Урок - конференция с использованием облачной технологии по теме «Экологические кризисы: прошлое , настоящее, будущее.»
Урок - конференция с использованием облачной технологии по теме «Экологические кризисы: прошлое , настоящее, будущее.»
Урок - конференция с использованием облачной технологии по теме «Экологические кризисы: прошлое, настоящее, будущее.»
Целью урока является - выявить причины социально-экологических проблем современности и связанных с ними экологических кризисов, рассмотрев историю развития экологических связей человечества..Для этого учащимся под руководством учителя необходимо используя информацию сети Интернет,доступ к презентации изучить основные этапы природопользования в истории человечества и их воздействие на биосферу; познакомиться с основными экологическими проблемами. рассмотреть зависимость всего живого от деятельности человека; систематизировать знания учащихся об антропогенном воздействии человека на природу и его последствиях;развивать навыки поисковой работы в сети, создания общего учебного проекта в виде презентации, совершенствовать коммуникативные умения учащихся: культуру общения, самостоятельность мышления, ведения дискуссии; навыки самостоятельной работы с учебной и справочной литературой, способности синтезировать, анализировать информацию; осознать роль биологии в решении глобальных проблем современности; раскрыть необходимость рационального использования природы и её охраны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок - конференция с использованием облачной технологии по теме «Экологические кризисы: прошлое , настоящее, будущее.» »
Урок - конференция с использованием облачной технологии по теме «Экологические кризисы: прошлое , настоящее, будущее.»
Цель урока: выявить причины социально-экологических проблем современности и связанных с ними экологических кризисов, рассмотрев историю развития экологических связей человечества.
Задачи урока:
Обучающие: изучить основные этапы природопользования в истории человечества и их воздействие на биосферу; познакомить учащихся с основными экологическими проблемами.
Развивающие: показать зависимость всего живого от деятельности человека; систематизировать знания учащихся об антропогенном воздействии человека на природу и его последствиях;
развивать навыки поисковой работы в сети, создания общего учебного проекта в виде презентации, совершенствовать коммуникативные умения учащихся: культуру общения, самостоятельность мышления, ведения дискуссии; навыки самостоятельной работы с учебной и справочной литературой, способности синтезировать, анализировать информацию.
Воспитывающие: помочь осознать роль биологии в решении глобальных проблем современности; раскрыть необходимость рационального использования природы и её охраны.
Оборудование: статьи, фотографии из сети Интернет, иллюстрирующие хозяйственную деятельность человека; презентация в совместном доступе (приложение 1); персональные компьютеры, экран, проектор.
Ход урока
Эпиграф.
Природа не признаёт шуток, она всегда правдива,
Всегда серьёзна, всегда строга, она всегда права;
Ошибки же и заблуждения исходят от людей.
Иоганн Вольфганг Гёте.
1 этап. Проверка знаний
1. Какие природные явления, свойственные биогеоценозу, отражены в цитате Эразма Дарвина в поэме «Храм природы»? (1802 г)
Охотнице-сове средь ночи тёмной
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка,
Не посмотрев на прелесть огонька;
Светляк же – ночи светоч оживлённый,
Вползая вверх, цветок съедает сонный
( В данном отрывке описана цепь питания).
К этому выводу приходят учащиеся в ходе беседы.
2. А теперь постройте пищевые цепи из предложенных вам организмов в различных биогеоценозах. Для этого предлагается учащимся организовать рабочие группы, выйти на предложенные слайды презентации в общем доступе.
Проводим обсуждение результатов и коррекцию информации на общей презентации, учащиеся характеризуют три основные группы организмов, образующих экосистему, называют продуцентов и консументов в составленных цепях.
2 этап. Изучение нового материала
Мы рассмотрели с вами экологические (пищевые) связи в природе.
- А будет ли человек звеном этих цепей?
Примерный ответ. Да, так как он неотъемлемая часть живой природы.
-Интересно, отличаются ли экологические связи живых организмов от экологических связей с участием человека?
Примерный ответ – Да, но будут проблемы.
Краткий экскурс в историю человека от древних гоминид до человека разумного (Фронтальнная беседа).
-Выходит человек в своем развитии занимал не одну экологическую нишу .
-Интересно какие?
Задания группам : -охарактеризовать
1-нишу первобытных собирателей,
2-нишу первобытных охотников и рыболовов,
3-нишу скотоводов и земледельцев
4- нишу человека в эпоху великих географических открытий и первой промышленной революции,
5- нишу современного человека как биосоциального вида.
Подобрать соответствующий материал в сети Интернет, заполнить соответствующие слайды презентации, подготовиться к обсуждению.
1. 1. Ниша первобытных собирателей.
Сообщение ученика, формулирование выводов:
• в рационе первобытных собирателей преобладала растительная пиша с небольшой долей животной пиши;
• люди постоянно выполняли тяжелую работу по добыванию пиши и осваиванию больших кормовых территорий;
• добытая пиша лишь покрывала их энерге¬тические потребности.
Вывол: отрицательного воздействия на природу со стороны человека не оказывалось.
2. Ниша первобытных охотников и рыболовов.
Сообщение ученика:
• использование орудий охоты (охота группами, устройство загонных ям и загонных путей) позволило занять экологическую нишу хищников;
• начало использования огня привело к увеличению потребления животной пиши.
Вывод: наблюдалось первое отрицательное воздействие на природу — выжигание лесов для целей загонной охоты, затем для подсечно-огневого земледелия.
3. Ниша скотоводов и земледельцев.
Сообщение ученика.
Люди ведут сначала кочевой (кочевое скотоводство), затем оседлый образ жизни, что приводит к:
• уменьшению кормовых площадей, возникновению первых искусственных экосистем, примитивных агроценозов, где выращиваются растения, пригодные для возделывания;
• разведению животных, пригодных для одомашнивания;
• переходу от свойственного всем животным экологического способа добывания пиши к социальному способу — производству продовольствия;
• созданию постоянных поселений с необхо¬димым разделением труда;
• развитию социальных связей.
Вывод: перечисленные факты способствовали появлению устойчивой материальной культуры и привели к возникновению цивилизаций.
Сообщение об отрицательных воздействиях скотоводов и земледельцев на природу:
• на ограниченных территориях освоения человек не мог добывать нужное количество животной пиши (согласно правилу экологической пирамиды (энергии, биомассы, чисел), последующим звеном усваивается лишь 1/10 часть энергии предыдущего звена цепей питания; значит, если продукция скота по массе на порядок меньше его корма, то для получения хотя бы 1/10 продуктов питания в виде животной пиши, человек вынужден иметь биомассу скота, равную биомассе людей, а площади пастбищ — не меньше площадей пашни);
• потребление человеком большей части продукции агроценозов исключало возможность естественного восстановления биомассы растений и плодородия почв. Человек взял на себя функцию воспроизводства, ежегодно обрабатывая, удобряя и засевая поля; обеспечивая кормом и уходом домашних животных. Все это требова-ло дополнительных затрат энергии и освоения новых территорий.
- Какой же выход нашел человек?
-Применение машин и использование ископаемого топлива.
4- Ниша человека в эпоху великих географических открытий и первой промышленной революции.
Сообщение ученика.
Стремительно развивающиеся общество приводит к бурному развитию производственных сил. На данном этапе развития ощущается большая потребность в древесине. Она используется на разные цели: для обогрева, строительства и т.д. Массовые вырубки сокращают площади лесов, как следствие, идёт удорожание древесины. Уничтожение и нехватка растительных ресурсов привело к возникновению кризиса продуцентов, вследствие этого, промышленная революция, произошедшая 150 – 350 лет назад.
Происходит бурный рост и развитие промышленности, возникают сложные производственные циклы. Рост продукции, создаваемой человеком, и одновременно рост отходов производства столь стремителен, что редуценты не успевают отчищать биосферу от антропогенных загрязнений или вообще не могут этого сделать. Формируется кризис редуцентов. Наряду с этим, возросшее потребление минеральных ресурсов приводит к обеднению их запасов, в связи с чем, этот кризис также называется угрозой нехватки минеральных ресурсов. Данная ситуация разрешилась с помощью научно-технической революции 30-50 лет назад. Научная мысль привела к появлению ресурсоёмких и малоотходных технологий.
Через очень короткое время, почти одновременно, наступает ещё два экологических напряжения: термодинамическое (тепловое) и снижение устойчивости экосистем.
Человек переходит на более энергоёмкое топливо.
4. Ниша современного человека как биосоциального вида.
Рассказ ученика:
• экологическая емкость среды обитания современного человека существенно расширилась;
• пищевые связи усложнились, произошло удлинение и многократное увеличение
энергетических затрат на единицу конечной продукции;
• к возможности трудовой деятельности человека увеличились благодаря развитию науки и техники, и сейчас он использует не примитивные орудия труда, а сложнейшие механизмы (машины, ракеты, компьютеры);и информационные связи человечества существенно расширились; благодаря компьютерной технике человек способен воспринимать и накапливать информацию любой степени сложности, перерабатывать ее и адресовать не только современникам, но и будущим поколениям;
• человек — единственный вид на планете, способный использовать законсервированную солнечную энергию в виде органического топлива (уголь, нефть, газ), а также атомную энергию;
• все это стало возможным благодаря развитию социальных связей человека и теперь взаимосвязи человека с природой следует определять как социально-экологические, а самого человека — как биосоциальный вид.
Вывод: человек настолько сильно преобразил свою экологическую нишу, что ее уже трудно назвать естественной средой обитания человека.
- В какой же среде живет современный человек?
Рассказ ученика с использованием данных таблицы.
ПРИРОДНАЯ СРЕДА
МАТЕРИАЛЬНАЯ СРЕДА
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА
Природная среда — это
все факторы окружающей среды, обеспечивающие жизнедеятельность человека как живого организма: состав воздуха, пища, вода, атмосферное давление, земное притяжение, магнитные поля земли
Материальная среда— среда, созданная человеком или элементы преобразованной человеком среды
Квазиприродная среда— элементы среды, преобразованной человеком: изменения ландшафта (искусственные экосистемы — агроценозы, парки, каналы, дороги), состава флоры и фауны, климата, физико-химических свойств воздуха, воды, почвы.
Техногенная среда- создание искусственных элементов, средств производства и потребления
Социальная среда - это определенным образом организованная совокупность связей людей (от семьи до этноса или государственного общества), в которой формируются и удовлетворяются психологические, культурные, социальные и экономические потребности личности.
Селитебная среда — среда жилищ и населенных пунктов.
Производственная среда — среда рабочих мест и производственных объектов. Иногда это целиком искусственная среда(подводные и космические аппараты)
- Получается, что мы среду своего обитания делаем все более и более искусственной. А как можно назвать экологическую нишу современного человека, где черты искусственной среды обитания проявляются наиболее ярко?
Город — искусственная экологическая ниша современного человека.
Город! Урбанизация — это процесс увеличения городов и городского образа жизни, процесс повышения роли городов в развитии общества. Более половины человечества живет в городах.
- Если мы так сильно меняем среду своего обитания, то это может приводить к кризисным ситуациам .
3 этап Закрепление
-Заполнение окон в таблице «Экологические кризисы и революции в истории цивилизации»)- работа в совместном доступе.
Экологический кризис
В чем проявляется
Экологические революции
Кризис обеднения ресурсов, промысла и собирательства
Племена не могли обеспечить нормальные условия существования собирательством
Биотехническая революция — создаются примитивные орудия труда
Первый антропогенный экологический кризис (консу- ментов, перепромысла)
Переиспользование природных ресурсов в местах поселений людей
Сельскохозяйственная революция — переход к производящему хозяйству
Кризис примитивного поливного земледелия
Исчерпание ресурсов плодородия почв
Вторая сельскохозяйственная революция — широкое освоение неполивных земель
Второй антропогенный экологический кризис (продуцентов)
Исчерпание ресурсов древесины для топлива и строительства; достижение пределов продуктивности домашинного сельского хозяйства
Промышленная революция — развитие индустриальной цивилизации
Современный глобальный экологический кризис редуцентов (загрязнение) и угрозы нехватки минеральных ресурсов
Неспособность редуцентов справляться с современными промышленными материалами и другими антропогенными загрязнителями. Исключение этих материалов из естественных круговоротов веществ в виде промышленных и бытовых отходов. Переиспользование минеральных ресурсов
Научно-техничес- кая революция — оптимизация производств с использованием новых технологий, материалов, технического оборудования
Глобальный термодинамический (тепловой) кризис
Переиспользование исчерпаемых природных ресурсов (каменный уголь, нефть, газ, радиоизотопные руды).
Энергетическая революция — использование альтернативных видов энергии
Глобальный кризис надежности экологических систем
Сокращение биоразнообразия планеты, уменьшение площади естественных экосистем, снижение устойчивости биосферы
Революция экологического планирования — пересмотр взаимоотношений человечества и биосферы
- Построение графика "Развитие природы и общества в кризисах" и ее анализ .Работа в совместном доступе. Результат выводится на экран.
Вывод: любой экологический кризис приводит к экологической революции, а та, в свою очередь, создает предпосылки для развития следуюшего экологического кризиса.
- В детстве я разобрала булильник, чтобы узнать, как он работает. Но когла я собрала его, у меня остались лишние летали, а булильник работать перестал. Наша современная Земля напоминает мне этот булильник. У природы мы забираем вещества, превращаем их в мусор — "лишние детали", и исключаем из природного круговорота. Скоро наш "будильник" — Земля перестанет работать. Есть ли надежда?
-работа со слайдом «Пути выхода из современного кризиса» Работа в совместном доступе. Результат выводится на экран.
-Человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая дает ему физическую основу для жизни и обеспечивает интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие ... поэтому для человеческого благосостояния и осуществления основных прав людей, включая и право на жизнь, важное значение имеют два аспекта — природная среда и та, которую создал человек."
Вывод: Творцом среды, в которой живет современный человек, является он сам, значит, есть надежда на то, что человек не допустит гибели своей цивилизации и всей планеты Земля.
4.этап Рефлексия. Проведение анкетирования с последующим самоанализом.
Тест – анкета «Природа. Человек. Общество».
1. Вы – редактор журнала об охране природы. Какое название вы дали бы журналу.
А) Человек и природа. Б) Природа и человек.
2. Что должно быть положено в основу природопользования.
А) Законы природы. Б) Законы общества. В) Человеческие потребности.
3. Почему нужно бережно относиться к природе.
А) Природа жива и её, как всё живое, надо любить и преклоняться перед ней.
Б) Возникающие экологические кризисы угрожают жизни человека
4. Согласны ли вы с мнением, что без успешного воздействия на природу невозможно дальнейшее развитие цивилизации.
А) Да. Б) Нет.
5. В чём, по вашему мнению, заключается основная причина экологического кризиса.
А) В несовершенстве производственных технологий Б) В слабости экономике.
В) В нравственно – этических факторах (хищническое, потребительское отношение к природе).
Г) В научно – техническом прогрессе.
5 этап. Домашнее задание Подготовить мини- реферат по одной из тем: