Просмотр содержимого документа
«География отдельных видов транспорта»
География отдельных видов транспорта. Основные транспортные пути. Транспорт и охрана окружающей среды
Транспортная система–
совокупность всех видов транспорта, объединенные между собой транспортными узлами, т.е. пунктами, в которых сходятся несколько видов транспорта.
Транспортная магистраль–главные, основные, самые мощные транспортные пути.
Транспортный узел–
пункты, где сходятся несколько видов транспорта или несколько транспортных путей и осуществляется обмен грузами между ними.
В России, где территория занимает более 17 миллионов квадратных километров, транспортная инфраструктура выступает ключевым фактором и стимулирующим элементом экономического роста и развития.
Протяжённость территории России с севера на юг – св. 4 тыс. км, с запада на восток – св. 10 тыс. км.
В И Д Ы Т Р А Н С П О Р Т А
Трубопро-
водный
Элект-
ронный
Воздушный
Наземный
Водный
морской
речной
железно-
дорож-
ный
автомо-
биль-
еый
гужевой
основной из видов транспорта России
40% грузов
свыше 1/3 пассажиров
Протяженность железных дорог – 86 тыс. км.
В перевозке пассажиров самый дешевый вид транспорта.
Наиболее эффективен при перевозке грузов на дальние расстояния.
Основная функция
железнодорожного транспорта РФ –
обеспечение надежного транспортного
обмена между
отдельными регионами страны
В европейской части России расположение железных дорог в основном радиальное.
Здесь находится крупный транспортный узел Москва, от которого расходятся в разные направления магистрали железной дороги.
В Сибири железнодорожная сеть имеет в основном
широтное направление и не столь густа, как в европейской
части России.
Основные
железнодорожные магистрали Сибири и
Дальнего Востока
Транссиб и Байкало-Амурская магистраль (БАМ)
Карта Транссиба и Байкало- Амурской магистралиКрасной линией на карте обозначена Транссибирская
магистраль, зелёной — Байкало-Амурская магистраль
Транссиб является крупнейшей в мире железнодорожной магистралью. Фактическая его протяженность по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) составляет 9288,2 километра и по этому показателю она является самой длинной на планете.
Надежность и регулярность (он практически не зависит от времени года, суток и погоды)
На восток от европейского кольца количество широтных магистралей резко сокращается, в то время, когда растет поток грузов между Сибирью, Уралом и европейской частью РФ.
Относительно свободное размещение - препятствием служат лишь горные территории.
Высокая грузоподъемность.
После распада СССР участки широтных магистралей Транссибирской, Средне-Сибирской, Южно-Сибирской оказались за пределами РФ.
Низкая себестоимость перевозок
Важная задача – строительство новых дорог
на востоке страны.
Создание высокоскоростных магистралей.
Морской транспорт России
особо важное значение!
38% всех грузоперевозок
Обслуживает в основном внешнюю
торговлю! Перевозки между
российскими портами незначительны
(«каботажное плавание»)
Iместов грузообороте страны – Тихоокеанский бассейн
Связь со странами Азии, с Америкой, Австралией.
Крупнейшие порты:
Находка, Владивосток, Восточный, Холмск, Ванино
(разнообразные грузы, в том числе экспорт угля и леса
в Японию.
IIместо– Балтийский бассейн.
Связывает со странами Европы и Америки.
Важнейшие порты:
Санкт-Петербург(перевозка разных грузов, в т.ч. экспорт
леса, металлов, удобрения и др.)
Приморск(экспорт нефти)
Выборг, Балтийск, Калиниград(самый западный порт страны).
В Финском заливе намечено строительство трех новых
портов.
Арктический бассейн
Белое море –Архангельск(экспорт леса)
Баренцево море –Мурманск(экспорт апатитов,
руд металлов и т.д.) – крупнейший незамерзающий
порт бассейна, начало протянувшегося на 11 тыс. км
Северного морского пути.
Связывает европейскую часть России с Сибирью и
Дальним Востоком.А
М.В. Ломоносов писал: «Северный Ледовитый океан есть пространное поле, где усугубиться может Российская слава, соединенная с беспримерной пользою через изобретение Восточно-Северного мореплавания в Индию и Америку».
Атомный ледокольный флот России практически может обеспечивать круглогодичную навигацию по СМП
Крупные морские порты России
Черное море –Новороссийск, Туапсе, Сочи, Анапа(в основномэкспорт нефти, как и через порты на Каспийском море), а также порты Крыма (Феодосия, Керчь, Евпатория, Ялта, Севастополь)
Состав морского флота России.
Рыболовные суда - 45% (траулеры, сейнеры)
Специальные суда – 24% (ледоколы, буксиры)
Сухогрузы – 23% (контейнеровозы, лесовозы)
Наливные суда – 5% (танкеры)
Пассажирские суда – 3%
Достоинства
Недостатки
Дешевый
60% портов мелководны и не могут принимать крупные суда
Большая грузоподъемность
Порты Тихого океана удалены от развитых регионов России
Прямые бесплатные морские пути
Зависит от погодных условий (штормы, большая часть морей России замерзают)
Обеспечивает внешнеторговые связи
Больше 60% судов имеют возраст эксплуатации более 15 лет, а доля новых судов всего 10%
Обеспечивает снабжение районов Крайнего Севера
После распада СССР изменились возможности России для использования морского транспорта.
Потеряны крупные порты.
развит особенно хорошо
в района
многоводных рек.
Внутренние судоходные пути России –
более 80 тыс. км.
Доля в грузообороте – 3,9%.
Специализируется на перевозке
минерально-строительных
материалов – более ¾ всех грузов,
а также на сезонных грузах.
Основной бассейн –
Волго-Камский
Волга – стержень единой водной системы европейской части.
Большое значение имеют созданные судоходные каналы
на севере европейской части РФ: Северная Двина, Сухона,
Онега, Свирь, Нева;
в Сибири: Амур, Енисей, Лена, Обь и др. Сплав леса,
перевозкапродовольствия, промышленных товаров.
В Сибири, в условиях недостаточного развития железных дорог, значение речного транспорта очень велико!
Структура
перевозок грузов
внутренним водным транспортом
(%)
60,0 – строительные материалы
11,5 – нефтепродукты, нефть
11,2 – прочие грузы
8,0 – лесные грузы
3,3 – черные металлы
3,3 – уголь, кокс
2,7 – хим. удобрения
Грузооборот – 0,6%
Среднее расстояние перевозок – 40 км
География автодорог – география
железных дорог
Москва – автомогистраль во все направления
Сибирь, Дальний Восток – снижение числа автодорог
Огромные пространства Севера не имеют автодорог или только
«зимники».
Достоинства
Недостатки
Высокая маневренность
Один из основных загрязнителей
Возможность доставлять грузы непосредственно потребителям
окружающей среды
Зависимость от густоты и качества дорог
Скорость перевозки
При строительства автодорог отторгаются с/х угодья
Вдоль магистрали нельзя вести сбор грибов и ягод, выпас скота, заготавливать сено
Строительство автомобильных дорог зависит от рельефа и климата
Один из дорогих видов транспорта
охватываетперевозками почти все районы страны.
Срочные грузы, скоропортящиеся продукты
Грузооборот невелик
Важнейшая задача – перевозка
пассажиров на дальние расстояния.
Пассажирооборот –IIIместо после автомобильного транспорта и
железнодорожного.
800 аэропортов
50 – международные.
Достоинства
Недостатки
Охватывает практически все районы страны
Дороговизна авиаперевозок
Быстрая перевозка пассажиров на дальние расстояния
Потребляет большое количеств топлива
Наносит существенный ущерб атмосфере. За 1 час полета – 15 тонн топлива, на сгорание которого расходуется 625 тонн воздуха, выбросы продуктов сгорания составляет 66 тонн
В районе аэропорта – шумовое загрязнение
Грузооборот – 55% -Iместо
Нефти – 97%
Газа – 100%
Многие продукты переработки
Основные нефтепроводы:
«Дружба» (Поволжье – Центр – Северо-Запад,
Коми – Центр, Поволжье – Сибирь)
Основные газопроводы:
«Союз», «Сияние Севера», Западная Сибирь – Центр,
Западная Сибирь - Западная Европа, «Сила Сибири» – российский магистральный газопровод для поставок газа из Якутии в Приморский край и страны Азиатско-Тихоокеанского региона открытый в 2019 году.
Достоинства
Недостатки
Прокладка трубопровода дешевле, чем строительство железных дорог
50% трубопровода имеют высокую степень износа
Транспортировка нефти по трубам обходится в 2-3 раза дешевле, чем ж/д транспорта
Случаются разрывы трубопровода
Работа контролируется автоматами, которые обслуживаются небольшим количеством людей
В результате разлива нефти загрязняется природа
Не имеет выбросов в атмосферу
При утечке газа из газопровода возможны взрывы, пожары, гибель людей
Гужевой транспорт
Гужевая повозка – это сани, кабриолеты, повозки, катафалки, кареты, двуколки, детские коляски, тележки, фургоны, фаэтоны, движение которых обеспечивают тягловые животные – лошади, ослы, верблюды, ездовые собаки, слоны и т.д.
В городах сейчас это скорее вид развлечения, в деревнях гужевая повозка используется редко – автотранспорт намного удобнее, надежнее и менее проблематичен. Но на Крайнем Севере, в горах, иных труднопроходимых местностях в отсутствие дорог гужевой транспорт по-прежнему незаменим.
Преимущества подобного транспорта очевидны: он экологически чист; «отходы» являются натуральным удобрением, т.е. их можно использовать вторично; душевный комфорт во время поездки.
Но недостатков более чем достаточно: малая мощность; низкая маневренность; ограниченная скорость; большие габариты; проблемы со стоянкой – поиском места, парковкой и ожиданием хозяина в течение нескольких часов; отсутствие комфорта – шум, тряска, слабая защита от атмосферных явлений (ветра, осадков, перемены температуры); перемещение возможно только на небольшие расстояния; обязательно наличие спецпомещения для содержания животного, повозки, кормов с учетом летнего и зимнего периода; сравнительно небольшая грузоподъемность; необходимо ежедневное и умелое обслуживание.
Электронный транспорт
- представляет собой определенную крайне эффективную с ограниченной специализацией транспортную систему. Передача электрической энергии посредством проводов требует минимальных затрат .
Энергосистема имеет 7 часовых поясов, это позволяет ей уменьшать максимальные напряжения посредством переброски лишней энергии в те местности, где образуется ее нехватка.
Управление системой структурировано . Оно имеет несколько уровней. В результате того, что идет жесткая иерархия и разделение степеней, удается быстро локализовать и ликвидировать аварию.
Головой всей системы является диспетчерский центр, находящийся в Москве. Он занимается управлением станций.
В электронный транспорт входит не только электричество. Это также мобильные и телекоммуникационные сети. Наша страна покрывается небольшими ячейками, которые определяют участки основных станций. Почти в каждом городе или селе есть телевизионные или мобильные вышки, распространяющие и принимающие сигнал на сотни километров.
Возможность строительства электростанций далеко от потребителей . Протяженность страны очень велика, если бы мы начали строить повсеместно электростанции, то их бы потребовалось очень большое количество. За счет проводов этот вид энергии можно доставить в любую точку бескрайней России, при этом без особых усилий и затрат.
Переброска электроэнергии происходит мгновенно . По сравнению с транспортировкой топлива, угля, нефти на нее не уходит никаких затрат. Соответственно и стоимость за киловатт сравнительно невелика.
Надежность . В нашей стране система славится своей надежностью, даже на уровне других государств. Так, за несколько десятков лет не произошло ни одной крупной аварии, которая могла бы привести к межрегиональным отключениям.
Большая протяженность . Дело в том, что сеть охватывает многие уголки России, тем самым снабжая электроэнергией все жилые дома и производственные здания.
Передача информации за короткий промежуток времени в любой уголок мира . Это является несомненным плюсом. Сегодня, мы не можем представить себя без телефонной и радиосвязи. Нам уже давно не нужно писать продуманное письмо, и пытаться уложить в его строках все произошедшее за месяц. Достаточно просто позвонить, и вот мы слышим голос родных и близких людей, совершаем деловые разговоры, осуществляем передачу видео, изображений, звука.
Интернет, телевидение . Благодаря этому мы не чувствуем себя одинокими. Вещания дотягиваются до приемников даже в лесной глуши. Для нас стало настолько обыденным делом легко получать информацию, что мы даже разучились ею пользоваться.
Электроэнергия, производимая восточными регионами настолько велика, что не используется полностью . Зато в центральных областях образуется ее нехватка, в связи с густо расположенными населенными пунктами.
Недостаточное количество электропутей в районах Сибири и в дальневосточных регионах. Эта проблема должна решаться путем строительства новых трасс, а также развитием вторых путей в местностях, где трассы уже существуют.
Шумовое загрязнение мобильными сетями . Телефонные источники тоже входят в эту отрасль. Но они, как бы нам не хотелось в это верить, наносят колоссальный вред природе. Из-за наличия большого количества сетей, пронизывающих все пространство страны, происходит массовое вымирание пчел. Эти насекомые опыляют большую часть растений. Мы рискуем попасть в глобальную катастрофу, сопровождающуюся мировым голодом и вымиранием, если не начнем решать эту проблему сейчас.
Вредные излучения , получаемые людьми во время общения по мобильной связи. Это в основном СВЧ — волны, они пронизывают тело человека полностью, во время разговора по телефону. Отрицательный эффект воздействия имеет накопительное свойство, чем больше человек отдается в распоряжение гаджетам, тем сильнее он будет страдать от головных болей и различных заболеваний.
"Если на Земле исчезнутпчелы , то через четыре года исчезнет и человек." Эту фразу приписывают А. Эйнштейну, хотя, скорее всего, это только легенда.