kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - конференция с использованием облачной технологии по теме «Экологические кризисы: прошлое , настоящее, будущее.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - конференция с использованием облачной технологии по теме «Экологические кризисы: прошлое,  настоящее, будущее.»

Целью урока является - выявить причины социально-экологических проблем современности и связанных с ними экологических кризисов, рассмотрев историю развития экологических связей человечества..Для этого учащимся под руководством учителя  необходимо используя информацию сети Интернет,доступ к презентации  изучить основные этапы природопользования в истории человечества и их воздействие на биосферу; познакомиться  с основными экологическими проблемами. рассмотреть  зависимость всего живого от деятельности человека; систематизировать знания учащихся об антропогенном воздействии человека на природу и его последствиях;развивать навыки поисковой работы в сети, создания общего учебного проекта в виде  презентации, совершенствовать коммуникативные умения учащихся: культуру общения, самостоятельность мышления, ведения дискуссии; навыки самостоятельной работы с учебной и справочной литературой, способности синтезировать, анализировать информацию; осознать роль биологии в решении глобальных проблем современности; раскрыть необходимость рационального использования природы и её охраны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок - конференция с использованием облачной технологии по теме «Экологические кризисы: прошлое , настоящее, будущее.» »

Урок - конференция с использованием облачной технологии по теме «Экологические кризисы: прошлое , настоящее, будущее.»

Цель урока: выявить причины социально-экологических проблем современности и связанных с ними экологических кризисов, рассмотрев историю развития экологических связей человечества.

Задачи урока:

Обучающие: изучить основные этапы природопользования в истории человечества и их воздействие на биосферу; познакомить учащихся с основными экологическими проблемами.

Развивающие: показать зависимость всего живого от деятельности человека; систематизировать знания учащихся об антропогенном воздействии человека на природу и его последствиях;

развивать навыки поисковой работы в сети, создания общего учебного проекта в виде презентации, совершенствовать коммуникативные умения учащихся: культуру общения, самостоятельность мышления, ведения дискуссии; навыки самостоятельной работы с учебной и справочной литературой, способности синтезировать, анализировать информацию.

Воспитывающие: помочь осознать роль биологии в решении глобальных проблем современности; раскрыть необходимость рационального использования природы и её охраны.

Оборудование: статьи, фотографии из сети Интернет, иллюстрирующие хозяйственную деятельность человека; презентация в совместном доступе (приложение 1); персональные компьютеры, экран, проектор.

Ход урока



Эпиграф.

Природа не признаёт шуток, она всегда правдива,

Всегда серьёзна, всегда строга, она всегда права;

Ошибки же и заблуждения исходят от людей.

Иоганн Вольфганг Гёте.

1 этап. Проверка знаний

1. Какие природные явления, свойственные биогеоценозу, отражены в цитате Эразма Дарвина в поэме «Храм природы»? (1802 г)

Охотнице-сове средь ночи тёмной

Не жаль певца любви и неги томной,

А соловей съедает светляка,

Не посмотрев на прелесть огонька;

Светляк же – ночи светоч оживлённый,

Вползая вверх, цветок съедает сонный

( В данном отрывке описана цепь питания).

К этому выводу приходят учащиеся в ходе беседы.

2. А теперь постройте пищевые цепи из предложенных вам организмов в различных биогеоценозах. Для этого предлагается учащимся организовать рабочие группы, выйти на предложенные слайды презентации в общем доступе.

1-я группа – озерный биогеоценоз.

Детритная пищевая цепь: детрит - бактерии.

Пастбищная пищевая цепь : фитопланктон - зоопланктон - карп - щука.

2-я группа – лесной бигеценоз.

Пастбищная: трава-заяц-лиса

Детритная пищевая цепь: детрит – грибы-личинки.

3-я группа- горный биогеоценоз

Детритная: продукты жизнедеятельности мыши-бактерии

Пастбищная цепь питания: трава-пищуха-золотой орел
4-я группа- речной биогеоценоз

Фитопланктон - Зоопланктон - Вобла – Судак

Проводим обсуждение результатов и коррекцию информации на общей презентации, учащиеся характеризуют три основные группы организмов, образующих экосистему, называют продуцентов и консументов в составленных цепях.

2 этап. Изучение нового материала

Мы рассмотрели с вами экологические (пищевые) связи в природе.

- А будет ли человек звеном этих цепей?

Примерный ответ. Да, так как он неотъемлемая часть живой природы.

-Интересно, отличаются ли экологические связи живых организмов от экологических связей с участием человека?

Примерный ответ – Да, но будут проблемы.

Краткий экскурс в историю человека от древних гоминид до человека разумного (Фронтальнная беседа).

-Выходит человек в своем развитии занимал не одну экологическую нишу .

-Интересно какие?

Задания группам : -охарактеризовать

1-нишу первобытных собирателей,

2-нишу первобытных охотников и рыболовов,

3-нишу скотоводов и земледельцев

4- нишу человека в эпоху великих географических открытий и первой промышленной революции,

5- нишу современного человека как биосоциального вида.

Подобрать соответствующий материал в сети Интернет, заполнить соответствующие слайды презентации, подготовиться к обсуждению.

1. 1. Ниша первобытных собирателей.

Сообщение ученика, формулирование выводов:

• в рационе первобытных собирателей преобладала растительная пиша с небольшой долей животной пиши;

• люди постоянно выполняли тяжелую работу по добыванию пиши и осваиванию больших кормовых территорий;

• добытая пиша лишь покрывала их энерге¬тические потребности.

Вывол: отрицательного воздействия на природу со стороны человека не оказывалось.

2. Ниша первобытных охотников и рыболовов.

Сообщение ученика:

• использование орудий охоты (охота группами, устройство загонных ям и загонных путей) позволило занять экологическую нишу хищников;

• начало использования огня привело к увеличению потребления животной пиши.

Вывод: наблюдалось первое отрицательное воздействие на природу — выжигание лесов для целей загонной охоты, затем для подсечно-огневого земледелия.

3. Ниша скотоводов и земледельцев.

Сообщение ученика.

Люди ведут сначала кочевой (кочевое скотоводство), затем оседлый образ жизни, что приводит к:

• уменьшению кормовых площадей, возникновению первых искусственных экосистем, примитивных агроценозов, где выращиваются растения, пригодные для возделывания;

• разведению животных, пригодных для одомашнивания;

• переходу от свойственного всем животным экологического способа добывания пиши к социальному способу — производству продовольствия;

• созданию постоянных поселений с необхо¬димым разделением труда;

• развитию социальных связей.

Вывод: перечисленные факты способствовали появлению устойчивой материальной культуры и привели к возникновению цивилизаций.

Сообщение об отрицательных воздействиях скотоводов и земледельцев на природу:

• на ограниченных территориях освоения человек не мог добывать нужное количество животной пиши (согласно правилу экологической пирамиды (энергии, биомассы, чисел), последующим звеном усваивается лишь 1/10 часть энергии предыдущего звена цепей питания; значит, если продукция скота по массе на порядок меньше его корма, то для получения хотя бы 1/10 продуктов питания в виде животной пиши, человек вынужден иметь биомассу скота, равную биомассе людей, а площади пастбищ — не меньше площадей пашни);

• потребление человеком большей части продукции агроценозов исключало возможность естественного восстановления биомассы растений и плодородия почв. Человек взял на себя функцию воспроизводства, ежегодно обрабатывая, удобряя и засевая поля; обеспечивая кормом и уходом домашних животных. Все это требова-ло дополнительных затрат энергии и освоения новых территорий.

- Какой же выход нашел человек?

-Применение машин и использование ископаемого топлива.

4- Ниша человека в эпоху великих географических открытий и первой промышленной революции.

Сообщение ученика.

  • Стремительно развивающиеся общество приводит к бурному развитию производственных сил. На данном этапе развития ощущается большая потребность в древесине. Она используется на разные цели: для обогрева, строительства и т.д. Массовые вырубки сокращают площади лесов, как следствие, идёт удорожание древесины. Уничтожение и нехватка растительных ресурсов привело к возникновению кризиса продуцентов, вследствие этого, промышленная революция, произошедшая 150 – 350 лет назад.

  • Происходит бурный рост и развитие промышленности, возникают сложные производственные циклы. Рост продукции, создаваемой человеком, и одновременно рост отходов производства столь стремителен, что редуценты не успевают отчищать биосферу от антропогенных загрязнений или вообще не могут этого сделать. Формируется кризис редуцентов. Наряду с этим, возросшее потребление минеральных ресурсов приводит к обеднению их запасов, в связи с чем, этот кризис также называется угрозой нехватки минеральных ресурсов. Данная ситуация разрешилась с помощью научно-технической революции 30-50 лет назад. Научная мысль привела к появлению ресурсоёмких и малоотходных технологий.

  • Через очень короткое время, почти одновременно, наступает ещё два экологических напряжения: термодинамическое (тепловое) и снижение устойчивости экосистем.

  • Человек переходит на более энергоёмкое топливо.

4. Ниша современного человека как биосоциального вида.

Рассказ ученика:

• экологическая емкость среды обитания современного человека существенно расширилась;

• пищевые связи усложнились, произошло удлинение и многократное увеличение

энергетических затрат на единицу конечной продукции;

• к возможности трудовой деятельности человека увеличились благодаря развитию науки и техники, и сейчас он использует не примитивные орудия труда, а сложнейшие механизмы (машины, ракеты, компьютеры);и информационные связи человечества существенно расширились; благодаря компьютерной технике человек способен воспринимать и накапливать информацию любой степени сложности, перерабатывать ее и адресовать не только современникам, но и будущим поколениям;

• человек — единственный вид на планете, способный использовать законсервированную солнечную энергию в виде органического топлива (уголь, нефть, газ), а также атомную энергию;

• все это стало возможным благодаря развитию социальных связей человека и теперь взаимосвязи человека с природой следует определять как социально-экологические, а самого человека — как биосоциальный вид.

Вывод: человек настолько сильно преобразил свою экологическую нишу, что ее уже трудно назвать естественной средой обитания человека.

- В какой же среде живет современный человек?

Рассказ ученика с использованием данных таблицы.

ПРИРОДНАЯ СРЕДА

МАТЕРИАЛЬНАЯ СРЕДА

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

Природная среда — это

все факторы окружающей среды, обеспечивающие жизнедеятельность человека как живого организма: состав воздуха, пища, вода, атмосферное давление, земное притяжение, магнитные поля земли

Материальная среда— среда, созданная человеком или элементы преобразованной человеком среды

Квазиприродная среда— элементы среды, преобразованной человеком: изменения ландшафта
(искусственные экосистемы — агроценозы, парки, каналы,
дороги), состава флоры и фауны, климата, физико-химических свойств воздуха,
воды, почвы.

Техногенная среда- создание искусственных элементов, средств производства и потребления

Социальная среда - это определенным образом организованная совокупность связей людей (от семьи до этноса или государственного общества), в которой формируются и удовлетворяются психологические, культурные, социальные и экономические потребности личности.

Селитебная среда — среда жилищ и населенных пунктов.

Производственная среда — среда рабочих мест и производственных объектов. Иногда это целиком искусственная среда(подводные и космические аппараты)



- Получается, что мы среду своего обитания делаем все более и более искусственной. А как можно назвать экологическую нишу современного человека, где черты искусственной среды обитания проявляются наиболее ярко?

Город — искусственная экологическая ниша современного человека.

Город! Урбанизация — это процесс увеличения городов и городского образа жизни, процесс повышения роли городов в развитии общества. Более половины человечества живет в городах.

- Если мы так сильно меняем среду своего обитания, то это может приводить к кризисным ситуациам .

3 этап Закрепление

-Заполнение окон в таблице «Экологические кризисы и революции в истории цивилизации»)- работа в совместном доступе.

Экологический кризис

В чем проявляется

Экологические революции

Кризис обеднения ресурсов, промысла и собирательства

Племена не могли обеспечить нор­мальные условия существования собирательством

Биотехническая революция — создаются прими­тивные орудия труда

Первый антропо­генный экологичес­кий кризис (консу- ментов, перепро­мысла)

Переиспользование природных ресур­сов в местах посе­лений людей

Сельскохозяйст­венная револю­ция — переход к производящему хозяйству

Кризис примитив­ного поливного земледелия

Исчерпание ресур­сов плодородия почв

Вторая сельскохо­зяйственная рево­люция — широкое освоение неполив­ных земель

Второй антропоген­ный экологический кризис (продуцен­тов)

Исчерпание ресур­сов древесины для топлива и строи­тельства; достиже­ние пределов про­дуктивности дома­шинного сельского хозяйства

Промышленная революция — развитие индустри­альной цивили­зации

Современный гло­бальный экологи­ческий кризис ре­дуцентов (загряз­нение) и угрозы не­хватки минераль­ных ресурсов

Неспособность редуцентов справ­ляться с современ­ными промышлен­ными материалами и другими антропо­генными загрязни­телями. Исключе­ние этих материа­лов из естествен­ных круговоротов веществ в виде промышленных и бытовых отходов. Переиспользование минеральных ре­сурсов

Научно-техничес- кая революция — оптимизация про­изводств с исполь­зованием новых технологий, мате­риалов, техничес­кого оборудования

Глобальный термо­динамический (теп­ловой) кризис

Переиспользование исчерпаемых при­родных ресурсов (каменный уголь, нефть, газ, радио­изотопные руды).

Энергетическая ре­волюция — ис­пользование аль­тернативных видов энергии

Глобальный кризис надежности эколо­гических систем

Сокращение био­разнообразия пла­неты, уменьшение площади естест­венных экосистем, снижение устойчи­вости биосферы

Революция эколо­гического планиро­вания — пере­смотр взаимоотно­шений человечест­ва и биосферы

- Построение графика "Развитие природы и общества в кризисах" и ее анализ .Работа в совместном доступе. Результат выводится на экран.

Вывод: любой экологический кризис приводит к экологической революции, а та, в свою очередь, создает предпосылки для раз­вития следуюшего экологического кризиса.

- В детстве я разобрала булильник, чтобы узнать, как он работает. Но когла я собрала его, у меня остались лишние летали, а булильник работать перестал. Наша совре­менная Земля напоминает мне этот булильник. У природы мы забираем вещества, превращаем их в мусор — "лишние детали", и исключаем из природного круговорота. Скоро наш "будильник" — Земля перестанет работать. Есть ли надежда?

-работа со слайдом «Пути выхода из современного кризиса» Работа в совместном доступе. Результат выводится на экран.

-Человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая дает ему физическую основу для жизни и обеспечивает интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие ... поэтому для человеческого благосостояния и осуществления основных прав людей, включая и право на жизнь, важное значение имеют два аспекта — природная среда и та, которую создал человек."

Вывод: Творцом среды, в которой живет современный человек, является он сам, значит, есть надежда на то, что человек не допустит гибели своей цивилизации и всей планеты Земля.

4.этап Рефлексия. Проведение анкетирования с последующим самоанализом.

Тест – анкета «Природа. Человек. Общество».

1. Вы – редактор журнала об охране природы. Какое название вы дали бы журналу.

А) Человек и природа. Б) Природа и человек.

2. Что должно быть положено в основу природопользования.

А) Законы природы. Б) Законы общества. В) Человеческие потребности.

3. Почему нужно бережно относиться к природе.

А) Природа жива и её, как всё живое, надо любить и преклоняться перед ней.

Б) Возникающие экологические кризисы угрожают жизни человека

4. Согласны ли вы с мнением, что без успешного воздействия на природу невозможно дальнейшее развитие цивилизации.

А) Да. Б) Нет.

5. В чём, по вашему мнению, заключается основная причина экологического кризиса.

А) В несовершенстве производственных технологий Б) В слабости экономике.

В) В нравственно – этических факторах (хищническое, потребительское отношение к природе).

Г) В научно – техническом прогрессе.

5 этап. Домашнее задание Подготовить мини- реферат по одной из тем:

  • Парниковый эффект

  • Загрязнения окружающей среды

  • Озоновые дыры

  • Войны и экологический кризис

.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шавшина Наталья Анатольевна

Дата: 24.07.2015

Номер свидетельства: 223507


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства