки

растений и

животных

(перегной)

живая природа

О чём говорят расчёты учёных?

О чём говорят расчёты учёных?

  • 1 см почвы образуется в природе за 250-300 лет!
  • 20 см почвы – за 5-6 тысяч лет!
  • Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет,
  • на лугу – за 3 225 лет,
  • а там, где нет растений, – всего за 15 лет!
Вопросы для повторения. 1.Что такое почва? 2. Назвать почвообразующие факторы? 3. Какие различают почвы по механическому составу? 5. Какими свойствами обладает почва? 6. Что такое плодородие почвы? 7. Что такое гумус? 8. Каков состав почвы?

Вопросы для повторения.

1.Что такое почва?

2. Назвать почвообразующие факторы?

3. Какие различают почвы по механическому составу?

5. Какими свойствами обладает почва?

6. Что такое плодородие почвы?

7. Что такое гумус?

8. Каков состав почвы?

Домашнее задание:  §23 читать, составить в тетради краткий план ответа.

Домашнее задание: §23 читать, составить в тетради краткий план ответа.

Спасибо за работу!

Спасибо за работу!

П О Д

П

О

Д


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Почва и ее состав

Автор: Поздышева Любовь Юрьевна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126407

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Почва. Состав почвы "
    ["seo_title"] => string(20) "pochva-sostav-pochvy"
    ["file_id"] => string(6) "177688"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424696216"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Тема урока:" Почва. Состав почвы.""
    ["seo_title"] => string(28) "tiemaurokapochvasostavpochvy"
    ["file_id"] => string(6) "289697"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454852368"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "презентация. Почва. Состав почвы. "
    ["seo_title"] => string(36) "priezientatsiia-pochva-sostav-pochvy"
    ["file_id"] => string(6) "177699"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424697964"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Презентация по окружающему миру "Почва. Состав почвы" "
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiia-po-okruzhaiushchiemu-miru-pochva-sostav-pochvy"
    ["file_id"] => string(6) "131132"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416080028"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект открытого урока по естествознанию на тему: "Почва. Состав почвы""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiektotkrytoghourokapoiestiestvoznaniiunatiemupochvasostavpochvy"
    ["file_id"] => string(6) "319894"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460973880"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства