На 31 октября 2011 года численность населения планеты составила 7 млрд. человек[1]. Согласнодемографическим исследованиям, численность населения продолжает быстро увеличиваться, хотя прирост сократился почти вдвое по сравнению с показателем 1963 года, когда он достиг пикового значения.
Самое крупное в мире государство по численности населения - Китай, после 2025 года, возможно, его догонитИндия, до 1991 года третьим по численности населения был Союз Советских Социалистических Республик, после его распада третьим стали США, которые после 2006 года имели 300 млн чел (более чем страны СНГ), Индонезия,Бразилия занимают четвёртое и пятое место по численности населения, Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Россиязанимают шестое, седьмое, восьмое и девятое места.
В июле 2010 года Россия (140 млн.чел.) находится на 9-м месте в мире по численности населения: с первого по восьмое места занимают страны соответственно - Китай (1 млрд.338 млн.чел.), Индия (1 млрд.156 млн.чел.), США (307 млн.чел.), Индонезия (240 млн.чел.), Бразилия (198 млн.чел.), Пакистан (174 млн.чел.), Бангладеш (156 млн.чел.), Нигерия (149 млн.чел.). (информация представлена с сайта База данных ЦРУ)
31 октября 2011 года несколько стран заявили о рождении семимиллиардного человека планеты. Так например, Россия заявила о его рождении в г. Калининград. Тем не менее эксперты Международного института прикладного анализа систем в Лаксенбурге (Австрия) отмечают, что рубеж в 7 миллиардов человек будет преодолен между июлем 2012 и апрелем 2013 года. Когда точно - никому не известно. В ООН также заявляют, что невозможно точно знать, где родился "юбилейный младенец". Именно поэтому от практики называть таковым конкретного ребенка было решено отказаться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
высокий уровень социально-экономического развития;
высокий уровень урбанизации (в сельской местности рождаемость выше, в городах - ниже);
изменение статуса женщин, эмансипация и появление новой системы ценностей;
увеличение доли старших возрастов - старение нации;
производственный травматизм.
ПРИЧИНЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ВЫСОКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РОЖДАЕМОСТИ
низкий уровень развития экономики, с преоб-ладанием сельского хозяйства;
невысокий уровень урбанизации (в селе рож-даемость выше);
своеобразный общественный уклад, религиозные обычаи, поощряющие многодетность;
подневольное положение женщин, ранние браки;
использование достижений современной медицины для борьбы с эпидемическими заболеваниями;
запреты по планированию семьи в мусульманских странах.
Формы управления демографическими процессами
Планирование семьи (через снижение рождаемости) в странах Южного региона
Предотвращение падения численности населения (через увеличения рождаемости) в странах Северного региона
Меры демографической политики
Направленные на снижение численности населения
Повышения возраста вступления в брак (Китай – 22, Индия – 21, Сингапур – 26)
Применение контрацептивов
Добровольная стерилизация мужчин и женщин
Большинство стран современного мира стремятся управлять воспроизводством населения, проводягосударственную демографическую политику.
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ
ПОЛИТИКА
- ЭТО СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНЫХ, ЭКОНОМИЧЕС-КИХ, ПРОПАГАНДИСТСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ ГОСУДАРСТВО ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА РОЖДАЕ-МОСТЬ В ЖЕЛАТЕЛЬНОМ ДЛЯ СЕБЯ НАПРАВЛЕНИИ.
НАПРИМЕР …
В конституции Китайской Народной Республики говорится о том, что супруги должны осуществлять плановое деторождение. Создан комитет по плановому деторождению, на рождение ребенка надо получить разрешение местных властей. Установлен более поздний возраст для вступления в брак. В период учебы в институте браки не разрешаются. Осуществление этой политики уже дало большие результаты.
Рассмотрим вопрос о
качестве населения.
Меры направленные на повышение рождаемости и естественного прироста
Единовременные ссуды молодёжи
Пособия в связи с рождением каждого ребёнка
Ежемесячные пособия на детей
Длительные отпуска по беременности и родам
Преимущественное право на приобретение квартир
Для каких стран применимы перечисленные меры?
КАЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ
ЭТО КОМПЛЕКСНОЕ ПОНЯТИЕ, УЧИТЫВАЮЩИЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ:
КУЛЬТУРНЫЕ
СОЦИАЛЬНЫЕ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
(уровень грамотности, интернет, театров на душу населения)
(уровень здравоохранения, развитие
(душевой доход, занятость, калорийность
демократических институтов)
питания)
ОДНИМ ИЗ ГЛАВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ СЛУЖИТ ПОКАЗАТЕЛЬ СРЕДНЕЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ. В СРЕДНЕМ ОН СОСТАВЛЯЕТ 66 ЛЕТ.
СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ В МИРЕ (КОНЕЦ ХХ ВЕКА)
САМЫЙ НИЗКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
36 лет
СЬЕРРА-ЛЕОНЕ
ГВИНЕЯ
ГАМБИЯ
БУРКИНА-ФАСО
САМЫЙ ВЫСОКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
80 лет
ЯПОНИЯ
АВСТРАЛИЯ
ШВЕЦИЯ
КАНАДА
ЧИСЛЕННОСТЬ И ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ.
П р о в е р ь с е б я.
НАУКИ О НАСЕЛЕНИИ.
ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ
ВОСПРОИЗВОДСТВО
НАСЕЛЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.
НАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ
Дайте определения понятиям:
Демография;
Воспроизводство;
Естественный прирост;
Демографический взрыв;
Демографическая политика;
Типы воспроизводства;
Демография;
Раса;
Этнос.
Какова динамика численности населения мира? Сколько жите-лей на нашей планете?
Чему равен ежегодный прирост населения?
Назовите десятку стран-лидеров по населению?
Какова доля экономически раз-витых и развивающихся стран в мировом населении?
1. Какие типы воспроизводства существуют в современном мире? Чем они отличаются друг от друга?
2. Для каких стран характерен первый тип, а для каких – второй?
3. Какие причины вызывают разные типы воспроизводства?
4. Может ли государство влиять на воспроизводство населения? Приведите примеры.
КАЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ
Что понимают под понятием «качество населения»?
Что является главным показателем качества населения?