ФГОС новового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а так же основные психологические условия и миханизмы процесса усвоения знаний. В данной презентации рассказывается о формировании универсальных учебных действий на уроках географии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ФГОС . Формирование УУД на уроках географии »
«Формирование универсальных учебных действийна уроках географии».
Булычева Г.И.
учитель географии
МБОУ «СОШ №30»
г.Озёрска. Челябинской области
ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний.
Согласно вышесказанному на уроках географии:
Эмпирические, теоретические и методологические знания обеспечивают фундаментальный базис географической подготовки в единстве его теоретических и прикладных аспектов и способствуют формированиюгеографического стиля мышления.
1. Задаются ценностные ориентации, доминирующие установки и смыслы всему процессу обучения. 2. Происходит освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве России, отдельных регионов, мира в целом. Позитивный настрой учащихся обеспечивается с помощью таких операций, как 1. проблематизация, 2. мотивация, 3. актуализация имеющегося субъективного опыта, 4. коммуникация, 5. рефлексия.
Освоение географических умений и способов деятельности
6. объяснительно-аналитического,
7. оценочного,
8. прогностического,
9. проектного,
10.коммуникативного характера.
Уровневая дифференциация географических умений включает в себя
11. репродуктивные,
12.продуктивные,
13.креативные умения.
Осмысление функционального назначения этих аспектов позволит учащимся ответить на принципиальные вопросы:знаю зачем, знаю что, знаю как.
Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями создаёт возможности самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Личностные УУД
смыслообразование (интерес, мотивация);
нравственность, этика («что такое хорошо, а что такое плохо»);
личное, эмоциональное отношение к себе и окружающему миру;
формирование интереса к себе и окружающему миру (ребенок задает?);
осознание своего места в мире;
формирование позитивного отношения;
желание выполнить учебные действия;
использование фантазии и воображения при выполнении УУД
В сфере личностных УУД будут сформированы:
Внутренняя позиция ученика;
Личностная мотивация УД;
Ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Регулятивные УУД
целеполагание;
планирование;
прогноззирование;
контроль;
оценка;
волевая саморегуляция
В сфере регулятивных УУД ученики овладевают всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу и реализовывать ее.
Позновательные УУД
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
применение компьютерных средств;
структурирование знаний;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Пример
Урок
«Погода и климат» 6 класс
Задачи урока:
Обучающие (формирование познавательных УУД): закрепление и систематизация учебного материала, формирование образовательной компетентности.
Развивающие (формирование регулятивных УУД): развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, обобщать изучаемые факты, выделять и сравнивать существенные признаки.
Воспитательные (формирование личностных УУД): стимулирование учеников к самооценке образовательной деятельности; воспитание настойчивости в достижении цели и заинтересованности в конечном результате труда.
Познавательные УУД
Найти в тексте параграфа 42 новые понятия.
Самостоятельно сформулировать правила к понятиям.
Пользуясь компьютерными средствами определить тип погоды для определенного города.
Записать в тетрадь погоду сегодняшнего дня с помощью условных знаков.
Регулятивные УУД
Игра «Найди пару»
Показатели состояния погоды определяют с помощью специальных измерительных приборов. Установите соответствие между показателями погоды и измерительными приборами.
А. Температура воздуха
Б. Атмосферное давление
1. Осадкомер
В. Сила ветра
2. Флюгер
3. Снегомерная рейка
Г. Влажность воздуха
Д. толщина снежного покрова
4. Барометр
О. Осадки
5. Термометр
6. Гигрометр
Выделите признаки устойчивой и неустойчивой погоды
1. Ясное небо зимой. 2. Облачность возрастает. 3. Дым поднимается вверх. 4. Облака приближаются с запада и отпускаются. 5. Сильный ветер днем, стихает ночью. 6. Давление высокое, не изменяется. 7. К ночи теплеет. 8. Солнце садится в тучи, закат красный. 9. Ночью в низинах холоднее, чем на холмах. 10.Небо безоблачно.
Личностные УУД
Осознание себя
в окружающем мире.
Влияние погоды на
деятельность
человека.
ВЫВОД
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частностиусвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащихся;создают возможность обучения в зоне ближайшего развития учащегося;
УУД способствуют достижению высокой успешности в усвоении учебного содержания;создают предпосылки для перехода к самообразованию;
обеспечивают формирование осознанности и критичности учебных действий.
Источники информации
Вахрушев А.А., Горячев А.В., Данилов Д.Д., Бунеева Е.В. , Чиндилова О.В., Козлова С.А. «Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования (образовательная система «Школа 2100»)»
Родыгина О.А « Формирование универсальных учебных действий в школьном курсе «География России»»